В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто разберется с хаосом административной реформы? Назад
Кто разберется с хаосом административной реформы?
Правительство РФ приняло решение усилить управление административной реформой. В этих целях создана специальная рабочая группа, ее возглавил глава аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Фрадков.

Создание рабочей группы стало результатом критики президентом Владимиром Путиным реализацией административной реформы, на ход которой ему постоянно жаловались бизнесмены. Во вторник на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей президент заметил, что даже сами авторы и инициаторы реформы не придерживаются ее принципов. `Предполагалось, что министерства будут заниматься стратегией развития и нормотворчества, агентства - непосредственно управлением, службы - контролем, - сказал Путин на XIV съезде РСПП. - Жизнь и практика показали, что организаторы и инициаторы реформы не хотят выпускать из своих рук одеяло (управление), нарушая таким образом продекларированные принципы административной реформы`. Президент добавил, что по этому поводу будут приняты меры.

Очевидно, чиновники посчитали, что реагировать нужно молниеносно, и отреагировали: в дополнении к уже существующей комиссии будет создана рабочая группа. Видимо, в ее состав войдут и представители бизнеса, для которого собственно, эта реформа и затевалась. Вопрос в том, сможет или эта рабочая группа сделать что-то реальное для возврата реформы в то русло, в каком она задумывалась? Ведь в ней заложено совершенно неразрешимое для ментальности российского чиновника противоречие. Как известно, у нас испокон веков так повелось, что контроль дает возможность получать пресловутую `статусную ренту`. Не зря же вчера на съезде прозвучало почти серьезное предложение бизнес-сообщества узаконить `откат`. Между тем, трехзвенное разделение функций приведет к тому, что высокопоставленный министр будет иметь возможности для контроля меньше, чем руководитель нижестоящего агентства, который и занимается собственно управлением. При том, что последний должен быть независим от первого, и соответственно перетекание средств снизу вверх исключается.

Кроме того возникает и третий субъект - службы, которые контролируют выполнение законов и по этой причине могут вступать в конфликт с агентствами.

`У нас вообще отсутствует управленческая традиция разделения функций непосредственно в отраслях, - считает заместитель Центра политических технологий Алексей Макаркин. - У нас всегда существовали очень четкие вертикальные схемы. И теперь, когда у нас идет разделение функций, то возникают вполне понятные проблемы. Любой министр психологически всей историей нашей бюрократии ориентирован на максимальный контроль всего и вся в рамках своей сферы влияния.`

Однако, как считает Макаркин, есть и вполне объективная причина, поскольку если действительно провести разделение функций, то возникнет новая проблема разбалансировки и как следствие - потеря управляемости. И по этой причине тоже министерства жестко пресекают все поползновения агентств и служб к автономии. Каким образом новая группа поможет решить эту объективную проблему, неизвестно.

Крупные предприятия, которые часто контактируют с ведомствами напрямую, могут найти решение и в том `хаосе` административной реформы, про который говорят и председатель правительства, и бизнесмены. Между тем, в своем выступлении руководитель РСПП Аркадий Вольский отметил, что этот `хаос` больнее всего бьет по малым и средним предприятиям, которые попросту не имеют возможности решить свои проблемы `наверху`. Как известно, именно для этого сектора бизнеса провозглашалась дебюрократизация, выражавшаяся в отмене лицензирования. Однако в данной трехчленной системе этот процесс оказался никому не нужным. В результате он и остановился.

Справедливости ради нужно сказать, что от административной неразберихи страдают все, в том числе и власть. На заседании правительства один из губернаторов пожаловался, что теперь он не знает как работать с Министерством здравоохранения и социального развития, поскольку в прежнем министерстве была должность замминистра, на которого замыкались все вопросы региональной политики, а теперь и обратиться не к кому. Михаил Фрадков посоветовал ему обращаться к руководителю одного из департаментов, который теперь за это отвечает. Однако над этим руководителем теперь появилось еще несколько начальников, с которыми он должен согласовывать все вопросы. Скорость решения в такой ситуации легко прогнозировать - мягко говоря, она замедлилась.

Выявлена еще одна проблема - стыковка центральной административной реформы с региональной, к которой еще не приступали и неизвестно когда приступят. А это, в свою очередь, тормозит и реформу центрального аппарата. Так что проблем очень много, и простым созданием еще одной рабочей группы их не решить.

Сергей Плетнев
18.11.2004
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 214455
Опублик.: 18.11.04
Число обращений: 44


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``