В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антон Златопольский: Зритель решает все Назад
Антон Златопольский: Зритель решает все
Интервью генерального деректора Российского канала и превого заместителя председателя ВГТРК Антона Златопольского журналу `Итоги`
Серию назначений в ВГТРК действительно следует понимать как начало качественно нового витка конкурентной борьбы?

А я не уверен, что конкуренция на телевизионном рынке когда-либо ослабевала. Хотя, с точки зрения позиционирования и количества конкурентов, как и денег, которыми они располагают, за минувший сезон на телевидении произошли грандиозные изменения. Налицо явный подъем рынка. НТВ вполне оправилось от недавних потрясений и явно попытается вырваться в верхние строчки таблиц рейтингов.

Это же относится и к шестому каналу. Неизбежно будет трансформироваться канал ТВЦ. Не стоит списывать со счетов Александра Роднянского с СТС и моих старых друзей с REN TV Ирену и Диму Лесневских. По-своему симптоматичны превращения Дарьял-ТВ в ДТВ и появление 7ТВ. В самое ближайшее время борьба усилится. В такой ситуации вполне логично усилить менеджмент.

Что вы считаете главными достижениями канала в прошедшем сезоне?

Во-первых, на канале появился реальный бюджет. До этого финансирование РТР не было системным. Впервые за все время, прошедшее после кризиса 98-го года, у нас нет долгов.

Многие каналы откровенно завидуют РТР: хорошо, мол, получать бюджетные денежки, да еще и на рекламе зарабатывать!

Сегодня РТР на себя тратит меньше, чем зарабатывает. Деньги, которые мы получаем от рекламы, распределяются и на `Культуру` - часто забывают о том, что этот канал тоже входит в холдинг ВГТРК, на радио `Россия`, на `Маяк` и на капитальные вложения, например ремонт в здании на 5-й улице Ямского Поля, где работают `Вести`. В этом году мы наконец закончили ремонт на `Яме`, как ее называют журналисты, и там теперь разместится весь Российский канал. После этого все - новости, выпуск, спорт, планирование - будут вместе.

Мы преодолеваем историческую разобщенность, когда `Вести` не считали себя частью телеканала, а сотрудники канала отвечали `новостийщикам` той же монетой. Теперь все соберутся под одной крышей.

Недавно главным редактором `Вестей` был назначен Владимир Кулистиков. Прежний их руководитель Александр Абраменко перестал устраивать руководство?

Александр Абраменко остался работать в ВГТРК. Сейчас он на месяц ушел в отпуск.

Появление на канале главного продюсера, которого на `России` не было несколько лет, еще одна `кадровая революция`?

Сегодня РТР - динамично развивающийся канал. Задача будущего сезона - пересмотреть многие существующие форматы и не оставить без внимания ни один эфирный отрезок. Это колоссальная трудоемкая работа, работа с продюсерами, телепроизводителями, менеджментом канала. Для этого необходима сильная команда.

Позвольте задать вам вопрос как первому заместителю председателя ВГТРК: как следует трактовать назначение зампредом генерала ФСБ Александра Здановича?

ВГТРК не бутик и даже не телеи радиоканал. Это колоссальное хозяйство - 23 тысячи сотрудников, работающих от Камчатки до Калининграда. Проблема безопасности - одна из ключевых для страны. А уж для таких высокотехнологичных систем - тем более. Большинство возникающих проблем - от несанкционированного выхода в региональный эфир, или, попросту говоря, захвата аппаратно-студийных комплексов, до попыток криминальных структур повлиять на эфирную политику отдельных ГТРК - мы и раньше решали сами. Олег Добродеев посчитал, что лучше, как это и происходит в большинстве подобных корпораций - от РАО `ЕЭС` до Сбербанка, - взять настоящего профессионала, которого он лично знает много лет.

В телевизионном мире многие говорят о том, что `Россия` станет другой: суше, жестче, серьезнее. Культуру отдадут `Культуре`, а на РТР будут царить новости и публицистика?

Не совсем так. Телеканал РТР всегда существовал и будет существовать в жесткой конкурентной борьбе за зрителя. Как на одном из двух больших общероссийских каналов, на РТР всегда будут и информация, и документалистика, и фактологические программы, и кино, и развлекательное вещание. Другой вопрос - что мы стремимся поднять планку каждой из этих составляющих.

Что касается `Культуры`, то этот канал успешно продвигается в российские регионы, и после ввода с осени вещания по часовым поясам его аудитория максимально вырастет, он будет лучшим каналом для интеллектуальной части аудитории.

К слову, о стиле и качестве. Какова судьба программ `Аншлаг` и `Моя семья`?

Объективно это рейтинговые форматы. Убирать их из сетки было бы неуважением по отношению к зрителю. Мы будем работать с производителями по трансформации этих форматов, в том числе и их оформления. Производители, кстати, понимают, что такие перемены назрели.

А вам не кажется, что в силу вполне понятного популизма канал теряет более интеллектуальную аудиторию?

Нет, не считаю. В прошлом сезоне у нас появилась рубрика `Киноакадемия`, в которой по четвергам показывается лучшее мировое кино. Все основные значимые российские премьеры также у нас. Канал РТР начал масштабную программу экранизации нашей классики. Первой ласточкой станет показ в будущем сезоне 10-серийной работы Владимира Бортко `Идиот`. Впереди много интересных разработок, в том числе и неосуществленный когда-то тем же Бортко замысел экранизировать `Мастера и Маргариту`.

Мы - лидеры документального производства. Сейчас снимаются 104-серийная `История новой России`, документальный цикл `Портреты эпохи`. Также мы исходим из того, что в составе ВГТРК два телеканала. Как и в минувшем сезоне, лучшие телепрограммы канала `Культура` мы будем повторять на РТР.

Сериальную продукцию, вышедшую на РТР, вы оцениваете положительно?

По-разному. Были безусловные удачи, были и спорные вещи. В будущем сезоне появятся новые сериалы: `Закон`, `Бригада`, `Тайга`, `Каменская-2`.

`Каменская` готова?

Да, и ее премьера тоже состоится осенью. Недавно мы подписали с Александрой Марининой договор на `Каменскую-3`. В момент подписания мы принципиально договорились и о `Каменской-4`!

Все названные вами сериалы так или иначе связаны с криминальной темой. Вам не кажется, что криминала на нашем экране многовато?

Разве `Семейные тайны`, `Московские окна` или `Леди босс` - это криминальные сериалы? У нас есть все, но в сериальной палитре, безусловно, много остросюжетных вещей - это ведь закон жанра.

Вы не первый год работаете на РТР, были заместителем гендиректора. Как, по вашим наблюдениям, меняется аудитория канала?

Наша аудитория очень разная. В отличие от НТВ и ТВС это не только жители больших городов, но действительно люди по всей России. Это семейная аудитория.

Достижение последних двух сезонов - увеличение молодежной и детской аудитории. Особенно с появлением подросткового сериала `Простые истины` и классики жанра `Спокойной ночи, малыши`. Растет образовательный уровень нашего зрителя. Определенно вырос уровень его доходов. Это отражение процессов, происходящих в стране.

Так чего же сейчас хочет от вас народ?

Как ни странно, в регионах хотят того же, что и в Москве. Повсюду ждут местных новостей. В той же столице рейтинги и доля аудитории у программы `Вести `Москва` бывают даже выше, чем у федерального выпуска `Вестей`. Такая же картина в Санкт-Петербурге. И это понятно - про свое, близкое всегда интереснее. Та же тенденция наблюдается и по стране. В Москве, если сравнить ее с Россией, чуть выше интерес к `элитарному` телевидению, что объяснимо. Россия же тяготеет к более развлекательным форматам. Понятно, что `Моя семья` и `Аншлаг` лучше идут по России, а фильмы `Киноакадемии` - в Москве.

Игры - один из известных ключиков к достижению коммерческого успеха. На `России` в новом сезоне будут играть?

Да, у нас появится несколько лицензионных и, надеемся, очень качественных игровых форматов, имеющих высочайшие показатели в мировых рейтингах.

Я вижу у вас на столе журнал `Итоги`. Недавно в интервью нашему журналу Андрей Кончаловский сетовал на излишнюю ориентацию российского общества, а значит, и телевидения, на западные стандарты. В результате мы получили уникальное поколение MTV. Поколению MTV не нужны форматы, заставляющие думать, с горечью заключает Андрей Сергеевич.

Я не думаю, что все обстоит именно так. Моей дочке тринадцать, и можно сказать, что поколение MTV - это она и ее друзья, с которыми я знаком. Нельзя утверждать, что молодежную аудиторию привлекают только развлекательные форматы. По крайней мере у той аудитории, с которой общаюсь я, очень широкие интересы.

Если же говорить о западных стандартах... Конечно же, ориентироваться исключительно на Запад нельзя, да мы и не занимаемся слепым копированием. Простой пример: в России не идут те же ситуационные комедии - ситкомы, - чрезвычайно популярные на Западе. Да и вообще опыт последних лет говорит о том, что нам не нужно бояться западной продукции, так как наша аудитория смотрит ее плохо. Канал РТР ежегодно вкладывает миллионы в создание отечественных фильмов и сериалов. Как и другие телеканалы, мы реально поднимаем отечественную киноиндустрию. Аудитория же своими телевизорами голосует за отечественного производителя.

Но сетка ведь не резиновая? Куда вы, простите, все это денете? Предполагается закрытие нескольких форматов?

Списка на выход у нас нет. Но с некоторыми форматами мы в следующем сезоне расстанемся. Если они не появятся в следующем сезоне, думаю, это будет не так уж заметно для зрителей.

Увеличится ли в следующем сезоне объем вещания `Евроньюс`?

На наш взгляд, увеличение часов вещания `Евроньюс` на `Культуре` пока нецелесообразно. Но в следующем сезоне в связи с запуском почасового вещания `Культуры`, которое позволит транслировать ее программы с учетом часовых поясов, мы запустим `Евроньюс` на всю страну.

Какой прогноз вы можете дать на следующий сезон? У какого канала наиболее велики шансы на лидерство?

Лидерами будут ОРТ и РТР. Далее - НТВ. За московскую аудиторию будут бороться ТВС, СТС, REN ТV, ТВЦ.

РТР может сократить отрыв от своего главного конкурента ОРТ?

В Москве мы конкурируем всегда. В России ОРТ сохранит свое лидерство - в этом личная заслуга Константина Эрнста. Плюс преимущество в четыре часа вещания, которых в силу региональных перекрытий нет на канале РТР.

А с конкурентами, Антон Андреевич, вы общаетесь?

Безусловно. Мы в очень добрых отношениях с генеральным директором ОРТ Константином Львовичем Эрнстом. А первый заместитель генерального директора НТВ Рафаэль Павлович Акопов вообще мой однокашник. Знакомы двадцать лет. Вместе учились на юрфаке МГУ и долго веселились по поводу того, как сложилась наша судьба, сделавшая из юристов телевизионщиков. Может быть, это тенденция.

Вы долго работали на РТР с другим Акоповым - генеральным директором канала Александром Акоповым. Чем, по-вашему, объяснялся его достаточно неожиданный уход с этого поста?

Я очень расстроился, когда он ушел. Александр Акопов талантливый, яркий человек. Он работал на канале пять лет - для телевидения это почти предельный срок, о чем знает каждый телевизионщик. Мы продолжаем совместную работу. Сейчас он занят несколькими проектами, часть которых связана с производством продукции для канала РТР.

Трансляция матчей чемпионата мира по футболу - удовольствие не из дешевых. Оправдывает ли такие затраты борьба за зрителя?

Без ложной скромности - нашим контрактом с Кирхом можно гордиться. Первоначальная цена, предложенная нам, высчитывалась по формуле доллар с человека. На сколько миллионов тянул контракт при нашем-то населении? Мы сбили цену в десять раз. Не скрою, мы понимали реальную опасность остаться без футбола - контракт был заключен в последний момент на самых выгодных условиях.

А чем еще порадуете футбольных болельщиков?

Заключен трехлетний контракт на показ чемпионата России по футболу с нашей Премьер-лигой. Мы заплатили достаточно серьезные деньги и впервые получили нормальные права, договорились о календаре игр, удобном и зрителю, и вещателю.

При этом мы понимаем, что ни в этом году, ни в будущем наши материальные затраты не окупятся, но надеемся, что внесем свою лепту в грядущие успехи российского футбола.


Итоги, 25.06.2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 214384
Опублик.: 16.11.04
Число обращений: 530

  • Златопольский Антон Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``