В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Зубков: ФАТФ нам в руки Назад
Виктор Зубков: ФАТФ нам в руки
МЕЖДУНАРОДНАЯ организация по борьбе с финансовыми злоупотреблениями на сессии в Берлине приняла в свои ряды Россию.Страна начинает жить по новым правилам, общим для целого ряда цивилизованных стран. А граждане должны быть готовы к тотальному контролю за крупными покупками. Что означает для нас вступление в ФАТФ? Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту `Российской газете` рассказал председатель Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктор ЗУБКОВ.
- Для России очень важно, что ее признали страной, где с `отмыванием` незаконно нажитых капиталов ведется активная борьба. Теперь мы будем участвовать в работе ФАТФ, в выработке правил игры, а не ходить в виноватых и униженных, к которым применяют экономические санкции. Страны ФАТФ имеют как бы соглашение о взаимном доверии, которое теперь распространяется и на Россию. Это необычайно важно для привлечения инвестиций, развития банковского сектора. Но наше вступление в ФАТФ необходимо и для мирового сообщества. От нас ждут, что мы будем положительно влиять на ситуацию в ряде стран СНГ, особенно на государства Средней Азии и Закавказья. Там никакой борьбы с `отмыванием` капиталов пока не ведется. Некоторые из этих стран являются транзитными для переправки наркотиков, другого криминального бизнеса. Там находят приют террористы и их пособники. Мировое сообщество рассчитывает на нашу помощь, на то, что мы поможем создать в этих странах `финансовую разведку` и поделимся опытом: как ее работу можно быстро наладить. Ведь у себя мы меньше чем за год смогли не только принять новые законы, но и создать необходимый орган - КФМ. Разговоры об этом уже велись, и, я думаю, в ближайшее время Россия официальное предложение от ФАТФ: консультировать страны СНГ - некоторые из них уже к нам обращаются.

- Став полноправным членом, Россия будет теперь жить по правилам ФАТФ?

- Россия выполняет правила ФАТФ - без этого ее не изъяли бы из `черного списка` и тем более не приняли в эту организацию. Но правила меняются. На той же сессии ФАТФ в Берлине был принят новый устав: 40 новых рекомендаций, которые теперь становятся обязательными для всех государств - в том числе и для членов ФАТФ. Среди них есть несколько принципиально важных.
Сейчас в странах - членах ФАТФ банки и страховые компании сообщают финансовым разведкам этих государств о подозрительных финансовых операциях. Теперь же ФАТФ настаивает, чтобы то же самое делали юристы, нотариусы и другие лица, имеющие отношение к оформлениям сделок и контрактов. Кроме того, предлагается ввести уголовную отвественность за отмывание средств независимо от суммы. В России по 174 статье УК уголовная ответственность наступает при суммах свыше 2 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Сегодня МРОТ составляет 450 рублей, стало быть речь идет о 900 тыс. рублей. Однако в ближайшее время МРОТ должен быть повышен до 600 рублей, значит, вырастет и порог - до 1,2 млн. рублей. На мой взгляд, требование ФАТФ совершенно справедливо: преступление все равно остается преступлением. Другое дело, что мера наказания за различные суммы тоже может быть разной.
И, может быть, самое главное: ФАТФ рекомендует ввести обязательное раскрытие бенефициарных владельцев компаний и банков. Так называют истинных собственников капитала, которые сегодня могут быть спрятаны за спиной многочисленных держателей акций и управляющих компаний. Цепочки создаются такие сложные, что подчас раскрыть истинных владельцев почти невозможно. А ведь именно они, а не посредники являются истинными виновниками преступлений по отмыванию капитала.
Это подтверждает и наша практика: мы не раз сталкивались с людьми, которые за относительно небольшие деньги проворачивали крупные рискованные операции. А когда начинали с ними работать, выяснялось, что в их руках по сути ничего нет. Такое положение вещей позволяет настоящим собственникам уходить от ответственности. Поэтому важно, чтобы истинных владельцев знало государство. В противном случае банки и компании будут лопаться, люди будут терять деньги, а истинный виновник умышленного банкротства не будет отвечать ни по каким законам и обязательствам.

- Благодаря сокрытию истинных владельцев нарушают и другие законы. Например, успешно обходят антимонопольное законодательство.

- Да. Вот потому-то я и назвал это требование ФАТФ принципиально важным.

- В таком случае предстоит огромная работа. На днях `РГ` опубликовала мнение авторитетного аналитика, который считает, что истинных владельцев обнародуют не больше трети российских компаний. Искать владельцев будут сотрудники КФМ? Получат ли они в связи с этим новые полномочия?

- На этот счет еще нет закона. Его предстоит разработать и принять. Думаю, что первичный контроль должны осуществлять сами компании и банки. Прежде чем начать работать с новыми клиентами, они должны выяснить их подноготную. На то и существуют в компаниях аналитические отделы и службы безопасности, службы внутреннего контроля. Полученную информацию они будут сообщать в КФМ. А проверять добросовестность такой работы должны уполномоченные органы.

- Для банкиров надзорным органом является Центробанк. Кто будет разбираться с остальными?

- Страховыми компаниями занимается профильный департамент Минфина. Рынком драгоценных металлов и камней - ФКЦБ, Пробирная палата. Как выяснилось, своих надзорных органов не имеют ломбарды и лизинговые компании. Поэтому ими занимаемся мы - КФМ.

- А кто будет контролировать действия нотариусов и юристов, которым предстоит сообщать сведения о крупных сделках?

- Тот, кого уполномочит закон. Логичным было бы вмешательство Минюста. Но если поручат нам - будем заниматься.

- Контроль за сделками непосредственно коснется не только предпринимателей, но и простых граждан.

- Не надо преувеличивать. Так ли уж часто простые граждане совершают сделки свыше 20 тыс. долларов (начиная именно с этой суммы сделки попадают под внимание КФМ)?

- Это стоимость небольшой квартиры в крупном городе. Квартиры, дачи, машины покупает все-таки немало россиян.

- Волноваться нужно тому, кто покупает уже третью, четвертую квартиру. В этом случае государство вправе поинтересоваться происхождением денег. А если нотариусу представлены документы, подтверждающие, что покупка совершается на честно заработанные деньги, то сведения о сделке останутся у него и никакие проверки покупателю не угрожают.

- Какие документы вы имеете в виду?

- Их перечень сейчас разрабатывается.

- Попытаемся смоделировать ситуацию. Многие россияне до сих пор получают часть зарплаты по `черным` или `серым` схемам. Они не украли эти деньги - такова воля работодателя, которому не хочется платить большой налог с фонда заработной платы. Если нотариус потребует справку о зарплате с места работы, в ней будет указана лишь `белая` часть. Что тогда делать?

- Граждане должны платить налоги со всех заработанных денег.

- Но если работники будут платить налоги с полной суммы, налоговая инспекция может в конце концов выйти на работодателя. А тот - выместить свои неприятности на честных сотрудниках, попросту уволить их.

- Да, думаю, общество ожидает серьезная встряска. Но что же вы хотите? Чтобы все это продолжалось бесконечно? Чтобы люди боялись показать даже честно заработанные средства, а в старости получали пенсию, начисленную с маленькой `белой` части зарплаты? Чтобы государству вечно не хватало средств на социальные программы из-за укрывательства значительной доли налогов? А кто-то в это время будет богатеть на незаконно нажитых деньгах.

- Разумеется, такая перспектива не радует. Но до сих пор борьба с подобными явлениями не давала заметных результатов. Государство даже отменило правило, обязывавшее граждан сообщать о происхождении средств, потраченных на крупные покупки, в налоговую инспекцию. Причина проста: этот механизм контроля не работал. А какова практика КФМ? В начале весны вы сообщили, что несколько уголовных дел, возбужденных по собранным КФМ фактам отмывания денег, скоро будут слушаться в суде. Прошло больше трех месяцев, но об этих делах ни слуху ни духу.

- А вы обратитесь в органы суда и прокуратуры и спросите их о судьбе этих дел. Ведь в нашей компетенции - только сбор и обработка информации, а дальше уже работают правоохранительные органы. Впрочем, я никого не хочу винить. Ведь нашему комитету всего полтора года. Законодательству о противодействии отмыванию капиталов - немногим больше. Во всех странах, где эта работа только начата, она раскручивается с большим трудом. Мы только что подписали соглашение о сотрудничестве с польскими коллегами. У них - те же проблемы. Ведь для милиции и прокуратуры, как и для судов, такие дела - вещь совершенно новая. Еще не накоплен достаточный опыт. Во многих странах ФАТФ существуют судьи, специализирующиеся на рассмотрении таких дел. Для нас это - перспектива.

- Как скоро новые правила ФАТФ начнут действовать в России?

- В течение полугода нам в КФМ нужно будет разобраться во всех деталях, подготовить предложения по изменению законов, нормативные акты по их применению. Законодательная база должна появиться уже осенью.



`Российская газета` 26.06.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 214697
Опублик.: 23.11.04
Число обращений: 1101

  • Зубков Виктор Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``