В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жуйков Виктор: `Судебная реформа превращается в контрреформу` Назад
Жуйков Виктор: `Судебная реформа превращается в контрреформу`
Верховный суд пошел против Кремля
Большая часть судейского корпуса открыто не возражала против предложенной Кремлем концепции судебной реформы. Что сейчас не устраивает судей?

- Судебная реформа началась не сегодня. Закон "О статусе судей в СССР" был принят в 1989 году, уже тогда было понятно, что судьи защищают права граждан и поэтому должны обладать независимостью и неприкосновенностью. Впервые с пяти до десяти лет был увеличен срок их полномочий. Причем это также касалось председателей и зампредов судов. Через три года был принят второй фундаментальный закон - "О статусе судей в РФ", заложивший принцип несменяемости судей и установивший достаточно сложный порядок привлечения их к уголовной ответственности. В том же году несменяемость закрепила Конституция, а в 1996 году - и федеральный конституционный закон "О судебной системе в РФ". Сейчас же общественность пытаются убедить, что при помощи этих "льгот" судьи отгородились от общества.

Что ваши коллеги боятся потерять?

- Например, председателей районных судов и их заместителей предлагается избирать на четыре года, а руководителей вышестоящих судов - на шесть лет. Более того, этот порядок хотят распространить на тех, кто в настоящее время уже исполняет свои обязанности. А это неконституционно. Также звучат предложения досрочно прекращать полномочия судей в том случае, если служитель Фемиды неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности. В результате возникает следующая цепочка: председатель суда, назначенный на очень короткий срок, становится очень зависим от местных властей, от тех, кто через какое-то время будет решать вопрос о его повторном назначении. Он получает возможность поднимать вопрос о дисциплинарной ответственности судей, а квалификационные коллегии, в которые будут входить представители президента,- отрешать их от должности. Иными словами, появится механизм воздействия на судей и расправы над ними. А это очень опасно.

Руководитель рабочей группы по судебной реформе, заместитель главы президентской администрации Дмитрий Козак убежден, что такие меры, напротив, сделают суд независимым и позволят очистить судейские ряды от коррупции.

- Никакой логики в этом нет, поскольку законодательство, принятое в начале 90-х годов, никоим образом не мешает судейскому сообществу избавляться от тех людей, которые его компрометируют. За последние несколько лет квалификационные коллегии судей прекратили полномочия около 300 людей в мантиях, совершивших деяния, не совместимые с их статусом. С согласия коллегий были возбуждены 36 уголовных дел в отношении судей. По моим наблюдениям, они действуют порой даже чересчур жестко.

А что вы предлагаете?

- Срок полномочий судьи может быть установлен только федеральным конституционным законом. Сейчас предлагается делать это при помощи обычного федерального закона, для принятия которого необходимо набрать 226 голосов депутатов Госдумы. Для одобрения в Совете федерации достаточно простого большинства членов верхней палаты. Принимать конституционный закон гораздо сложнее: необходимо набрать не менее 300 голосов в нижней палате и заручиться поддержкой трех четвертей верхней палаты. То есть если уж и устанавливать новые сроки судейских полномочий, то только в форме поправок к конституционному закону.

Четыре из одиннадцати законопроектов по судебной реформе будут рассмотрены депутатами в самое ближайшее время. Причем все думские фракции и группы заявили об их поддержке. На что вы рассчитываете в этой ситуации?

- Мы попытаемся убедить парламентариев, что в таком виде они не могут быть приняты, что их нужно самым тщательным образом откорректировать. Если же они не согласятся, после принятия этих поправок у нас появятся все основания обратиться с запросом в Конституционный суд.

Вы полагаете, что Конституционный суд из чувства корпоративной солидарности вас поддержит?

- Солидарность тут ни при чем. Если бы у меня не было уверенности в антиконституционности новых положений, касающихся статуса судей, я бы сейчас с вами не разговаривал. Они противоречат принципиальнейшей статье федерального конституционного закона о судебной системе, по которой в России не могут издаваться законы, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей. Пожалуйста, отмените эту норму, и всем станет ясно, куда мы идем, какие цели преследуем и какое правосудие получим в скором времени. А оно будет таким, что независимые и уважающие себя люди уйдут, поскольку не захотят работать в таком суде.

Вы не собираетесь объединить усилия с Генпрокуратурой, которая также не в восторге от реформы?

- С прокуратурой мы объединяться не пробовали, поскольку их проблемы не имеют ничего общего со статусом судей. Я думаю, что там с удовольствием поддержат все предложения, направленные на снижение гарантий нашей неприкосновенности. Разве прокурору будет плохо от того, что судья станет более управляемым?

То есть вы утверждаете, что администрация президента заинтересована в существовании подконтрольной судебной системы?

- Я полагаю, что в этой части судебная реформа превращается в контрреформу. Либо ее авторы этого не понимают, либо осознанно хотят сделать судей зависимыми. Я, конечно, не могу утверждать, что администрация президента заинтересована в подконтрольной судебной власти. Но то, что в итоге получится именно такой результат, я уверен.

ВЛАДИМИР Ъ-НИКОЛАЕВ


Коммерсантъ-Daily, 05.06.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 214025
Перв. публик.: 09.11.04
Последн. ред.: 11.12.07
Число обращений: 348

  • Жуйков Виктор Мартенианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``