В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Ивашов:`Гонка вооружений возможна опять` Назад
Леонид Ивашов:`Гонка вооружений возможна опять`
Интервью начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны генерал-полковник Леонида Ивашова ведущей программы `Подробности` Татьяне Алдошиной (РТР).
Алдошина: В состояние повышенной боевой готовности приведена 13 тактическая батальонная группа Российского воинского контингента в Югославском крае Косово. О том, что происходит в зоне действий миротворческих сил Кейфор и другие подробности о внешних контактах Минобороны мы узнаем сейчас от начальника Главного Управления международного военного сотрудничества Минобороны Леонида Ивашова.
Здравствуйте, Леонид Григорьевич.

Ивашов: Добрый вечер.

Алдошина: И скажите, прежде всего, известно, что вы были сторонником того, что бы миротворческие силы многонациональные провели разоружение албанских боевиков. Как я понимаю, этого не случилось. И как объяснить ситуацию, которая сложилась сейчас в Косово, Македонии, Албании, в пограничной ситуации?

Ивашов: Ну, не только я был сторонником разоружения косовских боевиков, это была твердая позиция России. К сожалению, к ней не прислушались. И сегодня по сути дела в Косово существуют не контролируемые вооруженные формирования, и на руках у населения около миллиона стволов вооружения. Естественно, что эта ситуация должна была взорваться, и она взрывается.

Алдошина: Может ли быть там новая война?

Ивашов: Дело в том, что действует, сегодня раскручивается новый этап косовского сценария, только уже в отношении Македонии. Я подчеркиваю, что сценарий отрепетированный, отработанный на практике, и реализуемый сегодня по отношении к вновь образовавшемуся из состава Югославии государству - Македонии.

Алдошина: То есть, вы считаете, что Македония может попасть в ситуацию полного отсутствия контакта с Югославией, Сербией. И вы считаете, что в Косово сейчас такая ситуация?

Ивашов: Да, безусловно, в Косово сегодня во многом не контролируемая ситуация. И самое главное, что не контролируются сегодня границы между Косово, между Югославией и Македонией. Эти функции на себя взяло международное присутствие по безопасности, в соответствии с резолюцией 1244, то есть силы Кейфор. Обязательства есть, но реально контроль за пограничными участками не осуществляется. Вместе с тем НАТОвцы в числе первых требований Белграду именно предъявили вывод пограничных частей. И граница была и в период, так сказать, развертывания сил Кейфор не контролируемой, таковой она сегодня остается.

Алдошина: Югославские силы, Сербские вы имеете в виду?

Ивашов: Да, югославские. Более того, предусматривалось документами и военно-техническими соглашениями, резолюцией 1244, возвращение части сил безопасности, включая пограничные силы, и вооруженных сил Югославии на территорию Косово. Это опять же не делается. То есть, здесь можно говорить об отсутствии какого-либо прогнозирования ситуации, или о целенаправленной акции, направленной на отрыв Косово от союзной республики Югославии, и с последующим переносом этого сценария на территорию Македонии.

Алдошина: А в чем, собственно, угроза? И можно ли говорить о том, что албанские боевики представляют угрозу как исламские экстремисты? В некоторых случаях их причисляют к категории этих людей.

Ивашов: Я бы сказал следующее, что вот эта дуга нестабильности, дуга сепаратистских стремлений, начиная от Кашмира и заканчивая Косово, она имеет и взаимосогласованные принципы действий, имеет достаточно развитую систему подготовки боевиков, обеспечения их вооружением, военной техникой, имеет устойчивые каналы, и я бы даже сказал, развитую систему финансирования. То есть, речь идет о скоординированных действий. И причем я бы еще заметил, что это не просто террористы-одиночки, которые в качестве ли мести, или других целей, пытаются осуществлять разрозненные террористические акции. Сегодня международный терроризм ставит крупные политические цели в виде образования именно государств, халифатов и так далее.

Алдошина: Можно я тогда спрошу, Леонид Григорьевич. Такая проблема, она уже однажды была вами озвучена, насколько это серьезно в контексте того, о чем мы сегодня говорим. Вы говорили о том, что исламский экстремизм уже этой весной может появиться на территории Узбекистана. И Министерство Обороны Узбекистана и России даже имеют некоторую программу противодействия, насколько я понимаю?

Ивашов: Исключать этого нельзя. Если есть подготовленные группы, имеют политические цели, а это именно политические цели, значит попытки осуществления вот таких подрывных действий, безусловно, приниматься будут.

Алдошина: Другой аспект, это сотрудничество России с Ираном. Ожидается визит на высшем уровне. Скажите, называли одно время астрономическую совершенно цифру взаимных контактов военно-технических. Вот сейчас можно как-то прокомментировать?

Ивашов: Да я бы не называл цифр. Ведь есть объем рынка, в том числе иранского рынка вооружения. Но это не значит, что Иран сегодня готов в массовом порядке закупать именно на эти астрономические суммы.

Алдошина: США на этом рынке хорошо освоились, как известно...

Ивашов: Да, но вы знаете, ситуация с памятной запиской Гор-Черномырдин, она складывалась очень не благоприятно для России. Ну, во-первых, я скажу, что Россия подобного ультиматума не подписывала после Цусимы, с 1905 года. Это был ультиматум, когда Россия не могла поставить не только вооружение, но и даже продукцию двойного назначения. А американцы оставляли за собой право контролировать, вводить против нас санкции, и сами определять, является ли это продукцией военной или гражданской.

Алдошина: Вы считаете, что эту ситуацию надо менять?

Ивашов: Да, эта ситуация изменилась после выхода России из памятной записки. И сегодня военное и военно-техническое сотрудничество с Ираном развиваются довольно не плохо. Прежде всего, у нас есть много совпадающих интересов, в том числе и борьба с терроризмом. Мы не плохо сотрудничали, и продолжаем сотрудничать по афганскому урегулированию. Иран и Россия внесли, по сути дела, решающий вклад урегулирование межтаджикского конфликта. Есть взаимный интерес и в обучении специалистов, в восстановлении российской техники, которая там имеется. В поставке новых, разрешенных Международными обязательствами России, образцов и так далее. И что касается американцев. Вы знаете, они не присутствуют на этом рынке.

Алдошина: Но, тем ни менее, реакция такая, что обеспокоенность по поводу Российско-Иранского сотрудничества.

Ивашов: Ну, я вам скажу, что я побывал в июне месяце во главе делегации, и затем в декабре месяце в составе делегации с министром обороны. Там парадоксальная ситуация складывается. Вся сегодня авиационная техника американского производства находится в воздухе. Регулярно поступают агрегаты, запасные части, и через третьи подставные фирмы. В то же время, печальная картина бросилась мне в глаза, что вся наша авиация сегодня стоит на земле, потому что Россия свято выполняла условия этой договоренности.

Алдошина: И последний вопрос у меня к вам. На этой недели 50 лет исполняется вашему Управлению международного сотрудничества Минобороны. Большая часть этого времени пришлась на период `холодной` войны. По этому поводу существуют разные точки зрения. Говорят о том, что СССР проиграл гонку вооружения, и `холодную` войну в целом. Нынешняя ситуация в отношениях России и США, борьба вокруг национальной системы ПРО в Соединенных Штатах, наше видение стратегических ПРО. Как... какой-то опять исторический можно извлечь?

Ивашов: Ну, вы знаете, Россия извлекла хороший опты из `холодной` войны, когда безопасность гарантировалась как бы на страхе взаимоуничтожения. И поэтому Россия сегодня предлагает в вопросах безопасности, прежде всего, мирные, не военные средства. Предлагает взаимодействия по нейтрализации различных вызовов и угроз.

Алдошина: Реальный отклик есть?

Ивашов: Да, и вот то, что Владимир Владимирович во время прошлого года предложил инициативу по нестратегической Евро ПРО, это как раз тот вывод, который осознала Россия из времен `холодной` войны. К сожалению, наши партнеры, прежде всего Соединенные Штаты, НАТО, по-прежнему искушены попыткой добиться силового доминирования. В том числе и над Россией.

Алдошина: Возможен ли вариант, если они будут настаивать на силовом доминировании, что Россия выйдет, например, из договора СНВ-2?

Ивашов: Да, если же Соединенные Штаты выйдут из договора противоракетной обороны 1972 года, безусловно, Россия предпримет какие-то асимметричные меры для восстановления своей безопасности. Я вам назову цифру, которая не приводится, видимо, нигде. Вот последствия агрессии НАТО против Югославии уже подняли рынок вооружения, мировой рынок вооружения, почти на 10 миллиардов долларов. То же самое, Соединенные Штаты, если они предпримут такой шаг, они инициируют гонку оборонительных и наступательных стратегических систем. Это, естественно, как цепная реакция коснется и обычных вооружений и так далее.

Алдошина: То есть, новая гонка вооружений?

Ивашов: Да, будет новая гонка вооружений. И нельзя исключать, что в этом случае мы вновь вернемся к состоянию `холодной` войны.

Алдошина: Спасибо. В программе `Подробности` был сегодня Леонид Ивашов, начальник Главного Управления международного военного сотрудничества Министерства Обороны.



11.03.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 214868
Опублик.: 25.11.04
Число обращений: 657

  • Ивашов Леонид Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``