В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тенгиз Борисов: ПРИЗРАК К-129 Назад
Тенгиз Борисов: ПРИЗРАК К-129
По официальной версии, уже 36 лет у Гавайских островов на глубине 5 км покоится отечественная подводная лодка

36 лет назад, в 1968 году, ВМФ СССР проводил беспрецедентную по масштабам поисковую операцию на просторах Тихого океана. Официальной информации об объекте поисков и ходе операции нигде не публиковалось. ВМС США проявляли завидную выдержку и не сопровождали наши корабли, как обычно, на расстоянии пистолетного выстрела. Много позже выяснится причина их столь неординарного поведения: американцы знали, что мы ищем. Более того, они знали и то, чего не знали мы, - точные координаты местонахождения искомого объекта. Убедившись, что корабли и самолеты ВМФ СССР прочесывают совсем другие районы, американцы окончательно успокоились.



МИЛЛИАРД НА ПОДЪЕМ



Несколько месяцев спустя, когда советские моряки свернули безрезультатные поиски, американцы без особого шума провели собственное расследование. Довольно быстро, ориентируясь на записи своих стационарных гидроакустических станций, запеленговавших мощный взрыв, американские глубоководные аппараты обнаружили предмет поисков советских моряков. На глубине более 5000 метров недалеко от Гавайских островов на дне покоилась ракетная подводная лодка К-129, затонувшая со всем экипажем. Ракетоносец погрузился столь быстро, что не успел подать сигнал бедствия. Вероятности, при зарядке аккумуляторных батарей, когда подводная лодка находилась в надводном положении, из-за нарушения правил техники безопасности произошел взрыв водородно-воздушной смеси в аккумуляторных отсеках.

Подобным образом в мире погибло около 40 дизельных подводных лодок, и это только официально подтвержденные случаи. Фактическое число подводных лодок - жертв взрывов водородно-воздушной смеси, так называемого `гремучего газа`, очевидно, значительно выше. Как бы то ни было, американцы получили подарок судьбы, которым еще надо было умело распорядиться. Глубина была запредельной, но и соблазн добраться до трех ядерных баллистических ракет, секретной документации и шифровальной машинки был слишком велик.

ЦРУ обратилось за помощью к миллиардеру Говарду Хьюзу, славящемуся своей экстравагантностью, гениальному изобретателю и большому любителю различных авантюр, который к тому же давно и плодотворно сотрудничал с разведкой. Хьюз загорелся идеей подъема советского ракетоносца. На выделенные ЦРУ деньги в рекордно короткие сроки им был разработан и построен специальный судоподъемный комплекс. Официальной легендой прикрытия была версия строительства судна для проведения глубоководных буровых работ. Сама по себе идея подъема подводной лодки водоизмещением около 3000 тонн с глубины трех морских миль в те годы была столь абсурдной, что советской разведке и в голову не могли прийти истинные цели постройки гигантского судна и специальной баржи. Когда все приготовления были закончены, американцы приступили к осуществлению операции.

В начале июня 1974 года 50000-тонный `Гломар Эксплорер` занял свое место над К-129. Колонна буровых труб, на конце которой находилась платформа с огромными гидравлическими захватами, подруливающими устройствами, осветительной аппаратурой и телевизионными камерами, медленно поползла вниз...

В феврале 1975 года американская пресса объявила о попытке подъема затонувшей советской подводной лодки (зпл) К-129, которая якобы закончилась частичным успехом: в ходе подъема зпл разломилась, большая часть ее вновь погрузилась в пучину, извлечь удалось лишь носовую оконечность с телами шести членов экипажа. Поскольку советские власти не признали даже сам факт гибели К-129, американцы самостоятельно предали земле останки наших подводников со всеми подобающими воинскими почестями. Был совершен обряд отпевания погибших моряков, для чего пригласили русского священника из православной церкви Нью-Йорка. Кинопленку, запечатлевшую скорбную процедуру, по дипломатическим каналам позднее передали советскому правительству. Инцидент был исчерпан... Несколько месяцев назад российское телевидение показало совместный российско-американский документальный фильм, полностью подтверждающий вышеизложенную версию. Потрясающая компьютерная графика, скорбные лица очевидцев, полный эффект присутствия... Но...



ПРАВДА ИЛИ ЛЕГЕНДА



Мне, как корабелу, подводнику, специалисту по подводно-техническим работам, хотелось повторить слова великого Станиславского: не верю! Точнее, верю, что операция была проведена, верю, что останки 6 наших соотечественников и моих коллег покоятся на чужом воинском кладбище за океаном. Но так ли неудачно для американцев и чрезвычайно удачно для СССР сложились события в те далекие теперь для нас годы? Вам кажется, что слово `удачно` кощунственно в данном контексте? Но для СССР, находящегося в тот момент в состоянии холодной войны с США, сам факт, что сверхсекретная зпл в процессе подъема переломилась и ее большая часть вновь затонула, а три баллистические ракеты с ядерными боеголовками, уйма секретной документации и, самое главное, машинка для шифрования не попали в руки потенциального противника, иначе, как огромной, просто фантастической удачей не назовешь. Бедным американцам, истратившим около миллиарда (!) еще тех, образца 1968-1974 годов долларов, достался утешительный приз - груда никому не нужного металлолома и шесть человеческих останков.

Допустим, одна из лап судоподъемной платформы действительно была повреждена при захвате зпл, и последняя переломилась на глубине около 3000 метров, как показали создатели вышеупомянутого фильма. Линия разлома, согласно их схеме, прошла по границе первого и второго отсеков зпл. Таким образом, приблизительно 3/4 или 4/5 массы зпл неожиданно оторвались от блока судоподъемная платформа - зпл. Динамический удар должен был бы разрушить колонну труб, на которых блок подтягивался к `Гломар Эксплорер`. Допустим даже, что трубы выдержали этот удар, блок, совершив несколько колебательных движений, успокоился, и подъем носовой оконечности зпл успешно продолжился.

Если предположить, что зпл в начале подъема должна была быть вывешена ровно в `ноль`, без крена и дифферента (или с незначительными их значениями), что само по себе очевидно, то после отрыва большей части корпуса зпл система должна была сильно перекоситься. Угол наклона блока судоподъемная платформа - носовая оконечность зпл должен был достигнуть как минимум 35-45 градусов (скорее всего он был бы значительно больше - около 60 градусов), что вряд ли позволило бы подтянуть его достаточно близко к днищу `Гломар Эксплорера`, уложить на притопленную на понтонах баржу и извлечь на поверхность. Я не говорю уже о целостности крепежного узла колонны труб к блоку.

Словом, есть все основания полагать, что проект подъема зпл, разработанный и выполненный Говардом Хьюзом и его коллегами, был осуществлен не частично, а в полной мере. Они опередили свое время на десятки лет, и надо отдать должное их гениальному научному и инженерному предвидению. Американцы скорее всего получили все, ради чего и затевали столь авантюрную операцию. Официальная версия - всего лишь красивая легенда прикрытия. Руководство ВМФ, МО и СССР проглотило ее, не разжевывая, - уж слишком всем хотелось, чтобы так оно и было на самом деле.

Как реально проходила операция подъема К-129, мы вряд ли когда-нибудь узнаем, во всяком случае, мое поколение. Честно говоря, я лично полагаю, что и спустя 50 лет гриф секретности с материалов К-129 не будет снят ни по ту, ни по эту сторону Тихого океана по понятным причинам.

Тенгиз Борисов

Об авторе: Тенгиз Николаевич Борисов - председатель Комитета по проведению подводных работ особого назначения в 1992-1994 гг., доктор технических наук, профессор, действительный член РАЕН, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.


материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 214962
Перв. публик.: 29.11.04
Последн. ред.: 21.12.10
Число обращений: 375

  • Борисов Тенгиз Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``