В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алла Демидова: `Развал СССР начался с театра` Назад
Алла Демидова: `Развал СССР начался с театра`
На днях на экраны страны выходит фильм Бориса Бланка "Смерть Таирова". Роль Алисы Коонен - соратницы великого режиссера - играет, пожалуй, самая необычная актриса отечественного театра и кино Алла Демидова. Накануне премьеры в интервью "Новым Известиям" Алла ДЕМИДОВА рассказала, чем ей дорога эта роль, почему она не любит праздников и что думает о предательстве.

- Главная тема картины "Смерть Таирова" - предательство. Таирова предают его же собственные верные ученики. Не перенеся позора и унижения, изгнанный из театра, через год он умирает. Алла Сергеевна, насколько эта тема для вас болезненна, ведь вы тоже были свидетельницей актерского предательства? Речь, конечно, об истории Таганки.

- Тема предательства в театре, с одной стороны, какая-то нелепая и необъяснимая, но с другой, театр - это зеркало жизни, как говорят (я бы добавила еще - увеличительное стекло), и все, что в нем происходит, легко можно объяснить банальной бытовой логикой. Мне кажется, что передел нашего государства, я имею в виду Советский Союз, если говорить языком метафорическим, произошел сначала в театре. Ведь вспомните: сначала начали делиться театры - "Современник", МХАТ, Таганка, прочие, а потом уже государство по этой же модели разрушилось. Театр - это предтеча всего. Именно театр наиболее остро ощущает какие-то перемены и в обществе, и в людях. И в отношениях. Что касается предательства - это тоже не от хорошей жизни происходило, и мало кто посмеет актеров осудить. Во времена Сталина, да и позже предавали практически все и с удовольствием. Страх, который был тогда в людях, в их генах, рождал какое-то колоссальное возбуждение. Восхищение идолом - Сталиным - рождало защитную реакцию: все стремились опередить страшные события и иногда совершали аморальные поступки. Когда заклеймили Таирова, страх, сидевший в генах его учеников, выразился в этом фейерверке предательства. Предавали, безусловно, не только Таирова, предали и Мейерхольда, его же актеры - блестящие Царев, Яншин. Нельзя осуждать людей, живших тогда, с позиции нашего времени. Ведь мы не знаем, как бы повели себя, окажись в такой ситуации. Я, например, через это прошла, и, мне кажется, достойно. Юрия Петровича Любимова, как и Таирова, предали его же верные ученики. Недаром Борис Бланк в роли Таирова хотел снимать Юрия Любимова, не получилось - Любимов заболел.

- Алла Сергеевна, в новой картине вы играете гениальную актрису, соратницу Таирова Алису Коонен. Есть ли что-то в ее судьбе (я имею в виду не личную, а актерскую судьбу), что созвучно судьбе вашей?

- Знаете, все актерские судьбы, в общем-то, похожи. Тут даже и гадать не надо: определенно, у нас с Алисой Коонен очень много общего. Прежде всего нас роднит разность в существовании в быту и на сцене. Алиса Коонен в быту была очень тихая, молчаливая, иногда даже застенчивая. Она окружала себя кошками и собаками, любила часами раскладывать пасьянсы и гадать на картах. А на сцене она перевоплощалась. Коонен была, пожалуй, единственной трагической - не драматической, а именно трагической - актрисой в русском театре. Трагедию кроме нее никто не играл (драму играли, но это существенное различие). Вот это существование двух разных реальностей в одном человеке я и на себе отчетливо ощущаю. Я ведь в принципе человек очень тихий, молчаливый, как и Коонен. Я даже на вопросы журналистов отвечаю скорее из вежливости и из симпатии. С большим бы удовольствием я посидела бы и просто помолчала. Я, так же, как Алиса, люблю пасьянсы и собак (ее любимицу звали Микки, как и моего пекинеса). И я, точно так же, как Алиса, совершенно иначе веду себя на сцене. Вообще же говоря, я безумно люблю Алису Коонен. Меня магнитом притягивает всю жизнь эта историческая великая пара Таиров - Коонен. Вы знаете, когда я играла Медею и Федру, то делала себе "грим Коонен" - конструктивный грим (выбеленное лицо, выделенные линии носа и век). Я до сих пор повторяю этот грим, даже когда играю Гамлета. Мне кажется, что и Таиров, и Коонен оставили большой след в театральном искусстве. Взять творчество Юрия Любимова... Я раньше думала, что он очень много взял у Мейерхольда, и так писала театральная критика. Но теперь, когда я очень внимательно прочитала мемуары и Таирова, и Коонен, стала понимать, что Любимов очень много взял как раз именно у Таирова. Остротеатральную форму, например.

- Алла Сергеевна, я знаю, что в лучшие времена театра на Таганке актеры постоянно устраивали капустники, и вообще театр был вашим домом. Как вы относились к этим праздникам, есть ли ностальгия по тому времени?

- Сказать честно, я не люблю праздников. Особенно Новый год. Он ассоциируется у меня с неприятными воспоминаниями. В канун Нового года на Таганке всегда шел спектакль - зачастую это был "Тартюф". Боже, вы бы видели, как мы его гнали всегда! Как торопили! Правда, мне кажется, это придавало ему какой-то особый ритм и французский шик, но все равно было довольно тяжело. А после спектакля ведь всегда наступает опустошение, поэтому все мои новогодние праздники были именно опустошенными. Когда-то я их ждала с нетерпением, а потом со временем поняла, что ждать-то, в общем, и нечего. Поэтому в праздничные дни я сижу где-нибудь тихонечко, чаще всего одна, только в окружении кошек и собак. Как правило, на даче, но иногда и дома, со своими родными... Хотя однажды со мной произошел презабавнейший случай. Я ехала домой после "Тартюфа", сама была за рулем, спешила, потому что меня дома ждала какая-то компания (тогда мы были молодые и пытались собираться в компании, думали, что умеем веселиться). И вот я ехала по Тверской, был снег, много снега. И вдруг я увидела прекрасную пару - она в белом платье, он в черном костюме. Она держала в руках большого плюшевого медведя. Они голосовали. И ни одна машина не останавливались. Я, естественно, остановилась, потому что они мерзли, мне стало их жалко. Они плюхнулись на заднее сиденье, сказали мне адрес... Я поехала, а они сразу стали ссориться, просто ругаться, и из этой ругани я поняла, что у них была свадьба в ресторане и что родственники так перепились, что забыли о них - разъехались, а молодожены остались даже без пальто. Наконец они утихомирились, помирились, и я вдруг услышала их шепот: "Да, но чем же мы будем расплачиваться? У нас же нет денег". Она сказала: "Мы отдадим ей медведя", а он ответил: "Медведя жалко". И когда я подвезла их к самому подъезду, они признались мне, что денег у них нет, и предложили взамен медведя, я отказалась, естественно, и уехала. Прошло какое-то время, и однажды, после очередного спектакля, мне протягивают цветы, и вдруг я вижу - это та самая пара. Они, видимо, тогда узнали меня не сразу, а, потом, после того как я заговорила, признали. Мне было очень приятно, что они обо мне не забыли. И тот Новый год я запомнила на всю жизнь.

- А в традиционных актерских "елках" вы когда-нибудь участвовали?

- Нет. Хотя один раз я играла Деда Мороза у своего приятеля, гениального художника Бориса Биргира. Мы были у него в гостях, было очень много званых гостей, в том числе иностранцев. И обычно в таких случаях мы устраивали кукольные спектакли, а тут что-то не получилось. И вместо игрушечных кукол у нас были куклы живые - "кукла" Белла Ахмадулина, "кукла" Булат Окуджава и так далее. И в тот день Игорь Кваша, который должен был исполнять роль Деда Мороза, почему-то отказался принимать участие в домашнем театре. Борю надо было как-то выручать - и я наклеила бороду, усы и стала играть Мороза - на чистой импровизации. И когда много лет спустя наши общие друзья, повстречав Борю в Женеве, спросили у него: "Как Алла?" - он им ответил: "Алла - верный друг". Я думаю, что он имел в виду именно тот самый случай, когда я спасала его своим Дедом Морозом.



Справка "НИ"

Алла ДЕМИДОВА родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Окончила экономический факультет МГУ (1960), театральное училище им. Б. Щукина (1964). С 1960-го по1964-й - лаборант Института повышения квалификации при МГУ, играла в студенческом театре университета. С 1964-го - актриса Московского театра драмы и комедии на Таганке. В 1993 году создала собственный театр "А", где греческим режиссером Теодором Терзопулосом для актрисы были поставлены спектакли "Квартет" и "Медея-Материал". В кино Алла Демидова дебютировала в 1957 году в картине "Ленинградская симфония". Среди фильмов с ее участием - "Живой труп", "Зеркало", "Легенда о Тиле", "Отец Сергий", "Крейцерова соната", "Стакан воды", "Щит и меч", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Вся королевская рать", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" и многие другие. Алла Демидова - лауреат Государственной премии СССР (1977), народная артистка РСФСР (1984). Автор ряда книг-мемуаров.

МАРИЯ ДУБОВА
"Новые Известия".http://nvolgatrade.ru/

Док. 213560
Перв. публик.: 02.11.04
Последн. ред.: 15.05.07
Число обращений: 319

  • Демидова Алла Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``