В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Добродеев: Такие дни бывают раз в несколько столетий Назад
Олег Добродеев: Такие дни бывают раз в несколько столетий
Руководитель ВГТРК Олег ДОБРОДЕЕВ прокомментировал в интервью корреспонденту `Известий` Анне КОВАЛЕВОЙ, насколько этичным, на его взгляд, было освещение происшедших событий на телевидении.
Олег Борисович, как вы оцениваете новости об американской трагедии на нашем и западном телевидении?

- Мне кажется, что в данном случае уместно говорить скорее об американских компаниях. Они работали корректно и сдержанно. Изобразительный ряд был очень лаконичен. Единственные жесткие кадры, показанные в первый день: туфелька погибшей женщины в Пентагоне и очень скупой план людей на башне. Хотя есть съемки людей, которые, взявшись за руки, бросаются в пропасть. Но время таких кадров еще не пришло. Что будет с родственниками, если они в людях, прыгающих с сотого этажа, узнают своих близких? Американские журналисты достигли согласия в главном вопросе: что страна не должна быть повергнута в пучину хаоса. Они сумели отказаться от сиюминутной профессиональной выгоды. В такие дни неприлично считаться рейтингами. Что касается российских каналов, то в данной ситуации мы представляем все-таки вторичный рынок информации. Свои удачи и неудачи в освещении этого события были у всех каналов без исключения. Если говорить об РТР, то я думаю, что нашей удачей было появление в эфире Сергея Брилева в качестве ведущего и то, что впервые на государственном канале всю ночь работал европейский информационный канал Euronews.

Насколько этичен вывод одного из каналов, что Америка сама виновата, так как бен Ладен - ее собственное произведение?

- Это глупо. В эфире РТР не было практически никаких оценок. Единственное, что мы себе позволили, это попросили поделиться своим мнением людей заведомо взвешенных и компетентных: Михаила Горбачева и Андрея Кокошина.

Все российские каналы постоянно показывали и показывают одни и те же чудовищные кадры: самолет врезается в башню, башня падает. Не кажется ли вам, что это уже больше похоже на смакование трагедии, нежели на информационную работу?

- Такие дни в человеческой истории бывают раз в несколько столетий. Если бы европейское телевидение существовало в день выстрела в Сараево или начала Второй мировой войны и показывало бы что-то, не относящееся к этим событиям, это выглядело бы дико. То, что произошло во вторник в Америке, перевернуло все. Пока невозможно представить все последствия, как ближние, так и отдаленные.

Как вы считаете, насколько в таких случаях уместна цензура - внешняя или внутренняя?

- Абсолютно неуместна. Цензура - это то, что приходит сверху. Можно говорить только о самоограничениях, когда профессионалы должны сами себя поставить в условия неполного показа. Первая причина и самая важная: мы должны помнить о родственниках погибших, сидящих у телеэкрана и могущих последовать за своими погибшими. Вторая причина: иначе за тебя это сделают другие.

Есть ли четко оговоренные правила, что можно, чего нельзя?

- Инструкций нет. Но в последние годы российская журналистика прошла определенный путь в цивилизованном направлении. Той жесткости, которая была раньше, натуралистичности в телекартинке становится все меньше и меньше, по крайней мере на основных федеральных телеканалах. Это прежде всего вопрос профессионализма и здравого смысла. Запретами этичности не добьешься.

Можно ли в таком случае говорить о том, что вскоре уйдет в прошлое профессия стрингера, многие из которых специализируются на добывании именно неэтичных кадров?

- Я бы не стал этого утверждать. Все-таки большинство стрингеров работают с особой эксклюзивной информацией, которой ни у кого больше нет. Думаю, что рынок подобной информации существовал и будет существовать дальше. Более того, я абсолютно убежден, что все эти жестокие кадры появятся в течение месяца и будут показаны. Точно так же, как в конечном итоге американцы спросят президента Буша, руководителя ЦРУ и других спецслужб, как они встретили эту беду, куда и как летел самолет президента в эти минуты... Со всем этим будут разбираться, свое слово скажут и `Вашингтон пост`, и `Нью-Йорк таймс`. Скорее всего второй срок президента Буша крайне проблематичен. Но в эти минуты американцы как общество продемонстрировали удивительное внутреннее понимание того, как нужно вести себя перед лицом трагедии. В России, к сожалению, такие вопросы задаются над еще неостывшими телами жертв.

Вы сказали, что время показа всего, что было снято в тот день, не пришло. Будут ли эти кадры показаны в России?

- У меня нет в этом сомнений. Но, повторю, Россия в данной ситуации - вторичный рынок. Наше телевидение ориентируется на американское, поскольку ограничения исходят от них. Покажут американцы - покажем мы.


Известия, 15.09.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 213771
Опублик.: 04.11.04
Число обращений: 412

  • Добродеев Олег Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``