В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Путин и исламская ловушка (`L`Express`, Франция) Назад
Путин и исламская ловушка (`L`Express`, Франция)
Президент России озабочен тем, как противостоять радикальному исламу и не отвратить от себя двадцать миллионов мусульман РФ, поэтому он не должен выказывать поддержку действий Вашингтона слишком явно


Сильвэн Паскье (Sylvaine Pasquier) и Алла Чевелкина (Alla Chevelkina), 01 ноября 2001
24 сентября в Кремле Владимир Путин (Vladimir Poutine) принимал духовных лидеров мусульманских общин России.

Гладко выбритое лицо и позолоченые очки 29-летнего имама Шамиля Аляутдинова (Chamil,Aliootdinov) свидетельствовали о его исключительной выдержке. После 7 лет обучения в Египте, в каирском университете Аль-Азар, он приступил к выполнению своих обязанностей в мечети на Поклонной горе - небольшом здании из красного кирпича. Возведенная в сентябре 1997 г., эта мечеть одна из самых новых, а всего их в Москве (по официальным подсчетам) - пять. Поддержка антитеррористической кампании Соединенных Штатов, выраженная Владимиром Путиным (Vladimir Poutine), вызвала у имама один лишь короткий комментарий: `Реакция президента России вполне корректна, так как он ограничил участие России только предоставлением гуманитарной помощи`. Минуту спустя, имам процитировал слова одного исламского теолога: `С Божьей помощью, я постараюсь удалиться от Сатаны, и от политики`. Один из иерархов мусульманского сообщества, официальный Талгат Таджуддин (Talgat Tadjuddine), 53 лет, носящий титул `высшего муфтия` России, не отважился открыто критиковать решение главы Государства. Однако он подчеркнул: `США столкнулись с теми же проблемами, что и Фараон: гордыня и амбиции править миром, но только Всевышний способен на это. Ставить себя выше Него - высшая степень надменности`. Сравнение с Фараоном не было таким уж безобидным: убийца президента Египта Ануaр эль Садата (Anouar el-Sadate) прибег к точно такому же сравнению, чтобы объяснить свой поступок. Более прямо высказался муфтий Нафигула Аширов (Nafigulla Achirov), духовный представитель мусульман Дальнего Востока: он расценил бомбардировки Афганистана как `террористический акт`. Среди молодых мусульман, находящихся на стадии утверждения в вере, осуждение действий Америки было единодушным: `Американская власть преступна, как и политика Кремля в отношении Чечни, - выразил свой протест Руслан (Rouslan), студент Института Ислама в Москве - кем бы ни были они, афганцами, палестинцами или чеченцами - в любом случае - идет убийство мусульман`.

14 октября в столице Татарстана Казани - одной из семи республик, в которых большинство населения составляют мусульмане, нашедшие прибежище в России - более 2000 человек собрались почтить память защитников города Казани, погибших в бою с войсками Ивана Грозного. Символично, что были преданы огню географические карты, свидетельствующие о завоевании Татарии, в то время как группа ораторов прокламировала независимость и требовала создания народного фронта для `ликвидации колониальной вертикали российской власти`. В этой атмосфере, один из руководителей националистов Общественного татарского центра сообщил о добровольцах, готовых прийти на помощь Афганистану `в борьбе против американской агрессии`. Однако, волжских мусульман обычно называют `плохими верующими, сильно обмирщенными`, как заявил один московский интеллектуал, который с презрением отнесся к этой акции, `предназначенной лишь для того, чтобы вытребовать больше уступок от центральной власти`. Отмечают, что Казань собирается переходить на латинский алфавит, чему Москва живейшим образом возражает.

Демографическая логика.

Уже давно и гораздо раньше начала второй Чечнской кампании, российское руководство демонизирует `вахабитов` - общий термин, которым принято называть не только полевых командиров, таких как Шамиль Басаев (Chamil Basaev)и Хаттаб (Khattab), радикальных проповедников, прибывших из Саудовской Аравии и других стран, но также и местных мусульман, которые отказываются исповедовать ислам под контролем властей. Эта пропаганда имеет последствием то, что у большинства русских выработалось предвзятое отношение к исламу. Член ученого совета Фонда Карнеги в Москве, исследователь Алексей Малашенко (Alexei Malachenko) приводит результаты опроса, проведенного в 1992 г. в Москве. На тот период у 17% жителей столицы сложился отрицательный образ ислама. К концу десятилетия, такой ответ был получен уже от 80% опрошенных молодых москвичей. С другой стороны, в то время как политологи хором восхваляют поворот Владимира Путина в сторону Вашингтона, прикидывая, какие плюсы Россия может из этого извлечь, население не спешит склонится в пользу этого мнения. В начале октября опрос ВЦИОМ (Центр изучения общественного мнения) показал, что лишь 20% граждан страны, поддерживают акцию возмездия Соединенных штатов. Среди мусульман России разрыв еще более явный, по мере того как связь по вероисповеданию вызывает в их среде антиамериканские настроения. Хейдар Джемаль (Heidar Djemal), глава Исламского комитета, что в результате терактов американские власти ` создают Государство фашистского типа` которое представляет угрозу всему миру. Что касается Владимира Путина (Vladimir Poutine), `он изменил идее могущества России`.

Амбициозный депутат Гос. Думы тридцатидвухлетний Абдул-Вакхед Ниязов (Abdul Vakhed Niazov), заявляющий о своем татарском происхождении, тогда как злые языки говорят что он наполовину русский - оспаривает причастность Усамы Бен Ладена (Ousama Ben Laden) к терактам 11 сентября: `Нет доказательств. И даже если бы Бен Ладен (Ben Laden) был суперменом, способным организовать эту операцию из какой-то афганской пещеры, это бы вовсе не означало, что ислам несет ответственность за теракты`. В порыве горячности он говорит об `исламофобии` западных христианских стран, он настаивает, что `они сами нарушают права человека, гарантами которых представляются`. В его глазах, развитые страны испытывают страх при виде увеличения мощи исламского мира на планете: `Ни одна из стран не хочет поступаться достигнутыми позициями, будь то политические или экономические. Но это должно будет произойти, так как мусульманские страны займут в мире свое место`. Член организации Рефах - лояльного исламского политического объединения, появившегося в 1999 г. под эгидой президентской партии `Единство`, - Абдул-Вакхед Ниязов (Abdul Vakhed Niazov) несколько месяцев назад принял участие в создании движения Евразия.Само название, к которому так расположен Владимир Путин (Vladimir Poutine), одно несет в себе программу: избавить Россию от `комплекса заднего двора Европы` оставаясь в согласии с ее самощущением связующего звена между многими цивилизациями - западной, исламской и азиатской. Электорат? Сообщество мусульман России.

В столице обретается около 1.5 миллиона правоверных.

Уже не первые политики с большими амбициями пляшут вокруг Кремля в попытке объединить нацию по принципу вероисповедания, но не однородного, различающегося по своему культу, происхождению, традициям, памяти. Первой попыткой было создание в 1990 году Партии исламского возрождения, попытка имела продолжение в 1995 году, когда возник союз мусульман России. Постоянство этих попыток недвусмысленно указывает на цель служителей Пророка, которые были погружены в долгую советскую ночь, отмеченную идеологией атеизма, репрессиями, депортациями, разрушением очагов культа. Известия объявили на днях, что в РФ проживает около 13 миллионов мусульман, что составляет 9% населения. По мнению экспертов, их число составляет до 20 миллионов, цифра, которую представители мусульманского сообщества доводят до 30. Абдул Вакхед Ниязов (Abdul Vakhed Niazov) говорит о 22 миллионах, не считая сотен тысяч беженцев с территорий бывших советских республик, которые чаще всего избегают регистрации. В самой столице, уточняет Алексей Мелашенко (Alexei Melachenko), один из русских специалистов по исламу, проживают до 1.5. миллионов правоверных. Ниязов (Niazov) говорит, что эта цифра превосходит 2 миллиона, то есть, что каждый шестой москвич - мусульманин - эта статистика намного превышает официальную.

Число мусульман в будущем будет только увеличиваться. По логике демографии. Если в целом федерация испытывает глобальное сокращение численности населения - смертность превышает рождаемость - то в регионы с исламским большинством рождаемость очень высока. `Учитывая этот фактор и миграцию населения из Центральной Азии и Южного Кавказа, можно сказать, что через четверть века треть населения России составят мусульмане`, с апломбом предсказывает Ниязов (Niazov). Имам Иркутска, в Восточной Сибири` объявил, что в его регионе, с притоком эмигрантов таджиков и азери, насчитывается сегодня около 100 000 правоверных, множество, намного превосходящее возможности четырех существующих мечетей.

Вахабизм -навязчивая идея.

К тому же ислам принимает верующих других исповеданий. Одним из громких обращений было обращение Вячеслава Полозина (Viacheslav Polosine), интеллектуала, ставшего православным священником в 1983 г. Вдохновленный в начале 90-х годов принятием закона о свободе совести, Полозин (Polosine) стал общественным деятелем. В 1995 году он вместе с супругой принял ислам, который считает подлинным монотеизмом, в противоположность своей родной Церкви, слишком сильно затронутой `языческими заимствованиями прошлого`.

Такое обращение чаще всего затрагивающее молодых людей, происходит без сомнения, `на территориях с мусульманским населением, где этнические русские очевидно выпадают из мусульманской жизни`, - замечает Дмитрий Глинский-Васильев (Dmitri Glinski-Vassiliev), исследователь из ИМЕМО (Института мировой экономикии международных отношений). В поисках материальной или психологической поддержки они обращаются к мусульманской общине, которая становится их последним прибежищем. Заметьте, один этнический русский стал у истоков распространения ислама в Карелии, республике, граничащей с Финляндией, в которой ислам в начале 90-х годов практически отсутствовал. `В Омске семь человек недавно обратились в ислам`, - бросил замечание Ниязов (Niazov). `Периодически я принимаю у себя кандидатов на обращение`, - признался имам Аляутдинов (Aliautdinov). В большинстве регионов, включая Дальний Восток, и даже в таких бастионов ортодоксии как Сергиев Посад - исламские представители требуют разрешения на постройку мест служения, что не проходит без конфронтации с местными властями, особенно если минареты выше церковных маковок.

`Москва была и остается для православных святым городом.. Она - Третий Рим, а не Вторая Мекка`.

В 1998 году в РФ насчитывалось уже более 7000 мечетей, значительный прогресс по сравнению с несколькими дюжинами мечетей на заре перестройки. Примерно 8 из 10 располагают начальной коранической школой для детей. Более сотни мадрасов были открыты, так же как и около десятка институтов ислама. С помощью финансовой поддержки благотворительных организаций стран Персидского залива, в том числе и из обвиняемых властями, Турции и Ирана. Православная Церковь наблюдает за этим феноменом с нескрываемым раздражением. Священник церкви Михаила Архангела в Москве, отец Георгий (frere Georgui) произносит гневные филиппики по поводу закладки исламского культурного центра по соседству: ` Для православных Москва всегда была Святым Городом- Она - Третий Рим, а не Вторая Мекка`.

Эти проявления нетерпимости ранят мусульман, убежденных в том, что Ислам - без сомнения вторая религия России после Православия, но и первый монотеизм, появившийся на территории будущих империй русских царей. В 642 году, двадцать лет спустя после основания ислама Пророком, арабы обосновались на севере Кавказа в Дагестане. С IX-го века ислам распространился в регионе между Волгой и Уралом - на территории современного Татарстана и Башкортостана. Русские земли находились под игом монгольских завоевателей десятки лет, когда Золотая Орда приняла ислам. Ее владычество продлилось еще около двух столетий, оставив глубокую рану в истории Святой Руси. Как бы то ни было, когда представители патриархата без обиняков свели вероисповедание в России к христианскому, когда в преамбуле закона о свободе совести 1997 года, составленном под давлением Церкви, утверждалась `особая роль ортодоксии в истории России`, многие мусульмане возмутились. Минтимер Шаймиев, сильный президент Татарстана, который железной рукой поддерживает мир между конфессиями и этносами в своей республике, отметил, что постоянное появление иерархов ортодоксии на официальных мероприятиях указывает на слепоту властей: `Публика замечает, что мусульманских сановников видно гораздо реже. Было бы желательно достигнуть баланса в столь существенном вопросе`.

По правде сказать, не упускает случая поздравить мусульманское собщество с праздником жертвоприношений Аид, больше известном в России под турецким названием Курбам Байрам. Чечено -кавказская идея-фикс главы Государства, который по своему желанию смешивает сепаратистов Грозного и исламских террористов, объясняется тем, что он хочет взять под контроль сообщество мусульман. Его задача облегчается тем, что сообщество не представлено никакой централизованной властью, даже в регионе своего традиционного укоренения, на Волге и Кавказе. С одной стороны есть вероисповедание по анафитскому обряду, наиболее умеренной из четырех суннитских школ, сильно смешанной по своим обычаям и скорее светской - все это по простой причине, что большинство местных муфтиев обладает лишь приблизительным знанием о Коране и сунны. С другой стороны, есть вотчина братства суфиев, ставшее в годы депортации мощным ориентиром для общин. `В 1988 году, когда я был послан в Ал-Ажар, вспоминает имам Шамиль Аляутдинов (Chamil Aliautdinov), я был там с одним дагестанцем. К моему удивлению, он знал арабский язык, поскольку на Кавказе при СССР, продолжали тайно учить`.

Узкое пространство для маневра.

Кто были собеседники Владимира Путина? Муфтий Талгат Таджудин (Talgat Tadjuddine), противники которого не упускают возможности вспомнить, что в 1980 году он был назначен КГБ главой Совета мусульман Европейской части России и Сибири. Его главный соперник, Равиль Ганутдин (Ravil Ganutdine), председатель Совета муфтиев козыряет тем, что тот все еще не выбрался из раковины советского мышления. `Он ведет дела с большим мастерством`. - замечает имам Шамиль Аляутдинов (Chamil Aliautdinov), но, `по неписаному правилу, не теологи должны искать встречи с властями, а наоборот`.

Некоторые эксперты, такие как Дмитрий Макаров (Dmitri Makarov), считают, что такое разделение, плюс коррупция, царящая в сердце официального ислама, `создают благоприятную почву для экспансии вахабизма`. Другие обвиняют муфтиев в недостатке образования, по факту, за отсутствием мест, где можно получить образование, большое число молодежи получают его на Среднем Востоке- Когда они возвращаются в Россию, то горят желанием учить `подлинному исламу`. Что они видят перед собой: низкопоклонство официальных представителей перед государством. Их реакция проста, поясняет эксперт: `они становятся радикалами, как всякий, кто ищет истинной веры`.

Русский востоковед Александр Игнатенко (Alexandr Ihnatenko)предупреждает: `Русский двуглавый орел смотрит сразу и на Европу и на Азию, но он не способен увидеть то, что происходит перед ним, на юге его собственной страны. Парадоксально, несмотря на интенсивную кремлевскую пропаганду, исламский экстремизм представляет наибольшую опасность вовсе не в Чечне, а в Дагестане, этой `горе языков`, где живет до 40 этнических групп, ревностно относящихся к своим особенностям. Не взирая на экономический маразм, республика установила рекорд по постройке мечетей. Иностранные `миссионеры` предоставляют свои фонды и распространяют литературу. В 1999 г. три деревни, организованные в княжество, стали жить по законам шариата. Дмитрий Макаров (Dmitri Makarov) обеспокоен быстротой распространения радикального течения в Республиках Северного Кавказа и в Татарстане. Единственное средство, которым располагают власти, чтобы избежать этой опасности, - разыграть карту `постоянного диалога`, - добавляет Алексей Мaлашенко (Aleksei Melashenko). Но готовы ли они? Некоторое время назад Талгат Таджудин (Talgat Tadjuddine), кричал о том, что один посланный в Россию пакистанец пытался возбудить против `Неверной России` мусульман в одной из мечетей Башкирии. Обещая помощь оружием и деньгами.

Таким образом, не располагает ли Владимир Путин (Vladimir Poutine) лишь узкой полосой для маневра? Если он склонится слишком сильно в сторону США, то тогда не только военные и элита могут за ним не последовать, но и радикалы русского ислама могут однажды заявить о себе.




Перевод: Иванов Виктор
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 01 ноября 2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 215157
Опублик.: 03.12.04
Число обращений: 111


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``