В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Влияние новых информационных технологий на СМИ Назад
Влияние новых информационных технологий на СМИ
Ко всеобщей радости пользователей стремительная эволюция (ИТ) за последнее десятилетие привела к такому росту предложения продуктов медиа-индустрии, что потенциальные потребители уже столкнулись с проблемой избытка информационных потоков. Однако эта проблема не менее остра и у предприятий-производителей новых информационных продуктов вследствие недостаточных гарантий защищенности и атмосферы неопределенности, создаваемой нескончаемыми технологическими новшествами. Вместе с тем, и предприятия-производители и пользователи отдают себе отчет в том, что перед ними открываются новые перспективы непредсказуемого, если не сказать, сказочного роста.

Эти два слова: `сближение` и `глобализация` вызывают одновременно надежды и опасения и у предприятий медиа-сектора и у искушённых потребителей информации. Сближение рушит границы, разделяющие различные категории СМИ. Глобализация пробивает брешь в политических границах и создаёт новые международные структуры массовой коммуникации, которые функционируют в обход любого локального контроля. Оба эти феномена являются результатом одновременного использования цифровых технологий и систем спутникового телерадиовещания. Их значение весьма велико, поскольку СМИ причастны к условиям жизни большинства населения планеты.

Наша эпоха и тревожит, и восторгает индустрию и профессионалов СМИ. Перед ними открываются такие рынки сбыта, благодаря которым при желании можно полностью преобразить этот сектор. Что касается предпринимателей, предпочитающих новшествам закрепление того, что уже существует, то новые технологии дают им в руки такие инструменты, которые позволяют максимально уменьшить стоимость продуктов и в то же время оптимизировать их эффективность.

Интеграция и экспансия. Всё большая взаимозависимость медиа-средств благоприятствовала росту интеграции в этом секторе параллельно с развитием взаимозаменяемости в самых сложных и разнообразных вариантах. Первая волна этого процесса вполне логично воплотилась в слиянии СМИ различных категорий. Слияния между телевидением, радио и печатной прессой приводят к образованию подлинно мультимедийных конгломератов. Происходили также слияния предприятий отдельных стран и регионов с целью создания совместного коммерческого потенциала, необходимого для захвата глобальных рынков.

Некоторые производители технического оборудования провели стратегические операции по приобретению предприятий, производящих фильмы, музыкальные записи и другие аудиовизуальные продукты. За последние годы подтвердились преимущества такой стратегии, поскольку она позволила организовать скоординированный сбыт новых поколений технических средств, таких как считывающие устройства для DVD (digital versatile disk - многоцелевой цифровой диск), приемники цифрового телевидения и звукозаписывающие устройства, а также продажу носителей информации и программ, разработанных для этих новых систем. И те, и другие извлекли пользу из синергетического эффекта. Без создания привлекательных аудиовизуальных продуктов, совместимых с новой техникой и изготавливаемых параллельно с её появлением на рынке, не было бы и спроса на эту технику. В свою очередь, без этой последней предприятия, выпускающие аудиовизуальную продукцию, не смогли бы успешно сбывать продукты нового поколения, будь-то `переиздания` или новинки, с помощью которых они выкачивают новые прибыли благодаря правам интеллектуальной собственности, принадлежащим этим предприятиям.

В тенденции к интеграции и сближению обозначился новый интересный поворот, когда один крупный канал спортивного телевидения приобрёл известную во всём мире футбольную команду. Его коммерческая стратегия состояла в том, чтобы обеспечить себе монополию на права распространения и сбыта в результате простой покупки этой команды. Если эта операция окажется рентабельной, то не исключено, что предприятия сектора СМИ начнут скупать такие разные виды собственности, как университеты или рестораны, с получением прав на издание университетских трудов и лекционных курсов или на передачу кулинарных программ по радио и телевидению.

Интеграция и сближение имеют два аспекта - позитивный и негативный. Негативный аспект можно проиллюстрировать на примере концентрации собственности в секторе печатной прессы США. По данным проведённого представительного обследования, 12 крупнейших газетно-журнальных групп владеют 50% всех изданий, выходящих на этом самом большом информационном рынке мира (Gitlin, 1996). Схожая ситуация сложилась в книгоиздательском секторе, где все наиболее крупные издательства страны были выкуплены и поглощены более сильными объединениями, в то время как в сфере книготорговли многие независимые книжные магазины вытесняются с рынка несколькими мощными дистрибуторными сетями, работающими в масштабе всей страны.

Позитивный аспект, опять же на примере США, выразился в том факте, что продажа нескольких компаний кабельного телевидения облегчила мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для модернизации телерадиовещательных сетей. Слияние CNN с группой Time Warner позволило им укрупнить и совместно использовать значительные объёмы интеллектуальной собственности - особенно в сфере политической информации, - в частности путём создания в Интернет новой службы, предлагающей более глубокую и богатую информацию, чем та информация, которую они могли предложить каждая в отдельности через органы печати и телевизионные каналы, которыми они управляли ранее (Rattner, 1996).

Государственные органы СМИ развивающихся стран были вынуждены искать ответ на комбинированное воздействие технологического прогресса и экспансионистских тенденций медиа-концернов, не считающихся с национальными границами. В Азии этот ответ, как правило, состоял в приватизации принадлежащих государству СМИ с целью усиления их конкурентоспособности и привлекательности для соответствующих массовых аудиторий. При этом, однако, государство постаралось так организовать приватизацию, чтобы защитить, сохранить и поднять престиж традиционных культурных ценностей, оставив при этом под своим контролем важнейшие направления (Richstag, 1998). ASEAN намерена создать региональный канал прямого спутникового телевидения, однако пока этот проект отсрочен по причине финансовых трудностей, возникших в данном регионе.

При слиянии нескольких крупных компаний формируются медиа-гиганты с огромными аудиториями, что обеспечивает неоценимую возможность максимизировать доходы от рекламы, на которые они живут. Слияния помогают также собирать стратегическую информацию о состоянии рынков, в частности в форме баз данных об абонентах и рекламодателях. Предприятия, входящие в тот или иной концерн, используют эти базы данных для взаимных продаж продуктов и рекламных площадей.

Новые модели торговли


Самую впечатляющую операцию нового типа осуществила Amazon.com, ставшая звездой делового Интернет. Начав с торговли книгами по собственному сайту в Интернет, она дополнила затем витрину своего виртуального книжного магазина каталогом музыкальных компакт-дисков. Эта компания, торгующая только через Интернет и предлагавшая исключительно медиа-продукты, привлекла к себе внимание других предприятий данного сектора в связи с появившимися признаками того, что вскоре она расширит свой ассортимент за счёт большого набора потребительских товаров. Все заинтересованные предприятия стали изучать методы Amazon.com, чтобы быть готовыми вступить в соревнование с ней. Идея прямой продажи товаров потребителям всего мира без громоздкой дистрибуторной сети и с применением принципа скидок настолько привлекательна, что всё больше и больше предприятий открывают свои Web-сайты для проверки надёжности системы продаж, изобретённой Amazon.

Инструменты прямой продажи, используемой издателями газет, журналов, бюллетеней и электронных книг, привлекают к себе меньше внимания общественности, однако, возможно, они более сенсационны по своему технологическому принципу. Amazon пользуется Интернет только для рекламирования и оплаты товара, а затем прибегает к вполне классическим способам доставки традиционных материальных продуктов клиенту. Напротив, специализированные издатели предлагают потребителю мгновенную пересылку по сети Интернет статей и информации из баз данных сразу после поступления оплаты на их сайт в Интернет. Книжный сектор внимательно следит за реакцией потребителей на недавнее появление на рынке различных устройств считывания электронных книг (e-book), которые по своим размерам и по внешнему виду сравнимы с обычными книгами. Они вполне пригодны для прямой продажи и прямой доставки посредством систем электронной торговли. Североамериканская дистрибуторная фирма `Барнс энд Ноубл` провела переговоры с несколькими издателями по предложению подготовить более 1000 названий к загрузке на считывающие устройства с единовременной емкостью от 1 тыс. до 500 тыс. страниц. Электронная книга - это огромный соблазн для издателей, которым более не придётся вкладывать деньги в такие дорогостоящие операции, как типографская печать и складирование, а это может помочь им минимизировать свои риски. Издатели могли бы также принимать больше авторских рукописей и, возможно, легче выпускать в свет малотиражные книги, которые ранее часто отвергались по причине их нерентабельности в бумажном варианте. Электронная книга является надежной альтернативой ныне распространённым технологиям изготовления срочных заказов с применением сверхбыстрой фотокопировальной техники в комбинации с брошюровальными и переплётными машинами.

Музыкальный сектор, возможно, также уже готов воспринять схожие методы прямой торговли. Новая система перезагрузки по Интернет цифровых музыкальных записей и их сохранения для многократного прослушивания по желанию клиентов была допущена к продаже решением суда штата Калифорнии (США), которому пришлось определить, не создаст ли это угрозу правам интеллектуальной собственности. Легализация этого продукта открыла путь к прямой продаже звукозаписей потребителям, причем каждая песня или музыкальный фрагмент может быть продан отдельно, а не в составе долгоиграющей пластинки или в форме альбома дисков.

Появление нового поколения технологий открывает перед сектором СМИ множество возможностей разрабатывать новые продукты и услуги. Одним из ключевых факторов выявления реальных возможностей устойчивого развития является параллельная эволюция экономических моделей реализации этих возможностей. Успех достижим только при использовании методов, совместимых с такой моделью хозяйствования, которая приемлема для клиентов и достаточно привлекательна для предпринимателей. Частный сектор долгое время был главным источником финансирования медиа-проектов в Сев. Америке, Европе, Лат. Америке и в некоторых регионах Азии. Теперь, когда в развивающихся странах берёт верх тенденция к приватизации государственных СМИ, важнейшее значение приобретает вопрос надежных экономических моделей, определяющих как способы использования новых технологий, так и содержание и форму продуктов, которые будут поставляться на рынок.

Модель массовой аудитории. Эта модель хозяйственной деятельности, утвердившаяся уже давно, сохранила господствующее положение в классических СМИ, то есть на радио, в печатной прессе и на телевидении. Она и сейчас остаётся одной из важнейших моделей пользования Интернет, чьи сайты-порталы, предлагающие механизмы поиска и справочные услуги для работы с такой широкой сетью, какой является Web, вызвали самый живой интерес инвесторов и предпринимателей. Подобно большинству телевизионных и радиовещательных организаций, владельцы сайтов-порталов не выставляют счетов за оказываемые услуги и получают свои доходы от оплаты рекламы. При такой модели количество людей, прибегающих к услугам того или иного сайта Интернет, того или иного телевизионного канала или той или иной радиостанции, играет определяющую роль при определении платы за рекламу и оценке суммарных доходов каждого из этих предприятий. Так же обстоит дело и с печатной медиа-продукцией, где устанавливаемые цены обычно покрывают только производственные издержки и затраты на распространение, а прибыль и финансирование расходов на творческий процесс обеспечиваются продажей рекламных площадей.

Рейтинговая статистика будет иметь всё большее значение по мере того, как посредством интерактивного телевидения и электронной торговли через Интернет публика станет превращаться из простой аудитории в совокупность клиентов и покупателей. Благодаря новым технологиям рейтингового отслеживания и усовершенствованным методам анализа аудитории можно выявлять отдельные общественные группы, склонные к приобретению определенных видов товаров и услуг. Эти достижения - большой подарок рекламодателям, но они обязывают к радикальному обновлению предприятий сектора СМИ, которые до сих пор просто выполняют заказы по распространению рекламных сообщений. Уже сейчас предъявляются более строгие требования к рекламе по Интернет, где раньше работа операторов ограничивалась размещением рекламных полос в верхней или нижней части некоторых Web-страниц. Стоимость рекламы устанавливалась тогда по числу людей, открывших соответствующую страницу и увидевших рекламную вставку (`визуальная экспозиция` ). Эта простая формула несколько усложнилась, когда стоимость рекламы начали устанавливать по числу щелчков для посещения сайтов, к которым отсылали рекламные полосы-баннеры (так называемое `отщелкивание` - click-through). Третья формула, которая сейчас находится в стадии разработки, будет, видимо, предусматривать взимание комиссионных с реальных сделок, состоявшихся в результате рекламной экспозиции, `отщелкивания` и использования других услуг, предлагаемых на том или ином сайте или странице.

Электронная торговля. Эта модель хозяйственной деятельности, созданная новаторской фирмой Amazon.com, поразила воображение предпринимателей своей полной адаптированностью к Интернет. Amazon продемонстрировала как потенциал, так и недоработки модели. Несмотря на частые ссылки на пример Amazon как самой процветающей компании электронной торговли, у неё пока нет никакой прибыли. Более того, до конца 1998 г. постоянно регистрировались одни убытки. Наблюдатели, следящие за экспоненциальным ростом фирмы, критикуют её за высокие эксплуатационные затраты, приводящие к большим потерям. При этом экономические показатели свидетельствуют о поразительном размахе её деятельности. В одном из проведённых исследований отмечалось, что для выхода на рубеж рентабельности Amazon должна иметь годовой оборот в 1 млрд.долл. (Junnarkar, 1998). Внедрение защищённых программ и систем электронных платежей, позволяющих в полной безопасности рассчитываться по покупкам, сделанным через Интернет, посредством банковской карты, привело к новому подъёму электронной издательской деятельности. В ближайшем будущем, в связи с распространением во всём мире карт с чипами, снабжённых цифровой кодовой защитой, будет достигнут новый прогресс.

Абонентный доступ, как модель, был широко представлен как перспективный вариант электронного издания газет, журналов и информационных бюллетеней. Классическое электронное абонирование начинается с того момента, когда издатель, получив от подписчика фиксированный взнос, передаёт ему персональный пароль, открывающий доступ ко всем новым изданиям на его сайте. Несмотря на то, что модель имела под собой вполне прочное логическое основание, пользователи Интернет оказали ей скорее прохладный приём. Похоже на то, что публика продолжает поддерживать основополагающий принцип Интернет, состоящий в бесплатности получения информации. Крупные провайдеры содержимого (content provider) отложили на неопределённый срок свои проекты взимать плату за доступ к сайтам. Правда, некоторые провайдеры просят клиентов, посещающих их сайты, зарегистрироваться у них или вызывать на экран рекламные объявления какого-либо частного спонсора, как бы взамен оплаты. В этом контексте медиа-компании, первоначально возникшие исключительно с целью продавать информацию через Интернет, проводят сейчас серьёзный пересмотр своих проектов.

Классические СМИ, а именно информационные телевизионные сети, ежедневная пресса и иллюстрированные журналы, которые расширили свою сферу деятельности путем вывода на Интернет выборок из своих программ и публикаций, улучшили своё положение. Их сайты ежемесячно посещаются миллионами постоянных клиентов, чьи путешествия по Web-страницам набирают в итоге миллионы страниц. И хотя доступ к сайтам бесплатен, предприятия извлекают из этого прибыль нескольких видов: во-первых, они продвигают и продают друг другу свои новинки - печатные и аудиовизуальные - благодаря бесплатной презентации фрагментов этой продукции на их сайтах; во-вторых, они предлагают материалы из своих архивов, такие, как ранее опубликованные статьи и прошлые передачи, которые выставляются на продажу через автоматизированную систему поиска в базах данных и систему электронной торговли; и наконец, они открывают публике этот новый рынок своих продуктов, формируя таким образом общемировую клиентуру в перспективе торговли товарами и услугами новых будущих поколений. Журнал The Economist и газета The Wall Street Journal теперь выпускаются одновременно типографским способом и в Интернет. Первый предоставляет подписчикам своего `бумажного варианта` свободный доступ к изданию в Интернет, а журнал предлагает абонемент на оба варианта. Некоторые газеты используют свои электронные издания для пропаганды предложений публиковать рекламные объявления одновременно на бумаге и в Интернет с оплатой по специальным твёрдым тарифам.

Финансовый кризис 1997-98 гг. привёл к тому, что предприятия медиа-сектора стран Азии, Лат. Америки и России вынуждены бороться за сохранение своей платёжеспособности. СМИ стали жертвой резкого повышения процентных ставок по банковским ссудам и платы за другие виды финансирования предприятий, роста цен на газетную бумагу и значительного уменьшения доходов от рекламы из-за существенного сокращения средств, выделяемых на рекламу предприятиями, которым приходится экономить для сокращения собственных затрат.

Кризис ударил и по клиентам Интернет, так произошло снижение стоимости местных валют по отношению к доллару, являющемуся расчетным платёжным средством в сфере телекоммуникаций. По тем же причинам одновременно подорожали импортируемые устройства и программы, необходимые для функционирования сетей.

Поэтому многие предприятия медиа-сектора будут внедрять новые технологии, исходя, прежде всего, из возможности использовать их для сокращения производственных издержек.

Новые возможности развития


Тенденция использовать новые возможности для достижения коммерческих целей привлекает тех людей и те регионы, которые не располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для привлечения предприятий, способных удовлетворить их потребности. Эта задача усложняется тем, что почти все новые технологии требуют стабильных телекоммуникационных связей и электричества, то есть именно тех двух компонентов, которых недостаёт в самых бедных регионах.

На примере развивающихся стран хорошо видны особенности эволюции новых технологий и различия между странами в скорости их распространения. В то время как в развитых странах идет освоение передовой цифровой технологии, в некоторых развивающихся странах последние достижения технического прогресса - это появление телефона, телевидения и даже просто радио. Следует отметить две важные технических новинки в области радиовещания.

Первой из них является радио с тактовым устройством (clockwork или wind-up). Специалисты по развитию коммуникационных технологий ясно видели те проблемы, с которыми сталкивались на протяжении последних нескольких десятилетий изолированные от остального мира группы населения из-за трудностей с доставкой сухих элементов питания, необходимых для работы их радиоприёмников. К тому же, детекторные радиоприёмники и радиоприёмники на солнечных батарейках оказались не вполне удовлетворительными. Новые радиоприёмники оснащены запатентованным устройством, которое приводится в действие на несколько минут и обеспечивает рабочее питание приёмника примерно на час. Это очень перспективное изобретение было адаптировано к портативным компьютерам и к другим системам, ранее работавшим на батарейном питании. Относительно высокая стоимость этих радиоприёмников пока блокирует их широкомасштабное распространение в развивающихся странах.

Другая новинка относится уже не к приёмникам, а к передатчикам. Именно ЮНЕСКО была инициатором в оказании содействия производству радиопередатчиков малой мощности для местного населения. Эти радиопередатчики монтируются из нефирменных компонентов местными мастерами, которые сами обеспечивают их техническое обслуживание. Такая система услуг способствует децентрализации контроля над СМИ, что отвечает интересам местных общин. Это помогает также развитию коллективной коммуникационной среды, способствующей укреплению местных общин, а также разработке и реализации программ стабильного развития. Главная трудность на пути распространения этих технологий связана с действующими нормативными установлениями. Большинство развивающихся стран и даже стран, достигших высокого уровня развития, чинят препятствия местным передачам, максимально ограничивая их доступ к полосе частот и выдачу лицензий на радиовещание.

Распространение звукозаписей по Интернет демонстрирует классический пример процесса технологического сближения, в рамках которого старая технология получает поддержку со стороны новой системы передачи звукозаписей через Интернет. Для развитых стран - в сопоставлении с развивающимися странами - это сравнимо с ситуацией эволюции этих последних к общинному радиовещанию. Здесь может быть реализовано своего рода единство противоположностей. Люди могут за сравнительно небольшую оплату принимать `радиопередачи` на Интернет, а радиостанции могут почти безвозмездно вещать буквально на весь мир.

Это лишь некоторые из тех многочисленных новшеств, которые каждодневно появляются в медиа-секторе. Однако в развивающихся странах, где покупательная способность населения очень низка, предпринимаются совершенно недостаточные усилия по изучению возможностей и реализации проектов расширения доступа к адекватным СМК. Проведённый на Филиппинах анализ показал, что в этой стране, где приватизация СМИ стала правилом, предусмотренные программы не отвечают потребностям населения (Kenny, 1996). Такая реакция может стать характерной для всего третьего мира.

Передаточные частоты являются очень ценным ресурсом в некоторых зонах мира. Всюду, где государственные структуры и прочно обосновавшиеся коммуникационные предприятия уже имеют свои прерогативы и интересы и стремятся сохранить их, получить частоту для передач, адресованных меньшинствам, можно только в результате длительной борьбы. Создание технологий цифрового телевидения, способных впрессовать четыре канала в частотную полосу, ранее рассчитанную на один аналоговый канал, вскоре высвободит огромное пространство для радио и телевидения.

Значительная часть этого нового вакантного пространства должна быть отведена под пока ещё редкие передачи для меньшинств. По-видимому, развивающимся странам придётся ждать несколько лет, прежде чем цифровым технологиям удастся выйти на доступный уровень продажных цен. Поэтому первым пользователям, богатым странам, следовало бы создать прецедент заботы об интересах меньшинств и обездоленных групп путём закрепления за ними свободных цифровых пространств. Использование этих пространств будет не только в интересах меньшинств, но и послужит такому общему делу, как образование, наука и культура, которые, не будучи прибыльными, жизненно важны для общества.

Новые ожидания в сфере оперативной информации. Новейшие технологии, способные за несколько секунд распространить мультимедийные сообщения по всему миру, идеально приспособлены к сбору и передаче оперативной информации. Они могут быть задействованы именно сейчас, в период быстрого повышения спроса на информацию такого рода, когда этот процесс всё более усиливается под воздействием глобализации торговли и национальных экономик. Требуются не только большие объёмы информации, но и более оперативная передача репортажей. Поэтому разработчики должны срочно создавать ещё более мощные и быстрые системы, раскручивая фантастическую технологическую спираль с выходом на еще более совершенные новации.

Спрос на информацию в мире не равномерен. Рейтинговые индексы телевизионных передач являются хорошим инструментом оценки. Если в США наиболее популярны выпуски последних новостей, то во многих других странах, например в Бразилии, Китае и Южной Африке, больше всего зрителей привлекают телесериалы типа `мыльных` опер (The Economist, 1998). Спрос на информацию в Интернет представляется более стабильным: практически все информационные сайты имеют рекордную посещаемость и загрузку Web-страниц. Ежемесячно на сайтах газет из всех уголков мира появляются миллионы вызванных для консультации страниц. Если сайты большинства газет пока показывают текст и фиксированные изображения, то крупные теле- и радиокомпании, другие медиа-конгломераты уже предлагают широкий спектр мультимедийных продуктов, где текст сопровождается звуковыми и визуальными фрагментами, иллюстрирующими актуальную хронику. Отдельные финансовые издания используют свои сайты для предложения доступа к непрерывно обновляющимся базам данных и к системным программам, производящим оценку и планирование инвестиций.

Развитие Интернет как канала передачи новостей можно проиллюстрировать на ошеломляющем примере Microsoft National Broadcasting Company (MSNBC), созданной как СП в США. С 1998 г. его информационный сайт посещается в среднем за день 300 тыс. пользователей, а в рекордные дни 900 тыс.чел. За месяц они прочитывают 200 млн. страниц. По численности клиентов это предприятие занимает пятое место среди ежедневных газет США. Самые читаемые сайты страны - это MSNBC, USA Today, CNN и ABC (American Broadcasting Company -Эй-Би-Си), которые набирают за месяц 700 млн. прочитанных страниц в одной только рубрике последних известий.

Для всех, кто хочет в любой час дня или ночи иметь доступ к непрерывно обновляемой информации, нет более идеального варианта, чем телеканалы спутниковых сетей или Интернет. Именно так возник ненасытный спрос на самые свежие известия, от которого берёт своё начало принцип круглосуточной информации. Сбор и презентация последних известий раньше зависели, во-первых, от перерыва на печать газет и журналов, а, во-вторых, от графиков выхода в эфир информационных бюллетеней на радио и выпусков последних известий на телевидении. Теперь, при наличии всемирной аудитории, в качестве крайнего срока выступает любой момент дня и ночи. Сегодня по определению любая информации оказывается неполной, поскольку её можно обновить в любой момент. Понятие `выпуск` уступило место формулам типа `новости последней минуты`, - на телевидении это происходит путём прерывания программной передачи для немедленного первого прямого, еще `сырого` сообщения новости на горячую тему. На Интернет есть схожее устройство - это кнопка `последней` минуты, которая по каналу гипертекста отсылает к краткой сводке о происходящих событиях.

Гонка за шансом первым выйти в эфир или на Интернет с самыми свежими новостями породила так называемую `полевую` журналистику прямого контакта, основанную на сборе рассказов непосредственных свидетелей и на отслеживании продолжения событий, вплоть до их завершения. Эта тенденция утверждается сейчас как бы за счёт аналитической журналистики, вступившей в фазу упадка. Принцип круглосуточной информации и калейдоскоп жирных заголовков на первых полосах газет отучают от размышления, поиска и анализа, которые требуют времени, тогда как редакции теперь на него скупятся. В результате полевая журналистика иногда отделяется от истории и более широкого геополитического контекста. Главный редактор MSNBC Меррил Броун осознаёт недостатки интернет-журналистики: `Те из нас, кто работает на Интернет, не всегда достаточно добросовестны при определении перспектив актуальных событий в контексте прогрессивного развития` (Brown, 1998). Эндрью Хейворд, руководитель службы информации компании CBS, владеющей крупнейшей телевизионной сетью Северной Америки, также видит пороки телевидения. Обличая их, он перечисляет следующие `повседневные грехи телевизионной информации` : предсказуемость, искусственность, лень, чрезмерное упрощение, вдалбливание и цинизм (Heyward, 1997).

Несмотря на то, что медиа-индустрия не так рентабельна, как этого хотели бы её владельцы, это сейчас большой бизнес. На стадии слияний были произведены крупные финансовые капиталовложения, и инвесторы хотели бы теперь их вернуть. В то же время прибыли многих компаний заметно сократились. Все эти обстоятельства подталкивают предприятия к уменьшению своих затрат, что отрицательно сказывается на качестве и разнообразии информационных услуг. Особенно существенным сокращениям подверглись зарубежные корпункты, стало намного меньше репортажей-оригиналов (Hickey, 1998). Кроме того, руководители служб информации, экономя на командировках собственных журналистов, фоторепортёров и съёмочных групп для прямого освещения событий, предпочитают использовать сообщения агентств печати и кино-, фотоматериалы крупных телевизионных агентств.

Отсюда тенденция к явному сокращению множественности точек зрения, особенно в области международной информации. По телевизионным каналам всего мира проходят одни и те же кадры, а газеты воспроизводят содержание сообщений одних и тех же агентств печати. Горстка международных агентств печати, обеспечивающих материалами все страны мира, сохраняет олигопольный контроль над всем потоком информационных продуктов. Этот феномен получил название `консонанса` . Проведённые исследования доказали, что чем больше географическая удалённость информационного события от редакции органа СМИ, тем сильнее этот консонанс (Carroll и др., 1997).

Бюджетно-финансовые ограничения негативно отразились также на точности информации. Сокращение финансирования социологических опросов населения и служб выверки информации часто приводит к распространению недостоверных сведений. Допускаемые ошибки имеют тем более негативные последствия, что в условиях процесса слияний СМИ и они многократно воспроизводятся другими медиа-средами.

Журналистика с участием общественности. Интернет способствовал значительному расширению участия общественности в комментировании новостей. Это участие приняло форму онлайновых опросов. Итоги диалога с подключенной аудиторией подводятся заказными программными устройствами, установленными на Web-сайтах СМИ. Хотя опросы такого типа не всегда представительны, они, тем не менее, стали хорошим началом вовлечения публики в процесс формирования общественного мнения по обсуждаемым вопросам.

Применяемые методы зондирования предусматривают пока ограниченный набор вопросов, и принимаемые СМИ ответы не всегда могут отразить весь спектр мнений. Возможно, что более эффективным окажется применение Web-cайтов для показа комментариев пользователей по поводу наиболее популярных интерактивных радиопередач по Интернет, когда аудитория приглашается сообщать свои отзывы по телефону. Некоторые международные радиостанции и телецентры уже начали также передавать по Web-сайтам и по электронной почте высказывания пользователей в качестве участников прямой дискуссии за круглым столом. Такая живая форма участия в дебатах во всемирном масштабе может прочно утвердиться на практике благодаря невысокой плате за пользование Интернет. Если этому начинанию будет оказана реальная поддержка, то это обогатит перспективы всех СМИ.

Есть и другая форма участия, которая заключается в том, что производители информации с помощью Интернет выходят на аудиторию непосредственно, без обращения к СМИ. Прямо в Интернет были опубликованы некоторые судебные решения, а также были распространены многочисленные копии с оригинала докладов влиятельных комиссий по расследованию, назначенных правительствами. Но демонстрируются и миллионы других событий, от рождения какого-то ребёнка до экспедиции на Эверест.

Сообразительные издатели и их адвокаты отыскали новый интересный способ использования новых технологий для защиты свободы СМИ. Известно, что в США некоторым редакциям, вызванным в суд в связи с наличием у них определённой информации, пришлось опубликовать какие-то фотографии или показать по телевидению какие-то кадры. Речь шла о делах, где информация носила несущественный характер, и в этом случае ее сокрытие угрожало СМИ проигрышем судебного процесса и, соответственно, нанесло бы ущерб свободе слова в целом. Зато факт обнародования информации давал основание руководителям данных СМИ искренно заявлять, что они не передали обвинительной стороне ни одного неопубликованного материала. Новые технологии позволяют - через глобальную сеть - мгновенно предать гласности актуальные статьи и отснятые сюжеты. Когда телевизионные каналы оказываются вынужденными пускать в эфир неинтересные или несущественные заставки, они передают их глубокой ночью на свободный спутник (Gartner).

Поставщики информации не являются единственным источником опасности распространения сомнительной информации через новые технологии. Интернет особенно уязвим при вмешательстве со стороны. Ловкие и решительные компьютерные пираты - хакеры - получили известность как взломщики доступов к любым информационным системам, вызывающие своими действиями сбои в работе электронных сетей и иногда злонамеренно извращающие заложенную в них информацию.

Удивительным примером действий такого рода стала хорошо организованная атака против сайта газеты The New York Times, проведённая группой хакеров в один из воскресных дней сент. 1998 г. В ходе борьбы с пиратами за удержание своего контроля над компьютерной системой техники редакции были вынуждены закрыть сайт на несколько часов (Shutz, 1998). Атака была предпринята хакерами в порядке репрессалий против одного журналиста газеты, написавшего недопустимую, по их мнению, статью об их товарище, отбывавшем тюремное заключение.

Технологии третьего тысячелетия


Речь пойдёт об освобождении от индивидуального компьютера. Предстоящие новации позволят расширить доступ к новым формам цифрового содержания независимо от классического микрокомпьютера. Будут разработаны и запущены в продажу специальные устройства и блоки, которые будут подключаться к телевизорам, радиоприёмникам, автомобилям и телефонам, что позволит легко снимать информацию с новых носителей информации.

Клавиатура и мышь, пользование которыми представляет трудности для многих людей, могут быть заменены устройствами, управляемыми голосом, дополнительными цифровыми клавиатурами и пультами дистанционного управления. Программные средства, выступающие в качестве интерфейсов между пользователями и системами доступа к информации, будут усовершенствованы таким образом, что станут надёжными и дружественными для пользователей. Всё это должно расширить доступ к новым гибридным медиа-продуктам, которые уже поступили или вскоре поступят в торговлю.

Обновление ПК по велению времени, и освобождение от громоздких аппаратных устройств, неизбежно ставят вопрос об их портативности. Сейчас самым маленьким является карманный компьютер (или palm-top), который легко помещается в любом широком кармане. Затем наступит этап `компьютеров-аксессуаров`, которые, возможно, будут похожи на нынешние ручные часы. Они могут стать идеальными инструментами доступа к информационным услугам в сфере финансов, путешествий и досуга, к метеосводкам и электронной почте. Дальнейшее совершенствование технологий в этом секторе откроет бесчисленные возможности использования `цифровых аксессуаров` на основе их подключения к всемирной сотовой телефонии, причём соответствующие услуги уже предлагаются телекоммуникационными компаниями.

Одна из главных задач по развитию цифровых аксессуаров, совместимых с сотовой телефонией, состоит в разработке и создании миниатюрных батареек или альтернативных источников питания, способных приводить в действие беспроводные модемы и другие компоненты этих устройств. Важнейшим препятствием на пути их широкого распространения станет высокая стоимость самих устройств, элементов питания и телекоммуникационных услуг, также дополнительных услуг и продуктов.

Источники:

Brown, M. 1998. News Consumption in The Internet Age: Audience Shifts That Can`t Be Ignored. Media-info, pp. 10-13. March.

Сarroll, R. L. et al. 1997. Consonance in Local Television News Program Content: An Examination of Inlet-market Diversity. Journal of Broadcasting and Electronic Media, Vol. 41, No. 1, pp. 132-44. Winter.

Gartner, M. 1998. Subpoena Madness: Summoned by Prosecutors to Tell What it Knows, What`s a News Organization to Do? Columbia Journalism Review, pp. 45-47, July/August.

Gitlin, T. 1996. Not So Fast. Media Studies Journal, Vol. 10, Nos. 2-3, pp. 4-5, Spring/Summer.

Heyward, A. 1997. The Seven Daily Sins of Television News. Television Quarterly. Vol. 28, No. 4, pp. 71-75.

Hickhy, N. 1998. Money Lust: How Pressure for Profit is Perverting Journalism. Columbia Journalism Review, pp. 28-36, July/August.

Junnarkak, Sandeep. 1998. Study Looks at Amazon`s Future. WebPromote Weekly, Vol. 4, August. www.webpromote.com/wpweekly/aug98vol4

Kenny, J. F. 1996. TV Viewing among TV Set Owners and Non-owners in a Remote Philippine Province. Journal of Broadcasting & Electronic Media, Vol. 40, No. 2, Spring, pp. 227-42.

Rattner, S. 1996. A Golden Age of Competition. Media Studies Journal, Vol. 10, No 2-3, p. 12, Spring/ Summer.

Richstad, J. 1998. Asian Values and Transnational Television: The Battle in the Sky for Markets and Cultures. In: Anura Goonasekera and Paul S. N. Lee (eds.), TV without Borders: Asia Speaks Out, pp. 294-95. Singapore, Asian Media Information and Communication Centre. 331 pp.

Shutz, M. 1998. Can you Believe What You Read? posted at 9.45 a.m., PDT, September 16. www.wired. com/news/news/techno1ogy/story/15033.html

What the World is Watching. 1998. The Economist, 15.VIII., p. 82.

Пресса в сети Интернет


В Интернет есть много сайтов, сообщающих последние новости. Одной из категорий этих сайтов является специальная рубрика sites news, которую часто обеспечивают провайдеры услуг доступа - Internet Service Providers (ISPs). Другие сайты ведутся действующими органами прессы как дополнение к печатной продукции. Таким образом, в Интернет можно найти практически все ежедневные и периодические издания, сообщающие последние новости почти во всех странах мира и представляющие как национальную, региональную и местную прессу, так и прессу, ориентированную на специфические группы по признаку этнической и/или языковой принадлежности. Одно из важных последствий этого процесса состоит в том, что если раньше существовали лишь ограниченные возможности доступа к традиционно разобщённой прессе, особенно на региональном и местном уровне, то теперь Интернет обеспечивает всемирное распространение всех новостей.

Чин Саик Юн, издатель и гендиректор компании Southbond, Пенанг, Малайзия.http://nvolgatrade.ru/

Док. 215592
Опублик.: 14.12.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``