В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новые направления в образовании Назад
Новые направления в образовании
За последние годы во всем мире резко возросло применение методов, приложений, сетей и средств цифровых ИТ в сфере образования. Как отмечалось в World Education Report (UNESCO, 1998), сегодня, когда большинство учителей не обучено использованию ИТ, а техническое оснащение большей части имеющихся школьных зданий, даже в самых развитых странах, не позволяет внедрять новые информационные и коммуникационные технологии, перед образованием стоит грандиозная задача подготовки студентов и преподавателей для `интеллектуального` общества будущего.

Цифровые ИТ быстро становятся все более доступными, однако необходимо отметить, что более ранние технологии продолжают играть важнейшую роль в образовании во всем мире. Кино- и видеофильмы, телефон, телевидение и радио по-прежнему используются гораздо чаще, чем компьютер или Всемирная паутина. Так, например, благодаря замкнутому (без выхода в эфир) экспериментальному телевизионному проекту 1965 г. Telesecundaria, сегодня свыше 800 тыс.чел. из более чем 12 тыс. мексиканских сел могут обучаться по программе начальных классов средней школы.

Новые цифровые ИТ - это не просто технологии, а синтез оборудования, ПО, средств и систем передачи информации. В наши дни ИТ представляют собой широкий спектр быстро развивающихся технологий, затрагивающих оборудование, ПО и сферы их применения.

Существует несколько важных отличий новых ИТ от прежних технологий: они могут объединять многочисленные средства для выполнения единой образовательной задачи; они интерактивны и позволяют контролировать, управлять и изменять информационную среду; они гибки, что исключает необходимость в жестком планировании и устраняет временные и пространственные барьеры; они обладают средствами установления связи с любым жителем планеты, имеющим компьютер, подключенный к Интернет, обеспечивают доступ к сотне тысяч информационных архивов, миллионам Web-страниц.

Очевидно, что использование оборудования на основе ИТ и подключение к Интернет по-прежнему гораздо больше распространено в школах Северной Америки. Например, в США количество учащихся на один школьный компьютер снизилось с 63 в 1985 г. до 6 в 1997 г., а число школ, имеющих доступ к Интернет, возросло с 35% в 1994 г. до 72% в 1997.

Если говорить о Европе, то более 80% школ Словении - из них 93% средних и 80% начальных - имеют доступ к Интернет. Эти показатели близки к показателям развитых стран. Правительство Великобритании планирует к 2002 г. обеспечить подключение к Интернет всех школ, колледжей, университетов, библиотек и как можно большего числа районных досуговых центров. Правительство Германии решило вопрос обеспечения доступа к Интернет 10 тыс. школ к середине 1999 г. В Италии в 1998 г. было объявлено о завершении оснащения компьютерными и мультимедийными средствами 15 тыс. школ к 2000 г.

В Японии в 1997 г. более 94% госшкол было оснащено компьютерами, 10% из которых имели доступ к Интернет. Согласно планам правительства, в средних классах на каждый компьютер должно приходиться два учащихся, а в старших - один. Все госшколы Японии будут подключены к Интернету к 2003 г. В КНР центральное правительство увеличит финансирование проектов, касающихся начального, профессионального и высшего образования в течение ближайших двух лет. Правительственные планы включают разработку стратегий, направленных на популяризацию образовательных программ, использующих Интернет. В Новой Зеландии 83% начальных и 94% средних школ имеют доступ к Интернет.

Правительство Чили разработало проект Enlaces по подключению школ и других образовательных учреждений к национальной компьютерной сети. К 1996 г. доступ к сети получили 180 начальных и 62 средние школы, а в 2000 г. планируется охватить 50% из 8250 начальных школ и все 1700 средних школ.

В Африке инициатива `Создание образовательных сетей для африканских учителей` нацелена на изменение системы образования, поощряя создание на базе местных учебных заведений центров информации и обучающих ресурсов. Также ожидается, что она позволит изменить отношение учителей к своей профессии благодаря стимулам для непрерывного совершенствования профессионального уровня, которые появятся с появлением электронных образовательных сетей, объединяющих педагогические учебные заведения и их партнеров на местном, государственном и международном уровнях. Такие сети позволят осуществлять обмен информацией, опытом, профессиональными знаниями для выработки совместных действий и поиска новых форм общения. В Зимбабве были начаты экспериментальные проекты по подключению пяти педагогических центров и родственных учреждений к Интернет. Проект осуществляется в тесном сотрудничестве с ВБ. Аналогичный проект действует в Сенегале, а в Кении и Уганде подобная инициатива является частью совместного образовательного проекта в сфере преподавания естественных наук и математики, объединившего преподавателей, студентов и исследователей из Зимбабве, Кении и Уганды.

На Ближнем Востоке частью программы по повышению качества базового образования, финансируемой МБРР, является намерение правительства Турции открыть компьютерные лаборатории в 15 тыс. школ и обучить 200 тыс. учителей компьютерной грамотности и методам преподавания с использованием компьютера.

Учебные заведения, как входящие, так и не входящие в рамки формальной образовательной системы, также все шире используют ИТ и Интернет. В настоящее время 20% библиотек Великобритании подключено к Интернет. Задача инициативы правительства `Национальная образовательная сеть` - обеспечить все библиотеки и музеи Великобритании доступом к Интернет. Исследования, проведенные в 1998 г. в США, показали, что 73% публичных библиотек страны предлагали своим посетителям базовый доступ к Интернет. Многие государственные и частные музеи используют ИТ для получения информации. Например, в рамках совместного проекта Фраунгоферовского института программо- и системотехники (Fraunhofer Institute for Software and Systems Engineering) и Исторического музея Германии в Берлине идет подготовка виртуальной выставки истории Германии в Интернет.

Говоря об эффективности ИТ, прежде всего определим, какое влияние, если таковое вообще существует, оказывает удаленная передача знаний с помощью ИТ на успеваемость учащегося. Удаленная постановка заданий с помощью ИТ означает, что задания передаются посредством `технического канала`, такого как телевидение, радио или компьютерная сеть.

Имеются убедительные доказательства того, что обучение с помощью заданий, передаваемых посредством ИТ, использующее обычные методики, столь же эффективно, что и традиционное обучение `лицом к лицу` (см., например, www2.ncsu. edu/oit/nsdsplit.htm), а если в обучении используется компьютер, то в некоторых случаях удается повысить успеваемость и интерес к учебе. Менее ясна - но перспективна - ситуация, касающаяся более сложного применения ИТ в классе, особенно многочисленных приложений и методов, которые используются в `конструктивистском` обучении, когда студентов побуждают работать в насыщенной информационной среде, благодаря чему формируется их собственное представление о ней. В рамках проекта Helsinki 2000 финские ученые проводят пятилетнее исследование новаторских методов обучения по целому ряду дисциплин, в основе которого лежит интенсивный анализ конкретных случаев из практики обучения с помощью компьютера.

Техническое обеспечение новых методов обучения. Современная конструктивистская теория образования придает особое значение критическому мышлению, решению проблем, опыту `аутентичного` обучения, учету социального статуса учащегося и коллективизму. Рассматриваемые методы обучения изменяют роль учителя, превращая его из распространителя информации в помощника в учебе, оказывающего поддержку учащимся по мере того, как формируются их взгляды в процессе освоения информации и учебного материала. ИТ обладают потенциалом, который следует использовать в новых методах обучения, позволяя учащимся получать знания на практике. ИТ могут дать учителям возможность проводить проблемно-ориентированное или конструктивистское обучение в индивидуальном темпе и индивидуальном направлении, а также контролировать успеваемость учащегося новыми, интерактивными, привлекательными методами, с помощью которых можно лучше оценить глубину понимания содержания материала и процессов.

Следующий пример поможет показать, как ИТ можно использовать в конструктивистских методиках обучения. Целевая среда обучения с компьютерной поддержкой (Computer Supported Intentional Learning Environments) (csile.oise.utoronto.ca/ intro.html), разработанная Институтом исследований в сфере образования в Онтарио (Ontario Institute for Studies in Education), представляет собой сетевую систему, позволяющую проводить внутришкольное коллективное обучение и опрос учащихся. Данная система способствует взаимному сотрудничеству учащихся посредством работы с источниками информации, объединения идей, коллективного авторства, использования результатов других учащихся с целью расширения знаний.

Главной ее чертой является наличие `общественной` базы данных, куда учащиеся могут помещать тексты, графики, свои комментарии о работе коллег, которую можно читать и пополнять.

Во многих странах мира проводится работа по созданию цифровых библиотек, которые предоставляли бы материалы, доступные в электронном виде в Интернет, включая печатные работы (т.е. учебники, журналы, иллюстрации, карты, диаграммы, графики), фотографии, кино- и видеофильмы, картины, трехмерные модели, графику, анимацию, ПО, справочные материалы, аудиофайлы и т.п.

Существуют тысячи Web-сайтов, содержащих собрания высококачественных `путеводителей` по учебным программам, планам занятий, образовательной деятельности. Например, сайт OOН (www.un.org/Pubs/CyberSchoolBus) содержит учебный материал по таким темам, как урбанизация, здоровье, окружающая среда, женщины и политика, а также интерактивные игры, карты, базы данных, викторины.

Помимо того, что ведется работа по переводу в цифровой вид уже имеющихся информационных ресурсов, появляются и многочисленные новые журналы и бюллетени, доступные только в электронном виде. По мере того как все больше бумажных источников информации получают электронную версию и все больше ресурсов распространяется только в цифровом формате, становится чрезвычайно важным обеспечить учащихся и преподавателей доступом к ИТ.

Возможность коллективного участия в образовательном процессе. Электронная почта, видеоконференции позволяют отдельным лицам и группам людей совместно участвовать в процессе обучения. Связь также осуществляется благодаря диалоговым системам, позволяющим общаться в реальном масштабе времени (www.idiom.co.uk/intchat.htm), `электронным классным доскам` (www.sisweb. com /math/whiteboard/), группам новостей (www.peg. apc.org/~iearn/works.htm), конференциям с использованием компьютеров (www.ascusc.org/ jcmc), специальному ПО типа CaMILE: Collaborative and Multimedia Interactive Learning Environment (Совместная и мультимедийная интерактивная среда обучения) (www.cc.gatech.edu/gvu/ edtech/ CaMILE) и The Knowledge Integration Environment (Интегрированная информационная среда) (www. kie.berkeley.edu/KIE). К другим средствам относятся многопользовательские домены, многопользовательские объектно-ориентированные домены и многопользовательские коллективные Hallucinations. Эти приложения, доступные через Интернет, являются виртуальными средами с текстовым режимом, в которых участники могут не только общаться друг с другом, но и совместно создавать единое виртуальное пространство.

ИТ позволяют людям, находящимся на большом расстоянии друг от друга, стать членами `виртуальных учебных сообществ` - групп учащихся, объединенных общими целями, а не по территориальному или возрастному признаку. Благодаря ИТ можно собрать вместе людей практически из всех уголков мира, позволяя им создавать свои собственные группы формального или неформального обучения. Для таких сообществ не существует барьеров времени, расстояния, возраста, способностей, культурного и социального статуса. Виртуальное обучение дает учащимся возможность выбирать удобные время, место и темп освоения материала. По сути, виртуальное обучение означает, что обучение проходит дома, на рабочем или в любом другом месте, выбранном учащимся.

Виртуальные проектные студии, появившиеся в 1993 г., являются примером сотрудничества между группами будущих архитекторов из всех университетов мира (arch.hku.hk/projects/vds/). Преподаватели и студенты, живущие на различных континентах и в различных временных поясах, работают над общими строительными проектами, используя компьютерные системы проектирования, электронную почту, центральную базу данных и видеоконференции. Для представления своих проектов они используют Всемирную паутину; виртуальное международное жюри, состоящее из архитекторов и преподавателей, оценивает достоинства работ. Методы, используемые виртуальными проектными студиями, применяются и в других отраслях, например технике.

Проект SIMULAB, поддерживаемый ЕС, предполагает установление контактов между студентами-филологами минуя все государственные границы благодаря Всемирной паутине. С помощью специального ПО преподаватели могут создавать Интернет-модели для ролевых игр при обучении языку. Эти модели, использующие электронную почту, диалоговый режим, возможность создания и редактирования документов в интерактивном режиме, предназначены для стимулирования устного и письменного общения между группами-участниками; при этом для студентов разрабатываются сценарии, типичные для страны выбранного ими языка (www2.echo.lu/telematics/education/en/projects/files/simulab.).

Расширение аудитории образовательных программ. Дистанционное обучение - это такой процесс, при котором преподаватель и учащийся физически удалены друг от друга, а преподавание и обучение происходит с использованием либо одной, либо нескольких ИТ. Раньше это были печать, радио и телевидение. Появление новых ИТ приводит к изменениям в этих традиционных программах `открытого` или дистанционного обучения. Например, недавно начатое переоснащение Международного франкоязычного консорциума учебных заведений дистанционного и открытого обучения (International Francophone Consortium of Distance and Open Learning Institutions, CIFFAD), объединяющего 49 стран, из которых 80% - развивающиеся, позволит ему применять новые ИТ. Поставлена цель обеспечить по меньшей мере 100 точек доступа к Интернет в год в организациях-членах консорциума. University of the South Pacific уже в течение нескольких лет использует спутник `Интелсат` .

Университет губернаторов западных штатов (Western Governors University) (www.wgu.edu) является примером `виртуального университета`, или университета, не имеющего физических зданий. Учрежденный в 1996 г. губернаторами 18 западных штатов США, он предлагает более 300 курсов дистанционного обучения для колледжа, разработанных 30 университетами и другими образовательными организациями, являющимися его филиалами. Университет установил связи с China Internet Education Center, Tokai University в Японии (www.u-tokai.ac.jp), University of British Columbia в Канаде (www.ubc.ca), Open University в Великобритании (www.open.ac.uk) и Virtual University of the Monterrey Institute of Technology в Мексике (www.sistema. itesm.mx/english/uv.htm). Главной целью этих организаций является сотрудничество в области разработки и распространения программ дистанционного обучения.

В Германии четыре университета земли Баден-Вюртемберг - в городах Фрейбург, Карлсруэ, Мангейм и Гейдельберг - объявили о создании первого в этой стране виртуального университета, задачей которого станет организация индивидуального дистанционного обучения с помощью электронной почты, цифровых сетей с предоставлением комплексных услуг или цифрового телевидения. В Африке МБРР финансирует развитие African Virtual University (www.avu.org), который прошел экспериментальный этап в 1996-98 гг. и начал свою деятельность в янв. 1999 г. с распространения всесторонних программ обучения для неполной высшей школы в области естественных и технических наук. В этих программах будет использоваться совокупность ИТ, включая интерактивное телевидение и Интернет. Ведется создание цифровой научно-технической библиотеки для студентов и преподавателей.

Совещание в Ханое в нояб. 1997 г. поручило Agence Universitaire de la Francophonie создание виртуального университета для франкоговорящих, выделив для этой цели 4 млн. фр. франков. На первом этапе были открыты 6 виртуальных отделений в Болгарии, Камеруне, на Гаити, Мадагаскаре, Сенегале и Вьетнаме (www.aupelf-uref.org/UVF/).

Программы виртуального обучения не ограничиваются послешкольным образованием. Департамент образования США учредил проект создания виртуальной высшей школы (vhs.concord.org). В 1997/98 учебном году школа предложила 29 курсов с использованием Интернет 500 учащимся из 27 школ в 10 штатах. Считается, что такой подход будет особенно полезен, поскольку многие из школ-участниц проекта либо не имеют квалифицированных учителей, либо количество учеников недостаточно для индивидуального преподавания некоторых курсов, которые стали доступны благодаря данной совместной схеме.

Не только образовательные учреждения, но и коммерческие фирмы используют ИТ для совершенствования или создания программ дистанционного обучения. Хотя на долю организаторов альтернативного или дистанционного обучения приходится менее 2% рынка послешкольного образования, начиная с 1996 г. минфином США было затрачено 2 млрд.долл. на финансирование их разработок.

Воспитание потребности учиться на протяжении всей жизни и предоставление возможности непрерывного образования стало главной целью правительственных и неправительственных организаций во всем мире. Так, инициатива ЮНЕСКО `Образование без границ` (www.unesco.org/ education/lwf/) `направлена на стимулирование инноваций и использование альтернативных путей, партнеров или технологий, позволяющих получать образование на протяжении всей жизни, особенно тем, кто в настоящее время лишен возможности обучаться традиционным способом` (UNESCO, 1996). В дополнение к данной инициативе ЮНЕСКО учредила в Москве Институт информационных технологий в образовании (www.iite.ru/info), играющий роль международного центра анализа и синтеза информации, занимающегося сбором и распространением лучших опыта и моделей в области применения ИТ в обучении. Он также будет предоставлять помощь в обучении преподавателей, как не имеющих опыта работы, так и работающих (без отрыва от производства), применению ИТ, особенно в развивающихся странах, странах переходного периода и в СНГ.

Европейская инициатива непрерывного образования (www.ellinet.org/elli/home.html) использует ИТ `с целью содействия распространению информации, координации проектов и исследований, мобилизации действий, людей и организаций, благодаря чему Европа войдет в век непрерывного обучения. Данная инициатива охватывает все сектора и все страны (European Lifelong Learning Initiative, 1997). Форум АТЭС (Asia Pacific Economic Cooperation, АPEC) определил три механизма помощи странам региона в разработке проектов непрерывного образования: создание базы данных ученых, исследователей и специалистов-практиков региона, занимающихся вопросами и разработкой программ непрерывного образования для региона; подготовка и публикация сборника статей, посвященных политике, практике и программам непрерывного образования в регионе; проведение конференции по проблемам непрерывного образования для членов APEC, на которой будут обсуждены вопросы, поднятые в сборнике (www.apec-hurdit. org/lifelong-learning-project.html).

Информационная грамотность


Поскольку представления об уровне квалификации, отвечающем требованиям современной эпохи, постоянно меняются, некоторые организации в попытке определить, что необходимо знать каждому учащемуся об ИТ, вводят образовательные стандарты. Например, в рамках проекта США `Национальные стандарты технической подготовленности` (National Educational Technology Standards, NRTS) (cnets.iste.org) была издана начальная серия таких стандартов для доколледжного образования.

Несмотря на допущение о том, что учащимся придется приобретать новые навыки, чтобы выдержать конкуренцию и внести свой вклад в развитие мировой экономики, где все более возрастает роль ИТ, остается неясным, какие именно навыки от них потребуются. Похоже, все больше людей разделяют мнение о том, что каждый студент должен обладать `информационной грамотностью` .

Использование новых ИТ требует больших затрат, чем применение более ранних технологий, таких как печать и радио, но обходится дешевле, чем использование телевидения (Potashnik and Capper, 1998).

Согласно отчету МБРР (1998 г.) о состоянии образования и ИТ в Латинской Америке и Карибском бассейне, стоимость использования в школе компьютера, подключенного к Интернет, на одного учащегося намного ниже, чем телевидения, но гораздо выше, чем радио.

Можно сравнить душевые затраты на создание в школе учебной компьютерной лаборатории в Белизе (78 долл.), на Ямайке (89 долл.) и в Чили (104 долл.). Аналогичный анализ затрат на оборудование учебного компьютерного класса в США дал цифру 453 долл. (Potashnik and Adkins, 1996)

Стоимость строительства достаточного количества учебных площадей, удовлетворяющих растущей потребности в образовании, может оказаться неприемлемой. Виртуальные учебные заведения не требуют той же территориальной инфраструктуры и косвенных затрат, что и обычные учебные заведения.

В Тайбее (Тайвань) National Open University дистанционного обучения, имеющий годовой бюджет 800 млн. нтд., ежегодно обучает 30 тыс. взрослых студентов. В то же время National Taiwan University, один из крупнейших университетов Тайбея, имеет годовой бюджет 3500 млн. нтд. и обучает 21 тыс. студентов (Ministry of Education, 1996).

МБРР в Отчете о мировом развитии за 1998/99 гг. (World Bank, 1998b) предупреждает, что глобальный информационный прорыв может либо освободить сотни миллионов людей во всем мире от нищеты, либо ввергнуть их во все расширяющуюся информационную пропасть. Даже те страны, которые не верят в рентабельность ИТ как средства для массового обучения, начинают приобретать опыт использования этих технологий в образовательных целях.

Создание среды обучения. Сотрудничество между образовательными и промышленными организациями, включая распределение затрат, в создании инфраструктуры ИТ, становится распространенным явлением. Например, проект создания Бристольской образовательной онлайновой сети (Bristol Education Online Network) (www.education. bt.com/ednews/43beon) и последующей Мерсисайдской образовательной онлайновой сети (Merseyside Education Online Network) (meon.eonic.net) - это пример совместных усилий коммерческих компаний `Бритиш Телеком` и ICL, местных школ и университета Эксетерской школы образования (Exeter School of Education). `Интернэшнл Компьютерз Лимитед` предоставляет мультимедийные компьютеры, а `Бритиш Телеком` - доступ к удаленным службам и Интернет ряду школ данного района. Другим перспективным подходом к оборудованию школ компьютерами при малых затратах является передача технологий государственными и коммерческими организациями школам. Например, целью канадской программы Computers for Schools (www.schoolnet.ca/cfs-ope/welcome_e.html) является получение в дар устаревших или лишних компьютеров от коммерческих, промышленных организаций и частных лиц и их модернизация перед передачей школам.

Дни Сети. Инициативы проведения дней Сети (www.netday.org), начавшиеся в 1995 г., подобны `высокотехнологичному коллективному строительству амбара` . Это дни, когда добровольцы, проживающие в одном районе, проводят техническую подготовку классных комнат, библиотек и компьютерных лабораторий к подключению к Интернет. Организаторы таких мероприятий обычно помогают школам в разработке технического плана, который учитывает задачи обучения, архитектуру сети и проводки, порядок управления сетью и оказания технической поддержки, подготовку персонала и текущий бюджет. В назначенный день добровольцы выполняют работы по созданию сети, что значительно снижает затраты по подключению школы к Интернет. Дни Сети проводятся во многих странах, включая Австралию (www.netdayoz. edu.au), Новую Зеландию (www.netday.net.nz), европейские страны (www.netdays.org/en/projects/ country.html), Израиль (www.netdays.org.il), Японию (www.netday.or.jp/index-e.html) и ЮАР (www. netday.org.za). В странах Латинской Америки и Карибского бассейна инициативу проведения дней сети финансирует ЮНЕСКО (www.unesco.org/ events/latin/euro_america. html).

Использование районной Сети. Многие инициативы по коллективному пользованию Сетью так или иначе касаются обучения и поэтому стоят упоминания. Имеется интересный пример того, как коллективное пользование Сетью может оказаться полезным учебным заведениям. Международный телекомпьютерный консорциум (www.itc.org) сотрудничает со школами и университетами Китая с целью создания на их базе коллективных сетей. Разработаны проекты, в которых школы организуют у себя компьютерные центры с доступом в Интернет для использования учащимися и преподавателями в классе (www.itc.org/chinaprojects.html). После занятий центр остается открытым, и родители, а также другие жители района, у которых нет доступа в Интернет, могут взять уроки работы в сети у учителей и школьников. Таким образом, школа обеспечивает желающим доступ к Интернет, получая за это определенный доход.

Содержание. Помимо оборудования и ПО, для использования ИТ в обучении необходимо соответствующее содержание информационных ресурсов. Лишь немногие онлайновые информационные ресурсы специально предназначены для обучения. Одним из способов облегчения поиска подходящих информационных ресурсов является создание школьной сети. Schoolnet, также известные как `национальные сети обучения`, - это местные, национальные или региональные проекты, которые могут предусматривать компьютерное подключение школ к информационным службам, но главной их целью является обеспечение доступа к необходимым учебным информационным ресурсам.

Например, в рамках британской инициативы `Национальная сеть - на службу образованию` была создана не только сложная система (или структура), содержащая ценную учебную информацию в Интернет, но и программа разработки средств доступа к этой информации для школ, библиотек, колледжей, университетов, рабочих мест, домов. Школьные сети сейчас существуют во Франции (www.educnet.education.fr/), Ирландии (www.scoilnet.ie), Японии (www.schoolnet.or.jp/ schoolnet/index-e), ЮАР (www.gp.school.za/ gsnsite), Таиланде (www.school.net.th) и других странах (www.eun.org/index/html)).

Одним из преимуществ новых ИТ является то, что они позволяют пользователям не только получать информацию, но и создавать ее. С помощью компьютера, принтера и издательского ПО любая местная учебная группа может издавать высококачественные печатные материалы. При подключении к Интернет любая учебная организация может `опубликовать` содержание накопленной ей информации. Например, Летний институт лингвистики (Summer Institute of Linguistics) помог организовать центры грамотности и сигнальных публикаций (Literacy and Awareness Publication centres) в каждой из 20 провинций Папуа-Новая Гвинея для распространения грамотности в области примерно 850 местных языков. Эти центры обмениваются издаваемыми ими `текстами грамотности`, которые охватывают самые разные области, включая здравоохранение, гигиену, охрану окружающей среды.

Хотя существует много средств помощи преподавателям и учащимся в нахождении необходимой информации (Alexia.lis.uiuc.edu/lrl/links/search. html), в наши дни поиск конкретных учебных материалов во Всемирной паутине можно сравнить с поиском иголки в стоге сена, часто приводящем к потере времени и непредсказуемым результатам. Преподавателю или учащемуся может оказаться не под силу определить местонахождение информации или материалов, которые могут быть полезны для выполнения учебного плана на определенном этапе обучения. Результаты беспорядочных поисков также поднимают вопрос о достоверности и надежности найденной информации, не говоря уже о ее законности и безопасности. Вследствие изменения технических стандартов найденные материалы, предназначенные для одной обучающей системы, могут оказаться непригодными для другой.

Предпринимаются попытки навести порядок в хаосе, царящем в Интернет. С этой целью Европейская комиссия издала Протокол о намерениях: Мультимедийный доступ к образованию и повышению квалификации в Европе (Multimedia Access to Education and Training in Europe). К дек. 1998 г. более 160 учебных организаций, государственных агентств и коммерческих компаний подписали меморандум (www2.echo.lu/telematics/education/en/ news/mou1198/nov1998mou).

Такие проекты, как `Даблин Кор Метадэйта Инишэтив` (Dublin Core Metadata Initiative) (purl. oclc.org/dc) и `Системы управления в образовании` (Instructional Management Systems) (www. imsproject.org), которые разрабатывают технические требования, могут помочь изменить мнение конечного пользователя о Всемирной паутине как о великой путанице, каковой она сейчас является, превратив ее в подобие цифровой библиотеки или виртуального учебного центра` . Если удастся достигнуть международного соглашения по ряду приемлемых технических стандартов, то преподаватели и учащиеся смогут осуществлять поиск учебной информации по общим указателям, будучи уверенными, что найденные материалы совместимы с используемыми ими ИТ.

Подготовка преподавателей. Как отмечалось в отчете правительства Финляндии, `использование в обучении компьютеров зависит от педагогической компетенции и технического опыта обслуживающего их персонала, который обязан знать, как использовать эти современные технические средства с максимальной пользой для образования` (Finnish National Fund for Research and Development, 1998). В некоторых странах, например Великобритании, изучение применения ИТ является необходимым условием получения сертификата, дающего право на преподавание. Поскольку использование ИТ в обучении продолжает расширяться, помимо предварительной подготовки вскоре потребуются курсы усовершенствования для преподавателей со стажем работы, а также и для администраторов, работающих в системе образования.

Подготовка преподавателей применению ИТ должна учитывать по крайней мере два аспекта. Во-первых, учителям необходима техническая подготовка, позволяющая использовать и обслуживать оборудование и ПО. Такая подготовка может быть осуществлена различными путями - это и подготовительные курсы на базе университетов, и стажировка в лабораториях без отрыва от производства, и коммерческие учебные программы, и многие другие возможности, где для обучения очень часто используются ИТ. Во-вторых, необходимо обучение использованию ИТ в учебном процессе. Такое обучение само должно включать применение ИТ с учетом специфики предмета.

Для обеспечения технической поддержки сотрудников университета разрабатываются многочисленные инновационные методы. Например, несколько университетов создали программы по привлечению `партнеров-экспертов` . Специалисты, имеющие опыт как преподавания определенной дисциплины, так и применения ИТ в обучении, принимаются в штат для проведения на месте консультаций и оказания технической поддержки другим преподавателям по вопросам применения информационных и обучающих технологий в учебном процессе, что способствует повышению их технической грамотности и более активному использованию ими технических ресурсов, как в самом университете, так и за его пределами (rits.stanford.edu/atss/atp/ index). Другой инновационный подход, который является более дорогостоящим, предполагает привлечение студентов для оказания технической поддержки и обучения преподавателей. В университете Уэйк Форест (Wake Forest University), Северная Каролина, США, студенты-первокурсники проходят подготовку и набираются в Студенческую группу технических консультантов (Student Technology AdvisoRS, STARS). Они прикрепляются к преподавателям и помогают внедрять проекты с использованием ИТ (www.wfu.edu/ Computer-information/ STARS/index1).

Существуют различные методики обучения, но модели подготовки преподавателей имеют много общего и в большинстве случаев могут оказаться более рентабельными, чем обучение на месте малых групп или индивидуальное обучение применению ИТ. В таких программах `преподаватели-лидеры` выбираются по целому ряду критериев, а именно: наличие опыта использования ИТ в обучении; опыт работы с кадрами и участие в программе администрации школы и района, которые они представляют. Эти преподаватели проходят курс интенсивной подготовки, изучая технические детали и методы внедрения ИТ в учебный план, после чего возвращаются в свои учебные заведения и проводят обучение коллег применению ИТ, а также осуществляют их техническую поддержку. Подобные программы могут включать непрерывную, долговременную поддержку самих обучающих - выезд на места, проведение компьютерных конференций, консультирование по электронной почте. В крупных географических регионах организация такого обучения и последующей непрерывной поддержки может быть возложена на региональные консорциумы, деятельность которых координируется центральным административным органом (cf.www.rtec.org).

Техническая поддержка. Обеспечение технической поддержки на месте по мере необходимости особенно важно для успешного осуществления программ обучения с использованием ИТ. Хотя стандартные соглашения о сервисном обслуживании, оплачиваемом отдельно или входящем в стоимость оборудования и ПО, обычно предполагают регулярное техническое обслуживание и ремонт, а зачастую даже консультации по электронной почте или телефону, этого может оказаться недостаточно, учитывая специфику применения этих технических средств. Без соответствующей технической поддержки школы уже столкнулись `с возросшей нагрузкой на сотрудников, накоплением работ по обслуживанию оборудования, сокращением использования компьютеров вследствие непроведения их обслуживания` (U.S. Government Accounting Office, 1998).

В университетах техническую поддержку может оказывать технический персонал, прикрепленный к компьютерному, информационному центру или центру дистанционного обучения. В школах более подготовленные коллеги, учащиеся, добровольцы и квалифицированные преподаватели информатики обычно в состоянии оказать такую поддержку; реже для этой цели нанимается квалифицированный технический персонал, состоящий в штате школы либо районного отдела образования.

Государственное планирование. Использование ИТ в обучении - процесс сложный, дорогостоящий и комплексный. Должны учитываться многочисленные факторы, включая инфраструктуру, изменения в учебном плане, подготовку преподавателей, техническую поддержку. Такое предприятие, особенно на государственном уровне, требует тщательного планирования.

Как отмечалось в отчете МБРР 1998 г., многие правительства стоят на пороге XXI века без четких планов и стратегий относительно использования технологии в области образования, продолжая вкладывать значительные средства в совсем другие отрасли. В отчете определены общие вопросы, которые должны рассматриваться органами планирования при разработке национальных стратегий использования ИТ в образовании. Их можно разделить на три большие группы: выработка политики в области образования и постановка задач; обучение и преподавание; изменение структуры образовательной системы и увеличение количества учащихся. Здесь же приводится несколько успешных стратегий, в той или иной степени применяемых на практике, включая разработку государственного или регионального плана использования технологий в государственном масштабе; внедрение экспериментальных проектов с целью приобретения опыта по применению технологий в государственном масштабе; внедрение мелкомасштабных демонстрационных проектов; использование технологии для решения проблемы равенства образовательных возможностей; использование телерадиовещательных технологий, в том числе компьютерных сетей, для привлечения учащихся из отдаленных районов; инвестирование в подготовку учащихся и преподавателей к работе с использованием технических достижений; создание школ, где в основе преподавания лежит использование ИТ.

Клаэйс, Лоуич и Ван дер Перр (Claeys, Lowych, and Van der Perre, 1997) в статье, написанной по материалам интервью, отобрали мнения 65 экспертов из всей Европы относительно использования ИТ в обучении. По мнению респондентов, роль правительства состоит в выработке четкого представления о реформе образовательной системы с помощью ИТ, применении адекватных законодательных мер по финансированию сферы образования, установлении партнерства между сферами образования и промышленности для совместной разработки ПО, отвечающего задачам образования. Кроме того, `интервьюируемые ожидают от правительства следующее: 1) создания специальной секции при департаменте образования, занимающейся поддержкой внедрения ИТ в обучение; 2) разработки стимулов/проектов; 3) создания консультативного совета, помогающего правительству внедрять ИТ в сферу образования; 4) пересмотра учебных планов, предусматривая использование в них ИТ, и соответствующей адаптации экзаменационных требований` .

МакАйзек и Блохер (McIsace and Blocher, 1998 г.) в дискуссии на тему дистанционного обучения утверждают: `Глобальный доступ к обучающим курсам должен способствовать широкому международному участию в обучении, при этом плату за обучение следует взимать по скользящей шкале. Обмен развивающими учебными материалами и курсами вдвое экономит время и силы и сохраняет ценные национальные ресурсы` . Поташник и Каппер в своей статье пишут: `Сейчас работодатели и университеты подыскивают сотрудников и студентов во всех уголках земного шара. Впоследствии они сталкиваются с новой проблемой, связанной с оценкой курсовой работы, выполненной в незнакомом учебном заведении, или степени, приобретенной в другой стране. Поскольку аттестация знаний обычно проводится в каждом государстве по-своему, то глобальный масштаб дистанционного обучения поставил совершенно новую задачу аттестации и сертификации знаний` .

Авторы продолжают свою мысль, называя Глобальный союз транснационального образования (Global Alliance for Transnational Education, GATE) (www.edugate.org) - международный союз высших учебных заведений, правительственных и коммерческих организаций - одной из попыток `выполнения невероятно трудной задачи по разработке процесса глобальной сертификации и пересмотра стандартов образования, полученного за рубежом` .

Вмешательство правительства может также сделать обучение с использованием ИТ доступным с точки зрения затрат. Например, возможно регулирование стоимости телесвязи с целью обеспечения учебных заведений экономичным доступом к ИТ. В конце 1996 г. Конгресс США утвердил Закон о телекоммуникациях (Telecommunications Act of 1996) (www.technologylaw.com/techlaw/ act_index. html). Раздел 254 закона, посвященный общественному обслуживанию, поможет школам и библиотекам получить доступ к телекоммуникационным услугам и технологиям по более низкой цене. Налоговые льготы, такие как Закон об учебных аудиториях XXI в., предусматривающий частные инвестиции в технологию (hillsource.house.gov/IssueFocus/SpecialProjects/Alearner/ALMain/tech.pdf), принятый Конгрессом США в 1997 г., - это один из путей стимулирования пожертвований компаниями ИТ-оборудования учебным заведениям. Этот закон разрешает компаниям вычитать из налогов полную стоимость компьютера, подаренного школе, в течение двух лет после его покупки.

ИТ быстро развиваются, и после принятия государственной политики в области применения ИТ в обучении она должна регулярно пересматриваться, чтобы в полной мере отвечать задаче эффективного использования этих непрерывных изменений в технологиях и путях их применения.

Стоимость внедрения ИТ в учебный процесс будет высокой, но альтернативные пути могут оказаться еще более дорогостоящими с точки зрения упущенных возможностей для образования и увеличения пропасти между богатыми и бедными.

Источники:

Apple Computer Inc. 1995. Teaching and Learning with Technology: A Report on 10 Years of ACOT Research. Cupertino, California (USA), www.apple.com/education/kl2/leadership/acot/pdf/10yr.pdf

Bertelsmann Foundation. 1998. The Potential of Media across the Curriculum: The Finding from the 1996-1997 Evaluation at Athens Academy. Gutersloh, Germany.www. stif-tung.bertelsmann.de/english/publika/neuersch/ index. htm

Byron, I.; Gagliardi, R. 1996. Communities and the Information Society: The Role of Information and Communications Technologies in Education, www. idrc.ca/acacia/studies/ir-unes 1.htm# 1.Introduction

Claeys, L.; van der Perre. 1997. Innovative Education through the Use of New Technologies: Reflections from the Field. Educational Media International, Vol. 34, No. 3, pp. 144-52.

European Lifelong Learning Initiative. 1997. Pushing Back the Frontiers of Knowledge and Action in European Lifelong Learning, www.ellinet.org/elli/html/ who_is_elli.html

Finnish National Fund for Research and Development. 1998. Information and Communication Technologies (ICT) in Teaching and Learning, www.eduskunta.fi/ fakta/vk/tuv/ tekjaosto/msinko.htm

Foa, L.; Schwab, R.; Johnson, M. 1998. Introducing Technologies into the Schools: Triumph or Train Wreck? NEA Technology Brief, No. 13. www.nea.org/cet/BRIEFS/ briefl3.html

Fulton, K. 1998. Special Report: The Skills Students Need for Technology Fluency. T.H.E. Journal, Vol. 25, No. 7. www.thejournal.com/magazine/98/feb/ 298feat5.html

Glennan, T. K.; Melmed, A. 1995. Fostering the Use of Educational Technology: Elements of a National Strategy. Rand Report ISBN: 0833023721. Washington, D.C., Rand. www. rand.org/publications/MR/MR682/contents.html.

Guernsey, L. 1998. A New Career Track Combines Teaching and Academic Computing. Chronicle of Higher Education: Information Technology Section, A35, 11 Dec.

Huang, J. 1997. Distance Education: A Key Strategy for Lifelong Learning in Chinese Taipei. In: M. J. Hatton (ed.), Lifelong Learning: Policies, Practices, and Programs, www.apec-hurdit.org/lifelong-learning-book/huang.html

ICT in Education News. 1998. Open for Learning, Open for Business - Summary of the Government`s National Grid for Learning Challenge. November. www.becta. org.uk/information/ictnews/nov98/autocabs1000.html

Kulik, J. A. 1994. Meta-Analytic Studies of Findings on Computer-Based Instruction. In: E. L. Baker; H. F. O`Neil, Jr. (eds.), Technology Assessment in Education and Training. Eribaum, Hillsdale, New Jersey (USA).

McDougall, A.; Squires, D. 1997. A Framework for Reviewing Teacher Professional Development Programmes in Information Technology. Journal of Information Technology for Teacher Education, Vol. 6, No. 2, pp. 115-126. www.triangle.co.uk/jit/03.htm

McIsacc, M. S.; Blocher, J. M. 1998. How Research in Distance Education Can Affect Practice. Educational Media International. Vol. 35, No. 1, pp. 43-47.

Ministry of Education (Finland). 1995. Education, Training and Research in the Information Society: A National Strategy, Ch. 4. www.minedu. fi/infostrategy.html

Murphy, D. Т.; Gunter, G. A. 1997. Technology Integration: The Importance of Administrative Support. Educational Media International, Vol. 34, No. 3, pp. 136-39.

Murray, B. 1998. Mentoring via the Internet is Thriving. АРА Monitor, November, pp. 34-35.

Osin, L. 1998. Computers in Education and Developing Countries: Why and How? Education and Technology Series, Vol. 3, No. 1. World Bank, Washington, D.C. www.pitt.edu/ ~jeregall/pdf/v3n 1.pdf

Potashnik, M.; Adkins, D. 1996. Cost Analysis of Information Technology Projects in Education: Experiences from Developing Countries. Education and Technology Series, Vol. 1, No. 3. World Bank, Washington, D.C. www.pitt. edu/~j eregall/pdf/v1n3.pdf

Potashnik, M.; Capper, J. 1998. Distance Education: Growth and Diversity. March, www. worldbank.org/fandd/ english/pdfs/0398/ 0110398.pdf

Sithers, A. 1998. An Introduction to the Instructional Management Systems (IMS) Project. Active Learning, Vol. 8. July. www.cti.ac.uk/publ/ actlea/al8pdf/imsrep. pdf

UNESCO. 1996. Transforming Community Schools into Open Learning Communities: Rethinking Community Schools - Conceptualizing Open Learning Communities. UNESCO Briefing Paper, 8 November. www.unesco.org/ education/educprog/ lwf/doc/ comschool

UNESCO. 1998. World Education Report 1998: Teachers and Teaching in a Changing World, www.unesco.org/ education/educprog/wer/wer.htm

U.S. Goverment Accounting Office. 1998. School Technology: Five School Districts` Experiences in Funding Technology Programs. Letter Report, GAO/HEHS-98-35. 29 Januarywww.gao. gov/AIndexFY98/abstracts/ he98035.htm

World Bank. 1998a. Latin America and the Caribbean: Education and Technology at the Crossroads. www. pitt.edu/~jeregall/pdf/lac.pdf

World Bank. 1998b. World Development Report 1998/99. www.worldbank.org/wdr/wdr98/ contents.htm

Электронные средства в открытом и дистанционном обучении

Исследования были проведены на основе изучения данных, полученных в 147 учебных заведениях 39 стран мира, использующих дистанционное обучение. 72% учебных заведений представляли развитые государства, и 28% - развивающиеся страны. Уровень обучающего ПО, включая подготовительное обучение: дошкольное - 2%; начальное - 6%; среднее - 14%; неполное среднее - 60%; профессиональное - 26%; постоянное - 46%; самообразование, и т.д. - 13%.

Дистанционное обучение не является чем-то новым, но средства обучения меняются, и очень быстро, благодаря новейшим техническим достижениям. Исследование дает некоторое представление об использовании электронных средств с точки зрения видов и способов взаимодействия между учащимися и преподавателями в процессе обучения. Примечательно то, что электронные средства в основном используются в традиционных методах обучения. Можно выделить лишь несколько случаев, когда эти средства использовались для изменения самого метода обучения с целью более полного удовлетворения потребностей учащихся.

Некоторые отобранные результаты касаются: видов учебных материалов; видов средств связи; видов каналов связи.

Аудиоматериалы гораздо более широко используются в развивающихся странах. Их производство относительно дешево и менее технически сложно, чем производство других электронных обучающих материалов. Кроме того, требования, предъявляемые к ним пользователями, ниже.

Что касается средств, облегчающих взаимодействие учащихся и преподавателей в процессе обучения, то все виды связи, за исключением телефона и факса, более широко используются в развитых странах. Соответственно, наиболее часто используемым каналом связи (кроме электронной почты) является государственная телефонная сеть; радио в большей мере используется в развивающихся странах.

Крейг Блертон, адъюнкт-профессор Университета Гонконга, Китай.http://nvolgatrade.ru/

Док. 215588
Опублик.: 14.12.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``