В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Зубов: Наши законы не позволяют этого сделать Назад
Игорь Зубов: Наши законы не позволяют этого сделать
С первых дней боев в Дагестане руководство федеральной группировки в основном отмалчивалось. Только со страниц одной Комсомолки был задан десяток вопросов, оставшихся без ответа: например, почему наша авиация стреляла по своим? Первым нарушить молчание решило МВД. Наш собеседник - замминистра внутренних дел РФ генерал-лейтенант Игорь Зубов.

- Игорь Николаевич, почему на горную войну посылают омоновские отряды, обученные для милицейских операций в городе?

- Ну а кого нам еще посылать? Омоновцы физически крепкие, психически устойчивые. Лучше уж пусть воюют 25-летние мужики, чем пацаны. К тому же есть договоренность с войсками - как пехоту ОМОН не использовать. Правда, когда никого больше не было, наши шли в атаку сами. Нередко были при этом и трагические ошибки: ребята, не зная особенностей организации боя, выбивали боевиков с их позиций, не известив об этом армию. И получали затем удары авиации по этим позициям. Мы проводим расследования, сделали необходимые выводы, приняли меры.

- Ваш прогноз развития событий на Северном Кавказе?

- После того как военная часть операции будет завершена, боевики попытаются атаковать другие районы Дагестана, столкнуть Ингушетию с Северной Осетией, взорвать ситуацию в Карачаево-Черкесии. Собственно, они уже перебрасывают туда резервы. Потому объединенная федеральная группировка будет наращивать силы и дальше. Неминуемы и переговоры: все говорит за то, что официальный Грозный поддерживает боевиков. Масхадов пока сидит на двух стульях. Но ему придется делать выбор.

- Считаете ли вы нужным введение санитарного кордона вокруг Чечни, аналогичного Госгранице СССР?

- МВД неоднократно предлагало признать Чечню мятежной территорией или территорией, на которой временно не исполняются федеральные законы, а также принять закон об особом статусе Чечни и ее административной границе. После нынешних боев и терактов санитарный кордон и изоляция неизбежны. При необходимости уничтожение террористов будет проводиться и на территории самой Чечни.

- Многие говорят о противоречиях между МВД и Минобороны...

- У нас претензий к армии нет - в отличие от чеченской кампании. Мы прекратили все распри: командует армия, потому что лучше знает специфику войны. Хотя есть и досадные недоразумения - например, у нас не сопрягаются средства связи. Отсюда и потери.

- А как бы вы прокомментировали критику Внутренних войск каналом ОРТ - за неумение воевать, за случаи, когда ваши подчиненные открывали огонь по тележурналистам?

- А, Доренко... Такими сведениями я не располагаю. Пусть ОРТ подаст в суд или предоставит видеозапись - мы проведем служебное расследование. Хотя очевидно: приказа стрелять по журналистам никто не отдавал. Наоборот, если Доренко хочет, мы его проведем хоть на передовую. Заодно и посмотрит, как воюют Внутренние войска. Считаю, мы деремся профессионально и геройски. Наши потери и потери боевиков не сравнимы.

- Понятно: федералов поддерживают и авиация, и тяжелая артиллерия...

- А вспомните Югославию: натовские самолеты совершали по 2 тысячи вылетов в день. Однако югославская армия вышла из лесов с минимальными потерями. Я бы еще понял претензии по поводу того, почему мы дали противнику подготовиться, почему на территории Чечни несколько лет готовились бандформирования, почему строились укрепрайоны...

- И почему же?

- Карамахи и Чабанмахи - отдельная проблема. Да, эти два села уже несколько лет отказывались исполнять федеральные законы, организовали так называемые отряды обороны, а по сути бандформирования. Мы не рассчитывали, что они поведут себя таким образом, очень долго не хотели проливать кровь...

- Но в итоге пришлось...

- Да. Но два года понадобилось, чтобы преодолеть чеченский синдром. Вспомните, как общество относилось после хасавюртовского мира к силовым структурам. Вряд ли тогда кто-нибудь принял на себя политическое решение - резать по живому. Когда же бандформирования совершили открытый акт агрессии, стала очевидной угроза национальной безопасности страны. Но и это мы предвидели, знали направления возможных ударов. Если б не знали - последствия были бы совершенно иными.

- Говорят, из-за недофинансирования российские силовики потеряли агентурную сеть в Чечне...

- В подробности я вдаваться не буду, но могу сказать, что это далеко не так. Оперативная сеть в Чечне, может, и не такая обширная, как хотелось бы, но она не разрушена.

- Каждый день мы расстреливаем в Дагестане столько боеприпасов, что на эти деньги можно было бы заказать всех полевых командиров. Почему не воспользоваться, скажем, израильским опытом - заочный приговор лидерам террористов и их ликвидация...

- Еще предложите нейтронную бомбу туда кинуть! Современное законодательство РФ в отличие от израильского не позволяет подобным образом ликвидировать того же Басаева. Все подобные действия российских спецслужб будут незаконными. Недавно в Госдуме наконец зашла речь о том, что законодательство-то пора немного подкорректировать.

- Но ведь Дудаева-то уничтожили и при старых законах...

- А кто доказал, что это была операция спецслужб?

- Хм. Тогда такой вопрос: по Москве и уж тем более по Дагестану ходит масса исламской литературы, так называемые учебники терроризма , где подробно описывается тактика и стратегия подрывников. Что ожидать от них в будущем согласно их же теории?

- Ни одна партизанская война в истории человечества не была выиграна, пока те имели социальную и финансовую базу. Сегодня основная подпитка чеченского терроризма идет из Иордании. По оперативной информации, Хаттаб получил 25 миллионов долларов. Потом еще столько же. Потому все, что будет происходить в Москве, зависит уже не столько от нас, сколько от населения. К каждому подъезду милиционера не поставишь. Хотя боевики могут и изменить тактику. Скажем, взяться за расстрелы на окраинах. Ведь для них главное - вызвать недовольство населения, вынудить власть пойти на уступки. Но я убежден: если Россия признает независимость Чечни, ей придется воевать с независимой Чечней.
Учебников же мы накупили целую кипу, сейчас проводим правовую экспертизу, параллельно принимая меры по свертыванию этого агитпропа.

- Как вам версия причастности Березовского к войне в Дагестане и взрывах в Москве? Мол, Хаттаб и Басаев всего лишь наемники...

- Они не просто наемники. Хаттаб - международный террорист со стажем, бывший агент ЦРУ, человек, который связан с бен Ладеном. Есть неопровержимые доказательства, что именно эти люди причастны к терактам. Пока, извините, без деталей, скажу лишь, что боевики готовились годами, и годами шла подготовка, внедрение террористов-подрывников.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

По словам заместителя начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковника Валерия Манилова, численность боевиков неконтролируемых вооруженных бандформирований на территории Чечни достигает примерно 6 тысяч человек, пополняются они за счет 14 - 15-летних юнцов. Между тем в Дагестане продолжают гибнуть люди. При зачистке села Чабанмахи подорвался на мине командир взвода владивостокского ОМОНа старший лейтенант Алексей Беляев. Старший сержант Роман Беляев получил ожоги лица и глаз.


`Комсомольская правда` 22.09.1999http://nvolgatrade.ru/

Док. 214714
Опублик.: 23.11.04
Число обращений: 190

  • Зубов Игорь Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``