В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Дворкин: Ядерный терроризм: взрыв или заражение Назад
Владимир Дворкин: Ядерный терроризм: взрыв или заражение
О том, есть ли возможности противостоять ядерному терроризму, разработчик `ядерных` положений российской военной доктрины, научный руководитель Центра стратегических ядерных сил Академии военных наук Владимир Дворкин рассказывает корреспонденту `Известий` Дмитрию Сафонову.
Владимир Зиновьевич, насколько опасен для современного мира ядерный терроризм?

- Прежде всего следует учесть, что угроза ядерного терроризма сегодня достаточно реальна не только в отношении объектов хранения и предприятий по производству и утилизации ядерных боеприпасов. Опасность представляет нападение и на объекты - стационарные и мобильные, связанные с производством, хранением, переработкой и утилизацией ядерного горючего, в том числе плутония, урана-235, урана-238, дейтерия, трития, объектов по добыче и обогащению руды, исследовательские и промышленные атомные реакторы. В развитом государстве, обладающем ядерным оружием, таких `целей` может быть до нескольких тысяч.

Нельзя полностью исключать, что террористические организации получат доступ к ядерному оружию и будут готовы к осуществлению ядерного взрыва. Хотя такая возможность крайне маловероятна. Опасность со стороны ядерного терроризма заключается скорее в радиоактивном заражении местности при физическом разрушении ядерного боезаряда или другого ядерного объекта.

И кто мог бы пойти на такой крайний шаг?

- Существует 180-200 крупных террористических организаций и групп, которые, по данным различных источников, могут проявлять интерес к ядерным объектам. Их цели весьма различаются. На одном крыле - те из них, которые добиваются признания своих политических установок. Для них приоритетными могут быть информационно громкие, но достаточно символические акты с минимальными человеческими жертвами. На другом крыле - террористические организации, стремящиеся к максимальному числу человеческих жертв и материальному ущербу. В промежутке между этими крайними организациями можно выделить еще 4-5 групп, в той или иной степени сочетающих политические, экономические цели с задачами истребления отдельных этнических и религиозных общностей.

И насколько реальны их возможности подобраться к ядерным материалам?

- И материально-техническое обеспечение террористов, и их способность покупать информацию о состоянии, степени защиты, графиках перемещения ядерных объектов зависят от их финансовых возможностей. У некоторых группировок такие возможности есть. Например, у бенладеновской `Аль-Каиды`.

Второй важнейший фактор - профессиональная подготовка. От нее в не меньшей степени, чем от финансового потенциала, зависит степень угрозы со стороны террористов. Одни могут ограничиться подготовкой и обеспечением террористов-камикадзе, экипированных взрывчатыми веществами. Другие, нанимая специалистов-организаторов с опытом оперативно-штабной подготовки, способны планировать и осуществлять сравнительно сложные многоходовые операции, как это имело место 11 сентября в США. Таким образом, если учесть еще и дифференциацию террористических организаций по целям, получаем от 20 до 40 вариантов направлений ядерного террора.

Какой ущерб могут нанести такие группы людей?

- При разрушении в процессе транспортировки или хранения ядерного боезаряда средней мощности, находящегося на носителе оружия, основным поражающим фактором станет долгосрочное радиоактивное заражение местности на площади в несколько квадратных километров. При поражении реактора или хранилища отработанного топлива АЭС площадь радиоактивного заражения достигнет нескольких сотен квадратных километров. А вот разрушение уранообогатительной фабрики или реактора для производства ядерных материалов для боезарядов и энергетических установок может привести к заражению местности на площади до нескольких тысяч квадратных километров. Правда, эти показатели сильно зависят от метеорологической обстановки в районах совершения актов ядерного терроризма.

Зная цели и возможности террористических организаций, учитывая общее количество ядерных объектов и их степень защиты, можно достаточно легко спрогнозировать несколько тысяч потенциальных сценариев терактов и принять меры для их предотвращения.

Несколько тысяч сценариев - но ведь против такого количества опасностей не устоит ни одно государство. Получается, что мы практически беззащитны против ядерного терроризма?

- Не совсем так. Дело в том, что из этих тысяч в результате предварительного анализа часть вариантов отбрасывается как нереализуемая. Правда, совсем упускать их из виду не стоит. Оставшиеся сценарии террористических актов подвергаются детальному экспертному анализу по критериям целей и возможностей каждой группы террористических организаций, уязвимости ядерных объектов и ущерба в случае их поражения. В результате такой работы определяются и выбираются наиболее вероятные, приоритетные сценарии ядерных терактов. И уже после этого можно с учетом контртеррористического потенциала каждой страны и сообщества государств концентрировать усилия на противодействии наиболее опасным сценариям.

То есть вся эта работа еще только предстоит?

- Эффективное противодействие ядерному терроризму не может основываться только на импульсивных ответных действиях или эпизодических удачах спецслужб. Спасти мир от ядерного джинна может только четкая система мер. Одной из них уже стало блокирование финансовых потоков террористических организаций, поспешно осуществленное после трагедии 11 сентября в США. Теперь членам ядерного клуба нужно разработать и реализовать комплексную программу мер противодействия - и ядерному, и любому другому терроризму с использованием оружия массового уничтожения.


Известия, 08.11.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 213596
Опублик.: 02.11.04
Число обращений: 404

  • Дворкин Владимир Зиновьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``