В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр ЩЕДРОВИЦКИЙ: Каждому кризису - свой менеджер Назад
Петр ЩЕДРОВИЦКИЙ: Каждому кризису - свой менеджер
Руководитель Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа Петр ЩЕДРОВИЦКИЙ - об очередных задачах полпредской власти
Петр Георгиевич, что сегодня в первую очередь влияет на стратегию действий полномочного представителя президента РФ в федеральном округе?

- Главная задача полпреда - организация диалога между обществом и государственными структурами. Почему он необходим именно сейчас? Мы вступили в постиндустриальный процесс развития общества. Грядет смена существующей хозяйственно-экономической модели. Общество в переходный период должно не просто выжить, но и сохранить достаточно высокий уровень жизни в новых условиях. Для этого в первую очередь нужны сильная система управления и взаимопонимание между различными социальными институтами. А оставшаяся от прежних времен модель разделения властей устарела и не отражает современных реалий.

Нынешние институты власти, по сути, рудименты прошлого. Они плохо соответствуют общественно-социальным процессам. Потому-то у нас периодически и возникают некие альтернативные политизированные структуры, например, в системе масс-медиа. Это ведь четвертая власть в прямом смысле слова: она успешно воплощает в жизнь мысли, которые просто не может переварить традиционная политическая система. Следовательно, реформу государственного аппарата нужно провести так, чтобы он отвечал требованиям времени. Это, с моей точки зрения, как раз и пытается сделать сегодня президент.

Вы полагаете, что самый большой недостаток прежней политической системы - отсутствие диалога между обществом и государством?

- Любая страна, вступающая в новый этап своего развития, неминуемо испытывает определенное напряжение, в том числе и социального плана. Если общество не способно достичь взаимопонимания внутри самого себя, то оно просто-напросто разваливается на составные элементы.

Поэтому основная деятельность полпреда в нашем округе сегодня - это встречи с различными социальными, конфессиональными, профессиональными и культурными группами, налаживание контактов с их представителями и поддержка коммуникаций между ними.

И каков же он, по-вашему, этот новый этап развития России?

- Это происходит не только у нас, но и во всем мире. Эпоха индустриального развития закончилась в конце двадцатого века. Изменяется структура спроса, все большее значение приобретают продукты инновационного процесса и эксклюзивные товары. Американцы фиксируют, что доход людей, занятых в постиндустриальном секторе, вырос за последнее время в 8-10 раз, а заработки тех, кто занят в сфере реального производства, упали на 20 процентов. Факт есть факт: мы вступаем в постиндустриальную эпоху. Уже сегодня многие государства не могут заниматься перераспределением доходов старыми методами. Раньше они забирали часть сверхприбыли от индустриального труда. Но он больше не дает сверхприбыли, а постиндустриальное производство, наоборот, еще ее не дает. Вот в чем главная особенность нынешнего момента.

Политические механизмы, придуманные для индустриального общества и в основном снявшие противоречия между трудом и капиталом, уже не работают в современную эпоху. Их надо разрабатывать по-новому. А значит, меняется система взаимоотношений между хозяйствами регионального и национального уровней. Если они не способны договориться в постиндустриальном обществе, то государства могут взорваться изнутри.

Вы считаете, что полпреды должны помочь обществу и государству сохранить себя в переходный период, вызванный даже не только нашими внутренними проблемами?

- Это сверхзадача. Но я боюсь, что скорее потребуется антикризисное управление. В силу ряда обстоятельств полпредам в округах вместо стратегических вопросов, возможно, придется заниматься сиюминутными проблемами.

Разве в полномочия полпредов входит кризис-менеджмент?

- Конечно, хотелось бы обойтись без этого. Но все может произойти само собой. Если субъект Федерации окажется в новых условиях банкротом, не будут выплачиваться пенсии и зарплаты, резко упадет уровень жизни, будут происходить веерные отключения электроэнергии, рухнет бюджет, то придется вводить внешнее управление. Тогда полпреды вынужденно возьмут на себя риск кризис-менеджмента и освободят от этого правительство. А то у нас правительству постоянно приходится латать дырки, а при этом последовательным управлением заниматься невозможно.

И все-таки, на ваш взгляд, по какому сценарию будут развиваться события в ближайшие годы?

- Сейчас очень трудно сделать точный прогноз. Скажу только одно: в результате исследований, проведенных нами в Приволжском федеральном округе, мы пришли к выводу, что депрессивных зон у нас практически нет, - есть депрессивные поселения. На расстоянии 10 километров друг от друга может находиться закризисное поселение, в котором пропиваются даже деньги, выданные на похороны, и нормальное, где успешно развиваются промышленность и бизнес. Так что главный фактор, определяющий положение того или иного региона, на самом деле не экономический, как принято считать, а гуманитарный. От того, в какой степени полпредам удастся овладеть гуманитарными технологиями, во многом зависит то, в каких условиях им придется работать.

Беседовала Лариса УХО


Век, 15.12.2000http://nvolgatrade.ru/

Док. 214774
Опублик.: 23.11.04
Число обращений: 662

  • Щедровицкий Петр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``