В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алу Алханов: `Переговоров с Масхадовым не будет` Назад
Алу Алханов: `Переговоров с Масхадовым не будет`
3 января 2005 года исполнится 100 дней со дня вступления в должность президента Чеченской Республики Алу Алханова. Накануне этой даты он дал интервью Стране.Ru. В частности, глава Чечни заявил, что готов к переговорам с представителями оппозиции, но `не с Масхадовым и ему подобными`. А одной из самых актуальных проблем, связанных с безопасностью в регионе, он назвал похищение людей, которым `занимаются и федералы, и республиканские правоохранительные органы, и бандиты`.

- Алу Дадашевич, как вы оцениваете ситуацию в Чечне?

- В Чеченской республике прошли две военные компании. Все об этом знают. Но сегодня я могу уверенно сказать, что никакой войны здесь нет. Этот этап нашей современной истории мы, к счастью, уже преодолели.

Конечно, в республике еще имеют место и террористические акты, и подрывы. Совершаются также и тяжкие преступления. Но терроризма в чистом виде у нас стало уже гораздо меньше. При этом хочу отметить, что большинство преступлений, которые сегодня еще совершаются в республике, имеют чисто уголовный, криминальный характер.

Кстати, по статистике, в этом году в республике наметилось снижение уровня преступности, в том числе тяжких преступлений: похищений, террористических актов. И все это, я считаю, благодаря тем мерам, той работе, которая проводится и республиканскими, и федеральными силовыми структурами. И у руководства, у жителей нашей республики есть уверенность в том, что в перспективе здесь все-таки наступить мир.

- Но ведь только силовыми методами нельзя достигнуть мира. Это, наверное, уже все поняли.

- Безусловно. Сегодня, прежде всего, необходимо решить проблемы социального и экономического характера. Что мы и стараемся делать в соответствии с планами экономических преобразований, которые намечены федеральным центром и планируются правительством республики.

В силу того, что фаза активных военных действий прошла, в республике наметилась четкая линия нормализации жизни. У нас появилась возможность заложить крепкий фундамент для экономического развития, для восстановления экономики, социальной сферы республики.

Уже в этом году мы смогли решить ряд серьезных экономических вопросов. А 2005 год в экономическом плане, я думаю, станет для нас еще более благоприятным. У нас уже есть ряд крупных проектов. И не только по восстановлению социально-экономических объектов, но и по строительству новых. Например, в следующем году мы запланировали открытие двух новых больниц, несколько родильных домов, школ. Также начнем строительство жилого фонда на площади Минутка. Кроме того, уже сейчас готовятся 4 строительных площадки под возведение примерно 600 тысяч квадратных метром жилья в Грозном.

Планируя все это, мы, конечно, понимали, что собственными силами нам не справиться. Чтобы все это реализовать, нам необходимо привлечь инвесторов. Поэтому мы заключили договор с правительством Москвы, у которого очень большой опыт строительства жилья. Участие строительных организаций Москвы позволит нам развить собственную строительную индустрию. Также мы ведем сегодня переговоры и с другими инвесторами.

В 2005 году мы намерены возобновить работу наших собственных заводов по производству кирпича, железобетона и других стройматериалов. Это позволит нам снизить себестоимость тех же квартир.

- В последнее время Масхадов все чаще стал призывать власти сесть за стол переговоров. При этом выступает он от имени чеченского народа. Что вы думаете по этому поводу?

- От имени народа Чеченской Республики сегодня никто не должен и не вправе делать заявления, кроме президента. В настоящее время такое право дано только мне, как президенту республики, избранному на выборах в августе этого года.

Масхадова, конечно, понять можно. Он не желает смириться, что распрощался с властью. Ведь народ-то не просит его совершать и организовывать террористические акты, не просит его вести борьбу за этот народ. Народ желает мира, он устал от войны, он хочет нормально жить в составе России, точно также как это делают другие народы. Об этом более чем красноречиво говорят итоги голосования на референдуме в марте 2003 года. Тем не менее, Масхадов продолжает вести никому не нужную борьбу, терроризирует собственный народ.

И если вам кто-то говорит, что чеченцы хотят войны и намерены отстаивать свою независимость - не верьте этому. Чеченский народ хочет только одного - жить созидательной, нормальной жизнью.

Что касается переговоров. Мы готовы их вести. Мы готовы даже, если будет необходимо, выйти с ходатайством на имя президента России. Но говорить мы будет не с Масхадовым и ему подобными.

Знаю, что тема переговоров очень актуальна на Западе. Там часто спрашивают, почему вы не идете на переговоры. Еще раз повторю, мы наоборот настроены на конструктивную беседу, мы никогда не были противниками переговоров с теми, кто хочет вернуться к мирной жизни.

Мы уже сделали ряд шагов, направленных на всечеченское урегулирование, на всечеченское согласие. Достаточно сказать, что результатом такой нашей политики стал переход на нашу сторону порядка 5 -7 тысяч бывших членов НВФ. Они поняли, что были обмануты. Они поняли, что народу эта война не нужна. Поэтому они пришли к нам и сегодня работают в федеральных и республиканских правоохранительных структурах, защищают свой народ, выполняют свой служебный долг.

Мы и сегодня готовы рассмотреть любые предложения, я всегда об этом говорил и заявляю снова. Если, конечно, эти предложения будут вести нас к миру...

- Кстати, вы заявили, что в октябре 2005 года состоятся выборы в парламент республики. Как вы считаете, смогут ли стать депутатами Чечни те, кто был на той стороне?

- Да, парламентские выборы обязательно состоятся в Чеченской Республике. И цель этих выборов не только создать законодательную власть. Цель этих выборов - сформировать еще одну ветвь власти, которая должна направить все свои усилия на укрепление мира и способствовала бы дальнейшему укреплению межчеченского согласия.

Я имею рабочие контакты даже с бывшими депутатами ичкерийского парламента. Считаю, что те из них, кто действительно заинтересован в том, чтобы в республике не гремели выстрелы, не подрывались ни в чем неповинные люди, смогут участвовать в выборах и стать депутатами, если, конечно, народ захочет их избрать. Они сегодня уже готовятся к парламентским выборам.

Ведь никто у них право выбора, право баллотироваться не отнимал. И мы заинтересованы в том, чтобы такие люди, способные содействовать воцарению мира на нашей земле, были представлены в парламенте.

- Но, похоже, не все сегодня в Чечне готовы вернуться к мирной жизни. Что вы намерены делать с теми, кто не сложит оружие?

- Недавно я принимал участие в заседании регионального оперативного штаба и одним из вопросов, который рассматривался там, был вопрос, связанный с нейтрализацией главарей НВФ и ликвидацией бандгрупп. И смею вас заверить, эта задача будет выполнена. И в соответствии со своими планами работ, планами мероприятий будут заниматься по выполнению тех поручений, которые даны руководителями оперативного штаба.

Кроме того, на РОШе также обсуждался еще один не менее важный для нас вопрос - это противодействие похищению людей и пресечение незаконных действий всех силовых структур в отношении граждан республики. При этом, все руководители силовых структур федеральной группировки войск и правоохранительных органов республики получили на это счет конкретную задачу.

- Алу Дадашевич, и все же кто конкретно виновен в похищениях людей?

- Похищением людей занимаются, к великому сожалению, и федералы, и республиканские правоохранительные органы, и бандиты. Хотя, что касается силовых структур, то здесь нужно говорить не о похищениях, а скорее о нарушениях законов некоторыми представителями силовых структур.

- Объясните, а в чем отличие? Что бандиты похищают, что федералы нарушают закон - человек-то все равно пропадает.

- Люди, задержанные сотрудниками силовых структур, скажем, по подозрению в совершении тяжких преступлений, своевременно не фиксируются в соответствующих журналах. В некоторых случаях об этом не извещают даже, к великому сожалению, территориальный орган МВД, хотя в соответствии с законом они это обязаны сделать.

Вот и получается, что человек задержан по подозрению в совершении тяжких преступлений, с ним проводятся следственные действия, а в местных органах власти он по заявлению родственников фиксируется как похищенный неизвестными. Есть такие факты.

Сегодня похищениями занимаются и сами члены НВФ. Кроме того, некоторые бандиты, когда уходят в леса, специально, чтобы скрыть участие в НВФ, просят своих родственников подать заявление о том, что человек похищен. Есть и такие факты.

А в целом у нас складывается такая картина в части похищения людей. В 2000 году было официально зарегистрировано под тысячу похищений. В 2001 - порядка 750. В 2003 - 362 похищения. В этом году - 175 фактов. При этом хочу отметить, что в этом году из 175 похищенных людей в результате принятых мер вернулось домой 47 человек.

ГРОЗНЫЙ. Андрей Пилипчук, Страна.Ru.
15.12.2004
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 215661
Опублик.: 15.12.04
Число обращений: 97


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``