В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Коментарии к договору о нераспространении ядерного оружия Назад
Коментарии к договору о нераспространении ядерного оружия
Договор о нераспространении ядерного оружия. Проблемы продления
Ядерный потенциал отдельных стран
Япония
Республика Корея
Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)
Ливия
Пакистан
Румыния
Тайвань
Южно-Африканская Республика (ЮАР)

Договор о нераспространении ядерного оружия. Проблемы продления

Преломление негативных тенденций на пути ядерного разоружения
Основа становления системы ядерной безопасности
Изъяны ДНЯО и практики его применения
Задача: не отказ от Договора, а совершенствование механизмов контроля
Возможные сценарии: все ли дороги ведут к цели?
Позиции отдельных государств по вопросу пролонгации ДНЯО
Ядерный потенциал отдельных стран
После окончания `холодной войны` в мировом сообществе утвердилось понимание того, что новым и наиболее опасным для данного периода вызовом человечеству является распространение оружия массового уничтожения (ОМУ). Этой теме был посвящен доклад Службы внешней разведки России, опубликованный в начале 1993 года. События, прошедшие с тех пор, в целом подтвердили обоснованность тревожных прогнозов развития ситуации в мире, расползания ОМУ и опасности, пусть пока только теоретической, применения его в межнациональных и региональных конфликтах.


Однако тревогу порождает не только принятие решений о производстве `сверхоружия` в ряде стран, но и возможность ревизии после окончания `холодной войны` уже существующих договоренностей, подтвердивших свою дееспособность и полезность. Поступают сигналы о том, что одним из первых в этом ряду может стать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) . не только единственная реально существующая, но и универсальная, широко признаваемая общемировая основа сдерживания расползания ядерного оружия.


Договор о нераспространении ядерного оружия был открыт к подписанию 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года. К настоящему времени в нем участвуют 172 страны, включая все ядерные державы, в том числе Российскую Федерацию как единственного правопреемника обязательств СССР по Договору.


Двадцать пять лет существования Договора . вполне достаточный срок для того, чтобы осознать его преимущества и слабости, выработать оптимальную позицию в отношении ДНЯО с учетом обстановки и задач сегодняшнего и завтрашнего дня. Остались считанные недели до того момента, когда Конференция по продлению Договора вынесет свой вердикт. Возможны, несколько `сценариев` развития событий. Из п. 2 статьи Х ДНЯО логически вытекают: бессрочная пролонгация Договора; его продление на 25 лет, после чего созывается конференция, которая решает, должен ли он продолжать действовать бессрочно или быть вновь продлен; продление Договора на иной `определенный период или периоды времени`. Однако теоретически возможны по крайней мере еще два варианта: выдвижение большинством неядерных стран . членов ДНЯО заведомо неприемлемых условий пролонгации данного Договора (то есть фактический отказ от его продления) и затягивание на неопределенный срок работы данного форума вследствие сложности рассматриваемой проблемы, что также равносильно отказу от продления Договора.


Вокруг условий и сроков пролонгации ДНЯО ведется активная борьба. Ситуация осложняется значительным разбросом мнений среди самих его участников. Как показали предварительные обсуждения, около половины из них в той или иной степени уже выразили свою поддержку безусловного и бессрочного продления ДНЯО. Лишь незначительная часть стран однозначно высказывается против. Однако большое число участников Договора еще не определили свою позицию, и именно они могут оказать существенное влияние на результаты Конференции и тем самым на ход всего последующего международного процесса.


Для России та или иная судьба ДНЯО не только неизбежно скажется на ее стратегическом курсе обеспечения международной безопасности, но и окажет серьезное влияние на интересы национальной безопасности: появление на границах РФ новых ядерных стран создало бы реальную угрозу, дестабилизировало бы обстановку в зоне `ближнего зарубежья`, вынудило бы пересмотреть ориентиры российской оборонной политики, в том числе в части ее ядерного компонента. Такая оценка прозвучала в выступлении Президента Российской Федерации на 49-й сессии ГА ООН, в котором он однозначно высказался за бессрочное и безусловное продление Договора.


В новом открытом Докладе аналитики Службы внешней разведки России попытались изложить свои оценки перспектив укрепление режима ядерного нераспространения и определить место ДНЯО в этом режиме. Иными словами, речь идет о том, какой из теоретически возможных `сценариев` в отношении судьбы ДНЯО может привести к международной практике, которая, с одной стороны, укрепляла бы ядерные государства в понимании бесперспективности ядерных амбиций и, с другой . в максимальной степени лишила бы неядерные страны стимулов к обладанию этим видом `сверхоружия`, в то же время гарантировав их от ядерной угрозы в любых ее формах и проявлениях, создавала бы равные возможности в развитии ядерной энергетики и связанных с ней областей науки.

Открытый доклад СВР за 1995 год


Ядерный потенциал отдельных стран

Ядерный потенциал отдельных стран
Нижеследующие приложения представляют собой краткие результаты анализа имеющихся сведений относительно ядерного потенциала отдельных стран. В них даны самые общие оценки и выводы. По понятным соображениям последние не всегда подтверждены ссылками на официальные данные.

Эти приложения охватывают, естественно, не все страны, располагающие собственными ядерными возможностями. Выбранные страны являются, по мнению российской разведки, наиболее показательными с точки зрения проблемы, которой посвящен настоящий доклад.

Мы не исключаем того, что при рассмотрении представленных оценок могут появиться некоторые возражения или сомнения. Мы готовы принять и проанализировать все материалы, не согласующиеся с приводимыми выводами.

КНДР
Ливия
Пакистан
Республика Корея
Румыния
Тайвань
Южно-Африканская Республика
Япония


Открытый доклад СВР за 1995 год

Япония

Япония руководствуется в своей политике тремя известными принципами . `не производить, не приобретать и не иметь на своей территории ядерного оружия`. Однако существует некоторая неясность в вопросе о возможности нахождения ядерного оружия на борту кораблей американских ВМС, базирующихся в Японии. Обращает также на себя внимание линия правительства страны на отказ от придания статуса законов этим неядерным принципам. Они закреплены только правительственным решением, и, следовательно, теоретически допустима их отмена на заседании кабинета министров.


Определенное волнение в международном сообществе вызвали прозвучавшие в свое время из Токио сомнения в разумности бессрочного продления Договора о нераспространении ядерного оружия, а также рассекреченные ныне исследовательские документы официальных учреждений, в которых в теоретическом плане рассматривалась целесообразность ядерного выбора.


Япония является участником Договора о нераспространении ядерного оружия, имеет соглашение с МАГАТЭ о полномасштабных гарантиях в области ядерной энергетики.


Развитие японского ядерного потенциала предопределено нуждами высокоразвитой экономики и отсутствием в стране необходимых природных энергоносителей.


К настоящему времени в Японии действуют более 40 АЭС. Доля вырабатываемой на них электроэнергии превышает 30%.


Активно развивая с начала 70-х годов урановую ядерную энергетику, Япония наладила многократно дублированный ядерный топливный цикл. Заключенные ею контракты обеспечивают получение в необходимых объемах из-за рубежа обогащенного урана энергетического качества до 2000 года. Накоплен большой опыт работы с расщепляющимися материалами. Подготовлены многочисленные специалисты и научные кадры высокого уровня, которые отработали собственные высокоэффективные технологии в ядерной сфере.


В основе долгосрочной программы развития ядерной энергетики лежит концепция постепенного перехода в течение ближайшего десятилетия к замкнутому ядерному циклу, обеспечивающему более рациональное использование ядерных материалов и снижающему остроту проблемы обращения с радиоактивными отходами. Конечная цель программы заключается в переходе до 2030 года к использованию на всех АЭС Японии ядерного топлива с плутониевым компонентом (мокс-топливо).


Первый этап программы предусматривает увеличение к 2010 году количества реакторов типа ВВР до 12 единиц. До ввода в строй в 2000 году завода по производству мокс-топливных элементов производительностью около 100 т в год их поставки будут осуществляться из Европы, где они будут изготовляться из плутония, получаемого от переработки японского отработанного топлива.


Параллельно с этим будет выполняться программа строительства реакторов на быстрых нейтронах (РБН), которые станут в перспективе вторым основным компонентом ядерной энергетики. В 1995 году планируется вывод на полную мощность экспериментального реактора `Монзю`, основной задачей которого будет дальнейшая отработка соответствующих технологий. Программа также предусматривает введение в эксплуатацию к 2005 году первого демонстрационного РБН электрической мощностью 600 МВт, а затем второго аналогичного реактора.


Источником плутония для РБН до 2000 года станет перерабатывающий завод в Токай, а также европейские поставщики. К 2000 году планируется ввести в строй завод в Роккамо по переработке отработанного топлива реакторов ВВР, который полностью удовлетворит потребности Японии в плутонии и снимет вопрос о его поставке из-за рубежа. Для целей реализации долгосрочной программы по РБН к 2010 году намечено завершить строительство второго перерабатывающего завода.


Суммарные потребности Японии в плутонии за период 1994 . 2000 гг. составят около 4 т и будут удовлетворены за счет перерабатывающих мощностей в Токай и поставок из-за рубежа.


В период с 2000 по 2010 год потребности составят 35 . 45 т, но уже будут полностью удовлетворяться за счет японских мощностей. По оценкам некоторых экспертов, к 2010 году Япония может иметь порядка 80 . 85 т плутония.


К настоящему моменту, из имевшихся на территории Японии 5,15 т плутония, 3,71 т израсходованы в исследовательских целях. Таким образом, более тонны плутония является избыточным.


Реализуя свою ядерную программу, даже такая высокоразвитая страна, как Япония столкнулась с определенными проблемами в области контроля за расщепляющимися материалами. В частности, в центре Токай, который регулярно инспектируется МАГАТЭ и считается образцовым объектом, в мае 1994 года было обнаружено 70 кг `неучтенного` плутония фактически оружейного качества. По расчетам некоторых специалистов, этого количества плутония достаточно для производства как минимум 8 ядерных боезарядов.


Эксперты СВР считают, что в настоящее время Япония не обладает ядерным оружием и средствами его доставки. Вместе с тем следует обратить внимание на неполноту решения Японией проблем, связанных с эффективностью контроля за ядерными материалами и транспарентностью ее ядерной программы в целом.

Договор о нераспространении ядерного оружия.
Проблемы продления
2001г.

Республика Корея

Собственного ядерного оружия не имеет. Американское тактическое ядерное оружие, судя по заявлению США и РК, с территории страны выведено.


Республика Корея присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в день открытия его к подписанию 1.07.68, а ратифицировала его только 14.03.75. Столь длительная задержка объяснялась южнокорейскими лидерами тем, что КНР и КНДР не поставили свои подписи под Договором, а Япония его не ратифицировала.


Ядерная деятельность страны поставлена под гарантии МАГАТЭ. Инспекции проводятся один раз в квартал с целью контроля над безопасностью использования ядерной энергии, количеством импортированного в страну урана и хранением отработанного топлива для атомных реакторов.


Начало ядерной программы РК относится к 1959 году. В последующие годы была создана необходимая научно-исследовательская инфраструктура для проведения работ в области ядерной энергии.


В настоящее время Южная Корея выделяется продвинутостью программы развития мирной ядерной энергетики, которая в долгосрочном плане ориентирована на последовательное увеличение производства электроэнергии с целью поддержания высоких темпов промышленного развития и сокращения зависимости от зарубежных поставок угля и нефти. Программа реализуется за счет широкого сотрудничества с промышленно развитыми странами и предусматривает заключение долговременных контрактов на поставку реакторного топлива и материалов для его изготовления в сочетании со стремлением к прямому участию южнокорейского капитала в разработке зарубежных урановых месторождений.


Собственные запасы урана Южной Кореи составляют около 11 800 т. Исходя из перспективных потребностей ведется разведка урановых месторождений как на своей территории, так и за рубежом (США, Канада, Габон).


В настоящее время в Южной Корее имеется 9 действующих энергетических реакторов общей установленной мощностью около 7,2 ГВт, построенных с помощью западных компаний.


В стадии сооружения сейчас находятся 5 энергетических реакторов общей мощностью около 4,3 ГВт. Помимо перечисленных, до 2006 года запланировано построить еще 8 легководных (по 950 МВт) и 5 тяжеловодных реакторов (по 630 МВт).


В 1990 году после введения в эксплуатацию линии по реконверсии урана для легководных реакторов Южная Корея обрела фактическую независимость в обеспечении своей ядерной энергетики реакторным топливом. Ранее, в 1987 году вступил в строй завод по производству топлива для тяжеловодных реакторов. В июне 1992 года объявлено о планах строительства еще одного завода по производству ядерного топлива.


Южнокорейцы считают, что с загрузкой 14 сентября 1994 года топлива в реактор 3-го энергоблока АЭС в г. Енгван, РК вступила в эпоху независимости от иностранных партнеров в области ядерной энергетики, 3-й энергоблок укомплектован реактором типа PWR мощностью 1000 МВт, выбранным в качестве базового для всех строящихся и проектируемых АЭС. Абсолютное большинство агрегатов и узлов АЭС разработаны южнокорейскими специалистами. Зарубежные фирмы выступают только в качестве субподрядчиков.


В настоящее время каждая АЭС имеет хранилище облученного топлива, рассчитанное лишь на 10 лет. В этой связи проводятся работы по расширению хранилищ на наиболее старых станциях Kori-1 и Wolsung-1. К 1995 году планируется соорудить постоянное хранилище отходов, а к 1997 году . центральное хранилище облученного топлива на 3000 т урана.


В Южной Корее не принималось какого-либо решения по развитию химической переработки облученного реакторного топлива и использования плутония в составе топлива для энергетических реакторов. В то же время есть данные, свидетельствующие о том, что корейцы совместно с канадцами изучают возможность сжигания облученного топлива легководных реакторов в тяжеловодных.


До середины 70-х годов в Республике Корея имелась небольшая программа военно-прикладного характера, степень продвинутости которой нам неизвестна. В 1976 году работы по этой программе были прекращены под давлением США. Южная Корея сделала выбор в пользу американского `ядерного зонтика`.


Однако и после этого ряд политических и военных лидеров страны не отрицали целесообразность иметь свой ядерный арсенал.

Договор о нераспространении ядерного оружия.
Проблемы продления
2001г.

Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)

КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Соглашение о постановке всей своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ. В марте 1993 года северокорейцы заявили о выходе из ДНЯО, а в июне 1994 года . из МАГАТЭ. Однако в силу несоблюдения в обоих случаях необходимых формальностей эти заявления остались только декларациями.


Научно-экспериментальная инфраструктура в ядерной области создавалась в 60-е годы. К настоящему времени в стране продолжают действовать ряд специализированных НИИ, в том числе научно-исследовательский институт в Атомном центре в Ненбене, институты ядерной энергетики и радиологии, отделение ядерной физики в Пхеньянском университете, кафедра технологий ядерных исследований в политехническом институте им. Ким Чака. КНДР обладает необходимой сырьевой базой, сетью объектов атомной промышленности, которые наряду с НИИ составляют ядерный комплекс страны.


Решение о начале развития в стране ядерной энергетики принималось с учетом необходимости самообеспечения электроэнергией. КНДР не имеет разведанных нефтяных запасов. В стране ощущается острая нехватка электроэнергии, 50% которой вырабатывается на ГЭС и около 50% . на ТЭС.


Выбор северокорейцами пути развития ядерной энергетики на основе газографитовых реакторов имеет под собой объективную основу:

наличие в стране достаточных запасов природного урана и графита, которые северокорейцы могли переработать до степени, пригодной для использования в газографитовых реакторах;
отсутствие мощностей и соответствующего научного и практического опыта по производству тяжелой воды для тяжеловодных и обогащению урана для легководных реакторов.
По оценке экспертов СВР, политическое решение о начале работ по созданию ядерного оружия было принято в КНДР на рубеже 70-х годов. Однако в силу различного рода трудностей экономического, финансового, научно-технического характера военная часть ядерной программы КНДР развивалась волнообразно. Отмечались случаи ее `замораживания` и последующего восстановления. Рост внешнеполитической и экономической изоляции КНДР еще более усиливал трудности в этой области.


Тем не менее, опираясь главным образом на собственные силы, северокорейцы сумели создать почти полностью плутониевый ядерный цикл, который представлен на схеме.


Экспериментальный газографитовый реактор электрической мощностью 5 МВт (тепловая мощность 25 . 30 МВт), введенный в эксплуатацию в январе 1986 года, по своим техническим параметрам может быть использован для наработки плутония оружейного качества.


Предполагается, что во время остановки реактора в 1989 году северокорейцы произвели выгрузку облученного ядерного топлива. Достоверных данных о том, было ли оно переработано в химлаборатории и если да, то сколько плутония оружейного качества было получено, не имеется. Теоретически из 8000 стержней в зависимости от степени их выгорания можно получить Pu 239 в количестве, достаточном для изготовления 1. 2 ядерных зарядов. Однако наличие оружейного плутония еще не предопределяет реальную возможность создать ядерный заряд. Опять же чисто теоретически северокорейцы могли вести работы в двух направлениях, показанных на схеме.


Создание плутониевого заряда пушечного типа (или так называемого примитивного) представляется нереальным, и этот путь, по существу, является тупиковым в силу физических и технических ограничений, связанных с реализацией принципа сближения подкритических масс и обеспечения мгновенной цепной реакции.


Второй путь . создание имплозивного ядерного заряда на основе плутония . уже пройден ядерными державами и потребовал от них решения чрезвычайно сложных научных и технических проблем, которые хранятся в строжайшей тайне.


По оценке экспертов СВР, нынешний научно-технический уровень и технологическая оснащенность ядерных объектов в КНДР не позволяют северокорейским специалистам создать ядерное взрывное устройство, пригодное для полигонных испытаний, и тем более смоделировать холодное испытание боезаряда плутониевого типа в лабораторных условиях. Даже допуская возможность наработки определенного количества оружейного плутония, создание дееспособного ядерного заряда представляется малореальным.


Созданный КНДР прецедент присвоения себе `особого статуса` в рамках ДНЯО и МАГАТЭ, а также неурегулированность северокорейской `ядерной проблемы` в целом по-прежнему тревожат мировое сообщество. Вместе с тем следует отметить определенные позитивные подвижки в процессе урегулирования. Реактор в Нонбене остановлен, отработанное топливо из него выгружено и складировано в хранилищах, сохраняется возможность (хотя и ограниченная) для контрольной деятельности МАГАТЭ в КНДР. Женевские соглашения от 21 октября 1994 года заложили определенную основу для урегулирования проблемы политическими и экономическими средствами.


Конечно, на этом пути заинтересованные стороны сталкиваются и будут сталкиваться со множеством труднорешаемых противоречий. Сам процесс ожидается быть длительным.

Договор о нераспространении ядерного оружия.
Проблемы продления
2001г.

Ливия

Ядерного оружия в Ливии нет. Достоверные данные, которые свидетельствовали бы об осуществлении ею каких-либо целенаправленных работ по его созданию, отсутствуют. Имеющаяся в стране техническая база и общий научно-технический уровень позволяют утверждать, что в обозримой перспективе она не в состоянии получить доступ к ЯО.


Одно время западные эксперты относили Ливию к категории `наиболее опасных` стран с точки зрения ведения там военно-прикладных исследований в области ОМУ, в частности ядерного, однако в последнее время с их стороны сделаны признания, что эта оценка была явно преувеличенной.


Ливия обладает некоторым опытом исследований в ядерной области. Введенный в 1982 году в эксплуатацию при содействии бывшего СССР ядерный центр в Таджуре является единственным в стране ядерным объектом и ведет исследовательские работы в целях мирного использования атомной энергии. Ливийское руководство предоставило территорию страны для международных инспекций МАГАТЭ, подтвердило свою приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия.

Договор о нераспространении ядерного оружия.
Проблемы продления
2001г.


Пакистан

Военная ядерная программа была начата в середине 70-х годов и была ориентирована на урановый путь создания ядерного оружия. По имеющимся данным, страна располагает технологическими возможностями для ускоренного производства 6-12 ядерных устройств мощностью до 20 кт. Объективным условием для этого является независимость Пакистана в обеспечении расщепляющимися материалами, поскольку в ряде районов страны имеются достаточные запасы урановых руд. В последнее время появились также данные об интересе пакистанских ученых к использованию в военных целях плутония.


Официальные власти Пакистана не отрицают способности производить ядерное оружие, однако утверждают, что не будут создавать его для использования против какой-либо определенной страны, а `поддержание военной готовности` диктуется `сохранением дисбаланса` в военной области между ним и Индией.


Пакистан является членом МАГАТЭ, однако не присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и к Конвенции о физической защите ядерного материала, не участвует в международных договоренностях относительно контроля за ядерным экспортом.


Наличие собственной научно-исследовательской базы, необходимого научного персонала и современной технологии обогащения урана до 90% способствует успешному развитию ядерной программы. Завод в Кахуте обеспечивает ядерным топливом АЭС в Карачи и создает запасы для будущих станций.


При строительстве АЭС, проведении научных исследований и создании индустриальной основы для производства собственных ядерных реакторов Пакистан планирует опираться на помощь со стороны КНР. Несмотря на активное противодействие США и других западных стран, в конце 1992 года правительством принято решение о приобретении в Китае ядерного реактора мощностью 300 МВт.


В ближайшие годы Пакистан намерен добиваться строительства по крайней мере еще 2-3 атомных реакторов (один из которых с энергетическим блоком в 300 МВт будет построен КНР в течение 6 лет). До завершения строительства новых реакторов предполагается модернизировать и продлить срок эксплуатации карачинской станции еще на 20 лет.


Руководство страны осознает, что приобретение атомных технологий и оборудования на мировом рынке находится в прямой зависимости от подписания ДНЯО. Без этого Пакистану остаются фактически недоступными западные проекты современных реакторов на быстрых нейтронах, которые могут служить источником получения оружейного урана-235 или плутония.


В целом можно утверждать, что пакистанская ядерная технология находится на достаточно высоком уровне, и ядерный центр в Кахуте способен обеспечить наработку высокообогащенного урана, достаточного для создания атомной бомбы.

Договор о нераспространении ядерного оружия.
Проблемы продления
2001г.

Румыния

В конце 80-х годов поступали данные о том, что Румыния в рамках программы по ядерной энергетике якобы имеет конкретную программу, направленную на создание до начала 2000 года ядерного оружия.


Действительно, в 1985 году румынское руководство ставило задачи по изучению возможности создания ядерного оружия, и румынские ученые-ядерщики освоили технологию получения плутония и отработанного ядерного топлива. Проведенные МАГАТЭ в 1990 и 1992 годах инспекции румынских ядерных объектов показали, что начиная с 1985 года Румыния проводила тайные эксперименты по химическому производству оружейного плутония (с использованием американского ядерного реактора модели TRIGA) и небольшого количества обогащенного урана, также американского происхождения. Успешные результаты работ дали основание Чаушеску официально заявить в мае 1989 года о том, что с технической точки зрения Румыния способна производить ядерное оружие. В г. Пишеть была создана промышленная установка с мощностью производства до 1 кг оружейного плутония в год с перспективой его использования в качестве боезаряда на ракетах средней дальности типа СКАД (собственного производства либо закупленных в Северной Корее и Китае).


До 1990 года химическим комбинатом в г. Пишеть было произведено 585 т ядерного топлива. В августе 1991 года Румыния купила лицензию у канадского концерна AECL на полную технологию изготовления ядерного топлива. В перспективе планируется вновь переработать и уже имеющиеся запасы.


В поселке Колибаш, пригород г. Пишеть находится Институт атомной энергии, где производят твэлы. В настоящее время при помощи США и Канады институт перепрофилируется на деятельность в области совершенствования технологии собственного производства ядерного топлива для АЭС на химическом комбинате в этом же городе. Основной склад радиоактивных материалов находится в уезде Бихор. Тяжелую воду производят в г. Турну-Мэгуреле на химкомбинате и в г. Дробета Турну-Северин. Уже получено 140 т, кроме того в Канаде закуплено 335 т. В настоящее время строится АЭС Чернавода. Пуск первой очереди запланирован на первый квартал 1995 года.


В 1991 году Румыния согласилась поставить под полный контроль МАГАТЭ ядерные объекты и центры ядерных исследований, а также согласилась на проведение всеобъемлющих инспекций любых объектов.


По результатам инспекции МАГАТЭ ядерных объектов Румынии в апреле-мае 1992 года, во время которой было обнаружено 470 г плутония в секретной лаборатории Института атомной энергии в г. Пишеть, на сессии Совета управляющих МАГАТЭ 17 июня 1992 года Бухаресту было сделано предупреждение о необходимости в кратчайшие сроки полного свертывания ядерной военной программы и выдвинут ряд требований:

полное прекращение ядерных исследований в военных целях и уничтожение предназначенного для этих целей промышленного оборудования,
установка контрольных приборов МАГАТЭ в Институте атомной энергии в г. Пишеть и на АЭС Чернавода,
принятие срочных законодательных и административных мер по контролю за ядерной деятельностью,
создание единого органа по контролю за ядерной деятельностью, подчиненного непосредственно премьер-министру,
постановка всех ядерных объектов под контроль МАГАТЭ,
официальное подтверждение Румынией неукоснительного соблюдения международных соглашений по нераспространению ОМУ.
Все эти условия были выполнены Бухарестом, что подтвердила проверка делегации МАГАТЭ во главе с ее генеральным директором Г. Бликсом в апреле 1994 года. По итогам проверки Румынии было разрешено возобновить в перепрофилированном виде деятельность ядерных центров, приобрести в Канаде и США ядерное топливо для первого реактора АЭС Чернавода и возобновить производство тяжелой воды.


Со стороны МАГАТЭ была предложена конкретная программа содействия Румынии в ядерной области на сумму в 1,5 млн. долларов, которая включает в себя проект по обеспечению безопасной работы АЭС, консультации, поставки отдельных видов оборудования и приборов, выделение 26 стипендий на обучение за границей, проведение двух семинаров в Бухаресте по ядерной проблематике. Также МАГАТЭ высказало 156 рекомендаций по строительству АЭС Чернавода, которые румынской стороной полностью выполнены.


Румыния является страной . участницей ДНЯО с февраля 1970 года. В 1992 году был принят закон о контроле экспорта-импорта ядерных, химических и биологических технологий и материалов и создано Национальное агентство экспортного контроля, в состав которого вошли представители МИД, МВД, министерства обороны, министерства экономики и финансов, а также других ведомств.


На основании вышеизложенного представляется возможным сделать обоснованный вывод о мирной ориентации румынской программы ядерной энергетики на данном этапе.


Договор о нераспространении ядерного оружия.
Проблемы продления
2001г.


Тайвань

Располагая развитым промышленным и научно-техническим потенциалом, Тайвань в состоянии, по оценкам экспертов, создавать компоненты ОМУ и средства его доставки.


Тайвань не располагает ядерным оружием. Вместе с тем Тайвань предпринимал попытки наладить производство плутония на экспериментальной основе.


При технической помощи американских и западноевропейских государств в стране создана развитая атомная энергетика. Уже к середине 80-х годов на Тайване действовало 6 ядерных энергоблоков общей мощностью 4,9 тыс. МВт.


В 1965 году был основан Тайваньский научно-исследовательский институт ядерной энергии, штат которого к 1985 году превысил 1100 человек. Институт обладает современным научным оборудованием, имеет исследовательский реактор, располагает лабораториями, в которых проводятся разработки в области производства ядерного топлива и исследования технологии радиохимической переработки облученного урана.


В системе министерства обороны Тайваня также имеются исследовательские подразделения с хорошим научным оснащением, специализирующиеся в области ядерной физики. Тайвань располагает значительным количеством высококвалифицированных специалистов-ядерщиков, прошедших подготовку за рубежом. Только за период с 1968 по 1983 год такую подготовку в различных странах, и прежде всего в США, получило более 700 тайваньских специалистов. По мере развития ядерной энергетики масштабы подготовки специалистов за рубежом увеличивались. В отдельные годы на обучение, в основном в США, выезжало более 100 тайваньских ядерщиков.


Тайвань не имеет собственных природных запасов ядерного сырья и активно сотрудничает с другими странами в поиске и разработке урановых месторождений. В 1985 году подписано пятилетнее соглашение между тайваньской и американской фирмой о совместной разработке урановой руды в США. В этом же году - контракт с ЮАР на десятилетнюю поставку урана из этой страны.


Тайвань . член Договора о нераспространении ядерного оружия, однако не имеет соглашения с МАГАТЭ о поставке под гарантии этой организации всей своей ядерной деятельности. Гарантии МАГАТЭ распространяются только на те объекты и ядерные материалы, при поставке которых в страну это оговаривается в условиях контракта.


Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что официально импортируемые ядерные технологии, знания и оборудование не дают возможности Тайваню создать ядерное оружие, однако они обеспечивают ему необходимый опыт проведения работ в ядерной области и могут ускорить проведение собственных ядерных разработок военного характера, если такое решение будет принято.


* Рассмотрение Тайваня как отдельного случая никоим образом не означает изменения официальной позиции РФ по этому вопросу.


Договор о нераспространении ядерного оружия.
Проблемы продления
2001г.

Южно-Африканская Республика (ЮАР)

В 1991 году ЮАР присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. В том же году заключила соглашение с МАГАТЭ о полных гарантиях.

В марте 1994 года правительство ЮАР направило МАГАТЭ официальную просьбу о вступлении в Агентство и одновременно сделала заявку на вступление в Группу ядерных поставщиков. Впервые в мировой истории правительство страны, обладающей ядерным оружием, приняло мужественное решение и добровольно отказалась от него, проведя, по существу, ядерное разоружение в одностороннем порядке. Естественно, такой шаг не мог пройти для страны безболезненно и гладко и не вызвать бурную, а порой неоднозначную реакцию как внутри ЮАР, так и всего международного сообщества. Начало работ в рамках военной ядерной программы можно отнести к 1970 году, ЮАР пошла по `проторенному` пути создания ядерного заряда пушечного типа, что позволяло обойтись без его полигонных испытаний и, таким образом, сохранить в строжайшей тайне свою ядерную способность. В 1974 году принимается политическое решение о создании `ограниченного` ядерного арсенала. С этого момента начато строительство опытного полигона в пустыне Калахари.

В 1979 году изготовлен первый ядерный заряд пушечного типа на основе урана с обогащением 80% и мощностью порядка 3 кт. К 1989 году ЮАР становится обладателем еще 5 зарядов с оценочной мощностью 10-18 кт. Седьмое устройство было в стадии производства к моменту принятия решения об уничтожении всего арсенала в связи с подготовкой к присоединению ЮАР к ДНЯО. Конструктивные особенности взрывного устройства и направленность НИОКР позволяют предположить, что ЮАР усилила боевые заряды путем использования в них высокообогащенного (более 80%) урана с добавками дейтерия и трития. 30 г трития для этих целей были получены из Израиля в обмен на 600 метрических тонн окиси урана. Этого количества трития, по оценкам специалистов, в принципе было бы достаточно для производства порядка 20 боезарядов усиленного типа (хранилище, обнаруженное в ЮАР было рассчитано на 17 единиц).

Анализ информации о военной ядерной программе ЮАР показывает, что к 1991 году по качеству научно-экспериментальной базы и производственно-технологическим возможностям страна подошла к рубежу, за которым вполне реально могла приступить к разработке и созданию более современных ядерных боезарядов с улучшенными удельными характеристиками имплозивного типа, требующим меньшего количества оружейного урана. Учитывая активизацию в 1988 году деятельности на фактически законсервированном до этого полигоне в пустыне Калахари и то, что данный тип ядерного устройства в большей степени нуждается в проверке на дееспособность, эксперты СВР не исключают, что южноафриканские ядерщики смогли создать прототип имплозивного ядерного устройства и готовили его испытание. 26 февраля 1990 года президент ЮАР дал указание об уничтожении 6 ядерных боезарядов, разборка которых была завершена в августе 1991 года. Была также проведена конверсия объектов, задействованных в военной ядерной программе. Проведенная перед вступлением в ДНЯО и подписанием соглашения о гарантиях МАГАТЭ работа по ликвидации `ядерных следов` не позволила инспекторам МАГАТЭ полностью и окончательно закрыть `южноафриканское досье`. Во многом это обусловлено тем, что признание в парламенте ЮАР 24 марта 1993 года факта создания ядерного оружия было сделано параллельно с уничтожением документации (технических описаний, чертежей, компьютерных программ и т.п.), относящейся к военной ядерной программе. Эти обстоятельства неизбежно вызывают у части экспертов определенные сомнения относительно того, остаются ли в ЮАР возможности по репродукции военной ядерной программы.

Договор о нераспространении ядерного оружия.
Проблемы продления
2001 г.http://nvolgatrade.ru/

Док. 215479
Опублик.: 12.12.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``