В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Иваненко и Виктора Похмелкина : `Нужно принять серию законов о гражданском контроле над спецслужбами`. Назад
Сергей Иваненко и Виктора Похмелкина : `Нужно принять серию законов о гражданском контроле над спецслужбами`.
Интервью Сергея Иваненко и Виктора Похмелкина в программе Александра Любимова `Здесь и сейчас` (ОРТ)
Сегодня две думские фракции СПС и Яблоко обратились с предложением к депутатам Госдумы обратиться к президенту Путина и предложить ему отставку генерального прокурора Устинова. Пока не понятно, что из этого получится, но очевидно, что политическая борьба в России перешла в какую-то новую более откровенную фазу. Здесь и сейчас представители обеих фракций, собственно, инициаторы этой идеи Сергей Иваненко (Яблоко) и Виктор Похмелкин (СПС). Как я понимаю, Сергей, ваше предложение, это вот первый шаг к объединению, о котором было объявлено, оно сейчас как раз и происходит - СПС и Яблоко. И почему решили начать с генпрокуратуры в этом плане?

Иваненко: Нет, это не первый шаг, но один из первых. Мы на самом деле уже несколько месяцев работаем в Государственной Думе, у нас есть координационный совет, мы согласовывали свою позицию, в частности, по президентскому пакету так называемому, по ряду других инициатив. Одним словом, мы работаем и...

Это, может быть, более яркое, на мой взгляд, да?

Иваненко: Ну, наверное, более интересное для политического истеблишмента событие, хотя мы имели примерно одну и ту же точку зрения относительно того, что происходит в стране. Не только, кстати, с Союзом правых сил, но и с Отечеством мы говорили об этом. Я думаю, что они нас поддержат, когда этот вопрос будет рассматриваться в Думе. Суть состояла в том, что то, что происходит в стране дискредитирует прежде всего органы генеральной прокуратуры, показывает, что руководство генпрокуратуры в лучшем случае самоустранилась, от того, что к ней полностью утрачено доверие, что решения прокуратуры принимается, потом отменяются, происходят какие-то непонятные маски-шоу, вот 11 мая, то, что связано было с обыском в концерне `Медиа-МОСТ`.

А кстати, интересно. Виктора Валерьевича спрошу, а есть какие-то еще поводы, связанные с генпрокуратурой, но не связанные с Гусинским.

Похмелкин: Да, конечно. Есть очень серьезный повод, назрела сама реформа прокуратуры. Об этом, кстати, говорят и многие другие представители общественности, юристы. В частности, первый заместитель Верховного суда Владимир Радченко выступил с такой инициативой. Необходимо, чтобы все-таки прокуратура была подотчетна обществу, государству, президенту, парламенту. А для этого она должна быть встроена в систему исполнительной власти. И сейчас вот мы, кстати, вместе с фракцией Яблоко готовим законопроект, новую редакцию закона о прокуратуре с тем, чтобы такую реформу провести. Надо чтобы перестала выполнять общенадзорные функции, целиком сосредоточилась на борьбе с преступностью, может быть тогда, эта функция будет выполняться намного более качественно, чем сегодня. Тогда, когда мы знаем, что многие преступления громкие не раскрываются, тогда как люди ни в чем не повинные очень часто оказываются за решеткой.

Ну, последняя капля, видимо, Гусинский, да?

Иваненко: Это наиболее яркое проявление того безобразия, которое творится, с моей точки зрения, в руководстве генеральной прокуратуры. Ну, Вы понимаете, когда арестовывают человека, это вызывает скандал, скандал, в том числе, и в мире, приводит к падению доверия к России, прежде всего, и после этого, через три дня его выпускают. Ну, как это? Значит, одно из этих мероприятий было не верным. Одно из этих мероприятий говорит о некомпетентности, непрофессионализме и о непоследовательном руководстве генеральной прокуратуры, если она независима.

Поспорю. Не с этим поспорю, поспорю с поводами. Мне кажется, более серьезный повод был - заявление Котенкова по поводу того, что 16 губернаторов могут оказаться на скамье подсудимых. После чего не последовало ничего - ни в отношении Котенкова, ни в отношении 16 губернаторов. Это, кончено, не имеет прямого отношения к прокуратуре, но к правоохранительной системе имеет. Правда, Виктор Валерьевич?

Похмелкин: Безусловно.

А почему тогда именно сейчас?

Похмелкин: Нет, меня, кстати, удивило, что если есть основание для привлечения к уголовной ответственности, должно было быть представление в Совет Федерации о даче согласия на привлечение к ответственности этих губернаторов. Странно, что господин Котенков дожидается, и остальные правоохранительные органы дожидаются, чтобы была снята неприкосновенность с них. На самом деле закон распространяется на всех.

Ну, поэтому вопрос... Я вспомнил фразу такую, скорее из политического фолклера - против кого будем объединяться, часто это звучит. Вот против кого тогда здесь мы объединяемся?

Иваненко: Ну, Вы знаете, на самом деле, конечно, главная проблема, она лежит в области законодательства. Виктор Валерьевич говорил об этом, о том, что назрела реформа генеральной прокуратуры. Ведь сегодня генеральный прокурор - это, собственно прокурор, то есть человек, который возбуждает уголовное дело, крупное, он же дает команду расследовать это дело, ведет это дело, и он же сам за собой осуществляет надзор. Ну, знаете, три вот таких сюжета в одном флаконе. Так не может работать ни одна система. Должен быть внешний контроль.

Тем не менее, мне кажется, что причина и политическая подоплека здесь важнее. Опять же в Виктору Валерьевичу. Борис Немцов, лидер СПС, по поводу объединения с Яблоком, цитата, очень многие люди оказались абсолютно не готовы к тому натиску по изменению существующего строя, который некоторыми деятелями кремлевскими, в первую очередь, демонстрируются. Что конкретно имел в виду Борис Ефимович?

Похмелкин: Ну, об этом лучше спросить Бориса Ефимовича. А если говорить об объединении с Яблоком, то я думаю, что это тенденция вполне объективная, закономерная, и Сергей Викторович правильно сказал, что мы очень эффективно, плодотворно сотрудничаем в Думе, и я думаю, что мы, в конце концов, выйдем и на более высокий уровень взаимодействия за пределами парламента. В данном случае, речь не идет о противостоянии там Кремлю или чему-то еще. Речь идет о том, что страна крайне нуждается сегодня в таком едином правом либеральном движении, которое бы следовало ни каким-то установкам там из Кремля или откуда угодно, а которое бы руководствовалось некими принципами, ценностями, ориентациями, идеями и оценивало бы каждое событие, происходящее в стране, именно с точки зрения этих принципов и ценностных установок, а не исходя из политической конъюнктуры. И наше сегодняшнее постановление, это не дань конъюнктуре, это как раз выражение наших взглядов, коренных взглядов на ситуацию в стране и на принципы ее развития.

Это очень важно, что Вы сказали. Но не отвеченный вопрос, не желание Ваше комментировать заявление Немцова. Тогда обращусь к Сергею Викторовичу. Если речь идет об изменении существующего строя, то есть, очевидно, об этих федеральных законах, которые сейчас проходят Думу. В первом чтении по ним прошло... Ну, фактически 80 процентов депутатов их поддержали. Заявление Немцова можно расценивать как-то, что при вторичном голосовании поддержка будет ниже?

Иваненко: Я думаю, то, что касается отстранения губернаторов и руководителей местного самоуправления от должности, то, что предусмотрено в законах, втором и третьем, скажем так, которые мы будем рассматривать через неделю, то безусловно здесь у многих депутатов встанет вопрос о роли генеральной прокуратуры. Вот почему мы сегодня подняли этот вопрос, потому что ответ на него принципиален. Потому что, если генеральному прокурору даются права, по сути дела, давать основания президенту для отстранения от должности, то это уже государственная проблема, это уже не только уголовные дела, это уже отстранение от должности избранных народом людей. Здесь никаких сомнений быть не может. Жена Цезаря должна быть выше всяких подозрений. Я говорю о генеральной прокуратуре. А здесь у нас большие проблемы, Вы знаете историю этого вопроса.

Да. Нет, я бы поддерживал вообще любые шаги к объединению Виктор Валерьевич, Вы меня не правильно не поймите, я просто, может быть, так вопросы формулирую. Но, честно говоря, мне кажется, с точки зрения, по крайней мере, общественного мнения, хотелось бы увидеть консолидированную позицию, ну как бы более значимо что ли, чем, условно говоря, по технической, политической проблеме устройства закона по поводу генпрокуратуры, и тем более там дело Гусинского. Может быть. Вы не согласны? Может быть, какую-то более масштабную, жизненно важную проблему, не знаю. Ситуация в Чечне? У вас есть какая-то консолидированная позиция, условно?

Похмелкин: Вы знаете, мне не представляется реформа прокуратуры частной проблемой. Речь идет об очень важном институте в жизни государства и общества. И вот благодаря политике, которую этот орган осуществляет, сегодня десятки, сотни тысяч людей находятся под стражей или освобождаются из-под нее.

Нет, конечно, я согласен, конечно, я согласен.

Похмелкин: Поэтому это крайне важно. Что касается остальных крайне важных политических вопросов, то мы, безусловно, уже согласуем позицию с Яблоком по этим проблемам, тогда, когда это касается голосования в Думе. Думаю, что и дальше этот процесс будет, безусловно, продолжаться. И в общем, надо сказать, что у нас довольно мало разногласий, а если они и возникают, то мы находим способы их преодолеть, так, чтобы все-таки выступать единым фронтом в парламенте.

Да. Тогда Сергею Викторовичу тоже буквально 30 секунд. Где вот эта зона.

Иваненко: Я буквально два слова. Я думаю, что уже в ближайшее время, мы об этом говорили с нашими коллегами из Союза правых сил, мы будем вносить пакет законов, который направлен на защиту свободы прав человека и развития демократии в России. В частности, мы считаем главной задачей, помимо генпрокуратуры, закона о генпрокуратуре, еще принять законы, серию законов о гражданском контроле над спецслужбами. Вот это то, о чем Вы спрашивали. Сегодня одна из самых больших опасностей в нашей стране, это невидимое проникновение вот этих людей в серых костюмах, которых никто не знает, но которые сейчас начинают доминировать в нашей стране и предопределять те или иные политические, в том числе и решения. Поэтому гражданский контроль над спецслужбами, открытый, простой, прозрачная политика, в том числе и позиция президента для нас главный приоритет, мы будем этого добиваться.


20.06.2000http://nvolgatrade.ru/

Док. 214715
Опублик.: 23.11.04
Число обращений: 1165

  • Похмелкин Виктор Валерьевич
  • Иваненко Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``