В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Белов: `В Германии очень ждали выступления Михаила Фрадкова` Назад
Владислав Белов: `В Германии очень ждали выступления Михаила Фрадкова`
Руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов в интервью Стране.Ru комментирует визит в ФРГ российского премьер-министра Михаила Фрадкова. По мнению Белова, Германия объективно обречена на конструктивное сотрудничество с Россией, причем, малый и средний бизнес должен стать несущей конструкцией экономических связей.

- Чем вызван визит Михаила Фрадкова в Германию? Это просто поездка на конференцию по малому бизнесу или нечто большее?

- Визит Фрадкова можно рассматривать как рабочую поездку. В сентябре в силу трагических событий в Беслане президент Российской Федерации Владимир Путин отменил свой визит в Германию: тогда состоялся только `Петербургский диалог`, и я рассматриваю данную поездку как промежуточный шаг в рамках рабочих консультаций между Россией и Германией. Премьер приезжает в ФРГ не только для участия в соответствующей конференции, но и для обсуждения ряда текущих вопросов.

- Можно несколько слов о конференции?

- Конференция по малому и среднему бизнесу проходит в Штудгарте, где сегодня Фрадков выступил с докладом. При этом, наверное, конференция имеет существенное значение для его визита еще и потому, что на ней присутствуют порядка 400 видных представителей малого и среднего бизнеса и политики из Германии. Выступление Фрадкова очень важно для немецких предпринимателей.

- А почему оно так важно для них?

- Не секрет, что в последнее время в средствах массовой информации Германии рисуется весьма неблагоприятная картина событий, происходящих в России. На первый план выдвигается `дело `Юкоса`, годовщина ареста Ходорковского. Естественно, средства массовой информации пестрят самыми разными оценками, которые сводятся к негативу. Имеется в виду, что якобы в России вновь дело идет к централизму, что у нас невозможно осуществлять бизнес. Сошлюсь на достаточно жесткое высказывание спикера по внешней политике Свободно-демократической партии Германии бывшего министра юстиции Сабины Лойдхойзер-Шнарренбергер. Она сказала, что Россия вступает на опасный путь авторитарной государственной экономики и фактически призвала немецких инвесторов пересмотреть свои планы по отношению к России. Более того, лидер оппозиционной фракции ХДС/ХСС Ангела Меркель также в присутствии Шредера в последнее время подвергала критике `слишком тесную связь` Германии с Россией. Делались соответствующие заявления в отношении будущего Калининградской области. И, естественно, для малого и среднего бизнеса высказывания ведущих политиков, соответствующая негативная картина в прессе являются закрытым шлагбаумом на пути принятия решения открыть бизнес в России.

Малый и средний бизнес - это тот резерв, который реально может двинуть российскую экономику вперед. Об этом говорят уже более 10 лет, но пока малый и средний бизнес занимает выжидательную позицию. Те истории, которые с успехом развиваются в России, - они единичны. В первую очередь это, предположим, баварская компания `Кнауф`, всем известная компания, которая создала у нас полтора десятка совместных предприятий по производству строительных материалов, в первую очередь гипсокартона и сухих смесей. Таких компаний мало, большинство из них весьма высоко оценивает российские риски и не приходит к нам. Они не знают ситуации в России, они вынуждены читать прессу, не всегда профессиональную. Поэтому я весьма высоко оцениваю участие Михаила Фрадкова в данном форуме в Штудгарте. Именно такое выступление ждали представители малого и среднего бизнеса.

Не случайно Фрадков уделил особое внимание `делу `Юкоса`, не случайно он уделяет внимание политике в области конкуренции, по-русски - антимонопольной политике, подчеркивая, что российское государство заинтересовано в создании равных условий для всех на рынке. Это выступление - красивый и правильный шаг, потому что конкурентная политика в рамках хозяйственной политики является краеугольным камнем для Германии, в первую очередь для малого и среднего бизнеса, представители которого вынуждены конкурировать не только между собой, но также с олигополистами и с монополистами. Поэтому Фрадков правильно ищет путь к сердцам малых и средних предпринимателей, показывая ситуацию на примере `Юкоса`. С точки зрения Фрадкова, это достаточно крупный олигополист, который пользовался несправедливыми льготами, и именно за это его наказывают. Его наказывают за то, что он нарушил условия конкуренции.

- В Россию придет немецкий малый и средний бизнес, а у нас такого бизнеса фактически нет. Не убьет ли развитый немецкий бизнес тот мизер, который у нас есть?

- Ну, во-первых, я не соглашусь, что малого и среднего бизнеса нет. Он есть.

- Я не сказал, что его совсем нет. Его очень мало.

- Он есть, и он объединен в соответствующие союзы. И моя оценка перспектив для малого немецкого бизнеса в первую очередь и потом уже для среднего бизнеса - это проникновение немецкого бизнеса на российский рынок через партнерство с российским малым и средним бизнесом. Малый и средний бизнес немцев здесь обречен на успех, если он опирается на поддержку российских партнеров, это однозначно. `Кнауф` пошел по этому пути и не ошибся. Другие тоже, как правило, опираются на сотрудничество с российскими предпринимателями. Будет, разумеется, и конкуренция, но разумная конкуренция - это плюс.

- И все же: не задавят ли немцы наших предпринимателей?

- На российском рынке выживает только тот, кто знает все особенности предпринимательства на этом рынке. Поэтому определенные технологические `ноу-хау` малого и среднего бизнеса - умение производить, умение управлять конкретным производством - обрекают немцев на то, чтобы соединяться с российским опытом. Здесь и залог к успеху. Малый и средний бизнес Германии способен принести то, чего нам не хватает. Это не денежный капитал, это капитал совершенно другого рода - умение гибко перестраивать производство определенных товаров и услуг, быстро подстраиваться под ситуацию. Это будет взаимообогащением. Здесь я не вижу той конкуренции, которая могла бы закрыть определенные ниши для российского бизнеса.

При этом надо отметить, что российский малый и средний бизнес уже постепенно вырастает из коротких штанишек и готов идти на германский рынок, где его никто не ждет. К сожалению, об этом тоже мало говорят. Пока рынок ЕС, рынок Германии закрыт бюрократическими препонами, гораздо большими, чем Россия. Мы, к сожалению, не лоббируем интересы нашего малого и среднего бизнеса в Германии. У бизнеса из Германии есть соответствующая структура, в первую очередь Союз немецкой экономики, который расположен в Москве, есть филиалы в других городах, в том числе, предположим, в Новосибирске, насколько мне известно. В Германии есть Восточный комитет немецкой экономики, который представляет интересы всех немецких компаний от мала до велика в России, в первую очередь малый и средний бизнес. А вот у российского бизнеса таких мощных структур в Германии нет. Есть торговые представительства при посольстве, есть какие-то структуры, но они с германскими не сравнимы.

В рамках создаваемого экономического пространства между РФ и ЕС малый и средний бизнес должен стать несущей конструкцией всех отношений. Кстати, Германия - это уже давно экспортная держава номер один в мире, в том числе благодаря курсу евро к доллару. И Германия обречена на поиск внешних рынков сбыта, в том числе тех, где она может создавать свои дополнительные производства. И Россия - это для нее самый перспективный рынок после Китая.

Китаю мы пока не конкуренты, а вот странам Восточной и Центральной Европы мы конкуренты. На сегодняшний момент страны Центральной и Восточной Европы пока интереснее для Германии, но перспектива - не они, а Россия.

- А Германию можно назвать сегодня первой страной в Европе, которая и в экономическом, и в политическом отношении ближе к России?

- Однозначно. Германия наиболее близка России по всем параметрам, включая и политическую сферу, несмотря на то, что на личном уровне и Блэр, и Берлускони, и Ширак пытаются, конечно, занять место на уровне политиков номер один на скамейке рядом с Путиным. На уровне политиков конкуренция может быть, но, с точки зрения экономического и политического потенциала, на уровне государства Германия занимает ведущее место. И не случайно Германия первой пошла навстречу России в рамках смягчения визового режима.

- А если к власти в Германии придут оппозиционеры? Изменится для для России что-нибудь?

- Мы этим вопросом задавались в августе и в сентябре 2002 года, когда оппозиция была очень близка к тому, чтобы вновь прийти к власти. Ничего не изменится. Независимо от того, кто находится у власти в Германии - оппозиция или нынешнее правительство, эта страна объективно обречена на конструктивное сотрудничество с Россией. При этом Россия не видит в оппозиционных партиях абсолютно никакого негатива.

Виктор Соколов
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 213469
Опублик.: 29.10.04
Число обращений: 467

  • Белов Владислав Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``