В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Георгий ШПАК: `Чеченцы - храброе и идейное войско, но победим мы` Назад
Георгий ШПАК: `Чеченцы - храброе и идейное войско, но победим мы`
Мы решили выяснить мнение о том, как сегодня воюют, не просто у высокого чина, а у человека, которому верит армия. Командующий воздушно-десантными войсками генерал-полковник Георгий ШПАК - собеседник главного редактора `МН` Виктора ЛОШАКА.
Начнем с того, какая часть войны легла на десантников?

- В прошлой чеченской кампании десантники были просто влиты в другие виды и рода войск, в частности, в сухопутные войска. Сейчас мы попросили, чтобы наши войска действовали единой группировкой, под единым командованием генерала или офицера наших войск. И этот опыт показал, что мы правы. Наши ребята вышли к реке Терек, практически без потерь выполнив задачу, притом на одном из самых сложных направлений. И второй этап операции - выйти к предгорью - прошли без особых потерь. Взяли Гудермес, Аргун, Шали. Сейчас воюем в горных условиях. Задача очень сложная, тяжелая, но мы и ее выполняем нормально.

Сколько десантников воюет сейчас в Чечне?

- Пять тысяч.

Каково снабжение людей, участвующих в войне? Какую, скажем, они получают зарплату?

- Мы учли те недостатки, которые были в предыдущей кампании. Мы, во-первых, заранее готовились. Накопили определенные средства, в том числе и заранее подготовились к зиме. В соответствии с постановлением председателя правительства солдаты и офицеры получают в пределах 800 - 850 рублей в день в зависимости от должности.

Солдат и офицер - одинаково?

- Разница небольшая.

А у солдат спрашивают, согласны ли они воевать?

- У тех, кто отслужил полгода и более, никто не спрашивает. Солдат обязан выполнить приказ. Он принял присягу. А контрактник, естественно, знает, на что он идет.

Существует ли проблема пленных и есть ли пленные с нашей стороны?

- У нас в войсках два человека.

Возможен ли вариант их обмена?

- Мы пробуем.

А обмениваются ли, скажем, убитыми?

- Да, обмениваются. Десять человек у меня было убито в разведке. Мы поменялись: двух их убитых - на одного нашего. Они согласились поменять в такой пропорции.

Что происходит на стыке взаимодействия родов войск, скажем, ваших и сухопутных войск, внутренних войск?

- Осложнен второй этап взаимодействия - взаимодействие с внутренними войсками, милицией, которая идет после нас для зачистки. Тут есть проблемы. Главная - хроническая нехватка внутренних войск.

Каковы сегодня отношения с местными жителями?

- Люди соскучились по миру. В последний мой приезд когда я беседовал с местными жителями, они все говорили, что лучше чеченцев на Кавказе никто не жил. У них были полные магазины. У них были лучшие дороги. У них - самые красивые женщины. У них - лучшие дома. Все восторгались! А сегодня это самая нищая республика на всем Северном Кавказе. Люди ничего не имеют. Ни школ, ни больниц, ни пенсии, живут в страшной нищете. И им, конечно, помнится то время, они мечтают о том, когда наступит мир. Они встречают наших солдат и только просят: не уходите. Чтобы не повторились вот эти, предыдущие годы.

Вы все-таки обобщаете. С другой стороны, откуда же приходит такое количество боевиков? Мы же не можем говорить серьезно, что это все арабские наемники.

- Нет, конечно. Так надо же учитывать еще и отрицательный опыт двухлетней войны. Пропаганда, которая была раскручена Масхадовым, тоже дает свои плоды! Четыре года, когда людей убеждали, что надо все время быть с автоматами и ждать прихода русских, чтобы оказать им сопротивление, одним махом не зачеркнешь. Сколько их? Штатная численность бандформирований - десять тысяч человек. Плюс десять тысяч добровольцев, которые смогли встать по первому зову. Хорошо натренированное, обученное, высокоидейно подготовленное войско. А по нашим военным законам для того, чтобы разбить армию в двадцать тысяч человек, нужно не менее чем четырехкратное превосходство. Вот откуда появилась группировка в сто тысяч человек. Вот почему и они оказывают такое сопротивление. Знание местности, накопление соответствующих сил и средств, вот эта храбрость, идейность. Потом, у них очень развито чувство товарищества, долга перед своей родиной. Ведь они воюют до последнего.

Нет ли идеи создать из тех людей, которые вчера и сегодня были в спецназе ВДВ, какую-то отдельную добровольческую бригаду, которая действовала бы более профессионально, более мобильно, более ответственно...

- Нам не надо создавать. У нас же она есть, эта структура. 45-й отдельный разведывательный полк. Он укомплектован высокопрофессиональными офицерами и прапорщиками. Там солдат очень мало. И группы этого полка действуют на всех направлениях. Здорово очень действуют. Должен заметить, что много прибыло добровольцев - бывших офицеров этого полка. Мы их приняли в этот же полк. Перед самым Новым годом один из руководителей разведывательных групп, подполковник Андрей Непряхин возглавил группу (до этого он служил в охранной структуре одного из московских банков, но бросил там высокооплачиваемую работу, ему вернули звание подполковника), довольно успешно действовавшую в горах. Группа, захватив высоту, вела бой, и подполковник был тяжело ранен. Но, истекая кровью, руководил, пока не прибыла помощь. Ему сделали операцию, и я его привез сюда на самолете. Здесь ему сделали вторую операцию. Сейчас в тяжелейшем состоянии лечится в госпитале им. Бурденко. То есть он мог бы и не ехать. Он получал 2 тысячи долларов в месяц...

У всех возникает вопрос: воюем, воюем, а те, кто считается главными врагами, например, Басаев, Радуев, Хаттаб, Удугов, не захвачены, не убиты. Что с ними? Они ушли с поля боя или они воюют, но их не достать?

- Я обо всех не знаю. На нашем направлении в засаду попал отряд под командованием Радуева. Погибли два его генерала. А сам Радуев, тяжело раненный, ушел на первой машине. Ребята потом мне докладывали, что никто не думал, что Радуев сбежит в первой же машине. Из пятнадцати автомобилей в колонне один остался, и там был Радуев. Остальные все погибли. Конечно, надо принимать все меры, чтобы обезглавить движение. А без этого мы ничего не добьемся.

Вы же чувствуете, что у боевиков появляются свежие силы?

- Мы почувствовали на нашем направлении, что дух у них сломлен. Такого яростного сопротивления, как вначале, они уже на оказывают. И то, что некоторые очаги сопротивления появляются, - это просто последние их силы. Они испытывают колоссальные проблемы с боеприпасами, со средствами связи, даже с дизельным топливом, с бензином. У них везде проблемы. У них появилось огромное количество раненых, они не знают, что делать с ними, у них нет ни медикаментов, ни медиков.

А есть ли со стороны чеченцев перебежчики?

- Нет. Но тех, кого мы называем информаторами, - колоссальное количество.

Вы ощущаете присутствие наемников?

- Да. Мы давали данные и захватывали документы наемников и даже чернокожих видели. По радиоперехвату и арабская речь, и украинская, и албанская...

Как проникают наемники?

- Надо побывать в тех местах, чтобы понять: туда пройти просто. Тысячи козьих троп. Никто по асфальту не ездит. Они, те, кто прибывает туда из-за границы, по асфальту только едут до границы, а потом специальные эмиссары переправляют их.

Может быть, надо было увеличить численность ваших войск, раз они так успешно ведут операцию?

- Мы об этом мечтаем. И на всех совещаниях все наши предложения о том, чтобы войска хотя бы были доведены до уровня позапрошлого года, то есть 48 тысяч человек.

А сейчас?

- Сейчас 33 тысячи всего. 5 тысяч воюют. 1500 - в Боснии, 3 тысячи в Косово, 1500 - в Абхазии. Если не каждый, то почти каждый третий - в бронежилете и в каске в войсках.

Когда это все приблизительно закончится?

- Думаю, к весне. Когда возьмут Грозный и завершится операция в горном районе, можно объявить о победе, но партизанские действия могут вестись еще долго.

ДОСЬЕ `МН`
Георгий ШПАК - 57 лет, один из самых популярных и уважаемых в нашей армии генералов. Два года командовал первым из вошедших в Афганистан парашютно-десантных полков. Будучи начальником штаба Приволжского военного округа, не раз бывал на первой чеченской войне, трижды находился в командировках на второй. В Чечне в 96-м у генерал-полковника погиб сын - лейтенант.


`Московские новости`, 18.01.2000http://nvolgatrade.ru/

Док. 214782
Опублик.: 23.11.04
Число обращений: 652

  • Шпак Георгий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``