В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Страны Африки к югу от Сахары Назад
Страны Африки к югу от Сахары
В этой главе рассмотрены 47 стран и территорий Африки, расположенных к югу от Сахары, исключая пять государств Северной Африки, хотя они и принадлежат, как и все остальные, к единому политическому сообществу в рамках ОАЕ.

Африканские страны, расположенные южнее Сахары, часто подразделяют на четыре социо-географические группы: Восточная Африка, Западная Африка, Центральная Африка и Южная Африка, хотя существуют и многие другие объединения стран, действующих в зависимости от сферы их общих интересов. Самыми важными из них являются: Экономическое сообщество государств Зап. Африки (ECOWAS), Общий рынок Вост. и Юж. Африки (COMESA, Common Market for Eastern and Southern Africa), Корпорация по развитию стран Юж. Африки (SADC), Таможенный и экономический союз Центр. Африки (UDEAC), Кооперация Вост. Африки, Таможенный союз государств Юж. Африки - Ботсвана, Лесото и Свазиленд (SA-BLS), Агентство франкофонии, Британское содружество и страны ACP (Африка, Карибы, Тихий океан), подписавшие Декларацию Ломе.

Численность населения этого региона оценивалась в 1998 г. в 636 млн.чел., что соответствует 9% населения всего мира (5,7 млрд.чел.). На первом месте по количеству населения, далеко опередив всех остальных, находится Нигерия, где проживают 122 млн. человек. В каждой из десяти стран численность населения превышает 15 млн. чел., причем в одной только первой пятерке стран живет половина общего населения `субконтинента` . Его население, годовой уровень прироста которого составляет 3%, увеличивается каждый год на 20 млн.чел. Плотность населения относительно невелика (24 чел. на кв.км.), по сравнению со среднемировым (43) или азиатским (110) уровнями. Степень урбанизации там невысока: только 32% населения региона проживают в городах, по сравнению с 78% в странах с высокими доходами.

Этническое и языковое разнообразие очень заметно: существует несколько тысяч различимых этнических групп, которые говорят на 1300 языках. Границы большинства этих стран были произвольно очерчены бывшими колониальными державами, что приводит к тому, что языковые сообщества легко `перешагивают` через госграницы. Это обстоятельство в какой-то мере объясняет частые вспышки межэтнических конфликтов среди гражданского населения, от которых по-прежнему страдает регион. Христианство, ислам и анимизм являются самыми распространенными религиями. Процент ревностно исполняющих религиозные обряды верующих там в целом гораздо выше, чем в большинстве развитых стран.

ИТ в Африке к югу от Сахары


Доступ к информации и использование средств коммуникации в странах Африки, расположенных к югу от Сахары, до самого последнего времени полностью находились в руках государственных монополий. В настоящее время, когда на континенте утверждается тенденция к установлению демократии и более либеральной политики, ориентированной на рыночную экономику, отмечается и несомненное улучшение в области доступности и разнообразия средств связи и массовой информации. Никогда прежде не отмечалось таких высоких темпов развития телефонной сети. Сотни новых средств, а именно печатных СМИ, радиостанций и телевизионных компаний появились в течение двух последних лет, а Интернет стал локально доступен в 1998 г. в столицах всех африканских стран.

Эти перемены связаны с увеличением среднего размера ВВП на 4,7% в 1998 г. Несмотря на годичный период застоя, этот уровень развития примерно соответствует тому, что наблюдается в Азии. После пронесшейся над азиатским континентом финансовой бури есть все основания полагать, что Африка может даже превзойти Азию, став на мировом уровне регионом с самыми высокими темпами развития. Часто говорят, что информационная революция предоставляет Африке `последний шанс наверстать упущенное` . Значительное число африканских стран уже продемонстрировали свою твердую решимость войти во мировое информационное сообщество.

Основная часть достигнутых ими результатов приходится на вторую половину 90-х гг., и поэтому они не нашли отражения в официальных статистических сборниках. По этой причине размах перемен не кажется столь очевидным, каким он является на самом деле. Это обстоятельство в какой-то мере подтолкнуло приверженных идее прогресса африканских лидеров, таких как Мусевени и Мандела, к провозглашению `африканского Возрождения` . Если нынешние тенденции будут иметь продолжение, оно позволит с определенным оптимизмом глядеть на будущее Африки, которое может превзойти все делавшиеся в последнее время прогнозы.

Движение вперед началось со слишком скромного уровня, так что рассматриваемый нами `субконтинент` должен осуществить громадные преобразования для того, чтобы уровень жизни хотя бы приблизился к среднемировому. В исследуемом нами регионе расположены 33 из 48 стран, отнесенных к разряду `наименее развитых` . В нем нет `стран с высоким уровнем доходов`, причем к верхнему слою стран со средними доходами отнесены только Габон, Маврикий, Реюньон, Сейшельские острова и ЮАР. Еще шесть стран отнесены к нижнему слою средней по уровню доходов группы (Ботсвана, Кабо-Верде, Джибути, Намибия, Сенегал и Свазиленд), тогда как подавляющее большинство стран региона (39 из 48) отнесены ВБ к категории государств с `низкими доходами` .

Статистические данные по развитию, относящиеся к рассматриваемому региону, зачастую содержат сведения по Сев. и по Юж. Африке, но так как эти области являются гораздо более развитыми по сравнению с остальной Африкой, включение их показателей в общую картину может только скрыть подлинную степень отставания в развитии. Средний размер ВВП на душу населения в Африке к югу от Сахары (за исключением ЮАР) составлял в 1995 г. 386 долл. в год, то есть был в 13 раз ниже среднемирового показателя (5104 долл.) и, заметим, в 66 раз меньше, чем в странах с высоким уровнем доходов (25,8 тыс. долл.).

Уровень детской смертности высок, а средняя продолжительность жизни невелика. Треть населения не имеет шансов дожить до 40 лет. В 1995 г. практически четверть населения (24%) была отнесена ЮНЕСКО к категории технически неграмотной, а 40% людей жило на доход менее одного доллара в день. Доля региона в мировой торговле упала с 5% в 1980 до менее 2% в 1987 г.

В соответствии с показателем человеческого развития, применяемым ПРООН и сводящем воедино этот и многие другие факторы, в 1995 г. 34 страны региона южнее Сахары относились к категории государств с `низким уровнем человеческого развития` . 18 из 25 стран, замыкающих список по этому показателю, находятся именно в Африке.

Инфраструктура ИТ


Несмотря на обнадеживающие тенденции нескольких последних лет, разрыв в уровнях развития между Африкой к югу от Сахары и остальным миром только увеличился в области ИТ по сравнению с другими, более классическими показателями, которыми измеряется развитие. Большая часть населения региона не звонит по телефону; на субконтиненте насчитывается только 2,5% работающих в мире телевизоров и только 1 из 9 тыс. жителей (исключая ЮАР) имеет доступ к Интернет, тогда как среднемировой показатель составляет 1 на 38 чел.

Нерегулярная подача, а то и полное отсутствие, электричества, столь характерное для стран к югу от Сахары, представляет собой главное препятствие для расширения использования ИТ, особенно за пределами больших городов. Многие страны располагают чрезвычайно ограниченной сетью электроснабжения, которая только начинает проникать в сельские районы. Отключения света на несколько часов стали обычным делом даже в некоторых столицах, например в Аккре или в Дар-эс-Саламе.

Налоговые законодательства большинства стран относят продукты ИТ, почти полностью ввозимые из-за рубежа, к категории предметов роскоши, что увеличивает их продажную цену и делает их недоступными для большинства.

Радио и телевидение. Радио далеко опережает по степени использования все остальные СМИ в Африке. В 1995 г., по оценке ЮНЕСКО, около 18% населения имело радиоприемники, тогда как на 100 жителей насчитывалось только 3,5 телевизора и 0,3 ПК.

Во многих случаях люди коллективно слушают радио или смотрят телевизор. Совместное пользование средствами информации представляет собой характерную черту африканского информационного `пейзажа` : число читателей одного и того же экземпляра газеты может достигать десятка человек и более. Нередко можно наблюдать, как большинство обитателей деревни собирается перед экраном единственного телевизора, питание к которому зачастую подается от автомобильного аккумулятора или от небольшого дизель-генератора. Существующая сеть радиовещания охватывает 60% населения `субконтинента`, тогда как зона действия телевидения ограничивается периметрами больших городов. Многие страны пока еще не имеют национальной телевизионной компании.

В результате либеральных экономических мер, принятых во многих странах, там увеличилось количество вновь создаваемых коммерческих станций. Однако программы новостей и информационные выпуски этих станций обычно представляют собой либо ретрансляцию передач национального (государственного) телевидения и радиовещания, либо пересказ сводок, переданных какой-либо всемирной радиовещательной сетью или информационным агентством. Редко случается, что передачи посвящаются новостям и другой информации, представляющей интерес для местных жителей и рассказывающей о том, что происходит вне столицы. Телевидение и радиовещание на уровне местных сообществ развивались в регионе очень медленно. Создававшие качественные передачи местные радиостанции зачастую рассматривались как враги властей. Кроме того, они были вынуждены подчиняться критериям финансовой рентабельности, которую от них требовали кредиторы.

Среди мировых радиостанций первое место по количеству слушателей принадлежит BBC World Service, которая обеспечивает местную ретрансляцию своих передач в диапазонах FM и AM в 25 странах и 48 городах к югу от Сахары. За ней идут RFI и `Голос Америки` .

Конкурентная борьба не обошла стороной и рынок спутникового телевидения, где Би-Би-Си и Canal+ борются соответственно за англо- и франкоязычную аудиторию. История португальских колониальных завоеваний также нашла свое продолжение в том, что телерадиокомпания RTP предлагает свои передачи на португалоязычные страны.

Южноафриканская компания MultiChoice распространяет свои абонентские программы (M-Net) через локальные радиоволновые сети на 39 стран к югу от Сахары. Эта компания организовала также и музыкальную программу Channel-l 0, которая претендует на роль наиболее популярной телевизионной передачи в Африке. В 1995 г. M-Net первой в мире создала DSTV, спутниковую систему цифрового телевидения, напрямую связанную с абонентом и предлагающую более 30 каналов видео и 40 аудио-программ в диапазоне C для всей Африки, и в диапазоне KU (со сниженным тарифом) для стран Африки к югу от Лусаки. В 1999 г. государственная радиовещательная компания ЮАР (South Africa Public Broadcasting Corporation, SABC) ввела в действие Channel Africa - новую спутниковую программу, которая транслирует выпуски новостей и развлекательные передачи на всю территорию субконтинента. Однако аудитория этих передач ограничивается узким кругом элитарной публики, имеющей средства для приобретения оборудования и оплаты абонентского тарифа.

В 1998 г. некоторые северные области рассматриваемого нами региона (т.е. Африки к югу от Сахары) начали принимать передачи DTH TV, ретранслируемые Nielsat - первым геостационарным спутником, принадлежащим локальным операторам на континенте, а именно Союзу радио и телевидения Египта (ERTU).

World Space закончил обустройство своего цифрового радио (первые программы были переданы в начале 1999 г.) и предлагает в Африке на выбор пять аудиоканалов любому клиенту, имеющему возможность заплатить 200 долл., что соответствует стоимости специально созданного для этой цели цифрового радиоприемника.

Телекоммуникации. В большинстве африканских стран к югу от Сахары отмечается быстрое развитие и модернизация всех телекоммуникационных сетей, что проявляется в увеличении количества магистральных линий на 10% в год. Общее количество телекоммуникационных средств в пересчете на одного жителя оставалось там немногим больше одного устройства на 100 человек (1,4%). Значительная часть телекоммуникационной сети является аналоговой, а многие системы работают на пределе нагрузки или очень ненадежно, особенно в период дождей. 50% существующих линий сконцентрированы в столицах, где сосредоточено только 10% населения.

Сравнение с остальным миром показывает, что Африка к югу от Сахары является областью с наименее развитой инфраструктурой. В 1996 г. в регионе проживало 10% мирового населения, однако он располагал 0,4% телефонных линий (2,9 млн. линий), действовавших в мире. Плотность телефонизации на субконтиненте в среднем в пять раз меньше среднего значения для стран с низким уровнем доходов.

Состояние существующих телефонных сетей отличается в разных странах. В некоторых из них, таких как Ботсвана или Руанда, поставивших себе приоритетной целью развитие телекоммуникаций, устанавливаются цифровые коммутаторы со волоконно-оптическими каналами и самые современные системы сотовой и мобильной телефонии. На другом полюсе находятся такие страны как Мадагаскар или Уганда, чьи аналоговые телефонные системы очень ненадежны, а внутренняя междугородная связь находится на низком уровне. Доля новых цифровых линий, установленных на субконтиненте, составляла 69% в 1996 г., что было близко к среднемировому показателю, равному 79%.

Рассматривая страны таких субрегионов, как Сахель или Центр. Африка, можно отметить, что в Мали, Нигере и ДР Конго существует менее двух телефонных линий на 1000 жителей. Количество средств связи на душу населения в Сев. и в Юж. Африке составляет 35 на тысячу жителей, а в прибрежных странах Вост. и Зап. Африки оно колеблется от 2,5 до 10 на тысячу жителей.

Телефон. Доля населения, имеющего возможность оплатить стоимость домашнего телефона гораздо ниже, чем в других регионах; арендная стоимость подключения составляла в среднем 20% размера подушевого ВВП в 1995 г., по сравнению с 9% в среднем в мире и всего лишь 1% в странах с высоким уровнем доходов.

В 1996 г. средняя стоимость подключения к коммерческой линии в странах к югу от Сахары составляла 112 долл. за установку, 6 долл. месячной абонентской платы и 0,11 долл. за три минуты переговоров по местной сети. В некоторых странах (Бенин, Мавритания, Нигерия и Того) установка обходилась в 200 долл., месячная абонентская плата составляла от 0,8 до 20 долл., тогда как тарифы переговоров колебались от 0,6 до 5 долл. в час. Тарифы на местные переговоры в некоторых странах были подняты до 10 долл. в час, что делает невозможным, за исключением узкого круга избранных, регулярное домашнее использование Web в этих странах. Высокие тарифы и значительное число международных переговоров позволяют операторам связи получать от эксплуатации своих линий доходы выше среднего уровня.

Сотовая мобильная телефонная связь получила очень быстрое развитие в Африке южнее Сахары. Представляя собой не только альтернативу ограниченным сетям государственных телекоммуникаций, рынок сотовой связи привлекает частных предпринимателей, которые сумели расширить коммерческую абонентскую сеть. Услуги сотовой телефонии предоставляются в 38 странах 65 операторами, не только в столицах, но и в менее значительных населенных пунктах вдоль основных шоссейных дорог. Число абонентов сотовой телефонии составляло в 1997 г., по оценке ITU более 225 тысяч, не считая ЮАР, где развитие сотового рынка превзошло все ожидания, перевалив за двухмиллионный уровень в 1998 г.

Передача данных. Традиционные средства передачи данных, основанные на стандарте X.25, доступны в половине стран (27), главным образом во франкоязычных государствах, которые использовали систему Minitel еще до ввода в действие Интернет. Международное общество авиационной электросвязи (SITA) располагает самой развитой сетью пакетной коммутации X.25 в Африке. SCITOR (недавно переименованная в Equant), которая является коммерческой службой SITA и была организована для обслуживания рынка, выходящего за рамки предоставления услуг авиационным компаниям, располагает пунктами доступа в 39 странах южнее Сахары. Их пользователями являются различные ТНК. Абоненты провайдеров Интернет-сервиса (ISP) в Европе и в Северной Америке, являющихся членами IPASS (группы поставщиков услуг сети Интернет, в том числе SITA, которые совместно владеют пунктами доступа, POP), могут иметь доступ к их персональным провайдерам через этих поставщиков Интернет-услуг по тарифу 0,22 долл. за минуту (www. ipass.com).

Сети с коммутацией пакета на основе протокола X.25 были наиболее распространенной разновидностью региональных сетей (WAN) в обширных зонах Африки. Однако в силу их высокого тарифа, устанавливаемого в зависимости от трафика, их пользователями в настоящее время являются в основном банки и другие крупные предприятия, которым требуется обеспечить закрытую передачу в реальном времени небольших объемов данных, например при проверке кредитных карточек.

Единственной страной региона, где принят стандарт X.400, является ЮАР. Иные современные стандарты связи, как Integrated Services Digital Networks, ISDN (цифровая сеть с комплексными услугами) и видеоконференцсвязь в большинстве случаев остаются недоступными.

Интернет. В отличие от остальных сетей, Интернет стремительно распространился в регионе: в конце 1996 г. только 11 стран имели локальный доступ, тогда как, по сведениям ITU за 1998 г., все африканские страны в той или иной степени имели доступ в Интернет. Однако возможность предоставления Интернет-услуг ограничивается пока лишь столицами и крупными городами. 10 стран решили обеспечить выход в Интернет через зональный код. Некоторые страны (Ангола, Бенин, Ботсвана, Гана, Кения, Намибия, Танзания) имеют в отдельных городах местные пункты доступа (POP), тогда как в ЮАР поставщики Интернет-услуг развернули свою деятельность в 70 населенных пунктах.

Большинство африканских столиц располагает несколькими провайдерами Интернет-сервиса (ISP), причем в середине 1998 г. их насчитывалось более 265 в целом по региону (192 вне ЮАР). Общее число компьютеров, подключенных к Интернет в странах южнее Сахары, оценивалось в 5 тыс. в середине 1998 г. (против 290 в 1995), однако реальное их число скорее всего приближается к 6-7 тыс., так как используемые технические способы подсчета не учитывают должным образом хосты, на которые нет полных ссылок в серверах имен доменов. По сравнению с общим количеством Интернет-сайтов в мире, доля Африки составляла только 0,025% в 1997 г., причем рост общемировой активности в пользовании глобальной сетью Интернет снизил этот показатель до 0,022% в начале 1998 г.

Образование нигерийского рынка Интернет-услуг скорее всего изменит эту картину, так как национальный оператор телекоммуникаций (Nitel) разработал широкий план подключения к Интернет всей страны. Нигерия, в которой живет пятая часть африканского населения к югу от Сахары, является одним из спящих гигантов рынка Интернет в Африке, ибо до середины 1998 г. в стране насчитывалось всего лишь несколько провайдеров услуг электронной почты, причем два из которых предоставляли полный доступ в Сеть, но и то с очень с низкой пропускной способностью.


Следует отметить ту стремительность, с которой африканским государственным телекоммуникационным компаниям-операторам (PTOs) удалось наладить Интернет-сервис. В течение трех последних лет телекоммуникационные операторские компании перевели все системы Интернет в режим непрерывного потока в 31 стране и готовятся сделать то же самое еще в трех странах.

Компании PTOs обслуживают, как правило, международные межсетевые шлюзы (gateway), оставляя частному сектору функцию перепродажи и обеспечения доступа в Интернет для конечных пользователей, однако в некоторых странах государственные операторы ощущают конкуренцию со стороны частного сектора. Как правило, поставщики услуг Интернет являются небольшими предприятиями, созданными людьми с университетским техническим образованием и нашедшими себе компаньонов из числа местных предпринимателей. Некоторые национальные поставщики Интернет-услуг управляются университетами (как, например, в случае с ZamNet), другие же были созданы крупными предприятиями, в большинстве своем уже связанными с промышленностью средств связи и информации. Три транснациональных провайдера действуют в Африке: UUNET, Swift Global и AfricaOnline, которая стала ныне филиалом Africa Lakes со штаб-квартирой в Великобритании (www.africaonline.com).

Дороговизна тарифов и недостаточная мощность приводят к тому, что в большинстве стран еще довольно трудно получить соответствующую мировым стандартам полосу пропускания, достаточную для интерактивной работы в Интернет. Значительная часть сайтов Интернет размещена на хостах, расположенных в Европе или в США.

До 1999 г. лишь немногие страны, исключая ЮАР, имели международные каналы связи Интернет с полосой пропускания свыше 64 кбит/с., однако подсоединения в 128 кбит/с. становятся все более востребуемыми. В настоящее время насчитывается только одиннадцать стран, имеющих международную связь с более 256 кбит/с.

Большая часть международных соединений осуществляется через спутники. Исключение составляют подводная волоконно-оптическая линия связи от ЮАР до трансатлантического центрального концентратора на Канарских о-вах, а также Республика Джибути, имеющая доступ к кабелю SEA-ME-WEA.

Подавляющее число международных сетей Интернет в регионе подключено к США, и лишь некоторые, к Великобритании и Франции. Основными международными провайдерами Интернет являются AT&T, British Telecom (BT), Global One/Sprint, UUNET/AlterNet, Microwawe Communications (MCI), NSN, BBN, Teleglobо, Verio и France Telecom/FCR. Определенное количество других коммутаций напрямую предоставляется PanamSat и IntelSat наземным частным и государственным станциям в США и Великобритании, что позволяет им обходиться без использования инфраструктуры локальных компаний (PTOs).

В большинстве случаев поставщики Интернет-услуг должны полностью оплачивать стоимость подсоединения к Европе или к США,что реально дает провайдерам соответствующей промышленно развитой страны свободный доступ к континентальной сети и еще более увеличивает издержки африканских поставщиков услуг. Представители 50 африканских стран собрались в Котону (15-17 дек. 1998 г.) при содействии ПРООН и Агентства франкофонии. Они приняли план, предусматривающий создание регионального регистра Интернет-адресов (AFRINIC), аналогичного тем, что существуют в других регионах. В силу высокой стоимости телекоммуникаций и узости рынка, зачастую обслуживаемого единственным оператором, применяемые провайдерами тарифы удаленного доступа в Африке оказываются выше, чем в других регионах. Средняя стоимость пользования Интернет в течение 5 часов в месяц составляет в Африке 60 долл.

Высокая стоимость комплекса услуг Интернет, а также исключительные достоинства электронной почты приводят к тому, что только пакетная пересылка электронной почты с дистанционным подключением к Интернет продолжают привлекать абонентов. Есть интерес к телеинформационным центрам, киоскам, киберкафе и прочим формам совместного доступа к Интернет, таким как использование ПК в телефонных переговорных пунктах, школах, полицейских участках и больницах, которые могут разложить стоимость доступа к оборудованию на большое число пользователей.

Компьютеры и обработка данных. Большинство оценок количества ПК в странах южнее Сахары определяют среднее значение в три компьютера на 1000 жителей, однако некоторые другие исследования, проведенные, например, в 1996 г. Агентством по культурному и техническому сотрудничеству (ACCT, Agence de cooperation culturelle et technique, преобразованным с тех пор в Межправительственное агентство франкофонии), позволяют полагать, что имело место превышение, от трех до шести раз, среднего действительного числа, так что истинный показатель составляет менее одного компьютера на 1000 жителей. Некоторые страны, такие как Ботсвана, Маврикий и ЮАР, имеют значительно более высокий показатель внедрения этой техники, составляющий по крайней мере 5 на 1000 жителей и, возможно, приближающийся даже к 20 на 1000 жителей. Однако следует принимать во внимание возможность использования одного и того же компьютера несколькими совместными пользователями, число которых во много раз превышает соответствующий показатель в более развитых регионах.

Чаще всего уровень применения компьютеров гораздо ниже в госсекторе, так как подавляющая часть ПК используется в частном секторе и применяется в бухучете и при обработке текстов. Некоторые из существующих баз данных часто используют Microsoft Access, однако многие национальные центры документации и архивов, а также некоторые небольшие библиотеки университетов и неправительственных организаций используют микропакеты прикладных программ CDS/ISIS, разработанные ЮНЕСКО, либо пакеты Исследовательского центра международного развития (IDRC), которые функционально равнозначны. Службы планирования и городские администрации начинают устанавливать у себя системы географической информации (GIS) или устройства преобразования данных в цифровую форму.

В странах региона, кроме ЮАР, существует буквально несколько `горсточек` мини-ЭВМ и мэйнфреймов, которые в большинстве своем установлены в министерствах финансов для расчета зарплаты служащих, а также в крупных полугосударственных организациях, таких как операторы телекоммуникаций, банки и страховые компании.

Компьютерная проблема перехода к 2000 г. вызвала тем большую озабоченность на всем субконтиненте, что там в эксплуатации находится значительное количество старых машин, и что возможности и квалификация персонала, необходимые для их адаптации, были явно недостаточны.

Использование ИТ


Степень пользования международными линиями в Африке гораздо выше среднемирового показателя, что отчасти объясняется большой численностью африканской диаспоры и произвольным определением границ между странами региона. В 1996 г. среднее количество исходящих телефонных вызовов в Африке южнее Сахары определялось в 233 минуты на одну линию в год, тогда как этот показатель равнялся 93 минутам в среднем по миру и 113 минут в странах с высоким уровнем доходов.

Число пользователей Интернет в странах южнее Сахары составляет примерно 870 тыс. Большинство из них, а именно 800 тыс., находятся в ЮАР. На субконтиненте насчитывается около 20 стран, в которых есть более 1000 пользователей, однако только в 7 странах их более 3000 (ЮАР, Кения, Зимбабве, Гана, Мозамбик, Уганда и Замбия). В ЮАР `сообщество` пользователей Интернет в тридцать раз более многочисленно, чем в любом другом государстве Африки, причем эта страна входит в первую мировую двадцатку по числу узлов Интернет.

Можно по-разному определять статус пользователя или абонента, однако количество совместно оплачиваемых счетов в Африке несомненно гораздо больше, чем в более развитых странах. Проведенное Экономической комиссией ООН для Африки (UNECA, UN Economic Commission for Africa) исследование установило, что в среднем один подключенный к Интернет или к электронной почте компьютер обслуживал трех пользователей, что может поднять до более 200 тыс. число пользователей электронной почты вне ЮАР.

Собранные UNECA данные говорят о том, что средний уровень использования Интернет в Африке к югу от Сахары составляет примерно одно входящее и одно исходящее отправление по электронной почте в день, объемом от трех до четырех страниц, причем практически всегда речь идет о коммуникации с людьми, находящимися вне континента. Опросы показали, что 25% отправлений по электронной почте заменяли факс, 10% были сделаны вместо телефонных вызовов и остальные 65% были сообщениями, которые не были бы отправлены при отсутствии электронной почты.

Франкоязычные страны Африки к югу от Сахары гораздо более привлекательно выглядят на Web и на уровне связей между официальными учреждениями, чем страны нефранкоязычные. Частично это объясняется значительной поддержкой, оказываемой им различными организациями франкофонии и французским и канадским правительствами, обеспокоенными господством английского языка в Интернете. Из этого следует, что англо- и португалоязычным странам придется преодолевать значительное отставание для того, чтобы достичь равного уровня доступа и представительства в Web.

Международный информационный банк по франкоязычным странам (BIEF) Агентства по культурному и техническому сотрудничеству (ACCT) и центры Syfed Ассоциации частично или полностью франкоязычных университетов - Университетов сети обучения на французском языке/Электронной франкоязычной сети высшего образования и научных исследований` (AUPELF-UREF/REFER) (превратившееся со временем в Университетское агентство франкофонии), которые создают локальные информационные сайты Web и являются одновременно провайдерами доступа, являются двумя основными разработчиками информационного содержания, занимающими главенствующее положение в этой области.

Рассматривая положение на субрегиональном уровне, можно отметить, что Южная Африка является наиболее передовым регионом с точки зрения использования ИТ, за которым следуют Вост. и Зап. Африка и, далеко позади, Центр. Африка.

Вначале именно университеты занимали передовые позиции в использовании Интернет к югу от Сахары, причем большинство стран имело по крайней мере подключение к электронной почте. В конце 1998 г. в 15 странах были университеты, в полном объеме подключенные к Интернет. Следует однако отметить, что услугами Интернет в большинстве случаев пользуются их сотрудники.

За исключением нескольких правительственных Web-сайтов, которые имеют относительно большой объем (как, например, сайты Анголы, Маврикия, Мозамбика, Сенегала и Замбии), использование Интернет для текущих потребностей управления остается ограниченным.

Упомянутое выше исследование UNECA показывает, что опрос пользователей касался прежде всего неправительственных организаций, частных предприятий и университетов. Соотношение количества соотечественников по сравнению с иностранцами различалось в зависимости от страны. Большинство пользователей было мужского пола и имело хороший уровень образования.

Электронная почта используется для передачи обычных сообщений и для обмена документами - при консалтинге, для передачи распоряжений, организации собраний, конференций и `мозговых атак`, однако ее использование остается ограниченным рамками доступа к уже формализованным информационными ресурсам. В целом по континенту пользователи отмечают, что электронная почта увеличивает эффективность и снижает стоимость связи, однако до сих пор она почти исключительно служит для установления контакта с людьми, находящимися в других регионах, причем ресурсы Web остаются относительно невостребованными.

Относительно разработки локального информационного содержания следует сказать, что поле Web в Африке южнее Сахары быстро расширяется, причем практически все страны в той или иной форме используют сервер Web, который, будучи официальным или же не являясь таковым, может иметь локальную или международную прописку и представлять, более или менее полно, ту или иную страну. Однако только малое число учреждений надлежащим образом представлено в Web. Причем, если все большее число организаций обзаводятся сайтом Web, представляющим общее информационное содержание и данные описательного характера, то многие из них являются хостами информационных сайтов международных организаций содействия развитию, и слишком малое число сайтов реально пользуются Web в своей деятельности.

Существует 120 списков рассылки и дискуссионных групп, которые используют UseNet в сети Интернет (практически все они находятся за пределами континента), в которых обсуждаются вопросы Африки южнее Сахары. Подобные списки существуют практически для каждой страны, причем есть и другие списки, чья тематика охватывает круг вопросов от африканского кино до проблем постколониального периода.

Два ведущих поисковых сервера, специализирующихся на африканской проблематике, появились за последний год: Woyaa (www.woyaa.com) и Orientation Africa (http://af.orientation.com). Также как и аналогичные службы, действующие в других странах, они управляются коммерческими фирмами, получающими свои доходы от рекламы.

Печатные СМИ относительно хорошо представлены в Web. Кафедра африканских исследований Колумбийского университета (США) насчитала в регионе более 115 названий информационных газет и иллюстрированных журналов, доступных в сети Интернет, причем более 60% из них печатается на нашем субконтиненте, примерно в половине его стран. Провайдер AfricaOnline приложил значительные усилия для размещения этих периодических изданий на своих Web-сайтах.

Два крупных африканских информационных агентства, работающих по всему континенту, широко используют электронные медиа-средства: это Inter Press Service (IPS) и Pan African News Agency (PANA). На субрегиональном уровне только агентства новостей, расположенные в Юж. Африке, активно используют информационные технологии: это South African Broadcasters Association (SABA) и Media Institute of Southern Africa (MISA). В остальных регионах СМИ гораздо меньше пользуются подобными технологиями, хотя находящийся в Зап. Африке центр WANAD (West African News Media and Development Centre) помогает журналистам осваивать их использование.

Корреспонденты мировой прессы сегодня находятся в исключительной зависимости от возможностей ИТ для передачи своих экстренных сообщений в США и Европу. CNN и другие международные компании телевизионных новостей регулярно арендуют по всей Африке временные сегментированные каналы у представителей IntelSat и PanamSat для передачи своих репортажей и отчетов в прямом эфире. Радиожурналисты (даже внештатные) посылают теперь по электронной почте звуковые подборки материалов таким агентствам, как BBC World Service.

В целом на субконтиненте еще мало локализованных и имеющих национальное или межрегиональное значение хранилищ электронной информации, причем ни одно из уже существующих не представлено в Интернет. Это объясняется тем, что национальные системы архивов и библиотек располагают чрезвычайно ограниченными средствами, а многие из них не могут приобрести оборудование и испытывают нехватку подготовленных компетентных специалистов в области ИТ.

Качество операций по сбору статистических данных также находится на чрезвычайно низком уровне из-за отсутствия соответствующей поддержки, но тем не менее многие статистические бюро уже используют в настоящее время общепринятые стандарты и новые средства обработки данных. Благодаря электронной почте и факсимильной связи, сбор статинформации не ограничивается теперь крупными городами. Проводится все большее число исследований с целью составить лучшее представление о структуре и деятельности социально-экономической сферы, причем индексы цен доводятся теперь и до сельских районов.

Приватизация систем телекоммуникаций и СМИ


По территории, расположенной к югу от Сахары, за последние пять лет прошла волна структурных перемен в отраслях СМК, телевидения и радиовещания. 10 стран, в том числе ЮАР, Кот-д`Ивуар, Гана, Гвинея, Уганда и Сенегал, частично приватизировали национальные телекоммуникационные компании-операторы, а 15 других, среди которых Камерун, Мадагаскар, Малави и Танзания, намереваются сделать это в ближайшем будущем. Сотовая связь, практически полностью приватизированная, уже составляет 20% рынка. ЮАР, Кот-д`Ивуар, Гана, Маврикий и Сенегал приняли на себя обязательства, в рамках многосторонних переговоров по торговому обмену с ВТО. В начале 1998 г. 20 африканских стран создали у себя независимые или почти независимые органы управления телекоммуникационной отраслью.

Телекоммуникации. Либерализация данного сектора, проведенная в некоторых странах, несомненно улучшит перспективы притока новых инвестиций в ИТ. Однако многие правительства продолжают считать, что СМИ являются подконтрольным государству органом и представляют собой, в области телекоммуникаций, важную составную часть общей налоговой базы, что в свою очередь предполагает, что операторы государственных сетей не имеют возможности свободно реинвестировать полученную прибыль в развитие сетей. Доходы телекоммуникационных компаний-операторов зависят от существующей системы перераспределения прибыли, которая направляет весомую часть доходов от международных телекоммуникационных услуг в сейфы африканских компаний-операторов (PTOs). Предполагаемая реформа системы перераспределения, может лишить эти компании-операторы и/или их правительства капиталов, предназначенных для инвестирования в телекоммуникации именно в тот момент, когда они будут больше всего в них нуждаться.

Международная телекоммуникационная индустрия уже начинает понимать, что Африка является самым большим еще не освоенным рынком в мире и, так как правительства настойчиво изыскивают средства для модернизации телекоммуникаций, то образуются новые союзы между государственным и частным секторами. Африка не так уж далеко отстала от промышленно развитых стран в деле дерегламентации телекоммуникационной отрасли, а многие правительства стремятся сделать ставку просто на расширенное применение на `Юге` моделей либерализации, которые уже доказали свою эффективность на `Севере` .

Радиовещание и телевидение. Законодательство в области телевидения и радиовещания зачастую ничего не говорит о контроле над государственной службой радиовещания; в некоторых случаях выдача лицензии может даже не входить в компетенцию надзорно-регламентирующего органа, а зависеть от министерства информации. Коммерциализация радиовещания, осуществленная без соответствующей реформы телерадиовещательной отрасли, не способствовала появлению в эфире плюрализма и разнообразия мнений. Учитывая всеобщую бедность сельских районов, озабоченные лишь погоней за прибылью предприниматели ничуть не заинтересованы в создании передач для их вытесняемых за пределы цивилизованного общества жителей.

Опыт внедрения коммерческого телерадиовещания в Вост. и Юж. Африке показал, что в отсутствие должным образом учрежденных надзорных органов, лицензии, как правило, выдаются радиовещательным компаниям, обосновавшимся в городах. Им по большей части выдаются лицензии на ретрансляцию на другие густонаселенные районы, что представляет тем больший интерес для рекламодателей, однако ни в коей мере не способствует разнообразию телерадиовещательных программ. Новые коммерческие станции стремятся объявить свою принадлежность либо к правящей партии, либо к какому-нибудь крупному союзнику этой партии.

Государственные радиокомпании все чаще вынуждены подчиняться требованиям прибыльности с тем, чтобы не обременять и без того напряженный госбюджет. Чтобы иметь возможность конкурировать с недавно созданными коммерческими станциями, государственным радиокомпаниям не остается ничего другого, как планировать свою деятельность так же, как это делают частные компании. Это неизбежно приводит к тому, что национальным радиовещательным компаниям приходится порой пренебрегать своей основной задачей - быть на службе общества, ибо становится коммерчески невыгодным просто информировать, воспитывать и развлекать население страны.

Одним из важных подходов к решению этой проблемы несомненно является налаживание, на субрегиональном уровне, сотрудничества между государствами с целью создания регламентирующих органов и принятия жестких законодательных актов. С этой целью 13 стран Южной Африки, входящих в SADC (Southern African Development Coproration), единодушно приняли обязательный к выполнению протокол о средствах связи, в котором они обещают содействовать созданию службы межнационального назначения, проведению согласованной политики и принятию законодательства в области телекоммуникаций.

К информационному обществу


Потребность в инфраструктуре, способной осуществлять высокоскоростную передачу данных в Интернет, подвергает серьезному испытанию телекоммуникационные сети Африки. Причем Интернет является всего лишь одним из факторов, призванных воздействовать на операторов телекоммуникаций в регионе. Существуют и другие факторы воздействия, в частности, международное давление по изменению системы регулирования платы за поддержание абонентских счетов и более широкому применению технологии `обратного вызова` (callback), при использовании которой звонок оплачивает обратная сторона.

Задачи в данной области сконцентрированы на таких проблемах как расширение локальной сети и выравнивание тарифов (для национальных операторов), падение доходов от международной связи (под воздействием, например, систем `обратного вызова`, Интернет и развала системы абонентских счетов), слабость законодательства, которое нужно исправлять, чтобы уравнять правила игры и сделать инвестиции привлекательными, необходимость оказания услуг сельскому населению, недостаток квалифицированного персонала и необходимость удовлетворять потребности клиентов качественно, полно и недорого.

Если говорить только о телекоммуникациях, то требуется вложить 6-8 млрд.долл. в Африку южнее Сахары (исключая ЮАР) в течение четырех ближайших лет для того, чтобы иметь возможность дополнительно установить 4,5 млн. новых дополнительных линий. Хотя плотность телекоммуникационных сетей при этом все равно останется самой низкой в мире. Все признаки позволяют надеяться, что руководители стран субрегиона твердо намерены провести в жизнь подлинные преобразования.

Одним из событий, способствовавших внедрению ИТ в Африке, стал проведенный в апреле 1995 г. в Аддис-Абебе коллоквиум по телеинформатике на службе развития. Этот форум собрал представителей практически всех влиятельных структур, участвующих в проектах развития международных информатизированных сетей. На этой конференции был, в частности, разработан рамочный документ African Information Society Initiative (AISI), принятый затем на Конференции африканских министров в мае 1996 г. AISI рекомендует каждой африканской стране определить и разработать план создания национальной инфраструктуры информации в соответствии с приоритетами национального развития, и предлагает развивать сотрудничество, связи и партнерство между африканскими странами для использования положительного опыта. Некоторые страны, а именно Бенин, Буркина-Фасо, Камерун, Коморские острова, Лесото, Мозамбик, Намибия, Руанда, Уганда, Эфиопия и ЮАР уже начали разработку подробных планов создания информационной инфраструктуры и средств связи на своей территории.

Присоединившись к решениям Абиджанской конференции по региональному развитию африканских систем телекоммуникаций, AISI придала соответствующим министерствам динамику, которая заставляет их руководителей вырабатывать соответствующую политику в области норм и правил, тарифов и предоставления услуг. С этого времени министерства связи более 40 африканских стран твердо следуют политике развития телекоммуникаций, принципы которой заложены общим подходом, закрепленным в документе, African Connection, который был ими же разработан и предусматривает установку 50 млн. линий в течение пяти лет (www.telecom98.co.za).

Усилия по созданию новых инфраструктур и улучшению существующих возможностей сопровождаются инновациями увеличить доступность телекоммуникационных услуг на основе использования общественных систем доступа, которые базируются на конвергенции технологий для предоставления услуг с хорошим соотношением цена/качество в районах, которые изолированы или их услуг недостаточно. Основная идея, состоящая в использовании того, что называют коммунальными телеинформационными центрами, получила твердую поддержку со стороны ITU и других учреждений международного сообщества, а также значительного числа национальных правительств и госоператоров телекоммуникаций. Было создано более 20 опытных телеинформационных центров, распределенных по всему субконтиненту для опробования различных моделей, прикладных средств и приемов работы.

Схема связей региона с остальным миром также кардинально изменилась, в течение двух-трех последних лет, в связи с объявленными многочисленными международными проектами создания инфраструктуры телекоммуникаций. Среди них: Africa One компании AT&T, проект SAFE (South Africa-Far East) в сотрудничестве с Malaysia Telecom, SAT3/WASC (South Atlantic Telephony/West African Sybmarine Cable), предполагающий прокладку подводного волоконно-оптического кабеля вдоль западного побережья Африки, а также проект Восточно-африканского сотрудничества (East African Cooperation, EAC). Кроме того, RASCOM, консорциум по созданию африканского спутника, сформированный африканскими телекоммуникационными компаниями-операторами, предусматривает запуск собственного спутника в 2000 г.

Системы низкоорбитальных спутников, а именно Iridium и Globalstar, чрезвычайно перспективны для субконтинента с неравномерной плотностью населения, поскольку основная прибыль будет получена при обслуживании спутниковой связью развитых государств, тогда как при неизбежном пролете над слаборазвитыми регионами, какой в основном является Африка, будут применяться сниженные тарифы для привлечения спроса.

Сотрудничество и содействие развитию. Тот факт, что ИТ могут ускорить развитие, ныне признан во всем мире. Появилось несколько международных проектов, которые улучшают перспективы расширения доступа к информационным и коммуникационным сетям на континенте. Совместно с представленным выше проектом AISI, исследование по созданию будущих информационных инфраструктур в Африке было осуществлено в рамках проекта сотрудничества между CRDI, BelleNet, Экономической комиссией для Африки (ООН), ЮНЕСКО и МСЭ, получившего название `Африканская сетевая инициатива` (African Network Initiati ANI). Она определила около ста различных направления развития ИТ, разрабатываемых или осуществляемых в Африке. Учитывая растущую потребность в координации действий, кредиторы и фирмы-производители работ совместно решили создать постоянно действующий орган для обмена информацией по подобным проектам, и назвали его `Партнерство ради ИТ в Африке` (PICTA). (www3.sn.apc.org/africa/projects.htm).

Многие из этих инициатив входят в рамочную подпрограмму AISI по связи, и среди отмеченных проектов наиболее важны следующие:

- Специальная инициатива широкой системы мер ООН для Африки, проводимая под эгидой Генерального секретаря, в рамках которой ИТ представляют собой одну из основных составных частей программы, оцененной в 11,5 млн. долл., под названием `Применение информационной технологии в целях развития` (HITD/SIA), которая пользуется поддержкой различных партнеров ООН;

- Инициатива USAID/Leland (United States Agency for International Development), которая оказывает содействие в подключении к сети Интернет 20 африканским странам в обмен на заключение договоров о либерализации рынка для поставщиков Интернет-услуг, и на проведение политики беспрепятственной передачи информационных потоков. В рамках этой же программы осуществляются провозглашенные вице-президентом Альбертом Гором инициативы, составляющие проект под названием `Миллион персональных компьютеров для Африки, подключение тысячи школ и ста университетов` ;

- Программа Международного телекоммуникационного общества для Африки по созданию коммунальных телеинформационных центров в сельской местности для нужд здравоохранения и реализации спутниковых проектов, вытекающая из принятого в Буэнос-Айресе Плана действия. Программа осуществляется при содействии ЮНЕСКО, Исследовательского центра международного развития (CDRI), ВОЗ и других организаций;

- ВБ, оказывающий содействие в области телекоммуникаций и развития ИТ 25 странам к югу от Сахары. Среди его инициатив, в частности: Африканский виртуальный университет (AVU), Economic Toolkit and Workshops for Internet Connectivity in Africa, Rural Telecommunication Field Trial and Commercialization Pilot в Кении и Конференция по глобальному подключению в Африке;

- Программа Acacia Исследовательского центра международного развития (CRDI), которая выделяет 60 млн. канадских долларов в течение пяти лет в целях расширения использования ИТ на уровне африканских сообществ;

- Инициатива TradePoint Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая делает упор на коммерческую сторону дела. ЮНКТАД включила Африку в число приоритетных регионов своей деятельности на два ближайших года. ЕС обязался выделить ей 30 млн. евро на региональное развитие и улучшение сети местной торговли в Африке;

- Созданный ВБ и объединяющий многочисленных `спонсоров` фонд InfoDev, который осуществил финансирование South African Telematics for African Development Consortium и выделил 1 млн.долл. под проект Африканского виртуального университета;

- ЮНЕСКО придает первостепенную важность проектам в области информатики и телематики в Африке, оказывая содействие Региональной информационной сети для Африки (RINAF), которая уже получила более 2 млн. долл. из внебюджетных фондов и из бюджета;

- ЮНЕСКО также разработало проект создания системы обучения африканских преподавателей с целью приобщения педагогических институтов к ИТ в их практическом приложении к процессу образования, а также подключения этих институтов к Интернет. Проект, уже осуществляемый в Зимбабве, скоро начнет реализовываться в Сенегале и в принципе будет распространен на 20 стран с предоставлением им внебюджетных финансовых средств;

- Африканское бюро ПРООН дало свое согласие на создание фонда в 6 млн.долл. в рамках программы Internet Intiative for Africa, IIA. В проекте участвуют Ангола, Буркина-Фасо, Гамбия, Кабо-Верде, ДР Конго, Мавритания, Намибия, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Того и Чад;

- Программа создания сетей долговременного развития (SNDP) ПРООН с десятью операционными узлами в Африке (Ангола, Бенин, Камерун, Малави, Марокко, Мозамбик, Того, Тунис и Чад). Национальные проекты, осуществляемые в рамках SNDP, получают финансирование на два или три года и должны в принципе предоставлять первоначальный капитал для организации долговременной работы, либо путем предоставления платных услуг, либо путем включения в госбюджет;

- Проект Mercure Программы ООН по защите окружающей среды (PNUE) использует спутниковые терминалы VSAT (Very Small Aperture Terminal) для создания сети обмена информацией по окружающей среде в Африке. Программа ООН по окружающей среде сотрудничает с ITU для изучения использования свободной части полосы пропускания сети для других целей;

- Бюро ООН по космическим вопросам предлагает проект COPINE, который предусматривает предоставление наземных станций и времени приема передач африканским НИИ;

- Разнообразная деятельность Межправительственного агентства франкофонии и родственных ему международных организаций, таких как Управление научных исследований заморских территорий (ORSTOM), AUPELF, UREF, REFER, которые оказывают помощь в области информационных технологий франкоязычным странам, в большинстве своем расположенным в Африке. Начавший осуществляться проект AFRINET предоставляет Web-серверы и сопутствующую поддержку различным министерствам Бенина, Буркина-Фасо, Камеруна, Кот-д`Ивуара, Мадагаскара, Маврикия, Мавритании, Мали и Сенегала.

Заключение


Совместные усилия по финансированию международного и регионального сотрудничества в области ИТ наглядно показывают, какое значение международное сообщество придает этой области деятельности. Однако в Африке, как впрочем и повсюду в мире, ввод в эксплуатацию соответствующей инфраструктуры означает лишь первый шаг в нужном направлении. Правильно выбранная политика должна обеспечивать такое положение вещей, при котором информационная пропасть между богатыми и бедными не углублялась бы еще больше. Опасность этого в Африке может быть даже больше, чем в других регионах мира, потому что исходная ситуация в ней была хуже, чем где бы то ни было. Надо надеяться, что принятые на себя международным сообществом обязательства, в сочетаниями с усилиями национальных властей, позволят континенту, на котором появился первый человек, достигнуть достойного уровня развития, используя для этого соответствующие информационные технологии.

Источники:

The African Connection (Forum of African Ministers of Communications), www.doc.org.za/docs/ntisc/africon

Africa`s Information Society Initiative (AISI) Documents (ECA). www.bellanet.org/partners/aisi/more/index.

Bridging the Gaps in Internet Development in Africa. Report (IDRC). www.idrc.ca/acacia/studies/ir-gaps.htm

ICT Development Projects in Africa database (Bellanet). www.bellanet.org/partners/ani/database

International Institute for Communications in Development (IICD). www.iicd.org

The Internet and the South: Superhighway or Dirt Track? Report (Panos). www.oneworld.org/panos/panos_internet_press

ITU Rural Connectivity & Telecentrеs. www.itu.int/ ITLI-D-Rural

Stanford University African ICTs Resources, www-sul.stanford.edu/depts/ssrg/africa/elecnet


Telematics for Development In Africa. Symposium Position Paper (ITU/UNESCO/IDRC/UNECA).www.sas. upenn.edu/African_Studies/Padis/telmatics_Jensen.html

Маврикий

Правительство поставило своей целью всемерно расширять применение ИТ, и уже приняло в этом направлении определенные юридические меры. Были подготовлены многочисленные законопроекты, причем принятый Национальным собранием в июле 1997 г. закон об авторских правах привел к значительному сокращению числа правовых проблем, связанных с использование этих технологий.

Национальный совет по информатике (National Computer Board, NCB) был создан правительством в конце 1996 г. в качестве негосударственного органа, имеющего целью внедрение ИТ в социально-экономических отраслях. Одной из основных областей деятельности NCB - использование Интернета госучреждениями, а также лицами, занятыми проблемами защиты частной жизни, безопасности и ИС. NCB создал расширенный Web-сайт с целью сбора информации для различных правительственных учреждений и министерств (http://ncb.internet.mu).

Национальному совету по информатике поручено руководить программой National IT Strategy Plan (Национальный стратегический план по информационной технологии, NITSP), которая активно разрабатывается в рамках задач маврикийского правительства. Сарат Лаллах, возглавивший в июле 1997 г. вновь созданное Министерство телекоммуникаций и информационных технологий (MITI) (http://ncb.intnet.mu/mti.htm) (it@internet.mu), заявил: `Правительство полно решимости обеспечить самое широкое участие в формировании любой политики, направленной на обеспечение национальных интересов и на стремление превратить остров Маврикий в центр сосредоточения информации и телекоммуникаций в регионе` .

Два пилотных проекта были предложены в янв. 1998 г.: план создания Государственной информационной инфраструктуры (Gouvernement Information Infrastructure, GII), и план создания базы данных о населении и его персональных идентификационных карточках. Первый проект улучшит телекоммуникационные возможности правительства и позволит сотрудникам госучреждений лучше ознакомиться с преимуществами использования ИТ. GII обеспечит правительственные службы услугами электронной почты и соответствующим издательским оборудованием для создания эффективного и безбумажного документооборота. Она также предоставит круглосуточную возможность получать информацию и Интернет-услуги широкой публике. Предусмотрено, что GII будет выполнять функцию основной электронной артерии и технической базы, отвечающей потребностям взаимосвязанности структур будущего госсектора.

Второй проект имел целью создание центрального репозитория данных обо всех гражданах Маврикия. Будет повышаться и степень защиты документов, в частности персональной идентификационной карточки, что обеспечит гражданам повышенную степень безопасности и при совершении сделок и различного рода передвижениях.

Закон об информационных технологиях и Закон об авторских правах, разработанные MITI, были приняты в 1997 г. с целью изменения существующего законодательства с учетом ИТ, и предусматривают, например, использование электронных документов в суде (http://ncb.internet.mu/mtit/itbill.htm) (http://ncb.internet. mu).

Руководство отраслью средств связи осуществляется Маврикийским управлением телекоммуникаций (Mauritius Telecommunications Authority, MTA) и пользуется рекомендациями недавно созданного Консультативного совета по телекоммуникациям (Telecommunications Advisory Council, TAC).

Монопольное положение занимает оператор государственных телекоммуникаций Mauritel/MTS, однако уже начался медленный процесс либерализации одновременно с пересмотром тарифов, который должен закончиться в конце 2004 г., когда весь сектор будет открыт для конкуренции, как это и указывается в недавно опубликованной Белой книге по телекоммуникациям. В соответствии с Национальным стратегическим планом по информационной технологии, самыми интересными пунктами, изложенными в Белой книге, являются:

- пересмотр законодательных положений, который должен позволить Маврикию выполнить свои обязательства в рамках соглашения с ВТО в области телекоммуникаций;

- обеспечение по приемлемой цене всему обществу (населению о-ва Маврикий, о-ва Родригес и всех более мелких островов) доступа к полному комплексу услуг;

Маврикий располагает гораздо лучшей информационной инфраструктурой, чем большинство других стран Африки. В рамках национальной стратегии, имеющей целью превратить страну в `африканский Сингапур`, Маврикий относит телекоммуникации и средства обработки данных к национальным приоритетам, что находит свое выражение в использовании услуг ISDN, установке новых телефонных линий связи (особенно коммерческих), и быстром развитии различных видов сервисных услуг, как доступ в Интернет, стандартов X.25 и EDI. Три волоконно-оптических канала связи международного стандарта SDH были проложены на Маврикии для улучшения местной инфраструктуры телекоммуникаций и обеспечения подсоединения со сверхширокой полосой пропускания к наземной станции в Порт-Луисе. Маврикий будет подключен с помощью оптоволоконного кабеля к всемирной магистральной линии в 1999 г., когда в рамках проекта South Africa-Far East (SAFE) Кейптаун был соединен подводным кабелем с Куала-Лумпур и Сингапуром.

Гана

Программа национальной политики в области телекоммуникаций была разработана Национальным комитетом по информатике и средствам связи Ганы (Ghanian National Information and Communication Committee, GNICC), который состоит из представителей университетских кругов, НИИ, руководителей государственных органов власти и частного сектора, и чья деятельность координируется Библиотекой Бальме (Balme) Ганского университета, г.Легон (www.ug.edu.gh).

Была выбрана эта библиотека, в частности, за ее богатый опыт использования электронной почты и CD-ROM, в чем ей частично была оказаны поддержка Африканской программой для стран южнее Сахары, принятой American Association for the Advancement of Science (AAAS) (www.ug.edu.gh).

Помощь, оказанная Национальным комитетом по средствам связи и информатики, была комплексной, и оказана по инициативе правительства при участии министерств охраны окружающей среды; науки и технологии; информации; дорог и коммуникаций. Правительство указало, что его целью является обеспечение доступа всех категорий населения, и особенно занятого в образовании к ИТ. Представляя бюджет на 1997 г., министерство финансов сделало следующее заявление: `Учитывая положительный эффект применения ИТ, правительство позаботится о том, чтобы все основные службы госаппарата были подключены к Интернет. Будет также продолжено осуществление программы по установлению связи между университетами и по подключению их к Интернет` . ЮНЕСКО уже дало свое согласие на выделение 250 тыс.долл. для этого проекта.

Правительство попросило Bank for Institutional Development Fund создать сеть, обеспечивающую связь между канцелярией президента, парламентом, министерством информации и некоторыми другими важнейшими министерствами.

Техническому подкомитету GNICC было поручено определить параметры магистральной линии национальной сети. В рамках проекта GNICC/GARNET вначале предусматривалось установить в Ганском университете опорный узел Интернет-связей GARNET с другими университетами и научными центрами. Университет устанавливает волоконно-оптическую сеть на территории городка с помощью Датского агентства международного развития (DANIDA). Он находится в 12 км. от центра Аккры и использует беспроводную связь с локальным концентратором Интернет, которым управляет NCS. С появлением национальной интернетовской магистрали NCS, располагающей пунктами доступа (РОР) к сети в трех городах, а также при активном содействии созданию межуниверситетской сети, можно рассчитывать на разработку проекта создания совместной сети для государственного и частного секторов.

Министерство дорог и коммуникаций разработало в 1995 г. Программу ускоренного развития телекоммуникаций с целью вывести из состояния застоя данный сектор экономики. Реформы в рамках Программы ускоренного развития предусматривают создание органа централизованного управления (National Communications Authority, NCA) в качестве агентства, отвечающего за разработку норм и правил для средств телекоммуникаций (www.communication.gov.gh).

Ghana Telecom (GT) является коммерческим предприятием, отделенным от минсвязи; 30% его акций были проданы малазийскому консорциуму за 38 млн. долл., причем одновременно было объявлено о том, что лицензия будет выдана и второму национальному оператору. Эта лицензия была предоставлена предложившему инвестиции в размере 10 млн.долл. консорциуму, возглавляемому Ghana National Petroleum Corporation (GNPC) и включающему также African Communication Group и Western Wireless (Кембридж, штат Массачусетс, США). GNPC работает с израильской фирмой Gilat по созданию на всей территории страны телефонной сети, основанной на спутниковых терминалах VSAT (Very Small Aperture Terminal). GNPC и GT имеют, и та и другая, эксклюзивные лицензии на 20 лет (www.gnpc.com.gh,gnpc@ncs.com. gh).

Министерство дорог и коммуникаций предполагает продать дополнительно еще 21% акций GT. Оно также надеется воспользоваться стратегическим положением Ганы в центре региона, где активно действует Экономическое сообщество государств Западной Африки (CEDEAO), и превратить страну в место сосредоточения телекоммуникационных обменов в области внешней торговли.

Телефонная сеть Ганы еще технически слаба и мало развита, однако она быстро модернизируется. Значительное количество ведущихся в Аккре телефонных переговоров уже преобразованы в цифровую форму и предоставляют современные услуги, такие как парольный вход, сокращенный номер вызова, передачу вызова, разговор между тремя абонентами, будильник и отложенный вызов. Контракт на организацию локальной беспроводной сети GT на дополнительные 13 тыс. абонентов был передан фирме Motorola в 1996 г.

Майк Енсен, консультант, Порт-Сент-Джон, ЮАР.http://nvolgatrade.ru/

Док. 215600
Опублик.: 14.12.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``