В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Иваненко и Алексей Митрофанов : `В думе занимаются политикой или разборками?` Назад
Сергей Иваненко и Алексей Митрофанов : `В думе занимаются политикой или разборками?`
Интервью 1-го заместителя руководителя фракции `Яблоко` в Государственной Думы Сергея Иваненко и депутата Государственной Думы, члена фракции ЛДПР Алексея Митрофанова ведущему программы `Перекресток` Екатерине Шерговой (ТВЦ).
Шергова: Борьба с коммунистами в Государственной Думе напоминает настоящую революцию или, по крайней мере, такой маленький переворот. Если коротко, то ситуация выглядит таким образом. Центристы хотят ограничить власть коммунистов в Думе и пытаются лишить Селезнева права решающего голоса. А руководителя аппарата Государственной Думы, Трошкина, уже довольно таки давно начали обвинять в некомпетентности. Спикер злится, делает широкие жесты, которые, правда, от него никто не требовал. Например, демонстративно отказался сегодня от телохранителей, но при этом грустно добавил: `щипать, так щипать`. Я представляю гостей программы `Перекресток`. У нас в студии первый заместитель руководителя фракции `Яблоко` в Государственной Думе Сергей Иваненко. И депутат Государственной Думы, член фракции ЛДПР Алексей Митрофанов.
Добрый вечер, господа. Сергей Викторович, насколько оправдана сейчас реформа аппарата Госдумы или это действительно просто маленькая революция?

Иваненко: Да нет никакой реформы ни аппарата Думы, ни структуры управления Думы. Есть просто абсолютно мелочные, с моей точки зрения, такие подковерные и несолидные придирки так называемого `Союзу четырех`, к которому примыкает чаще всего фракция ЛДПР в Думе, к председателю Думы. Я думаю, что если бы действительно ставилась задача улучшить эффективность работы Думы, то `Союз четырех` вполне мог поставить своего председателя, сократить бы количество комитетов с 28 до 12-15, решить вопрос с многочисленными льготами депутатов.

Шергова: То есть, мелкие такие...

Иваненко: Да, вместо действительно работы по усовершенствованию работы Думы, вот его лишают голоса, какие-то проверки, всякая ерунда.

Шергова: Я поняла. Вот, Алексей Валентинович, Дума у нас довольно таки давно уже существует. И при этом этот аппарат как был сформирован в 93 году, вот он так и работает, и, наверное, себя уже хорошо зарекомендовал. Может, есть какие-то другие дела, которыми стоит заняться, может не надо ставить во главу угла? Потому что сегодня получается, что все обсуждают: хорошо работает Селезнев? хорошо работает Трошкин? Что, действительно больше нечем было заняться?

Митрофанов: Ну, это серьезный политический вопрос: кто контролирует Думу.

Шергова: А Сергей Викторович считает, что это мелкие политические интриги.

Митрофанов: Ну, ничего мелкого не бывает в здании Думы, это только так кажется. На самом деле люди там заняты политикой. Поэтому внешне может, кажется кому, что это мелко. На самом деле сейчас Селезнев никого не представляет. Раньше он представлял фракцию или группу левую, коалицию, которая насчитывала в той думе 205-210 человек. Это было серьезно, поэтому было логично, что у него пост спикера. Сейчас их 130-140 человек. И, по идее, надо было давно уже сменить его, и сменить всех председателей комитетов, как в Америке. Там республиканцев на один голос больше, то все председатели комитетов от одной партии. Вот, если бы я был на месте центристов, то все бы комитеты забрал, весь аппарат забрал - все остальные отдыхают. И тогда будет стимул у партий стремиться к победе на выборах.

Шергова: А я думала, что ради законотворчества, а не ради дележа кабинетов.... Но вы поймите, Алексей Валентинович, остается неясным такой момент. Вам-то что с этого дела? ЛДПР с этого ничего же не получит, никакой выгоды вам от этого-то нет, что вы так тоже к Селезневу сегодня?

Митрофанов: А что? За что нам любить Селезнева?

Шергова: То есть, вы его не любите только за красный цвет?

Митрофанов: Ну, как, мы с другой партии, мы считаем, что он занимает этот пост не по праву, потому что...

Шергова: Понятно, не надо объяснять, потому что он занимает пост не по праву. Сергей Викторович, вы тоже вроде не из коммунистов, но при этом вы защищаете Селезнева. Он вас устраивает как спикер Думы?

Иваненко: На самом деле, если понимать под политикой борьбу за то, у кого какая машина, у кого какой кабинет, то в Думе политики хоть отбавляй. Действительно, все занимаются политикой этой с утра до ночи. Ну, вот сегодня, например, мы обсуждаем два ключевых закона. Это закон о денежном довольствии военнослужащих и закон о Центральном Банке. Идет острейшая политическая борьба, и центристов там практически не видно. Они голосуют так, как скажет правительство. Там действующие лица правительства, фракция `Яблоко`, депутаты, которые профессионально занимаются этим вопросом и все. Остальные занимаются борьбой за аппарат Госдумы. На самом деле суть дела не в том, что мы защищаем Селезнева. Мы защищаем, во-первых, председателя Государственной Думы. Как бы мы ни относились к Геннадию Николаевичу Селезневу, мы обязаны одинаково относиться к председателю Думы, потому что это символ, это статусная фигура, это, в конце концов, авторитет страны, авторитет парламента, авторитет, если хотите, каждого гражданина России. Второе, так называемые центристы в Думе хотят очень простую вещь. Вот сегодня в Думе голосуют на Совете 10 голосов. Обычно так: 5 `за`, это вот `союз четырех` и ЛДПР, всегда голосуют вместе, вот этой пятеркой. И 5 `против` - это вот коммунисты, аграрии, СПС `Яблоко` и председатель Селезнев. Вот центристы хотят убрать Селезнева и получить 5-4. Как я должен к этому относиться? Они хотя монополизировать полностью власть в Думе и лишить нас... Я же предлагал еще в январе 2000 года, когда начали только работать: берите пост председателя, занимайте все посты комитетские, но в обмен отдавайте нам пост первого зам.преда Думы, отдавайте нам первые зам.преды во всех комитетах, как во всех приличных странах цивилизованных с парламентской системой. Да, действительно, республиканцы в Конгрессе имеют все. А демократы имеют все первые позиции заместителей, и все первые позиции в аппарате. Пожалуйста. Нет, он не хотят действительно все. Это просто какие-то хозяева жизни - пришли и что хотят, то и делают. Митрофанов: Да никуда они не пришли, никто ничего не захватил. Это же парадоксально, что комитеты делили, несмотря на большинство, комитеты делили исходя из каких-то компромиссных подходов, председателя оставили левого, по политической ориентации.

Шергова: А думаю, Алексей Валентинович, что в Думу пришил новые люди, когда после выборов в 99 году, а, люди с богатым опытом в парламенте, просто их провели. Вот сейчас они это поняли, и пытаются вернуть это назад.

Митрофанов: Нет, мы их не провели. Хотя у нас, действительно, богатый опыт. Но вот почему `Яблоко` поддерживает коммунистов - я не пойму. Вот все-таки как они рождались как аналитическая группа при ЦК КПСС, которая на даче писали программы для Рыжкова, вот они такие и остаются. Они скрытые коммунисты. Это отдел при ЦК КПРФ, я всегда знал, это просто спецотдел какой-то, который занимается научными разработками, и как-то любят коммунистов. Почему вы поддерживаете Селезнева? Зачем он вам дался-то? Он сейчас не представляет никого и должен быть сменен на того, у кого есть 270 голосов в Думе. Пусть Слиска будет председателем. Я к ней сложно отношусь, но она представляет большинство, и будет у всех стимул выигрывать выборы, помимо всего прочего. Просто партийный стимул. А то глупость полная. Вот мы выиграли выборы 93 года. Нас было больше всех в парламенте - мы вообще ничего не получили. Ничего, ни постов. Несколько комитетов там, и зампреда Думы, больше ничего. А должно быть четко, вот победили - весь аппарат ваш и ответственность...

Шергова: Так вы что, теперь пытаетесь расправиться с Селезневым за 93 год?

Митрофанов: Нет, не за 93 год. А вообще так должно быть. Но тогда будет и ответственность, тогда и можно будет спросить с людей: мы за вас голосовали, вы захватили полностью всю Думу, все комитеты, вы за 4 года расскажите, что вы сделали в законодательной работе. А то получается глупость: выиграли выборы одни, а роли... Вот сейчас Сергей Викторович что сказал? Как законы ЦБ - рулит `Яблоко`, за которое голосовало 6%. Это плохо, Сергей Викторович, это очень плохо, что по прежнему рулят те, кто проиграл выборы. Рулить должны те, кто выборы выиграл. Плохие они, хорошие - это уже второй вопрос. И избиратель пусть видит, за кого они голосовали, потом они пусть отвечают. А то каждый раз нам говорили: мы за вас голосовали, а вы ничего не сделали.

Шергова: Понятно. Сергей Викторович, вот если задуматься сейчас о том, что говорил Сергей Валентинович, если исходить из численного состава фракции ЛДПР в Государственной Думе, ЛДПР, очевидно, вообще готово отойти от дел и спокойно стать рядовыми депутатами, не участвуя ни в какой депутатской деятельности. Логично получается?

Иваненко: На самом деле здесь подмена понятий. Я еще раз говорю, я `за`, берите всю Думу, все управление. Там просто нет людей, которые умеют профессионально могут работать председателями комитетов всех, заниматься аппаратной работой. Это другая проблема. Но, пожалуйста, мы готовы, берите всю ответственность на себя. Между прочим, председателя Думы Селезнева избирал те же самые коммунисты и `Единство`, в январе, когда фракции `Отечество`, `Яблоко` и `Регионы` демонстративно вышли из зала и не принимали участия вообще в этом сговоре. Сегодня во многом Селезнев расплачивается за ту позицию, когда он был избран половиной Думы в результате сговора.

Шергова: Ага, и ЛДПР наверное..?

Иваненко: Естественно, ЛДПР тоже, все дружно голосовали за Селезнева. Сегодня они его сняли. Нет, ладно бы они его снимали, нет, там же совсем другая история. Селезнева не дает снять Путин. Путин не дает разрешения. Поэтому вместо этого осуществляется система вот таких вот совершенно мелочных придирок. Лишили права голоса при формировании повестки дня Думы, даже не голосование. Вот такая мелочь. Совершенно не имеющее отношения... Митрофанов: И это не предел. Сегодня права голоса, завтра полетов на самолете, послезавтра снимут руководителя аппарата - так всегда происходит. Потом сам уйдет. Иваненко: Да, приводит это к тому, что, понижая статус председателя Думы дискредитируется Дума, они его не снимают, они его понижают в статусе. Дискредитируется Дума, и в результате все депутаты, в том числе и авторы вот всех этих мероприятий, они оказываются тем, кем их и представляют наши избиратели. То есть никем. То есть Дума просто никакая, нулевая. Она не имеет своего права голоса, она не имеет никакой позиции ни по какому вопросу, она послушно выполняет то, что ей говорят...

Шергова: Сергей Викторович, а вы не опасаетесь, что позиция, которую вы сегодня заняли, будет очень многими истолкована так, как ее трактует Алексей Валентинович, то, что `Яблоко` поддерживает коммунистов? И тем самым ваш рейтинг в глазах избирателей может понизиться, и это может отразиться на опросах общественного мнения, результаты которых будут через месяц, после этих событий. Вас не беспокоит этот вопрос?

Иваненко: Нет, меня это не беспокоит.

Шергова: А почему вы так уверены?

Иваненко: Потому что мы поддерживаем не коммунистов, мы поддерживаем демократические принципы. Демократические принципы устройства нашей жизни. Мы не хотим, чтобы Дума подчинялась решением Кремля, Старой Площади и Белого Дома. Мы не хотим, чтобы `Союз четырех`, собираясь на свои заседания, принимал за нас решения, куда летать самолетами, куда ездить на поезде и кому звонить по телефону. Нас избрали избиратели, и мы отвечаем только перед ними, и ни перед каким там большинством Думы.

Шергова: А ваши желания совпадают с вашими возможностями?

Иваненко: Мы считаем, что демократическое устройство государства, демократическое устройство Думы, которое закреплено законом, вполне достаточно, чтобы наши права сохранялись. Сегодня есть наступление на наши права, на права меньшинства в Думе. Мы сегодня в оппозиции, они сегодня у власти. Их больше чуть-чуть, 240, нас меньше. Митрофанов: 270. Иваненко: И они хотят просто полностью монополизировать все. Мы не дадим им этого, и будем объединяться, в том числе и с коммунистами. Митрофанов: Вот `Яблоко` - это агрессивно-капризное меньшинство. Это я давно такое говорил. Иваненко: А вы агрессивно-послушное большинство. Митрофанов: А вы агрессивно-капризное меньшинство, потому что о какой демократии можно говорить, когда вас 130-140 и вы хотите иметь своего спикера. Да на каком основании? 270 человек больше, чем... Мы тоже не питаем особых чувств к `четверке` и так далее, но их больше. Это объективная реальность. Когда мы пришли в Думу - все было по другому. `Отечество` было с другой стороны и как бы другая была политическая конфигурация. Сейчас `Отечество` сдалось полностью, объединилось, и стало больше реально, и они должны иметь своего спикера. И пусть потом отвечают. Я вам же говорю, на выборах же нам лучше. Пойдем на выборы, и вы и мы, покажем реально, как они могут управлять Думой. Давайте им отдадим Думу и через год скажем... Иваненко: Я вам скажу так, вообще то, что мы обсуждаем, вообще говоря, наших избирателей и наших зрителей не интересует вообще. Интересует на самом деле, как работает Дума, какие она принимает законы. Вот тот способ, которым сегодня осуществляется работа в Думе - это интриги, это создание абсолютно неприемлемой атмосферы, это какие-то склоки - приводит к тому, что работы нет, все делят кабинеты.

Шергова: Ясно. Наша программа подошла к концу. Спасибо.



15.03.2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 214703
Опублик.: 23.11.04
Число обращений: 1009

  • Митрофанов Алексей Валентинович
  • Иваненко Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``