В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Страны Западной Европы и Северной Америки Назад
Страны Западной Европы и Северной Америки
Ослабление государственного регулирования в области телекоммуникаций, появление глобальных рынков, слияние медиа-средств, развитие телекоммуникации и ИТ поставили перед мировым сообществом новые проблемы. Становится все сложнее отделить телекоммуникацию от сетевой коммуникации (Интернет, электронная торговля, Интернет-телефония), электронных средств информации и контента (телерадиовещание, мультимедиа, онлайновые услуги). Конвергенция электронных услуг и сетей - это мировое явление, которое выходит за рамки национальных границ, и обостряет международную конкуренцию.

В тоже время безработица и ее разрушительное воздействие в обществе говорят о том, что сейчас как никогда пришло время использовать новые экономические возможности, которые дают нам информационное общество и его быстрое развитие. Речь идет о реальном политическом вызове. Экономический рост и длительное процветание могут продолжаться лишь при условии лучшего использования ИТ, увеличения производительности и появления новых продуктов и услуг. Совершенствование услуг, таких как цифровое телевидение и Интернет, открывает перспективу для появления множества услуг, в дополнение к существующим, совершенно новых. Однако техническая конвергенция, порожденная цифровыми технологиями и сближением технологий, некогда далеких друг от друга, не дает повода думать, что будущие изменения коснутся главным образом технических вопросов.

Масштаб и формы использования ИТ в странах Зап. Европы и Сев. Америки будут зависеть от уровня предлагаемых для профессиональной и повседневной деятельности дополнительных услуг и, что немаловажно, от политических инициатив, имеющих отношение к зарождающемуся информационному обществу.


Рынки ИТ и мультимедиа


Мировой рынок ИТ за 1994-97 гг. возрос с 910 млрд. до 1 225 млрд. евро, что соответствует росту в 35%. США занимают доминирующую позицию с 424 млрд. евро (35%). На втором месте Европа с 371 млрд. евро (30%), затем Япония - 171 млрд. (14%). Доля остальных стран составляет 259 млрд. евро (21%). Здесь сильный рост объясняется высокой степенью развития в странах Азии и Латинской Америки, 1998). Экономическая важность роста ИТ объясняется также значительным увеличением доли этих рынков в ВВП.

Однако выдающиеся показатели ИТ в плане конкурентоспособности выражаются не только в росте доли их товарооборота в ВВП. Еще более значимым становится тот факт, что ИТ являются межотраслевыми инновационными технологиями (например для инженерных разработок по механике, производства средств производства и автомобилестроения), а также, в области услуг (в электронной коммерции) и на рынках, где они способствуют расширению предоставляемых услуг. Широкая компьютеризация контента, услуг, сетей и терминалов усиливает тенденцию к слиянию ИТ в области телекоммуникации и СМИ (телерадиовещание, издательское дело и т.д.), что вызывает развитие инноваций в цепи создания дополнительных услуг на развивающихся мультимедиа-рынках. Процесс конвергенции ИТ, телекоммуникаций и СМИ способствует усилению роста рынков мультимедиа в рамках мирового экономического развития. В Зап. Европе годовые расходы в этих областях конвергенции возросли в 1993-96 гг. на 21%, т.е. с 743 до 897 млрд. евро.

Однако ИТ продолжают быть движущей силой постоянного роста в этих областях. Согласно исследованиям Буза, Аллена и Гамильтона (Bundesministerium fur Bildung, Wissenschaft, Forchung und Technologie, 1998), в 1996 г. общие расходы на мультимедиа-рынках стран Большой семерки (контент, сети, оборудование и терминалы) составили 1 344 млрд.долл. С 1992 г. годовые темпы роста в секторе контента (ПО, игры, мультимедиа, телевидение, платное телевидение) достигли 10,4%, который сам в большой степени зависит от рынка ПО и ИТ-услуг, и демонстрируют наиболее высокую степень развития на фоне общего регионального спада рынка стран Большой семерки. Здесь главенствующая роль принадлежит США, которые располагают 48,7% рынка. Далее следует Япония с 25%, а также Германия, у которой 8,4% рынка. Из стран семерки наименьшая часть рынка ИТ и мультимедиа принадлежит Канаде (3%).


Базовые индексы отдельных ИТ и мультимедиа-средств


Одним из главных критериев определения конкурентоспособности страны, ее способности к развитию новых услуг и контента и предоставления всем равных возможностей доступа к новым рынкам мультимедиа, является создание и внедрение инфраструктуры ИТ, позволяющей распространять эти услуги среди населения и обеспечить всеобщей доступ к ним. С социально-политической точки зрения, проблема гарантии равноправного доступа к этим рынкам должна стать предметом особой бдительности, т.к. новые средства информации, предлагаемые услуги и контент в зарождающемся информационном обществе, представляют нечто большее, чем просто коммерческие продукты или простые источники информации. Приход мультимедиа является культурным явлением, которое само по себе чревато последствиями, но способствует выражению культурной самобытности. Таким образом, распространение технологических инфраструктур ИТ и мультимедиа является одним из главных факторов оценки экономического и культурного процветания. Однако темпы вложения инвестиций в ИТ, а также финансовые возможности инвестирования значительно меняются внутри Европы, и между Европой и Сев. Америкой.


Инвестиции в ИТ весьма существенны в экономически процветающих странах, располагающих достаточно эффективной инфраструктурой телекоммуникаций, что еще более увеличивает разрыв между странами европейского Севера и юга в плане инфраструктуры.

Самые значительные инвестиции в ИТ, 2 216 долл. на душу населения, делает Швейцария. За ней следуют США, соответственно 1 729 долл., и северные страны: Дания, Швеция и Норвегия. Самые маленькие капиталовложения в ИТ в странах южной Европы: Испании, Греции, Италии и Португалии.

Доступ к информации и электронным услугам возможен лишь в стране, располагающей сетевой инфраструктурой, которая позволяет пользователю подключаться к различным ИТ-службам за разумную плату. Подобная инфраструктура включает в себя традиционные аналоговые и цифровые телефонные сети, радиотелефонные сети, а также кабельное и спутниковое телевидение.


В отличие от Африки, где на 100 чел. приходится в среднем две телефонных линии, в Зап. Европе и Сев. Америке традиционная телефония получила широкое распространение. Кроме обычных телефонных функций, телефонная линия, снабженная специальным оборудованием, дает возможность пользоваться и другими услугами (телефонный автоответчик, факс), что становится все более важным как для частных пользователей, так и в профессиональной деятельности. Подключение к телефонной линии ПК с модемом является наиболее распространенным средством доступа в Интернет. Количество традиционных телефонных линий на 100 чел. составляет в Европе от 40 (в Португалии) до 70 (в Швеции). Ведущее положение в этой области занимают также США и Канада, где на 100 чел. приходится 60 линий.

Рост цифровых технологий в телефонии, и увеличение количества цифровых телефонных линий в Европе, открывают возможности для появления новых услуг, дополнительных функций, и увеличения скорости передачи данных (например, 2х64 кбит/с.). В этой области Германия занимает первое место в мире, т.к. 1997 г. она имела 4,4 линии цифровых сетей с комплексными услугами (ISDN) на каждые 100 чел.

По этому показателю, для сравнения, СШАнаходятся далеко позади, их показатель 0,5 линий ISDN на каждые 100 жителей. Однако технология ISDN по всей вероятности, столкнется в будущем с растущей конкуренцией со стороны других цифровых технологий, таких как технология асимметричных цифровых абонентских линий (ADSL), которая в будущем сможет превзойти ISDN по скорости передачи данных (с 2 до 8 Mбит/с.) в цифровых телефонных сетях. То же можно сказать и о многофункциональном использовании кабельного и спутникового телевидения, которое служит исключительно для приема теле- и радио программ, но в недалеком будущем будет применяться для предоставления новых услуг мультимедиа.


В Зап. Европе кабельным и спутниковым телевидением пользуется огромное количество семей. В странах Бенилюкса к нему имеют доступ 100% семей. В Дании и Швейцарии эта цифра превосходит 90%, в Германии она несколько ниже. Однако традиционное телевещание занимает в Европе значительные позиции, в частности в Испании, Франции, Италии, Португалии и Англии.

Располагая 66 млн. абонентов кабельного телевидения в США (67,2% семей) и 8 млн. в Канаде (73% семей), Сев. Америка переживает значительный рост кабельного телевидения. По сравнению с Зап. Европой, где количество абонентов кабельного телевидения равняется 42,5 млн. (т.е. 28,8% семей), Сев. Америка занимает главенствующую позицию. Хотя в некоторых, взятых отдельно, европейских странах, проникновение кабельного телевидения в 1997 г. было выше, чем в США и Канаде. В конце 1997 г. в Западной Европе 24,5% млн. семей, т.е. 16,6% телезрителей ловили телевизионные и радиопрограммы через спутник. Таким образом, в плане проникновения спутникового телевидения Зап. Европа значительно опережает Америку.

Коммерческое значение цифрового телевидения, использующего широкополосное кабельное и спутниковое вещание, еще более возрастет в будущем. Подключение новых телевизионных услуг (платного телевидения, видео по заказу, платное посеансное телевидение, тематические каналы), а также новые интерактивные услуги (доступ в Интернет, онлайновые покупки, телевизионная электронная почта, электронная торговля и т.п.) имеют особое значение для высвобождения дополнительного пространства в области ИТ, ориентированной на мультимедиа, а также в области средств информации. Преимущество цифровых систем связи заключается в том, что благодаря технологиям сжатия данных представляется возможным значительно уменьшать объем передаваемой информации и высвободить, таким образом, дополнительные частоты, которые могут быть использованы для предоставления дополнительных мультимедиа-услуг. Тенденция на европейском рынке в области цифровых технологий такова, что страны, которые традиционно являются приверженцами платного телевидения, например, Франция и Испания, испытывают наибольшее проникновение цифрового телевидения.


Франция, с ее цифровым телевизионным оператором Canal +, и консорциумом Television par satellite, - Спутниковым телевидением (TPS), и Испания, с Canal Satellite Digital и Via Digital, являются единственными рынками цифрового телевидения в Европе, где существует реальная конкуренция. В США наибольшим успехом пользуется спутниковая цифровая система Direct TV, имеющая 3,8 млн. абонентов (Infosat, dec. 1998). После долгой экспериментальной фазы, цифровое телевидение пущено с 1999 г. по кабельным сетям. С этой целью самые крупные операторы кабельных сетей, такие как, TCI (Telecommunications Inc.), Time Warner и Comcast заказали несколько миллионов цифровых телеприставок. Производитель ПО Microsoft также примет в этом участие, т.к. в 1997 г. он инвестировал примерно 1 млрд.долл. в кабельную сеть Comcast. Это участие должно ускорить появление услуг по передаче данных и изображений через кабельную сеть Comcast, и способствовать сближению ПК и телевизора. Этому должно способствовать и приобретение Web-TV, компании, специализирующейся на услугах Интернет, и навигационных Интернет-систем через телевизор (Konert, 1998). С конца 1997 г. на канадском рынке работают две цифровых спутниковых системы: Expressvu с 30 тыс. клиентов, и Star Choice с 50 тыс. абонентов.

Сектор цифровой мобильной телефонии является одной из немногих телекоммуникационных областей, не считая ISDN, где Зап. Европа опережает страны Сев. Америки на мировом рынке. Это также относится к производству аппаратов таких фирм как Nokia, Siemens и Ericsson, определению норм GSM (Global System for Mobile Communications), и количеству абонентов мобильной связи. В частности, Финляндия, Норвегия, Швеция и Дания опережают Сев. Америку по количеству абонентов.

Рост мобильной телефонии в 1993-97 гг. впечатляет. Небывалый подъем в этой области произошел, в частности, в странах, которые занимали ранее среднюю позицию, поскольку количество абонентов в этих странах возросло за последние четыре года в 5-10 раз.

В силу возросшей конкуренции, и приближения тарифов к тарифам обычных телефонных сетей, а также появления новых услуг, можно ожидать увеличения количества абонентов мобильных телефонов. Новшества в цифровых сетях в области мобильной телефонии, такие как универсальная система мобильной связи (UMTS) и ее возможности, намного превышающие возможности технологии ISDN, вызовут еще более высокий рост.

Разделение Север-Юг в сфере инвестиций в ИТ, о котором уже говорилось в начале этой главы, прослеживается достаточно четко, если сравнить количество ПК в разных странах в конце 1997 г. На первом месте - Швейцария, здесь на каждые 100 чел. приходится 44 ПК. Северные страны также занимают лидирующее положение в Европе (35 ПК на каждые 100 чел.). В странах же южной Европы лишь один житель из десяти имеет персональный компьютер. Более высокий показатель в этой области принадлежит странам Сев. Америки (США и Канада), где компьютер имеет почти каждый второй житель.

Однако, количество компьютеров в Германии, Франции и Великобритании, т.е. странах среднеевропейского уровня в данной области, удвоилось всего лишь за четыре года. Этот рост коснулся и Италии, хотя эта страна располагает меньшим количеством ПК на душу населения. В тоже время, вполне очевидно, что выпуск ПК пережил огромный подъем в 1994-96 гг., однако, начиная с 1997 г., он стал ослабевать.

В центре революционного процесса в области информационных и коммуникационных технологий, основанных на мультимедиа, находится сеть Интернет, которая с финансовой точки зрения является наиболее динамичным рынком будущего (электронная торговля, Интернет-телефония, Интернет-телерадиовещание, онлайновое приобретение товаров и т.п.). Согласно статистике Fachverband Informationstechnik (FVIT), немецкой ассоциации в области информационных технологий, в 1997 г. Интернет и онлайновыми услугами воспользовались 89 млн.чел. Чрезвычайно сложно одним личным счетом часто пользуются несколько человек, а цифры, представляемые Интернет-провайдерами и поставщиками онлайновых услуг, не могут быть достоверно проверены.

В США и Канаде в начале 1998 г. Интернет пользовался каждый четвертый житель. В этом плане в Зап. Европа однородна, и имеются существенные различия. В северных странах Европы Интернет получил широкое распространение в начале 1998 г. (20,4% пользователей в Финляндии, 14,8% в Швеции, 13,3% в Норвегии и 12,8% в Дании), в то же время в странах Юга (Испании, Италии и Португалии) лишь 3% населения имели доступ в Интернет.


Интернет-хосты - это компьютеры, постоянно подключенные к Интернет и имеющие свой сетевой номер, через которые в любой момент можно получить доступ в Интернет на базе межсетевого протокола. Компьютеры, которые имеют доступ в Интернет лишь в определенные моменты (например, при использовании для доступа телефонной линии с меняющимся номером IP), в данном случае не учитываются. Относительное распределение Интернет-хостов еще более подчеркивает преимущество северных стран перед остальными странами Европы. Финляндия, например, даже опережает США. Большие различия, существующие внутри Европы, объясняются несколькими причинами. С одной стороны, из-за хрупкости их экономики, страны европейского юга имеют меньше инвестиционных возможностей, нежели страны с более устойчивой экономикой и более высокими доходами (разделение Север-Юг). С другой стороны, большое значение имеют особенности каждой страны. Например, во Франции развитие Интернет сдерживала давно существовавшая онлайновая система Minitel. Стоимость доступа в Интернет (абонентская плата сервис-провайдеру затраты на пользование телекоммуникационными сетями) в странах Европы значительно различается, а также имеет большие отличия от стран Сев. Америки. Либерализация европейского рынка телекоммуникаций во многом способствовала снижению стоимости средств коммуникаций, и, следовательно, снижению стоимости доступа в Интернет. Таким образом, есть основания полагать, что распространение Интернет в странах с низким уровнем доступа будет расти. Это относится и к странам, где он использовался достаточно широко (Squire, Sanders et Depsey, 1998).


Развитие информационного общества


Для большинства государств доступность инфраструктур электронной передачи данных и доступа к ним является главным фактором экономического, социального и культурного развития, а также преимуществом в плане конкурентоспособности. Поэтому эти страны стремятся к формированию и становлению подобных структур, как сказано в гл. 21 Всемирного доклада ЮНЕСКО по информации за 1997-98 гг.: `Теперь мы собираемся разработать политику и наметить инициативы, направленные на развитие информационного общества в странах Европы и Сев. Америки` .


США и информационные магистрали: концепция национальной информационной инфраструктуры. План мероприятий в области Национальной информационной инфраструктуры 1993 г. (NII) делает акцент на партнерство между общественным и частным сектором, подчеркивая при этом приоритетную роль частного сектора в ее становлении. `Однако, хотя роль частного сектора в становлении NII должна быть приоритетной, при этом государству отводится не менее важная роль. В частности, деятельность общественного сектора, будучи хорошо проанализированной, может дополнить и улучшить преимущества, достигнутые в результате инициатив частного сектора` .

Для направления деятельности государства в этой области были разработаны девять принципов: поощрять частные инвестиции; расширять понятие `универсальная услуга`, и тем самым гарантировать широкий доступ к информационным ресурсам по доступной цене; способствовать продвижению на рынок новых технологий и программ; обеспечивать бесперебойную, интерактивную работу информационной инфраструктуры с целью удовлетворения потребностей пользователей; гарантировать защиту информации и надежность сетей; обеспечивать более эффективное управление спектром радиочастот; защищать ИС;обеспечивать координацию действий с другими административными органами и иностранными государствами; создать возможность доступа к административной информации.

Знаменитая метафора `информационная супермагистраль` очень привлекательна для американской общественности. В проекте NII подчеркнуты преимущества, которые он дает жителям страны, а также привлечено внимание к концепции универсальных услуг и общественной доступности.


Администрация заручилась энергичной поддержкой со стороны ассоциаций по защите общественных интересов. Была сформирована рабочая группа по информационной инфраструктуре (Information Infrastructure Task Force), которая разработала и утвердила в короткие сроки программу развития некоммерческих программных приложений, предназначенную для общественности и некоммерческого сектора под названием `Программа содействия телекоммуникационной и информационной инфраструктуре` (Telecommunications and Information Infrastructure Assistance Program, TIIAP).

Напротив, европейская программа Telmatic в своей деятельности не ограничилась только поддержкой некоммерческого сектора. Она также финансирует и коммерческие проекты в целях стимулирования конкурентоспособности ЕС. (D`Udekem-Gevers et Lobet-Maris, 1997, p. 199).

В США на смену закону о телекоммуникациях 1936 г. пришел новый закон, подписанный президентом Клинтоном в 1996 г. (Telecommunication Act of 1996) (http://technologylaw.com/techlaw/ act_ index.html). Этот закон превалирует над законами, которые запрещают некоторым инвесторам участвовать в местных телефонных сетях; определяет условия конкуренции в области местных телефонных сетей; отменяет ограничения, запрещающие компаниям, занимающимся кабельными сетями, иметь долевое участие в делах телефонных компаний и наоборот, дает широкие полномочия Федеральной комиссии связи (Federal Communications Commission, FCC); требует, чтобы FCC продолжала приводить в соответствие с современными требованиями понятие универсальной услуги, и следила за тем, чтобы школы и библиотеки пользовались при оплате услуг специальными тарифами; запрещает передачу непристойных и нецензурных сообщений несовершеннолетним (OCDE, 1997, p. 213).


Что касается онлайновой связи, то закон о телекоммуникациях 1996 г. запрещает передачу по компьютерным сетям в адрес несовершеннолетних документов непристойного или явно шокирующего характера. Однако Верховный суд США вынес решение о том, что такие распоряжения относительно пристойности сообщений, являются антиконституционными, т.к. они покушаются на свободу самовыражения, которая гарантируется первой поправкой к Конституции США.

В своем обращении к членам ITU в 1994 г. вице-президент А. Гор призвал к расширению сотрудничества в международном масштабе с целью расширения рамок NII и превращения ее в мировую структуру информации, Global information infrastructure, GII (www. iif. gov/documents/ speeches/032194_gore_gispeech.html). Это предложение было затем одобрено в 1995 г. на заседании Совета министров стран-членов G7. Эта конференция в Брюсселе стала первой большой международной конференцией, посвященной вопросам общества информации (Club de Bruxelles, 1997, p 76). На конференции G7 были выделены общие принципы построения информационного планетарного общества, а также общие рекомендации для сотрудничества в этой области. Эти принципы заключаются в следующем: поощрение динамичной конкуренции; стимулирование частных инвестиций; определение регламентирующих рамок и их изменение с течением времени; обеспечение открытого доступа к сетям; гарантия наличия услуг и всеобщего доступа к ним; гарантия равных возможностей для всех граждан; разнообразие контента, включая культурное и лингвистическое; необходимость мирового сотрудничества; уделение особого внимания наименее развитым странам.

Важность данного соглашения заключается в том, что оно дает возможность эффективнее координировать действия международных организаций таких как: ВТО, WIPO, ITU. GII рассматривается в качестве ключевого элемента экономического развития и развития индустриальной политики в ряде развитых стран, т.к. открывает возможности более широких контактов с международными рынками.

В США самой важной федеральной программой в плане содействия исследованиям и развитию в области NII является инициатива по развитию высокопроизводительных компьютеров и средств связи (High Performance Computing and Communications Initiative, HPCCI), бюджет которой составляет 1,1 млрд.долл. Начиная с 1993 г., поле деятельности программы значительно расширилось и распространилось на область поддержки NII программными приложениями и технологиями. В окт. 1996 г. президент Клинтон объявил о создании программы `Интернет для будущего поколения` (Next Generation Internet, NGI) (www.ccic.gov./ ngi/), которая предназначена для оказания помощи университетам и национальным исследовательским центрам в их подключении к сетям более оперативным, чем Интернет.

Канадская информационная супермагистраль. В апр. 1994 г. минпром Канады разработал документ под таким названием, где предлагаются три главные стратегические задачи: создать новые рабочие места путем инноваций и капиталовложений в данной области; упрочить суверенитет и культурную самобытность Канады; обеспечить всеобщую доступность услуг по разумной цене.

Для достижения этих целей и разработки рекомендаций, в начале 1994 г. в минпроме Канады был создан Консультативный комитет информационной супермагистрали (IHAC), собравший представителей промышленного сектора, образования, НИИ, представителей трудящихся и потребителей, а также ассоциаций защиты общественных интересов. В сент. 1995 г. Консультативный комитет опубликовал свой итоговый отчет под названием `Связь, общество, контент: проблемы канадской информационной магистрали`, который содержит 300 рекомендаций, адресованных правительству. В мае 1996 г. в Канаде был разработан план создания IH, где говорится о четырех стратегических направлениях деятельности в данной области:

- Построение в Канаде IH путем проведения ориентированной на потребителя политики и создания законодательной базы, отвечающей общественным интересам Канады, что явится стимулом для промышленности инвестировать средства для расширения предлагаемых магистралью услуг.

- Совершенствовать национальный контент IH посредством развития культурного национального диалога, экономического роста и создания рабочих мест.


- Реализовать для всех канадцев экономические и социальные преимущества наличия IH в целях их полноправного участия в нарождающемся информационном обществе.

- Способствовать созданию лучшего имиджа администрации путем предоставления более качественных услуг, сделать администрацию более доступной, а контакты с ней более эффективными, превратить ее в образцового пользователя и движущую силу развития в Канаде IH.

Правительство также высказало намерение, в случае кризисных ситуаций на рынке, обеспечить доступ к основным услугам IH для всех канадцев, независимо от их доходов и мест их географического проживания.


В сент. 1997 г. IHAC опубликовал второй итоговый отчет в целях поддержать процесс продолжения деятельности, предпринимаемой согласно взятым обязательствам (The Information Highway Advisory Council, 1997). IHAC сосредоточил свою деятельность на двух моментах: составление политического календаря и консультации правительства по вопросам и наиболее важным проблемам IH отчет об успехах, достигнутых Канадой на пути к информационному обществу; и экономике, основанной на познании.

IHAC уделил особое внимание тому факту, что нейтралитет в плане технологий должен быть главным принципом в политике и законодательстве в области IH, что позволило бы избежать препятствий для использования именно наилучших технологий.

Правительство поручило Совету по радио, телевидению и телекоммуникациям Канады (CRTC) c 1995 г. организовать публичные слушания по вопросам изменения законодательства в связи с конвергенцией телерадиовещания и телекоммуникации (Raboy, 1996, p. 51). В 1997 г. CRTC разработал меры по полной либерализации канадского рынка телекоммуникаций до января 1998 г., в целях содействия процессу конвергенции телекоммуникационного сектора и области телерадиовещания. Новые операторы в области телекоммуникаций получили разрешение на оказание услуг в 1998 г. Что касается процесса конвергенции, то операторы кабельного телевидения сразу же получили разрешение на оказание местных телекоммуникационных услуг, в то время как телекоммуникационные компании были обязаны получить лицензии на пользование телерадиовещанием с целью вхождения в рынок в 1998 г. Эти решения отражают политику, цели которой определены в Законе о телекоммуникациях (1993) и в Законе о радиовещании (1991). В этой связи не следует забывать о приоритете, который канадское правительство отдает развитию конкуренции в области коммуникаций. CRTC является федеральным независимым органом, которому поручен контроль и разработка норм и правил в области телекоммуникаций и телерадиовещания в Канаде. Закон о телекоммуникациях дает CRTC многочисленные полномочия, среди которых регламентация тарифов различных видов связи и определение условий предоставления услуг, утверждение соглашений о взаимном подключении, и определение норм качества услуг (Industrie Canada, 1997, p.60).


В Канаде в области национальной информационной инфраструктуры (NII) в последние годы появилось множество социальных и культурных концепций, порожденных местными традициями, для которых свойственно смешение частного и общественного сектора (например, в области телерадиовещания). С целью создания новой информационной структуры политическая система способствует появлению новой модели-гибрида в области коммуникаций путем слияния культурных и социальных задач, как в области телерадиовещания, так и телекоммуникации, а также определяет новые механизмы регулирования (CCAI, 1997).

Политика ЕC по созданию информационного общества. В начале 90-х гг. ЕC заявил о необходимости создания в короткие сроки европейского общества информации. С ускорением темпов глобализации Европа опасается уступить позиции США, Японии и новым индустриальным странам Азии. Если проанализировать политику ЕС, то можно отметить значительные изменения в ее стратегии (The European Institute for the Media, 1998, рp. 45-51).

Еще раньше, в 80-х гг., был сделан акцент на развитие ИТ. В силу своего многофункционального и универсального характера, ИТ получила определение `ключевых технологий`, а компьютерная индустрия стала `ключевой отраслью промышленности` . Главная роль, отведенная ИТ, нашла свое подтверждение в усилиях, предпринятых ЕС, в целях разработки в 1984 г. Европейской программы исследований и развития в области информационных технологий (ESPRIT), а также в увеличении бюджетных ассигнований для финансирования в будущем программ в данной области.


За этим периодом последовали меры, направленные на совершенствование коммуникационной инфраструктуры, которые сопровождались изменением нормативных норм и правил в области телекоммуникаций. Идея становления глобальной инфраструктуры телекоммуникаций заключалась в том, чтобы посредством простых и недорогих средств создать возможность обмена мультимедийной информацией высокого качества и на любые расстояния (в форме цифровых данных, текста, звука, неподвижных и движущихся изображений) между предприятиями, гражданами и структурами власти. Становление европейской структуры телекоммуникаций с узкополосными и широкополосными сетями относится к периоду разработки Европейской программы исследований передовых технологий связи (RACE). Это становление продолжилось в соответствии с новой, пришедшей ей на смену, Программой по новейшим технологиям и услугам в области телекоммуникаций (ACTS). В рамках европейской политики развития информационного общества в начале 90-х гг. было оказано содействие в создании трансъевропейской сети. В целях содействия росту и финансированию этой технической инфраструктуры ЕС выступил за ослабление госрегулирования и либерализацию сектора телекоммуникаций (сети, услуги, интерфейсы). Эта ключевая политика осуществлялась по нескольким основополагающим правилам: важное предварительное условие в этом процессе заключалось в необходимости сохранить универсальную услугу и обеспечить совместимость и взаимную управляемость согласно правилам, гарантирующим открытую и справедливую конкуренцию. Либерализация европейского рынка телекоммуникаций была полностью осуществлена в начале 1998 г.

Следующий этап заключался в решении коммерческих вопросов относительно новых услуг и контента в информационном обществе (информация как товар и фактор рынка производства). Неизбежность этих вопросов объясняется главным образом растущей конвергенцией секторов телекоммуникации, компьютеризации, телерадиовещания и СМИ. Эти соображения привели к необходимости создания исследовательской программы Telematic. В ней наибольший приоритет отдавался демонстрационным проектам (т.е., проектам в области транспорта, образования, здравоохранения и административного управления), в которых учитывались потребности рынка, и оказывалась поддержка продуктам и мультимедийным приложениям, способным успешно вписаться в этот рынок. В этой связи проблемы, с которыми могут столкнуться малые и средние предприятия, стали предметом более пристального внимания в рамках европейских программ содействия. Экономика в области информации рассматривалась как главная область, определяющая будущий рост и процветание. Правительственный документ `Рост, конкурентоспособность и занятость` акцентировал внимание на более специфичной стороне информационных инфраструктур в целях стимулирования конкуренции и создания рабочих мест (Европейская Комиссия, 1993 г.). В дек. 1993 г. ЕС поручил группе наиболее компетентных экспертов, которая затем получила название группы Бангемана, редакцию проекта отчета. В проекте группы Бангемана было подчеркнуто, что частному сектору должна быть отведена главенствующая роль в развитии европейского информационного общества.

В июле 1994 г. Европейская комиссия опубликовала сообщение под названием `Путь Европы к информационному обществу` . План действий, в котором были выделены юридический и нормативный аспекты, вопросы услуг, программных приложений и контента, а также социальная и культурная направленность. Начиная с середины 90-х гг., были разработаны новые подходы в области информационной европейской политики, в частности, в секторе образования и подготовки кадров, где подчеркивалась необходимость обратить внимание на возможные социальные последствия, которые таит в себе информационное общество. Это изменение подхода произошло с осознанием того, что потрясения, которые случаются в обществе и на предприятиях, должны быть проанализированы с социальной точки зрения. Стало также очевидным, что если пренебрегать этим социальным фактором, растущее благодушие может поставить под сомнение дальнейший прогресс.

Группа высококвалифицированных экспертов в области социальных аспектов общества информации, собравшаяся в апр. 1995 г., а также Форум по вопросам информационного общества в июле 1995 г. уделили особое внимание социальным аспектам общества информации (дополнительные сведения можно получить в Бюро по проекту в области информационного общества, ISPO, www.ispo.cec.be). В США,в отличие от Европы, придавали больше значимости вопросу поддержки некоммерческого сектора, а также тем механизмам, которые позволяют более эффективно функционировать демократическим институтам, и достичь большего с точки зрения совместного определения политики с помощью онлайновых технологий. Если понятие `приоритет человеческого фактора` (Европейская Комиссия, 1996-97 гг.) получает всеобщее одобрение граждан Европы, тем не менее, очень важно, чтобы все они были вовлечены в демократический процесс, который подразумевает равноправное участие, а также экономическое и социальное единство в деле развития европейского общества информации.

Одной из главных проблем европейского подхода к специфическим аспектам информационного общества является неспособность заранее предвидеть разнообразные последствия, которые могут проявиться в обществе, на предприятиях, в области законодательства и технологий в результате различных акций и структурных изменений. Лишь благодаря Докладу правительственной комиссии (Великобритания) по вопросам конвергенции Европейская комиссия открыла общественные дебаты относительно всестороннего подхода к вопросам регулирования в области телекоммуникаций, средств информации и информационных технологий (Европейская комиссия, 1997).

Источники:

Bangemann Group. 1994. High Level Group on the Information Society, Europe and the Global Information Society, Recommendations to the European Council. Brussels, May.

Belaud, J.-F. 1997. The Information Society and European Policies, Vol. l. Club de Bruxelles.

Bundesministerium fur Bildung, Wissenschaft, Forschung und Technologie. 1998. Durchbruch Multimedia - Deutschland im internationalen Vergleich. Booz, Allen and Hamilton, Bonn, August.

European Commission. 1993. White Paper: Growth, Competitivness and Employment. СОМ (93) 700, December.

-. 1994. Communication: Europe`s Way to the Information Society, an Action Plan. COM(94) 47.

-. 1996. Green Paper: Living and Working in the Information Society: People First. COM(96) 389.

-. 1997. The Social and Labour Market Dimension of the Information Society, People First: The Next Steps. COM(97) 397.

-. 1997. Green Paper: The Convergence of the Telecommunications, Media and Information Technology Sector and the Implications for Regulation. Towards an Information Society Approach. COM(97) 623.

European Institute for the Media. 1998. Media in Europe. (This report has been published in full as EIM Media Monograph No. 22: Penny Campbelt and Bertram Konert, Bausteine der Informationsgesellschaft. Ziele und Initiativen der Europдischen Politik, Dьsseldorf, 1998.)

FVIT/FVK. 1998. Wege in die Informationsgesellschaft (Update 1998), Beilage zum Medienspiegel, Vol. 22, No. 23, 1 June.

Industry Canada. 1994. The Canadian Information Highway, Building Canada`s Information and Communications Infrastructure. strategis.ic.gc.ca/SSG/ih01091e.

-. 1997. The Canadian Telecommunications Service Industry, 1990 to 1996.

Information Highway Advisory Council. 1997. Preparing Canada for a Digital World, Final Report, strategis. ic.gc.ca/SSG/ihl650e.

Information Infrastructure Task Force. 1993. National Information Infrastructure: Agenda for Action.metalab. unc.edu/nii/NII-Agenda-for-Action.

Infosat. 1998. Digital TV - Eine neue Technologie erobert die Welt. No. 129.

Konert, В. 1998. Economics of Convergence, Part 2: The Microsoft Strategy, Bulletin of the EBU Strategic information Service. June.

Kubicek, H.; Dutton, W. H.; Willams, R. (eds.). 1997. The Social Shaping of Information Superhighways, European and American Roads to the Information Society. Frankfurt/New York.

Minister Of Supply And Services Canada. 1996. Building the Information Society. Moving Canada into the 21st Century.

OECD. 1997. Summary of the Telecommunications Act of 1996. Communications Outlook 1997. Vol. 2, Regulatory Annex.

Prognos AG. 1998. Benchmarking zum Entwicklungsstand der Informationsgesellschaft und zur Wettbewerbsfьdhigkeit der informations- und kommunikationstechnischen Industrie am Standort Deutschland. Basel, July.

Raboy, M. 1996. Cultural Sovereignty, Public Participation and Democratization of the Public Sphere: the Canadian Debate on the New Information Infrastructure. Communications and Strategies, No. 21.

Squire, Sanders & Dempsey. 1998. Study on Adapting the EU Telecommunications Regulatory Framework to the Developing Multimedia Environment. A Study for the European Commission. January.

d`Udekem-Gevers, M.: Lobet-Maris, C. 1997. Non-Profit Applications of the Information Highways, in Kubicek et at.

UNESCO. 1997. The World Information Report. Paris, UNESCO.


Бертрам Конерт, Европейский институт коммуникаций, г. Дюссельдорф, Германия.http://nvolgatrade.ru/

Док. 215605
Опублик.: 14.12.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``