В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Александрович Игнатенко:`Афганский` бумеранг. Назад
Александр Александрович Игнатенко:`Афганский` бумеранг.
Международный исламистский терроризм может привести к геополитическому переделу, считает известный российский исламовед, доктор философских наук Александр ИГНАТЕНКО
Вам не кажется, что мы поздно стали говорить о вмешательстве иностранных наемников в конфликт на Северном Кавказе?

- Утверждать, что эта тема ранее не поднималась, нельзя. Еще летом прошлого года Владимир Путин, бывший тогда председателем кабинета министров, говорил о том, что Россия стала объектом агрессии со стороны международного терроризма.

Тогда силы международного терроризма совершили агрессию по отношению к одной из частей Российской Федерации. Есть масса свидетельств того, что в Чечне воюют наемники из Алжира, Кувейта, Саудовской Аравии, Йемена, Британии, других стран.

Тем не менее в Европе почему-то квалифицируют события в Чечне как `национально-освободительное движение`.

- Да, к сожалению, такое мнение пока доминирует среди значительной части европейских политиков. Но им надо было бы знать следующее.

С начала 90-х годов на территорию Чечни начали проникать различного рода эмиссары. Причем первоначально это были мирные люди: преподаватели медресе, проповедники, которые выдавали себя за тех, кто должен принести свет `истинной веры` на территорию Северного Кавказа, в частности, Чечни, где, как утверждалось, атеистический режим СССР планомерно уничтожал ислам. А за ними шли инструкторы, боевики, и уже во время первой войны на территорию Чечни стали проникать иностранные моджахеды.

Как вам кажется, стоит ли за всем этим некий центр?

- Я так не считаю. Думаю, что есть несколько центров, координирующих эту сферу деятельности. Сеть таких центров раскинута по всему миру. Пункты вербовки, обучения и экипировки исламистских боевиков несложно определить. В настоящий момент это Афганистан, те территории, которые контролируют талибы. Затем при активнейшем участии `афганцев` (ветеранов войны в Афганистане, воевавших в прошлом против режима Демократической Республики Афганистан) создавались такие же центры на иных территориях - в Дагестане это была Кадарская зона, в Чечне - Урус-Мартан. Правда, в дальнейшем постарались сделать все для того, чтобы Чечню превратить в такую зону, из которой бы посылались эмиссары во все концы России. Они должны были возвращаться обратно с наемниками или добровольцами. Подобный механизм существует в Великобритании. В Соединенном Королевстве, которое так долго боролось с сепаратистскими устремлениями ирландцев, существует сразу несколько организаций, которые `куют кадры` для участия в боевых действиях в `горячих точках` и в террористических акциях почти открыто. Среди этих организаций `Мухаджиры`, которую возглавляет Омар Бакри Мухаммед, Международный исламский фронт, который был создан и действует в Великобритании. Название последнего совпадает с названием детища Усамы бин Ладена - `Международный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев`. В Британии проживают и действуют исламские экстремисты из Египта, Алжира, Иордании и других исламских стран.

Как вы относитесь к идее, что подобные центры имеют скорее `дрейфующий` характер в геополитическом смысле, нанося удары в наиболее слабые места мировой цивилизации?

- Для того чтобы понять суть этих процессов, надо вспомнить и проанализировать начало войны в Афганистане. Распространено мнение, что СССР ввел свои войска в мусульманский Афганистан, который поднялся на освободительную войну против захватчиков-безбожников. Но сейчас опубликованы многие секретные документы, мемуары, заявления тех людей, которые непосредственно участвовали в событиях тех лет. И мы знаем, что за шесть месяцев до введения советского воинского контингента в декабре 1979 года президент Картер подписал секретную директиву об оказании влияния на ситуацию в Афганистане посредством поощрения тех сил, которые могли противостоять складывающемуся там режиму.

До этого США апробировали в сотрудничестве с Саудовской Аравией, садатовским Египтом и Пакистаном метод борьбы против влияния СССР, левых сил в странах распространения ислама. Суть его заключалась в выдавливании советского влияния путем внедрения исламских организаций, специфически трактуемой исламской идеологии, исламских деятелей, проповедников определенного толка в разные страны - Алжир, Египет, Йемен, на оккупированные палестинские территории... Но чтобы противостоять советскому влиянию, было необходимо внедрить в эти страны такую форму ислама, которая была бы жестче той формы, которая исповедовалась в этих странах и не смогла стать барьером против советского проникновения, распространения левых идей. Как раз в Афганистане и произошла специфическая и очень опасная, в том числе - для исламского мира и ислама, мутация исламского движения! Когда началась война в Афганистане, в ряде стран - в Пакистане, Саудовской Аравии, США - появились пункты вербовки добровольцев на войну в Афганистане. И тогда туда отправилось довольно большое количество мусульман, в первую очередь из арабских стран. Их количество составляло 15 тысяч человек (около 5 тысяч из Саудовской Аравии, по три тысячи из Египта и Алжира и т. д.). Однако война в Афганистане была не столько войной мусульман против неверных, пришедших из СССР. Афганская война была гражданской. Вместе с советскими солдатами плечом к плечу воевали афганцы-мусульмане. Или, наоборот, советские солдаты воевали плечом к плечу с афганцами-мусульманами, которых было под ружьем не менее 150 тысяч. Таким образом, те молодые мусульмане, которые приехали в Афганистан, чтобы воевать против `неверных`, были поставлены перед страшной необходимостью - убивать своих же братьев по вере. В результате формируется специфическая идеология, позволяющая мусульманам убивать мусульман! (Именно эта идеология была задействована во время нападения моджахедов на Дагестан в прошлом году. - А. И.). Была теоретически оформлена и стала преподаваться в лагерях подготовки моджахедов (это происходит на территории, контролируемой талибами до сих пор) концепция `такфира` - или провозглашения неверным (кяфиром) мусульманина на основании того, что он не соответствует тем критериям, которые выдвигали арабские моджахеды, воевавшие на территории Афганистана. Традиционное для ислама понятие `неверный` было расширено. Кяфиром автоматически становился каждый, кто подчиняется неверным, сотрудничает с неверными, общается с ними, не согласен с идеями моджахедов и, наконец, с самой идеей `такфира`. Все, кроме моджахедов, которые приписали себе знание истинного ислама, стали `кяфирами`, или неверными.

Как повлиял на ситуацию вывод советских войск из Афганистана?

- С уходом советских войск из Афганистана война не закончилась, потому что не могла закончится, как говорится, по определению. Ведь это была гражданская война. С одной стороны воевали ревнители `чистого ислама`, а с другой - все прочие. Талибы - продолжатели этой традиции. Они тоже выступают с позиции `такфира`, поэтому у них хорошие отношения с т. н. `афганскими арабами`, несмотря на то что этнически среди талибов большинство - пуштуны.

И все же, как происходило распространение этой `новой формы ислама` по территории, скажем, стран Арабского Востока?

- Вы прервали мой ход рассуждений. После вывода советских войск `арабские афганцы` стали возвращаться на свою родину - в Саудовскую Аравию, Египет, Алжир и пр. Результат оказался катастрофичным. В этих странах произошла резкая и широкомасштабная дестабилизация - беспорядки, террористические акты, вооруженные действия. Как бы по определению все эти действия были направлены против мусульман - руководителей, граждан и подданных соответствующих государств. Вернувшиеся на родину носители собственного понимания ислама увидели несоответствие жизни в своих странах тем жестким критериям, которые проповедовались им в Афганистане.

Давайте все же возьмем быка за рога. Поддерживают ли какие-либо арабские государства тех боевиков, которые воюют в той же Чечне?

- Вне всяких сомнений, на официальном уровне они их не поддерживают, открыто заявляя об этом. Но ни одно государство мира не представляет собой единообразие мыслей, чувств и воли всего общества в целом, начиная с глав государств, заканчивая дехканином или лавочником. Поэтому, например, можно прислушаться к представителям американских спецслужб, когда они заявляют, что часть саудовской королевской семьи поддерживает и финансирует Усаму бин Ладена.

Как мне кажется, это во многом делается для того, чтобы моджахеды не вернулись на территорию Саудовской Аравии. Если это произойдет, то вполне вероятна внутренняя дестабилизация.

А где же остается пребывать большому количеству `афганцев` первого призыва? К тому же сформировалось новое поколение `афганцев`, обученных в самое последнее время, например, на территории Афганистана?

- В результате всех тех событий, о которых мы говорили, в мире сформировалась глобальная сеть исламистских организаций и групп - сеть, действующая относительно автономно по отношению к тем силам, которые ее породили. И на территориях суверенных государств в Афганистане (зона так называемого `Исламского эмирата Афганистана`), Индонезии (провинция Ачех на Суматре), на Филиппинах (юг архипелага), в России (Дагестан, Чечня) или в Индии (Кашмир) создаются большие или малые анклавы поборников `истинного ислама`, на которых не будут распространяться законы этого государства. Есть и `серые` зоны, они не стали целиком так называемыми `отдельными исламскими территориями`, но могут стать таковыми - Босния, Косово, часть Великобритании. Просматривается дрейф глобального исламизма в сторону Болгарии, Украины (Крым).

Иными словами, станет происходить освоение каких-то частей территорий неисламских государств?

- Нет, вопрос стоит несколько иначе. Экспансия глобального исламизма будет происходить во многом за счет возвратной волны. Объясню, что я имею в виду. Движение `Талибан` было создано пакистанцами, саудовцами и американцами, но уже сейчас происходит талибанизация самого Пакистана. `Возвратная волна` исламизма грозит Пакистану, фактически она может его захлестнуть. На территории Пакистана уже появляются группировки, которые называют себя `пакистанскими талибами`, требуют введения тех жестких норм общественной и политической жизни, которые существуют на территориях `Исламского эмирата Афганистана`.

Можно ли говорить о том, что в этом регионе намечаются серьезные изменения геополитического порядка?

- Назревают и по сути дела уже происходят очень сложные, прямо-таки тектонические подвижки в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, в Южной Азии. И исламистское движение играет в этом процессе не последнюю роль.

Как может быть развязан чеченский узел?

- Происходящее в Чечне - часть мировой картины. Нужно доводить до конца то, что делается федеральным Центром в Чечне, в дополнение к военному решению надо искать и реализовывать политические пути урегулирования этой проблемы. И, кстати сказать, это уже делается, другое дело - не через переговоры с теми людьми, которые превратили территорию этой российской республики в форпост международного терроризма. Но крайне необходимо еще и международное сотрудничество на глобальном уровне. То международное сотрудничество, которое бы позволило решить проблемы, не просто типологически сходные - в Чечне, в Косово, в Боснии, в Кашмире, в Синцзяне, на юге Филиппин, на севере Суматры, в Афганистане, в горах Ореса в Алжире и т. д., а развязать совместными усилиями мирового сообщества те кризисные узлы, которые составляют единую сеть. Без совместной борьбы на международном уровне не удастся уничтожить терроризм, это вселенское зло.

Беседовали Яна ЛОЛАЕВА, Станислав ТАРАСОВ и Юрий ТЫССОВСКИЙ


`Век` 1905.2000http://nvolgatrade.ru/

Док. 214880
Опублик.: 25.11.04
Число обращений: 635

  • Игнатенко Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``