В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антон Златопольский: `А что такое идеологическая нагрузка?` Назад
Антон Златопольский: `А что такое идеологическая нагрузка?`
Несмотря на обещания сокращать свое участие на телевизионном рынке, государство продолжает сохранять контроль над двумя из трех крупнейших федеральных телеканалов. ФГУП `Всероссийская государственная телерадиокомпания`, объединяющее в том числе телеканалы `Россия`, `Культура` и `Спорт`, - самый крупный актив государства в медийном секторе. Как признается первый заместитель председателя ВГТРК, генеральный директор канала `Россия` Антон Златопольский, даже после реорганизации ВГТРК из ФГУПа в акционерное общество государство вряд ли откажется от контроля над этой компанией. О перспективах развития входящих в ВГТРК телеканалов и телевизионного рынка в целом Златопольский рассказал в интервью `Ведомостям`.
- Расскажите, пожалуйста, о финансовых результатах ВГТРК в прошлом году и I квартале этого года.

- Если говорить с точки зрения доли на рынке, цены и количества пунктов рейтингов, то мы результатами заканчивающегося телесезона удовлетворены.

- Конкретизируйте, пожалуйста.

- Позицию телеканала на рынке правильнее определять не в абсолютных величинах заработанных средств из рекламного бюджета, а в реальной доле на рынке. За три года общая доля всех федеральных каналов упала с 67% до 62% по России и с 58% до 53% по Москве - это естественная тенденция, которая вполне соответствует общей динамике развития общенациональных каналов во всем мире. По итогам сезона в абсолютных цифрах доля `России` сохранилась, а с учетом общей динамики это, по сути, означает рост. Канал `Культура` вырос почти на 25% , такими динамичными показателями может похвастаться разве что СТС.

- А рекламные доходы?

- Рекламный доход растет как раз на столько, на сколько его прогнозируют. Наша задача - сохранить, а может быть, и увеличить свою долю на рынке, а значит увеличить долю доходов от размещения рекламы. Тем более что с этого года мы отказались от бюджетного финансирования.

- Можно ли ждать от ВГТРК отчетности по МСФО?

- Мы к этому готовы, но у нас просто нет сегодня для этого внешних причин.

- В этом сезоне `Россия` показала два сериала, которые считаются одними из самых дорогих на отечественном телевидении, - `Бригада` и `Идиот`. Цифры в $200 000 - 500 000 за час, которые называют в телевизионных кругах, верны?

- Нет, это стоило дешевле.

- Дешевле $200 000 или дешевле $500 000?

- Дешевле $200 000. Во-первых, это не два самых дорогих сериала и не два самых успешных сериала телеканала `Россия` - это самые успешные сериалы всего телесезона. Сериал `Бригада` на тот момент проходил по верхней планке стоимости российского сериального продукта. Но каких-то беспрецедентных расходов, неэффективных с точки зрения стоимости часа, компания не производила. `Идиот` стоил дешевле `Бригады`. Мы не называем цифры, но они абсолютно соответствуют эффективной стоимости часа и не превышают расходы наших коллег на производство праймовых сериалов.

- Какова, по вашим оценкам, эффективная стоимость часа сериала для прайм-тайм?

- Все зависит от пунктов рейтинга, количества минут рекламы в этом часе, возможности повтора данного сериала, но если мы говорим о федеральных каналах, то, наверное, сегодня эта цифра уже перешла отметку в $100 000.

- Как быстро окупаются вложения ВГТРК в производство сериалов для прайм-тайм?

- Это зависит от проекта. Я думаю, что `Идиот` в первом показе не вернул вложенные в него деньги по той простой причине, что мы сняли рекламу из первой серии и уменьшили почти вдвое объем рекламы. Но стратегически это очень эффективное вложение денег.

- Производство сериалов - прибыльный бизнес?

- Как инвестиции - бесспорно. Понимание того, что вложения в сериальный бизнес могут быть успешными, пришло за последние 1,5 - 2 года, и количество производимой продукции разного качества, на мой взгляд, сейчас приближается к верхней границе востребованности со стороны федеральных каналов, и вопрос качества становится главным. У меня есть сомнения, что все проекты, которые сегодня запущены, будут окупаемы.

- Месяц назад `Альфа-групп` объявила о покупке сериального пакета Владимира Досталя, управлявшего кинопродукцией `Медиа-Моста`. До сделки компания вела переговоры с теми каналами, между которыми затем были распределены права на показ сериалов из этого пакета?

- Этот вопрос нужно задавать `Альфа-групп`. Я могу подтвердить, что мы действительно выкупили ограниченную часть прав из этого пакета - как из библиотеки, так и из новых сериалов. Компании Досталя являются одними из крупнейших производителей на рынке, зарекомендовавшими себя качественными сериалами, о чем год назад свидетельствовал кинопоказ НТВ - тогда канал триумфально отработал весну. Так что нам было бы неразумно не участвовать в этой сделке. Пакет разделен между `Первым`, СТС и `Россией` достаточно пропорционально.

- Во сколько каналу обошлись эти права?

- Мы не можем себе позволить неэффективные с точки зрения инвестиций вложения. Этот пакет достаточно дорогой - это правда. Но мы покупали ограниченное количество показов на ограниченное количество лет, исходя из того, сколько раз и какое время этот продукт еще сможет отработать.

- Наличие крупных посредников на рынке телевизионного контента обычно свидетельствует о том, что рынок хорошо развит. Как вы считаете, достаточно ли структурирован отечественный рынок телевизионного производства?

- Думаю, что он близок к этому. Но рынок структурируется не хаотически, а действиями наиболее сильных игроков. Если никто реально не начнет этого делать, это не произойдет еще очень долго. Поэтому я думаю, что действия `Альфы` абсолютно оправданны с точки зрения тактики и стратегии.

- Насколько выгодно для телеканалов использование product placement? Какой доход приносит использование этой схемы?

- Если вы имеете в виду программы `Последний герой` и `Стань звездой`, то это скорее большие спонсорские контракты. Мы тоже используем product placement в ряде проектов - сегодня условия работы с крупными спонсорами-рекламодателями таковы, что они не просто размещают рекламу внутри программы, но и получают пакет дополнительных услуг и дают дополнительные деньги. Большие спонсорские взносы покрывают большую часть, а иногда и все расходы на производство программы.

- У вас по такой схеме, насколько я понимаю, финансируется проект `Стань звездой`. Кто получает доход от product placement - производитель программы или канал?

- По нашему контракту с `Видео Интернешнл` они занимались поиском и размещением спонсоров. В проекте `Стань звездой` у нас был контракт с производителем, с которым мы договорились, в каких пропорциях, помимо стоимости производства программы, мы делим дополнительные расходы.

- 25-я частота, которую год назад ВГТРК выиграла на конкурсе для запуска круглосуточной русской версии Euronews, отдана новому спортивному каналу. На какой частоте будет вещать Euronews?

- На той же, где сегодня, - на телеканале `Культура`. Для тех гурманов, которые хотят смотреть панъевропейские новости круглосуточно, существуют иные способы доставки этой информации - `НТВ-Плюс`, `Космос-ТВ`. Обычно это люди с доходами гораздо выше среднего. С другой стороны, вещание спортивного канала на 25-й частоте в Москве - решение временное. Будет разработана другая дециметровая частота, которая будет выставлена на конкурс, в котором обязательно примет участие телерадиокомпания `Спортивная Россия`, производящая телеканал `Спорт`.

- Вы говорите, что рынок насыщен. Зачем тогда было получать отдельную частоту для круглосуточного Euronews?

- Полтора года назад стояла такая задача. Сегодня мы понимаем, что, в принципе, мы рынок удовлетворили.

- Зачем в состав учредителей телеканала `Спорт` вошло НП `Росмедиаком`?

- `Росмедиаком` - это компания, которая была создана несколько лет назад для подобных медийных проектов с целью привлечения внешних инвестиций. По сути, `Росмедиаком` - это оператор.

- Состоящий из ВГТРК, Сбербанка и ВЭБа?

- Совершенно верно. Но это не означает, что кто-то из этих трех партнеров обязан инвестировать в проект.

- Кто сейчас финансирует запуск канала?

- Сегодня бизнес-план еще не утвержден общим собранием. Поэтому на первоначальном этапе все расходы по организации вещания взяла на себя ВГТРК.

- Аналитики телевизионного рынка говорят, что без $80 - 100 млн начинать этот проект было бы бессмысленно.

- Зная состояние рынка и стоимость прав - а это основные расходы, - я думаю, что цифра существенно завышена.

- Идеологическая нагрузка, которая лежит на информационном вещании на канале `Россия`, с вашей точки зрения, со временем должна увеличиваться или уменьшаться?

- Объясните, что такое идеологическая нагрузка?

- Когда смотришь программу `Вести`, хорошо понимаешь, какие позиции программа отстаивает. Назвать это независимым телевидением сложно.

- Словосочетание `независимое телевидение` имеет такое же право на жизнь, как и `демократическая диктатура`. Мы часто путаем независимое с популистским. Наша ниша - это главные новости страны. Верстка строго соответствует информационным приоритетам дня.

- Тем не менее есть новости, которые ваши коллеги с других каналов считают важными, достойными даже открытия выпусков новостей, а в `Вестях` они отражения не находят.

- Например?

- Например, позиции партий правого фланга.

- Они находят свое отражение в том объеме, в котором мы рассматриваем их как информационный повод. У нас в эфире периодически бывают все лидеры, и не только в информационных программах, но и в аналитических - `Вести плюс`, `Зеркало` с Николаем Сванидзе. Кстати, не надо забывать, что, например, у СПС в Думе 7% , а доля их отражения в телеинформации очевидно выше.

- Когда ВГТРК может быть преобразована в АО с госучастием?

- Я считаю, что государство вряд ли когда-нибудь отдаст свой контроль, и это правильно. Речь идет об изменении организационной формы. По большому же счету с точки зрения системы управления, менеджмента, сегодняшней ситуации в компании это ничего не поменяет.

- Проект закона о СМИ запрещает иностранным акционерам владеть больше чем 50% телеканала с федеральным распространением. Наличие иностранного акционера в федеральном телеканале - это опасность или новая возможность развития?

- Я считаю, что это абсолютно оправданная норма. Владение медиа предполагает некий политический вес, это общемировая практика. Я считаю, что контролирующие доли иностранного капитала в федеральных масс-медиа - это опасность для государства.



`Ведомости` 17.06.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 214385
Опублик.: 16.11.04
Число обращений: 509

  • Златопольский Антон Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``