В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя руководителя фракции `Яблоко` в ГД РФ Сергея Иваненко и директора Института стран СНГ Константина Затулина ведущей программы `Перекресток` Екатерине Шерговой (ТВЦ). Назад
Интервью заместителя руководителя фракции `Яблоко` в ГД РФ Сергея Иваненко и директора Института стран СНГ Константина Затулина ведущей программы `Перекресток` Екатерине Шерговой (ТВЦ).
Шергова: Добрый вечер. Сегодня в Москве заседал высший Совет России и Белоруссии. Строительство Союзного государства продолжается. Президент Белоруссии тревожиться, что нет необходимой динамики в создании единого экономического пространства. Но больше всего Лукашенко беспокоит его возможная политическая смерть. Так может случиться, если Союз не состоится. О Судьбе Союза мы сегодня поговорим.
Александр Лукашенко приехал сегодня с надеждами и в принципе, по-моему, уже уехал, уже заседание прошло. Как вы считаете, итоги сегодняшнего заседания - это какое-то декларативное заявление или что-то реальное, действительно происходит движение?

Затулин: Союзное государство подошло в очередной раз к новому году и близко к новому году принято подводить итоги. Подводить особенно нечего, потому что никаких особенных продвижений в деле строительстве этого Союзного государства недостигнуто. Я думаю, этим руководствовались участники высшего Совета, когда намечали на вот эту предновогоднюю неделю свою последнюю встречу. Что-то надо делать, но, когда нет представлений о том, что надо делать, нет желания вообще что-то делать, делать что-то невозможно.

Шергова: Понятно, Сергей Викторович, скажите, пожалуйста. Сегодня Герман Греф по окончанию вот этого совещания сказал, что к 2005 году мы перейдем на единую валюту - российский рубль. Он станет единой валютой в Союзе России и Белоруссии. Скажите, как вам кажется, это экономически нам выгодно? Или это вот мы показываем Белоруссии, что все-таки у нас еще осталось намерение соединиться вместе.

Иваненко: Я должен сказать о политической стороне вопроса, о Союзном государстве. То, о чем говорит мой визави, я могу с сожалением констатировать, что мы предупреждали о том, что договор, который заключен между Россией и Белоруссией о так называемом Союзном государстве - это грабли, на которые мы все время, каждый год наступаем. Там написано, что у нас Союзный парламент, написано, что мы все едины, но на самом деле есть одна приписка маленькая в самом конце, где сказано, что все это действует после того, как в Конституции России и Белоруссии будут произведены необходимые изменения. Поэтому это оказалось декларацией и мы, на самом деле, с точки зрения интеграции оказались ровно в том же положении, что и 6 лет назад, когда господин Лукашенко приезжал в Думу, вы помните, какой был восторженный прием. И мы тогда говорили об этом, и сейчас, я думаю, это подтвердилось, что не было желания реальной интеграции, и этого нет. Что касается экономики, я согласен с тем и мы, кстати, предлагали в 95-ом году направили президенту Лукашенко экономический договор. Договор об экономическом Союзе между Россией и Белоруссией. Где единая валюта стоит, как этап, причем не первый этап на создание этого экономического Союза.

Шергова: С другой стороны, все-таки давайте не забывать о том, что у нас сейчас наступает 2002 год, а не 2005, так что действительно это не за горами.

Иваненко: Я просто напомню, что европейский экономический Союз начинался в 57-ом году. Валюта вводиться в 2002 году, там колоссальная работа, там таможня, там свободное передвижение...

Шергова: Я бы хотела дать возможность Константину Федоровичу ответить.

Затулин: Вы знаете, когда я слушаю о проектах, которые откладывают всякое объединение с Белоруссией по образцу западноевропейского Союза лет на 50, и когда нам с умным видом говорят о том, что в Белоруссии совершенно иное законодательство и там очень сложно с рыночной экономикой, с приватизацией и прочее. Хотя всего 10 лет назад мы были единым государством... Как написали законы, так можно и переписать. Вот мне Россия начинает напоминать, вы знаете, такого старого еврея из анекдота, которому задали вопрос.
- Хочешь быть царем? И как ты будешь себя чувствовать?
- Я буду жить лучше, чем царь.
- Почему?
- Я буду брать шить на дом.

Когда России предлагалось государство, объединиться с Белоруссией, не важно по каким мотивам, возможно, Лукашенко решал свою политическую судьбу, но Россия могла бы проявить встречную инициативу. Она просто была не готова, до сих пор не готова и пребывает в этой неготовности. Она говорит: `Нам не нужно все государство, мы не хотим объединяться с Белоруссией, нам бы вот отдельное предприятие, если можно приватизировать или часть сектора экономики`. Предлагается большой проект, если этот проект сорвется вне зависимости от того, Лукашенко, Путин, кто угодно будет в то время у власти, это будет означать на всем этом пространстве, что Россия ничего не в состоянии довести до конца.

Шергова: А почему вы говорите, что не в состоянии. Может быть, нет желания?

Затулин: Совершенно верно. В тот момент, когда сделал предложение, даже не Лукашенко, еще Кебич об объединении денежных систем, 93-ий год, начинал даже не Лукашенко, а вполне похожий на Черномырдина Кебич. У нас в этот момент не знали, что с этим делать, потому что не хотели никакого объединения.

Шергова: Тогда давайте, раз мы выяснили, что вроде как нет желания, давайте, поймем, а нам вообще это нужно?

Иваненко: Я думаю, что экономический Союз России и Белоруссии, и Украины и Казахстана и других союзных республик жизненно необходимы для России, прежде всего. И, конечно, нужно это делать не 50 лет, нужно делать хотя бы за 10, но начинать надо было давно, в 91-ом году, в 92-ом, в 95-ом. Что касается предложения, так называемого о Союзном государстве, которое по-прежнему воспроизводится с умным видом. Ни разу, никогда Лукашенко не предлагал создать Союзное государство. Не было ни одного заявления на этот счет. И все договоры, которые предлагались, были договорами о некой международной, правовой, геополитической реальности. И договор, который подписан с Ельциным, и замечание на наш экономический договор... Знаете, что нам ответил руководитель администрации Президента в ответ на наше предложение заключить экономический союз? Мы текст написали. Он написал, что `нас не устраивает единая денежная система, при которой голоса стран пропорциональны капиталу, который вложен в единый банк`...

Шергова: Я хочу, что бы Константин Федорович на это ответил.

Затулин: Понимаете, в чем логика Мясниковича и других представителей. Он уже не глава администрации президента республики Беларусь, но дело не в этом. В Белоруссии есть свой правящий класс, своя политическая элита. Это политическая элита, она может нам не нравиться, она может не нравиться Лукашенко, но она сегодня управляет Белоруссией. Мы должны объяснить внятно этой политической элите и, прежде всего, президенту Белоруссии. А что будет с ним, с политической элитой, с государством Беларусь после объединения? Если они на это объединение пойдут...

Шергова: Понятно. Константин Федорович, я просто хотела бы добавить в конце нашей беседы, что, по-моему, есть необходимость объясниться и у нас дома. Потому что, по-моему, еще не все имеют представление, зачем нам это нужно.

Затулин: Я с вами согласен, но я хотел сказать, что, когда я говорил, что мы еще не готовы, я хочу обратить внимание, я говорю: `Мы`, применительно к политической элите. Но абсолютное большинство населения у нас в стране из раза в раз голосует за объединение с Белоруссией в любом рейтинге, в любом опросе. Кого не спроси, все считают, что да, это было бы очень важно. Так и Белоруссия тоже.

Иваненко: Последняя реплика. Мне один мой знакомый депутат сегодня сказал, что, если и существует надежда на то, что Россия и Белоруссия действительно будут продвигаться в направлении интеграции, то эта надежда существует только благодаря тому, что в России были люди, которые были против дружеских вот этих объятий Лукашенко и Ельцина. Потому что та истерика, которую устраивали... Лукашенко в Госдуме за неделю до выборов, именно она мешает. Лукашенко абсолютно правильно, ему нужно видеть свое политическое место. К сожалению, этого политического места нет, потому что бороться он мог с Ельциным, но с Путиным ему уже не справиться.

Шергова: Хорошо. Спасибо вам большое.



26.12.2001
1994-2004, Национальная
служба новостейhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 214335
Опублик.: 16.11.04
Число обращений: 888

  • Затулин Константин Федорович
  • Иваненко Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``