В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Информационные службы, библиотеки, архивы Назад
Информационные службы, библиотеки, архивы
Характер деятельности организаций и учреждений, занятых предоставлением информационных услуг, отличается большим разнообразием и пестротой. Архивы и библиотеки обычно принадлежат федеральным структурам, властям штатов или местной администрации, или по крайней мере получают от них серьезную поддержку.

Информационные службы в виде отдельных предприятий или частей крупной организации обычно принадлежат частным лицам. Некоторые из них, однако, могут являться общественными или полуобщественными структурами, функционирующими в рыночных условиях. Они также существенно отличаются друг от друга своими размерами: некоторые из них могут принадлежать одному лицу, которое и оказывает пользователю необходимые услуги, другие могут представлять собой местные публичные и школьные библиотеки с небольшим количеством книг и несколькими сотрудниками, занятыми неполный рабочий день, а третьи могут быть многонациональными информационными корпорациями, поставляющими свою продукцию массовому потребителю, или огромными национальными архивами и библиотеками с миллионами документов и со штатом из сотен высококвалифицированных специалистов. Различия между указанными субъектами информационного поля еще больше усиливаются географическими и экономическими особенностями. Все это громадное разнообразие конкретных условий, существующих в информационной среде, оказывает большое влияние на использование современных ИТ.

Информационные услуги


Проблема, существующая с момента возникновения сектора информационных услуг, заключается в постоянной нехватке места для хранения растущих фондов, которые включают не только архивные записи и печатные материалы, но также и различные звукозаписи, фильмы, и т.д. Решение проблемы (или попытки решить ее) состоит в уплотнении хранилищ, более компактном расположении хранимых материалов, списании малоценных экземпляров или уменьшении объема хранимого фонда (например, при помощи микрофильмирования). Развитие компьютерной технологии открыло огромные возможности для уменьшения необходимого объема хранилищ из-за фантастической емкости запоминающих устройств компьютеров, находящихся как в самих библиотеках и архивах, так и за их пределами.

Другой отличительной чертой компьютерной технологии является скорость манипулирования огромными массивами данных. Она дает возможность решить проблему выборки небольшого количества нужных документов из тысяч бумаг, относящихся к предмету интереса пользователя. Высокая эффективность каналов связи обеспечивает очень быстрый доступ к содержимому документов независимо от их физического местонахождения и времени начала работы соответствующих учреждений, находящихся в различных временных зонах.

Термин `сфера информационных услуг` включает, помимо самих информационных услуг, всю область архивного и библиотечного дела. Поскольку предоставление вышеуказанных услуг непосредственно связано с использованием архивов и библиотек, необходимо также учитывать, что развитие ИТ обуславливается рыночной конъюнктурой. Именно она является одним из факторов, ведущих к возникновению хорошо известного разрыва в сфере использования ИТ между развитыми и развивающимися странами, с одной стороны, и между разными секторами указанной сферы в пределах отдельных стран, с другой стороны, - например, между секторами, связанными с военными технологиями, космическими исследованиями или бизнесом, и секторами, связанными с искусством или отдыхом. Указанная схема была характерна для развития сферы информационных услуг с момента выхода на сцену компьютера вскоре после конца второй мировой войны.

Другой важной чертой ИТ является их усиливающаяся ориентация на индивидуального пользователя, который может находиться как дома, так и на работе. Условия такого использования информационных услуг существенно отличаются от условий, предоставляемых предприятиями массового обслуживания, где информационные услуги имеют в основном коллективный характер и одной книгой пользуется много читателей. Тенденция к индивидуализации информационных услуг характерна для телефонной связи, как традиционной, так и мобильной, а также для факсимильных систем, использующих сходную технологию. То же самое относится к телевидению и информационным службам, таким, например, как телетекст, вещанию на базе звукозаписей, видеофильмам, а в настоящее время и к компьютерным технологиям, нашедшим свое воплощение в ПК. Эти индивидуально ориентированные технологии и информационные материалы могут объединяться при помощи цифровой обработки и предоставляться пользователю в виде информационных услуг посредством передачи соответствующих сигналов.

Исторический анализ показывает, что в развитии технологий, предназначенных для индивидуального пользователя, всегда существовали и все еще существуют более короткие или более длинные переходные периоды, в течение которых указанные технологии используются коллективно. Даже в странах с высоким уровнем развития телефонной сети все еще имеются помещения для коллективного пользования телефоном, и в наше время все еще можно смотреть футбольный матч по телевизору вместе с друзьями и незнакомыми людьми в местном баре. Коллективное и индивидуальное пользование книгами существовало многие столетия, а настоящее время характеризовалось сосуществованием коллективного и индивидуального использования аудиовизуальных средств. В странах со сравнительно невысоким уровнем развития индивидуальных технологий недостаток индивидуальных возможностей будет очевидно компенсироваться повышением уровня их коллективного использования.

Некоторые способы коллективного использования имеющихся информационных средств в отдельных учреждениях, например, в публичных библиотеках, обеспечивают выполнение этими учреждениями определенных социальных функций и должны поэтому сохраняться, несмотря на общую тенденцию к индивидуализации информационных услуг. Во всех учреждениях и предприятиях индивидуально-ориентированные технологии используются штатными сотрудниками в секторе информационных услуг для обеспечения внутренней и внешней связи.

Бесплатно или за плату. В библиотеках не прекращается обсуждение вопроса об оплате предоставляемых ими услуг. Частные поставщики информации в форме материалов или услуг в таких обсуждениях не участвуют, поскольку вопрос о плате и ее размерах решается рыночными механизмами. С точки зрения идеологии, существуют два подхода к проблеме платы за пользование библиотекой: сторонники первого выступают за равный, легкий и бесплатный доступ к услугам, предоставляемым библиотеками, сторонники второго отстаивают платный доступ в соответствии с рыночной конъюнктурой. За свободный доступ обычно выступают библиотечная среда и политическая система.

Что касается компьютерных технологий, вопрос о плате, в свою очередь, имеет две альтернативы. Во-первых, имеется возможность определить объем индивидуальных электронных услуг и, следовательно, установить цены за эти услуги, что сделать легче, чем оценить традиционные библиотечные услуги, предоставляемые на базе коллективного пользования. Во-вторых, перед библиотеками возникают экономические проблемы. Они должны обеспечивать пользователей традиционным библиотечным материалом и в то же время вынуждены приобретать компьютерное оборудование и платить за лицензии на право получения электронных услуг и использования телекоммуникационных систем. Во многих странах эти обстоятельства вызвали споры относительно платы за пользование библиотеками и возможности провести разграничение между основными и дополнительными библиотечными услугами или даже между использованием печатных материалов и электронной информации. Высокая стоимость приобретения и дальнейшего развития аппаратных средств, программного обеспечения и баз данных привела к возникновению очень мощных монополий или создала условия, способствующие их возникновению. В результате цены держатся на высоком уровне и финансовые трудности испытывают не только предприятия информационной сферы в развивающихся странах, но и большинство библиотек в других частях земного шара.

Появляются первые осязаемые результаты общественной реакции на вышеуказанные проблемы. Сотрудники университетов, библиотек и архивов, являющихся важными поставщиками информации в научные периодические журналы, реферативные публикации и т.д., все чаще начинают выступать в роли фактических создателей таких информационных материалов как электронные журналы, способствуя тем самым снижению цен на эту продукцию. Одним из примеров такой тенденции является открытие сайта под названием `Английский опытный лицензионный проект`, который был создан одним возникшим в 1996 г. консорциумом с целью противодействовать повышению цен на периодические издания. В янв. 1999 г. этот сайт был переименован в `Национальный электронный лицензионный проект` (National Electronic Site Licencing Initiative, NESLI), срок его действия был продлен еще на три года и была провозглашена цель объединить в единый консорциум все вузы Великобритании. После проведенных ЕС торгов, компании Swets and Zeitlinger было поручено представлять интересы NESLI и вести переговоры с издательскими фирмами.

Хранение информации. Трудности, связанные с обеспечением сохранности различных носителей информации, таких как бумага, аудио- и видеопленки и диски, объясняются отчасти недостатком знаний их характеристик долговечности (за исключением бумаги). К этому следует добавить, что носители информации старого типа нуждаются в специальном воспроизводящем устройстве, которое обеспечивало бы доступ к их содержанию. Такие устройства исчезают с рынка из-за постоянно уменьшающегося спроса на них и отсутствия запасных частей. Преобразование печатных материалов, изображений и звука в цифровую форму открывает новые возможности для обеспечения сохранности и хранения таких материалов, однако долговечность носителей цифровой информации также является неизвестной величиной. Тем не менее, использование архивных документов в оцифрованном виде позволяет избежать физического износа и возможного повреждения оригинальных материалов. Поскольку носители цифровой информации появились сравнительно недавно, их использование в качестве средства хранения данных ещё не было регламентировано соответствующими общими правилами и стандартами.

Поисковые средства. Одним из первых объектов компьютеризации явились библиотечные каталоги. Сначала компьютеры использовались в качестве элемента наборного процесса, затем они были включены в процесс создания оперативных каталогов. Создание указателей большого объема и реферативных журналов шло по тому же пути: переход от простого набора к компьютерному, затем к онлайновым публикациям и к компакт-дискам.

Компьютерная технология также привела к разработке новых поисковых средств, таких как индексы цитируемости и конкордансы, создаваемых автоматически. В течение последних нескольких лет был разработан и усовершенствован целый ряд поисковых средств, таких как логические операторы. Они стоят очень дорого, так же как и время для сеансов связи по базам данных.

Многие библиотеки не в состоянии платить такие цены, и один из способов решения проблемы состоит в заключении контракта между продавцами информационных услуг и всеми библиотеками страны или большими группами некоммерческих структур. Переговоры по этим вопросам, в которых также должны участвовать продавцы электронных периодических изданий и другой подобной продукции, будут приобретать все большее значение в деятельности организаций, предоставляющих информационные услуги.

Использование текстовых документов, звукозаписей и изображений. Объем памяти, имеющийся у современных компьютеров, сделал возможным хранение не только библиографических данных о той или иной публикации, но и полного текста самой публикации. Старые, набранные типографским шрифтом или даже рукописные тексты сканируются и подвергаются цифровой обработке, что обеспечивает доступность для широкой публики произведений великих мастеров. Тексты могут прочитываться постранично, а нужные места могут находиться методом поиска по комбинации слов.

Для предприятий и учреждений, предоставляющих информационные услуги, одной из основных проблем, связанных с текстовыми документами, звукозаписями и изображениями, является сложность юридических норм, регулирующих авторское право. В большинстве стран нормы, защищающие авторское право, совершенствовались столетиями и использование печатных материалов библиотеками адекватно регулируется с точки зрения всех участников такого использования. Однако для материалов в цифровой форме твердые правила их использования еще отсутствуют, и не только из-за небольшого времени существования таких материалов, но также и из-за трудностей, возникающих при их защите от незаконного копирования. В данной области речь идет о крупных денежных суммах, а частное копирование практически легко осуществимо и не требует значительных затрат ввиду сравнительной простоты самого процесса копирования.
Электронные журналы. В первом издании Справочника по электронным журналам, периодическим изданиям и академическим проблемам (Directory of Electronic Journals, Newsletters and Academic Discussion), вышедшем в 1991 г., содержалось 27 периодических электронных изданий, семь из которых являются обозрениями. В таком же издании 1997 г. уже содержится 2500 периодических публикаций, из которых более 1000 являются обозрениями.

Информационные услуги по электронным периодическим изданиям были предложены крупными посредническими фирмами в 1997 г. Фирма Swets and Zeitlinger уже упоминалась в качестве представителя проекта, предложенного Великобританией. Аналогичные услуги предлагает также фирма Blackwell, а также фирма Reed Elsevier, являющаяся крупнейшим издателем научных периодических журналов (она, однако, предлагает информационные услуги только по своим периодическим изданиям). Еще одна организация, называемая Онлайновым библиотечным компьютерным центром (OCLC), предлагает информационные услуги на основе онлайновой базы данных по электронным текстовым изданиям. Эта организация, также действующая с 1997 г., является фактически информационной службой на базе Всемирной Паутины и содержит данные по более чем 1000 периодических изданий, выпускаемых тридцатью издательскими фирмами.

Управление использованием звукозаписей. Все управленческие процедуры, выполняемые информационными службами, могут быть автоматизированы. Как документы, так и их пользователи, могут иметь индивидуальные коды; документы могут быть заказаны автоматически, и счета за выполнение оперативных поисковых операций могут выдаваться в виде компьютерных распечаток. Все указанные операции должны выполняться в архивном формате, поскольку предприятиям необходимо иметь возможность отслеживать архивные и статистические данные в своих файлах, а публичные организации обычно обязаны хранить свои записи в течение нескольких лет до передачи их в систему архивного хранения. Таким образом, при использовании электронной обработки материалов существует определенный спрос на системы архивации и на резервное копирование. Даже выбор книг и других материалов для библиотечных фондов осуществляется электронными методами. Архивы сами должны определять удобные для них форматы передачи данных, выбирать носителей информации, предназначенной для хранения, а также устанавливать принципы их отбора.

Интернет


Использование компьютеров в библиотеках и архивах произвело настоящую революцию в работе этих учреждений, а создание Интернет, стало новой революцией, имеющей не меньшее значение. Возникла возможность осуществлять поиск необходимой информации независимо от временных поясов и географического положения соответствующих источников информации и получать самые последние сведения, поскольку необходимость печатания и редактирования информации либо отпала вовсе, либо объем этих процессов был существенно уменьшен.

Система электронной почты в значительной степени заменила традиционные средства почтовой и факсимильной связи, ранее использовавшиеся информационными службами, и обеспечила экономию времени потребителя информационных услуг. Всемирная Паутина может рассматриваться как гигантская база нормативно-справочных данных, предоставляющая пользователям имеющуюся информацию в виде метаданных, текста, звуковых записей или изображений.

World Wide Web, являющаяся частью Интернет, создает большие удобства в повседневной деятельности, которая связана с передачей информации, имевшейся ранее только в виде печатного текста или телетекста. В Интернет существует много разных источников информации, полезной для учебы и проведения и научных исследований (см. главуII). Все эти обстоятельства и заложили фундамент создания электронных и коммуникационных сетей, что позволяет индивидуальным учреждениям и предприятиям создать в своей среде собственные серверы для оповещения пользователей о предлагаемых ими услугах и для оказания им помощи в их получении. Различные узлы объединяются таким образом, что одна точка входа или доступа к информации ведет к нескольким другим точкам.

Доступ к библиотекам и их каталогам также может быть получен через Интернет. Справочник по онлайновым каталогам открытого доступа (OPAC), изданный в 1998 г. и являющийся проводником по каталогам Интернет, описывает 1434 мировых каталога данных, однако 888 из них находятся в США, а большинство остальных - в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Западной Европе. Развивающиеся и восточно-европейские страны имеют очень мало таких каталогов либо не имеют их совсем. Информация, содержащаяся в справочнике, была собрана весной 1996 г., и с того времени количество библиотек, имеющих доступ к каталогам OPAC через Интернет, в Западной Европе и Канаде существенно возросло. Так, в Дании, согласно справочнику 1998 г. существовало 11 каталогов, и все они представляли университетские библиотеки. В конце 1998 г. уже более 125 датских библиотек, в том числе 75 публичных, имели через Интернет доступ к каталогам ОРАС.

Интернет пробудил к жизни новые виды деятельности. Появилась, например, возможность проводить электронные конференции или неформальные семинары с ограниченным или открытым доступом, а исследование Паутины стало аналогом просматривания телепрограмм или библиотечных полок.

В Интернет используются чувствительные и не защищенные системы, что создает условия для частых системных сбоев. Они особенно болезненны для учреждений и предприятий, обслуживающих большое число потребителей или выполняющих крупные и дорогостоящие программы, такие, например, как массовая цифровая обработка информации, и могут иметь катастрофические последствия для малых предприятий подобного типа. Поток данных и количество сайтов в Интернете растут, что ведет к возникновению проблем, связанных с образованием очередей к обслуживающим устройствам и недопустимо длительному времени ответов на запросы.

В библиотечном и архивном деле также появляются трудности, связанные с отдельными аспектами функционирования Всемирной Паутины. Главной проблемой, возникающей при работе с электронными документами, является проблема их подлинности. Есть ли уверенность при использовании Интернет, что тот или иной документ был действительно создан организацией или лицом, претендующим на его авторство? Является ли сегодняшний текст идентичным вчерашнему, и будет ли он завтра идентичен сегодняшнему? Не исключается также возможность того, что в диссертации ссылки на электронные документы, не появляющиеся в напечатанном виде, будут впоследствии изменены, либо вовсе изъяты из текста? Все эти вопросы рассматриваются специалистами, которые разрабатывают стандарты для электронных документов.

Вторая проблема связана с поиском нужных сведений в больших массивах данных, поскольку одно или несколько ключевых слов, используемых для поиска, часто дают несколько тысяч адресов. Эффективность поиска может быть увеличена путем использования специальных инструментов, созданных для этой цели, например, логических операторов, языковых или географических ограничителей, указаний на источники и происхождение искомых данных, и других. Проблемы, однако, все равно будут оставаться, поскольку Интернет, в сущности, глубоко анархичен по своей природе. Большие массивы данных в Интернет не подвергаются редактированию и не существует общих правил, которые бы регламентировали словарный состав языка общения. Поиски данных в сферах образования и научных исследований могут заканчиваться обнаружением большого числа работ, выражающих сугубо личное мнение их авторов и не содержащих какой-либо объективной оценки их взглядов. Публикуемые печатные материалы, равным образом как и материалы, представленные на других носителях, обычно проходят процесс отбора, основанный на научных, профессиональных и экономических критериях. Ясно, что `информационные продукты` домашнего изготовления полностью лишены такого достоинства.

Специалистам в области информатики предстоит выполнить большой объем исследовательских работ по изучению концепции избирательности. Здесь, однако, возникает дилемма: цензура или неразбериха и вседозволенность?

Виртуальная библиотека


Идея сосредоточить все источники человеческого знания в одном месте очень стара и существовала во многих цивилизациях: достаточно вспомнить знаменитую античную библиотеку в Александрии и великие энциклопедические фонды в арабской, китайской и европейской цивилизациях. Задача заключается в достижении полного охвата записанного знания, например, при помощи системы универсальной десятичной классификации или одного большого компьютера. Благодаря возникновению и развитию Интернет, эта идея возродилась, на этот раз в форме `библиотеки без стен` или виртуальной библиотеки.

Понятие виртуальной библиотеки основано на предположении, что каждый желающий может получить немедленный доступ ко всей имеющейся в мире информации через ближайшую библиотеку. Этот феномен описывался различными способами и в описаниях часто фигурировал термин `электронная библиотека` . К сожалению, этот термин может также пониматься как большая база данных, как дальнейшее развитие автоматизации в библиотечном деле или как использование гипертекста во Всемирной Паутине.

Профессионалы предпочитают пользоваться термином `цифровая библиотека`, который понимается шире, чем просто хранимый в цифровой форме информационный фонд. Прежде всего, этот термин относится к библиотеке, которая не обязательно должна находиться в определенном помещении, а скорее рассматриваться как системная организация, в которой различные виды профессиональной деятельности выполняются штатом специалистов и направлены на удовлетворение запросов специфических групп пользователей.

Весь информационный фонд или часть его могут быть подвергнуты цифровой обработке и читатели получат доступ к имеющейся информации через соответствующие электронные и другие сети. Одним из самых существенных элементов цифровой библиотеки является блок метаданных, при помощи которых описывается содержание и свойства имеющегося в библиотеке информационного фонда. Эти данные имеют большое значение для обеспечения процесса поиска нужной информации среди миллионов документов. Наиболее ярким примером блока метаданных является так называемое `Дублинское ядро` (Dublin Core), состоящее из 15 ключевых элементов, которыми должны пользоваться как авторы, так и посредники. Большое значение имеет также проблема названия, под которым понимается цепочка символов (букв и цифр), однозначно определяющих цифровые объекты и поэтому входящих в состав блока метаданных. Система наименования цифровых объектов должна быть постоянной, а это значит, что наименование объекта не может быть связано с его специфическим местонахождением.

Создание такой системы наименования или идентификации объектов является организационной, а не технической задачей. Были предложены различные системы: PURLs (`Языки запросов постоянного пользователя` ), созданная OCLC, в которой сервер просматривает соответствующий универсальный указатель ресурса URL в базе данных; URN (`Универсальное наименование ресурса` ), созданная оперативной инженерной группой Интернет IETF, которая ещё не введена в действие; и DOI (`Определитель цифрового объекта` ), созданная Ассоциацией американских издателей и Корпорацией национальных научно-исследовательских инициатив. Все эти системы определяют способы идентификации цифровых объектов и методику доступа к ним. Толчком к разработке указанных систем послужили проблемы, связанные с обеспечением охраны прав на интеллектуальную собственность.

Краеугольным камнем библиотечной системы являются национальные библиографии, которые сталкиваются с большими проблемами в связи с возникновением электронных документов. Такие документы не имеют постоянного физического существования и гиперсоединение может привести к пустому адресу. В принципе, подобная проблема может возникнуть и в обращении с печатным материалом, когда каталожная карточка содержит данные потерянного или украденного документа. Во Всемирной Паутине, однако, эта проблема приобретает совершенно новое качество ввиду огромного количества гиперсвязей и временного, преходящего характера `паутинных` страниц. Недавно выполненный в Швеции экспериментальный проект направлен на проверку и испытание способов сбора, хранения и доступа к онлайновым электронным документам, которые позволили бы приравнять статус электронных документов к статусу печатных материалов. Указанная цель достигается моментальным `фотографированием` соответствующих страниц на языке HTML, но относится только к статическим электронным документам. Интернет не является виртуальной библиотекой, однако представляет ее важную часть. В последние годы в библиотечной среде стал популярным лозунг `от фонда к соединению` (from collection to connection). Этот лозунг действительно очень точно отражает суть происходящих изменений.

Рабочая сила и образование


Необходимость четкого определения понятия сферы информационных услуг объясняется главным образом наличием некоторого сходства между задачами учреждений и предприятий, входящих в данную сферу, и деятельностью их персонала. Сама сфера информационных услуг состоит из трех секторов.

Во-первых, из архивного сектора, обеспечивающего хранение документов, которые могут понадобиться в будущем. Номенклатура документов очень широка: от редких уникальных рукописей до широко известных бланков переписи населения и налоговых деклараций. Для упорядочения хранения такой массы документов были разработаны статистические выборочные методы, позволяющие иметь в наличии достаточное количество отдельных документов, которые могут потребоваться для различных исследований. Интеллектуальные, технические и административные аспекты архивного дела, классификация, учет и регистрация документов настолько тесно переплелись, что профессия архивариуса вышла за пределы традиционно связываемых с ней функций и потребовала более широкого системного подхода к хранению документов. Лицо, занимающееся архивным делом, сейчас обычно именуется `управляющим учетной документацией` .

Во-вторых, из библиотечного сектора, обеспечивающего сбор печатных материалов и разработку систем поиска нужных материалов через соответствующие каталоги и системы классификации документов. Библиотечный сектор также выполняет функцию отбора материалов, который происходит при закупке книг или списании ненужных экземпляров. Растущая ориентация на потребителя привела к созданию новых библиотечных инструментов, таких как объединенные каталоги и межбиблиотечные абонементные системы. Появление ИТ дало новый импульс развитию указанных систем.

И, в-третьих, из сектора учреждений и предприятий информационной службы, которые появились в начале ХХ в. в результате развития библиотечно-архивного дела. Их главная задача заключается в оказании помощи руководителям делового и промышленного мира при принятии решений. Эти предприятия и учреждения используют практически те же самые инструменты, что и библиотеки, однако их главная забота заключается в обеспечении быстроты доставки необходимой информации. Степень удовлетворения их нужд определяется главным образом развитием ИТ. Что касается управления предприятиями и учреждениями информационной службы указанных трех секторов, то все виды штатных специалистов выполняют в них сходные функции.

Общей чертой, объединяющей все три сектора, их предприятия и учреждения, является то, что они выступают в роли посредников между документами (в печатной форме и электронными) и пользователями. Информационно-коммуникационные технологии стерли границы между различными типами документов. Компьютеры используются для административно-управленческих целей, и электронные сети расширились, в результате чего другие типы организаций, например, музеи, также начали выполнять сходные функции. Это ведет к замене узкопрофильных специалистов работниками широкого профиля, способными овладеть ИТ, или новыми профессионалами, такими как Web-дизайнеры базовых страниц и Web-мастера, которые совмещают функции специалистов в разных областях, в том числе и в промышленной эстетике и информатике. Общей тенденцией в подготовке специалистов для данного сектора является усиление внимания к ИТ, прежде всего к их использованию, хотя в нескольких учебных заведениях данного профиля упор делается также и на программирование и развитие общих технических навыков. Компьютеры используются в обучении и в проведении научно-исследовательских работ во всех областях, а студенты, пользуясь своими адресами электронной почты и Web-узлами, постоянно развивают свои навыки в коммуникационной сфере и пользуются возможностями, предоставляемыми им новыми технологиями.

Библиографические курсы обычно сосредотачивали свое внимание на печатной библиографии, дополненной оперативными базами данных. В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Профессиональное обучение также выдвигает сейчас на первый план не практические навыки, а теорию и методологию, поскольку прогресс идет семимильными шагами и в период между началом и концом учебной программы могут произойти большие изменения. Методологические же принципы отличаются большей долговечностью, и кадры, усвоившие их, обладают большей разносторонностью.

Важной отличительной чертой информационно-коммуникационных технологий является их дружественность по отношению к пользователю, однако налицо также острая необходимость повышения образовательного уровня самого пользователя через библиотечную сеть. Пользователи должны совершенствовать свои навыки в области цифровых систем и существует потребность в создании OPAC, которые должны разрабатываться не только для профессионалов, но также и для обычных пользователей информации, вне зависимости от того, посещают ли они библиотеку, или имеют электронный доступ к информации у себя дома или на рабочем месте. Яркой иллюстрацией изменений в профессиональной направленности и образовательных программах персонала являются новые названия профессий и областей знания. Например, термин `библиотечное дело` заменяется термином `библиотечная наука`, затем `библиотечная и (или) информационная наука` заменяется `информационными системами и информационным управлением`, а желающие работать в области информационных технологий ищут вакансии Web-мастера и Web-дизайнера.

В частном и общественном секторах создается большое количество рабочих мест для профессионалов, способных овладеть информационно-коммуникационными технологиями. Более того, их традиционная квалификация с её системным подходом является преимуществом. Компьютерные программисты, разработчики информационных систем для всех типов предприятий и организаций, консультанты по проблемам Интернет, специалисты в области преподавания, обучения, маркетинга и сбыта, работающие в информационных структурах, совершенно не похожи на традиционных архивариусов или библиотекарей. Общая тенденция на рынке труда в целом очень благоприятна для специалистов в области информационных услуг, хотя, конечно, экономический спад, имеющий локальный или более общий характер, может поставить под вопрос такие оптимистические прогнозы. Тем не менее не вызывает сомнения, что быстрое развитие ИТ потребует от специалистов в области информатики, как и во многих других областях деятельности, посвятить всю свою жизнь образованию и стать вечными студентами, а от учебных заведений и профессиональных ассоциаций - постоянно разрабатывать адекватные учебные программы и необходимые пособия.

Парадоксы будущего. Развитие ИТ имеет внутренне противоречивый характер. С одной стороны, доступ к информации и средствам связи облегчается, а ПК улучшаются, работают быстрее и становятся дешевле. Эти факторы могут рассматриваться как глобальная тенденция к демократизации. С другой стороны, развитие технологии, программного обеспечения и средств обработки данных требуют растущих инвестиций, что ведет к возникновению глобальных монополий в области производства и сбыта.

Другой парадокс, являющийся следствием упрощения доступа к ИТ, заключается в появлении нового типа неграмотности в лице людей, которые не сумели угнаться за технологическим прогрессом и оказались в невыгодном положении на рынке труда. В некотором смысле компьютерная грамотность может быть сравнена со знанием иностранного языка, который требует регулярной практики. Библиотеки могут играть важную роль в борьбе с этой формой неграмотности, предоставляя пользователям доступ к ПК и соответствующим сетям связи. В некоторых западноевропейских странах ведутся споры относительно целесообразности предоставления публичными библиотеками свободного доступа в Интернет всем желающим.

Развитие ИТ происходит главным образом в капиталистическом мире и в рамках капиталистической экономики. В условиях этой экономики одним из стимулов такого развития является замена сравнительно дорогого живого труда машинами с соответствующим снижением производственных затрат и стоимости услуг. Однако развитие указанных технологий происходит так быстро, что на рынке существует общая нехватка квалифицированного персонала. Это обстоятельство дает возможность группам квалифицированных профессионалов получать очень хорошую зарплату и иметь очень хорошие рабочие условия.

По мере распространения ИТ в других частях мира, таких как Восточная Европа и развивающиеся страны, в этих районах также возникнет нехватка профессионалов и ситуация может значительно ухудшиться, если под влиянием рыночных факторов квалифицированные специалисты предпочтут эмигрировать в Западную Европу или в Северную Америку. Другая проблема, возникающая в связи с этим, заключается в усилении влияния английского языка в сфере международных коммуникаций и в возможности захвата им доминирующего положения.
В связи с качеством информационного обмена возникает также проблема отыскания необходимой и точной информации среди миллионов документов, находящихся в Интернет. Несколько лет тому назад крупные базы данных уже получили наименование ГИГО-систем (бессмысленный ответ на бессмысленный вопрос) и проблема ещё больше обострилась после соединения `всех` баз данных. Она представляется наиболее серьезной из всех, которые предстоит решать профессионалам будущего в области информатики. Другие трудности, которые возникнут перед ними, заключаются в изменчивости электронных документов. Без обеспечения подлинности документов нельзя будет решать задачи, связанные с учетом, поиском и защитой прав на интеллектуальную собственность.

Преобразование материалов в цифровую форму означает, что информация во всех её видах (напечатанный текст, изображение или звук) может храниться и передаваться одними и теми же физическими носителями. Это сближение различных видов информации находит также свое отражение в сближении различных информационных учреждений и профессий, поскольку все те, кто работает в информационной среде, имеют дело с носителями, хранящимися и обмениваемыми одними и теми же способами. Очень может быть, что в будущем также произойдет конвергенция различных производителей информации и посредников.

Источники:

Cleveland, G. 1998. Digital Libraries: Definitions, Issues and Challenges. IFLA UDT Core Programme Occasional Papers, No. 8.

Feather, J. 1998. The Information Society: A Study of Continuity and Change. Second ed. London, LA Publishing.

Смотрите также периодику Records Management Journal, The Electronic Library, International Journal on Digital Libraries, Internet Research.

Развитие новых информационных технологий для библиотек

Библиотеки сумели очень быстро внедрить компьютерные технологии в свои управленческие информационные системы. Со времени введения в действие системы MARC (каталогизация с использованием машинно-читаемых документов) в середине 60-х гг. многие страны перешли на национальные версии указанного формата. Почти все библиотеки в развитых странах используют компьютерные информационно-управляющие системы, особенно средства программного обеспечения для операций каталогизации и временного пользования. Благодаря компьютеризации, система онлайновых каталогов открытого доступа (OPAC) уверенно вытесняет систему карточных индексов. В середине 90-х гг. с развитием Интернет, а в последнее время и интрасетей, появилась тенденция замены каталогов на компакт-дисках на прямой доступ через указанные системы к постоянно обновляемым файлам.

Взаимосвязь каталогов. Принятие достаточно совместимых правил каталогизации и форматов дает возможность обеспечить взаимосвязь каталогов через библиотечный протокол Z39.50 Международной организации по стандартизации, стандарт ISO 23950. Этот протокол устанавливает стандарт для связи между программами системного обеспечения и управляет диалогом между запрашивающим компьютером (клиентом) и отвечающим компьютером (сервером). Для такого диалога требуется, помимо других вещей, наличие индексированных полей, которые должны быть определены одинаково в каждой системе. При выполнении этого условия читатель любой библиотеки может перебирать каталоги, работающие по указанному протоколу, в любой другой библиотеке земного шара, пользуясь знакомой ему процедурой инсталляции и компьютерным языком таким же образом, как и в своей собственной библиотеке.

Цифровые информационные фонды. За последние несколько лет крупные библиотеки начали создавать цифровые информационные фонды как с целью их архивирования, так и для облегчения доступа к документам, представляющим собой национальное достояние. Эта тенденция оказалась настолько мощной, что возникла необходимость создать в Интернет специальные узлы для цифровых информационных материалов. Более того, указанное движение получило поддержку в виде программы Memoria Universalis, инициированной странами `большой семерки`, в которой в качестве наблюдателей участвуют UNESCO и Европейская комиссия (http://portico.bl.uk/gabriel/bibliotheca-universalis/digit.htm).

Основные программы в этой области разрабатываются следующими организациями:

- Институтом научной и технической информации (INIST), являющимся французским центром документации, который первым выполнил работу по сканированию 1500 международных научных журналов на систематической основе с целью компьютеризации процедур передачи документации. Осуществление программы началось в 1990 г. и в течение года обрабатывается 1,5 млн. страниц (www.inist.fr);

- Национальной библиотекой Франции, которая приступила к выполнению программы компьютерного хранения 100 тыс. произведений французской литературы (30 млн. страниц, главным образом в формате изображения) и 300 тыс. иллюстраций. Общедоступные документы могут быть получены через Интернет (www.bnf.fr);

- Библиотекой Конгресса США, которая в 1995 г. приступила к осуществлению проекта `Национальная цифровая библиотека` . Проект осуществляется на кооперативной основе, предполагающей сотрудничество с многочисленными большими научно-исследовательскими библиотеками, и должен быть завершен в 2000 г. Его целью является обеспечение хранения в цифровой форме 1 млн. документов (тексты, фотографии, звукозаписи и фильмы), имеющих общенациональное значение и относящихся к истории США. Эти документы доступны через Интернет (http:// lcweb2.loc. gov/amhome.html);

- Севильским хранилищем архивов, осуществляющим совместно с корпорацией IBM программу Archivo general de Indias по компьютеризации хранения 10 млн. документов указанного хранилища (www.mcu.es/lab/archivos/AGl.html);

- Немецкой библиотекой Deutsche Forschungsgemeinschaft (DFG), субсидирующей с 1997 г. программы по обеспечению хранения фондов немецких университетских библиотек в цифровой форме. В соответствии с этим национальным проектом, ответственность за цифровую обработку документации, разделенной по хронологическому и тематическому принципам, возлагается на различные библиотеки исходя из того же критерия, которым пользуется организация Sonder Sammel Gebiete при передаче приобретенной научной литературы университетским библиотекам. В 1997 г. было создано два технических центра по цифровой обработке документации, в Мюнхене и Геттингене (www.gvb. de). Эти центры осуществляют тестирование сканеров, разрабатывают технические стандарты в области библиотечного дела, изучают существующие системы управления компьютеризированным библиотечным фондом и издают рекомендации для немецких библиотек;

- Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA), которая по поручению ЮНЕСКО выполняет большой проект по изучению программ цифровой обработки документов в библиотеках и в других культурных учреждениях (www.ifla.org/Vl/2/p1/miscel.htm).

Электронная публикация научных материалов. Наряду с коммерческой электронной публикацией документации, которая в течение последних пяти лет постепенно внедрялась в практику крупнейших международных издательских компаний (Elsevier, Springer, Academic Press, Kluwer, и т.д.), НИИ и университетские библиотеки создают и развивают программы для электронного издания своей собственной научной продукции (предварительных публикаций и сигнальных экземпляров, тезисов, материалов симпозиумов) и для дистанционного обучения (тематических курсов и образовательных программ). Эта продукция подвергается обработке в более сложных форматах, чем формат изображения, который предпочтителен для цифровой обработки бумажной документации. Такими форматами являются форматы типа SGML (стандартный язык обобщенной разметки описания документов), особенно HTML (язык гипертекстовой разметки) и SML (стандартный язык разметки). Формат `описание типа документа` (DTD) программы кодирования текста (TEI) является базой всех недавних попыток, направленных на создание классификации академических документов в области общественных и гуманитарных наук в Америке и в Европе. Протокол Z39.50 был расширен, что позволяет использовать типовую SGML-структуру непосредственно для просмотра документов.

Приобретение опубликованных электронных документов. Библиотеки сталкиваются с большим количеством проблем при приобретении электронных документов. Некоторые издания появляются только в электронной форме и библиотеки должны приобрести их или, по крайней мере, получить к ним доступ. Однако вводимые правила рассматривают приобретение электронных документов как получение лицензии на право использовать их содержимое и требуют заключения двустороннего контракта. В центре внимания международной общественности находятся именно юридические вопросы. В сущности библиотеки получают доступ к документам через сервер издателя или сервис-провайдера, в роли которого может выступать агентство по подписке на издания (Swets, Dawson, Blackwell и др.) или кооперативная сеть (OCLC, Pica и др.). Процедура выведения электронных документов на местный сайт университета или консорциума библиотек находится ещё на экспериментальном уровне, однако разработка такой процедуры представляется наиболее рациональным решением проблемы использования опубликованной научной литературы.

Christian Lopovici, директор библиотеки Университета в Marne-La-Vallee, Франция.

Научные электронные публикации

Электронные журналы расширяют возможности издательств и представляют большой интерес для ученых и издателей. Этим объясняется резкое увеличение за последние годы количества электронных научных, технических и медицинских журналов, как реферируемых, так и нет. Электронные издания, отличающиеся повышенной гибкостью и разнообразием форм и способов их презентации, бросают вызов существующей практике с ее традиционными нормами и правилами. Какое влияние эта тенденция окажет на сложившуюся культуру и обычаи в области публикации научной литературы? Какие стандарты должны применяться в электронной издательской среде?

Для изучения этих и других вопросов при содействии Американской ассоциации развития науки (AAAS), Международного совета по науке (ICSU) и ЮНЕСКО 12-14 окт. 1998 г. был проведен международный семинар по изучению применения электронных методов издания научных журналов в целях поощрения развития технологий и стандартов, получивших международное признание. По замыслу организаторов этого семинара, он должен был продолжить работу, начатую международной конференцией специалистов по электронному изданию научных публикаций. Конференция была организована пресс-центром ICSU и ЮНЕСКО и состоялась в фев. 1996 г. Главное решение конференции сводилось к рекомендации созвать форум НИИ и отдельных ученых `для разработки кодекса порядочности и корректного поведения при издании электронных публикаций, в котором были бы изложены взаимные обязательства ученых и общества по таким вопросам, как сквозной контроль, цитирование, достоверность, подлинность материалов и архивирование` .

Семинар сумел выделить ряд вопросов, заслуживающих внимания всей научной общественности. Этими вопросами являются:

- Определение понятия издания (публикации). Цифровая обработка облегчает создание и сохранение нескольких публичных версий документа или научного сообщения, и конференция рекомендовала, чтобы в каждой из таких имеющихся в наличии публичных версий документа четко и недвусмысленно указывался на видном месте статус этого документа.

- Цитирование. Ввиду возможного наличия различных версий документа, конференция рекомендовала научному сообществу принять участие в разработке стандартизированной практики цитирования, которая была бы удобна для научной среды, включала соответствующие метаданные, поддавалась автоматической обработке и была бы удобна в использовании.

- Сквозной контроль. Простота издания материалов в электронной среде подчеркивает необходимость адекватного контроля над качеством продукции с точки зрения как содержания, так и презентации научного документа. Научные сообщества и/или журналы должны поэтому выработать определенные правила обеспечения качества и добросовестности процесса рецензирования и довести эти правила до сведения членов сообщества.

- Научная недобросовестность. Любое ослабление контроля за качеством электронных публикаций увеличивает вероятность научно некорректного поведения, проявляющегося, например, в фальсификации результатов исследований и плагиате, хотя технические особенности электронного издания литературы (такие как легкость автоматического сканирования и поиска сходства) увеличивают шансы обнаружения такой недобросовестности. Следует поэтому поощрять изучение возможностей применения электронных методов для обнаружения фактов научной недобросовестности.

- Открытый доступ. Семинар рассмотрел противоречия между потребностями ученых в открытом доступе к большим базам данных и к результатам научных наблюдений, с одной стороны, и стремлением административно-управленческого аппарата к получению коммерческих плодов своей организаторской деятельности, с другой стороны. Результаты научных исследований, финансируемых из общественных фондов, должны безусловно рассматриваться как `общественное достояние`, и открытый доступ к имеющимся научным данным должен рассматриваться как существенная предпосылка для научных достижений в данной области. Это обстоятельство не означает, что научные работники обязательно должны иметь `свободный` доступ к информации, поскольку усилия издательских работников, административно-управленческого персонала и организаторов производства заслуживают адекватного вознаграждения, если мы ожидаем от них добросовестного выполнения своих важных функций и в будущем. От законодателей требуется создание механизма, обеспечивающего справедливый подход к использованию крупных баз данных, а также полный и открытый доступ к информации, имеющей важное значение для научных исследований и для образования при минимальном ограничении коммерческих интересов собственников указанных баз данных.

- Конфиденциальность информации. Характер собираемой информации, а также цели ее использования должны быть четко определены редакторами и (или) издателями журнала. Специфическая информация, относящаяся к частным лицам, не должна разглашаться кому бы то ни было без согласия заинтересованного лица.

- Архивирование. У авторов и издателей нет уверенности, что технический прогресс сохранит современные электронные документы в таком состоянии, что они смогут быть прочитаны через десятки и сотни лет.

- Развивающиеся страны. Электронная публикация материалов предоставляет развивающимся странам уникальную возможность укрепить и расширить свои научные связи. Новые технологии открывают перед ними более широкий доступ к сокровищам мировой литературы, позволяют заполнить пробелы в местных библиотечных фондах и заметно увеличить свой собственный вклад в мировую науку.

Источник: AAAS/UNESCO/ICSLI Workshop on Developing Ргасtices and Standards for Electronik- Publishing in Science, Final Report, www.aaas.org/spp/dspp/sfrl/projects/epub/report


Оле Гарбо, профессор Королевского колледжа библиотечного дела, Копенгаген, Дания.http://nvolgatrade.ru/

Док. 215593
Опублик.: 14.12.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``