В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гейдар Джемаль: Я не знаю, кто такой Бен Ладен Назад
Гейдар Джемаль: Я не знаю, кто такой Бен Ладен
Собеседник `Известий` - руководитель `Исламского комитета` в России Гейдар Джемаль.
Гейдар Джемаль - руководитель `Исламского комитета` в России, известный полемист, исламовед весьма радикальных взглядов. Настолько радикальных, что с ним не согласно исламское духовенство России. Это и понятно: сейчас - на фоне событий 11 сентября - не время заявлять об `особой миссии` ислама в мире. Многие высказывания Гейдара Джемаля скорее могут бросить тень на умеренных мусульман, углубить возникшее непонимание между ними и приверженцами других религий. Тем не менее в беседе с обозревателем `Известий` Александром Шумилиным исламовед не поступается своими принципами.

Вы утверждаете, что события в Афганистане `подрывают престиж России`, что Владимир Путин неправильно отреагировал на теракты в США. А как, по-вашему, он должен был поступить?

- Во-первых, Москва должна была потребовать международного расследования с привлечением авторитетных экспертов, гласно установить вину какой-либо организации. Это не позволило бы использовать события для перегруппировки мировых сил в пользу США. А не валить все на мифическую `Аль-Каиду`. Я подчеркиваю - мифическую. Во-вторых, следовало заручиться поддержкой Пекина, который, как и Москва, не заинтересован в появлении американских баз у своих границ.

Вы называете события 11 сентября не терактами, а нейтрально - `операцией`. И утверждаете, что организовал это не бен Ладен?

- Корни событий несомненно находятся на Западе. Ведь США оказались не просто готовыми к 11 сентября, но и включили в действие отработанный план перестройки миропорядка: боевые действия не только в Афганистане, но и в Йемене, предстоящие удары по Сомали. Весь мир выстроился по ранжиру, продиктованному Вашингтоном.

Так кто же стоит за терактами?

- Любому специалисту ясно, что так называемая `Аль-Каида` не имеет стратегического ресурса для такого рода ударов. Я занимался вопросом о технической постановке этого события и обнаружил `следы` присутствия транснациональных корпораций как главных заказчиков, которые опираются и на политиков в США. А исполнителями были члены одной из тоталитарных сект, не имевшие отношения к `исламскому пространству`. Использовать представителей мусульманских организаций для таких целей непродуктивно: в радикальных политических кругах исламского мира активно действует агентура спецслужб, например, Израиля, что чревато преждевременной утечкой информации. 10 из 19 обвиняемых арабов якобы являются саудовцами. Я расценил это как попытку прямого давления на саудовское руководство, его шантажа. Среди исполнителей не было ни одного араба.

Понятно: заговор, а его организаторы - кто угодно, только не исламские экстремисты. Вы поддерживаете методы террора?

- Я против террора, который осуществляют империалистические государства по отношению к населению стран `третьего мира`. Я против того, когда с помощью таких постановок, как 11 сентября, создаются механизмы для корректировки общественного мнения. Мне трудно себе представить исламскую организацию, которая добивалась бы того, что произошло. Тем более сейчас, когда политика США дала основания арабам почувствовать себя реальным фактором в ближневосточных делах.

Эта политика примирения арабов с Израилем проводится Вашингтоном и Москвой давно, и всякий раз ее срывали теракты именно исламских экстремистов. Я назову вам десяток таких организаций - от устроителей терактов в индийском парламенте до действующих на Ближнем Востоке. Вы за бен Ладена?

- Нет. Я не знаю, кто такой бен Ладен. Для того чтобы быть `за` или `против`, надо познакомиться с его идеологией. Я не слышал ни одной идеи, которую бен Ладен огласил бы как политический философ. Это главный вопрос.

Известно, что бен Ладен давно призывает к борьбе с США, берет на себя ответственность за теракты против этой страны. Или это тоже миф - бен Ладена не существует?

- Он существует, но я не знаю, кто он такой.

Вы не верите тому, что о нем говорят и что демонстрируют по телевидению?

- Если бы я верил тому, что говорят обо мне! (смеется) Мы в России прекрасно знаем цену такого рода свидетельским показаниям. Когда есть задача - сделать постановку (теракты 11 сентября. - А.Ш.) и найти `козла отпущения`, - спецслужбы решают ее легко.

Это несложное занятие - отвергать реальные факты и выстраивать теории на всякого рода домыслах. Я заметил, что вы не склонны делить политический ислам на `умеренный` и `радикальный`. Ведь, например, политическое и религиозное руководство таких стран, как Египет, Иордания, ОАЭ, Тунис или Марокко, проводит вполне здравую линию на вписание своих стран в современную цивилизацию при всем уважении к исламу.

- Де-факто такое деление существует, но оно поверхностно по отношению к феномену ислама. Любая монотеистическая религия, в том числе и ислам, возникала в радикальной форме. Все пророки пребывали в резком противостоянии с существовавшим истеблишментом и духом времени. Это противостояние олицетворял и наш пророк Мухаммед, что сохраняется и по сей день. Все мусульмане востребованы в проекте создания справедливого исламского общества. Все общество в каждодневной жизни руководствуется шахадой (исламским символом веры - `Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его`), в том числе и как политической идеологией. Стержень ислама - защита общины верующих против притязаний тиранов, олигархии, бюрократии. И сегодня мы видим, как ислам становится заместителем `новой левой идеи`, которая вырисовывается после ухода марксизма. Ислам становится как бы синонимом `цивилизации бедных`.

А может быть, синонимом конфронтации, как некогда был марксизм?

- Конфронтационную политику проводят те, кто располагает геостратегическим ресурсом. Ни бен Ладен с `Аль-Каидой`, ни я, ни кто-либо другой не располагает таким ресурсом, чтобы бросить вызов мировому истеблишменту, связанному и с оргпреступностью.

Но разве, например, саудовские миллиардеры не являются частью того сытого мирового истеблишмента? Понятие `арабский шейх` - сегодня самый яркий символ безудержного богатства.

- Нынешний истеблишмент в арабском мире - это `смотрящие`, поставленные для того, чтобы ислам не реализовал своей исторической миссии. Они поставлены для того, чтобы с помощью продажных улемов дезавуировать цели и идеалы ислама. Чтобы с помощью полицейских формирований проводить зачистки против людей, не могущих смириться с геноцидом в `третьем мире`.

В вашей интерпретации ислам предстает весьма радикальным учением и руководством к действию. Вы поддерживаете тот порядок, который установили талибы в Афганистане? Вы хотели бы, чтобы он распространился на другие страны и континенты?

- Мы же приветствуем Путина, который ввел жесткий порядок в России, а почему мы должны талибов осуждать? А то, что их порядок, по-вашему, не из ХХ века, - это уже не наше дело. Ислам - лишь средоточие всех тех оппозиционных сил, которые сегодня борются за сохранение человеческого достоинства перед наступлением информационного общества, которое всех нас сделает придатком политических манипуляторов. А что касается традиционного одеяния, то Коран подчеркивает, что хиджаб является достоинством женщины. Я поддержал бы идею того, чтобы мусульманки носили хиджаб как отличительный знак своего превосходства.

Слово `превосходство` отдает расизмом. В Америке уже появился `черный расизм`. Не ожидает ли нас `исламский расизм`?

- О каком расизме речь: ислам - это последний ресурс интернационализма в мире. Сегодня только ислам после умершего марксизма говорит об отсутствии национального фактора. Есть хадис пророка: `Кто умирает за род и за племя - тот не из наших`. Ислам - это духовная общность. Миссия пророков вообще основывается на концепции `избранного народа`. Первый `избранный народ` собрался вокруг нашего праотца Авраама. Эстафета избранничества передавалась от пророка к пророку. После израильского таким `избранным народом` являются мусульмане, о которых в Коране сказано: `Мы поставили вас народом в центре`.

После 11 сентября на Западе организации, подобные вашему `Исламскому комитету`, стали объектом пристального внимания правоохранительных органов. А вы ощущаете повышенное внимание со стороны правоохранителей?

- Да, после моих выступлений по поводу 11 сентября я ощущаю такое внимание. Немедленно была проведена налоговая проверка `Исламского комитета`. Затем появилась прокуратура с вопросами. Ко мне подсылаются различные провокаторы, которые иногда под видом доброжелателей предлагают помощь. Это все, конечно, легко `раскусывается`. Агрессия со стороны власти есть.

А что вы отвечаете тем, кто говорит, что вы отрабатываете деньги иностранных исламских организаций радикального толка?

- Да ничего я им не отвечаю. Зачем мне с ними вступать в дурацкий диалог? Пусть сколько угодно утверждают что хотят. Я говорю примерно так: зри в корень, потому что `радикс` в переводе с латыни, откуда слово `радикал`, - это есть корень.


Известия, 26.12.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 213648
Опублик.: 02.11.04
Число обращений: 435

  • Джемаль Гейдар Джахидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``