В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лучший подарок Сталин получил от Гитлера Назад
Лучший подарок Сталин получил от Гитлера

Лучший подарок Сталин получил от Гитлера21 декабря 2004 года исполняется 125 лет со дня рождения Сталина. При его жизни существовал даже огромный музей подарков к этой дате. Но лучший дар советскому вождю, как ни странно, преподнес немецкий фюрер. В декабре 1939 года в `Правде` была опубликована телеграмма Адольфа Гитлера Иосифу Сталину: `Ко дню Вашего шестидесятилетия прошу принять мои самые искренние поздравления. С этим я связываю свои наилучшие пожелания`. Материализовались же они ровно через 2 года - в декабре 1941.

Штабные галлюцинации

Осенью 1941 года фашистская Германия рвалась к Москве. 16 сентября командование группы армий `Центр` изложило свой замысел операции на московском направлении, получившей наименование `Тайфун`: город намечалось блокировать, разрушить артиллерийским обстрелом, а население - уморить голодом. Еще в октябре фюрер решил, что `капитуляция Москвы не должна быть принята, даже если она будет предложена противником`. Вплоть до конца ноября в генштабе считали, что `Россия как военная сила не представляет более опасности для строительства Европы. Противник потерпел решающее поражение`.

Реальные события пошли вразрез с генштабовскими планами. 1 декабря командующий группой армий `Центр` генерал-фельдмаршал Теодор фон Бок в своем дневнике записал: `На неоднократно посылавшиеся главному командованию сухопутных войск запросы и донесения группы армий с указанием на угрожающее состояние войск был получен ответ: наступление следует продолжать даже при наличии опасности, что войска полностью сгорят. Представление, будто противник перед фронтом группы армий был `разгромлен`, как показывают бои за последние 14 дней, галлюцинация`.

Как ни странно, но в решающий день Московской битвы - 5 декабря - в дневнике начальника генштаба сухопутных войск Франца Гальдера появилась только скупая дежурная запись: `На шоссе Дмитров-Москва усиленное движение. Эвакуация Москвы продолжается`. На совещании у Гитлера, состоявшемся в тот же день, никто ни словом не обмолвился о начавшемся контрнаступлении советских войск.

7 декабря командующий группой армий `Центр` фон Бок сделал в своем дневнике более откровенную запись: `Ужасный день... В ошеломляюще короткий срок русский снова поставил на ноги разгромленные дивизии, бросил на угрожаемые участки фронта новые из Сибири, Ирана и с Кавказа и стремится заменить свою потерянную артиллерию множеством ракетных орудий`.

И наконец совсем уже мистически упаднические слова начштаба 4-й армии генерала Гюнтера Блюментрита: `Когда мы вплотную подошли к Москве, настроение наших командиров и войск вдруг резко изменилось... Воспоминание о Великой армии Наполеона преследовало нас, как привидение... Все больше становилось совпадений с событиями 1812 года. Но эти неуловимые предзнаменования бледнели по сравнению с периодом грязи или, как его называют в России, распутицы, которая теперь преследовала нас, как чума`.

8 декабря Гитлер подписал директиву N 39, которая была отпечатана в 14 экземплярах с грифом `Сов. Секретно. Только для командования` и начиналась так: `Преждевременное наступление зимы на Восточном фронте и возникшие в связи с этим затруднения в подвозе снабжения вынуждают немедленно прекратить все крупные операции и перейти к обороне`. Гитлер лукавил - и он, и все командование Вермахта не могли не знать, что в декабре в России не бывает `преждевременной зимы`, а бывает зима настоящая - с сугробами и морозами под 40 градусов.

Тем не менее, в Ставке продолжали закрывать глаза на неудавшийся `Тайфун`. 16 декабря последовал приказ, который запрещал отступление: `Командующие армиями, командиры соединений и все офицеры своим личным примером должны заставить войска с фанатическим упорством оборонять занимаемые позиции, не обращая внимания на противника.` Можно сказать, этим документом Гитлер признал, что наступление на Москву полностью провалилось, но делать из этого далеко идущие выводы в отношении мощи Советского Союза он не желал.

Генерал-ефрейтор

Сталин еще перед войной делал своеобразные подарки германскому `коллеге`. Репрессии против советских маршалов Якира, Блюхера, Тухачевского, заподозренных в антиправительственном заговоре (стоит, правда, отметить, что примерно в те же годы и Гитлер слегка `подчистил` своей генералитет), перевооружение Красной армии в конце 30-х, неверие в донесение разведчиков о сроках начала войны ... Но в двух диктаторах было много общего. Подобно `великому советскому полководцу` `германский военный гений` тоже любил перекладывать собственные просчеты и объективные причины неудач на плечи своих генералов.

19 декабря, как зафиксировал в своем дневнике Гальдер, Гитлер вызвал на ковер генерал-фельдмаршала Вальтера фон Браухича. Между фюрером и главнокомандующим сухопутными силами состоялась двухчасовая беседа с глазу на глаз. После этого Браухич заявил начальнику штаба верховного главнокомандования вооруженными силами Вильгельму Кейтелю: `Я еду домой, он отправил меня в отставку, я больше не могу`.

Министр пропаганды Йозеф Геббельс, излагая в своем дневнике беседу с Гитлером о причинах провала блицкрига, писал, что `большую долю ответственности за это несет Браухич. Фюрер не может говорить о нем без презрения. Тщеславный, трусливый негодяй, который не мог правильно оценить обстановку, не говоря уже о том, чтобы стать ее хозяином. Своим постоянным вмешательством и непрестанным неповиновением он полностью испортил весь план Восточной кампании. Фюрер не имел никакого намерения наступать на Москву. Он хотел захватить Кавказ и тем самым поразить советскую систему в ее самом уязвимом месте`.

За провал гитлеровских планов под Москвой и на других участках советско-германского фронта должен был поплатиться не один Браухич. Гитлер сместил с должностей 34 немецких генерала, в том числе фон Браухича, Гальдера, фон Бока, Гудериана, командующих 4-й танковой и 9-й армиями.

После этого на фронте было зачитано следующее обращение: `Солдаты сухопутной армии и войск СС! Освободительная борьба нашего народа близится к своему кульминационному пункту! Предстоят решения мирового значения! Главным участком борьбы является сухопутная армия! Поэтому с сегодняшнего дня я лично принял командование сухопутными войсками. Участники многих сражений мировой войны - я неразрывно связан с Вами единой волей к победе! А.Гитлер. Ставка, 19 декабря 1941 г.`

21 декабря Иосифу Сталину, который перестал широко праздновать свой день рождения с 1939 года, исполнилось 62 года. И он, несомненно, радовался немецкому подарку. В тот же день начальник генштаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер записал в своем дневнике: `Положение стало критическим - необходимо срочно произвести отвод войск`. Адольф Гитлер тем вечером еще ни о чем не догадывался, бывший ефрейтор упивался своей новой ролью `мессии Восточного фронта` и требовал от подчиненных `зарыться в землю и защищать каждый квадратный метр территории`.



Наталья Елисеева
22.12.2004
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 216014
Опублик.: 22.12.04
Число обращений: 229


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``