В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Гришин: Без противоречий не будет развития Назад
Виктор Гришин: Без противоречий не будет развития
Интервью председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктора Гришина корреспонденту `Парламентской газеты`
- Виктор Иванович, последнее время проблемы федеративного устройства вызывают повышенный интерес. Какая, на ваш взгляд, из них самая главная?

- Распределение полномочий между федеральным Центром и регионами. Де-юре Федерация есть, но де-факто ее пока нет. Дело в том, что мы вошли в новую Россию, сохраняя принципы федерального устройства, заложенные еще в Советском Союзе в 1922 году. В его основе - формирование регионов по национально-территориальному принципу. В мире подобных федераций немного. А там, где они есть, возникают очень сложные проблемы, например, басков в Испании. Они живут в самом развитом регионе страны, имеют самый высокий уровень жизни. Но все равно ставят вопрос об отделении. То же самое и в других странах, построенных по национально-территориальному принципу, в Индии, например, где, несмотря на улучшение экономического положения, сепаратистские настроения остаются. Там же, где федерации образованы по чисто территориальному принципу, например, в США, ФРГ, ряде других государств, таких проблем, как правило, нет.
Распределение полномочий предусматривает, что любая власть не является истиной в последней инстанции и ее решения могут быть оспорены на другом уровне компетенции.
Сегодня необходимо не только четко прописать предметы ведения, но и разделить под них финансы, распределить собственность так, чтобы каждый уровень власти распоряжался своей долей и мог ее использовать на благо людей.

- А какой может быть схема управления?

- Кроме федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления формируются другие уровни управления: федеральные округа, объединения субъектов местного самоуправления и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
По инициативе нашего комитета был принят и вступил в силу Федеральный закон `Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации`. Он закрепил единые принципы формирования, деятельности и организации, статус, полномочия и систему органов государственной власти субъектов Федерации как составной части единой системы государственной власти в стране. Закон действует, и свидетельство тому - свыше 30 законопроектов с дополнениями и изменениями, поступивших в комитет от субъектов права законодательной инициативы, в большинстве - из регионов.

- Как вы думаете, укрепление вертикали власти достигло своей цели?

- Думаю, да. Назначены полномочные представители Президента, практически приведено в соответствие с федеральным региональное законодательство. Однако мы не должны слишком перегибать палку: чрезмерная власть одной власти вредна. Между ними должен сохраняться баланс. Теперь дело - за распределением полномочий между Центром и регионами, между ветвями власти всех уровней. А это тоже один из факторов укрепления вертикали власти. Кроме того, большая часть финансовых потоков сейчас сосредоточена в федеральном Центре. И не столько для того, чтобы приструнить губернаторов, сколько из-за объективной необходимости.
Еще три года назад мы вовремя не выплачивали зарплату, особенно в дотационных регионах. К сожалению, у нас слишком большой разброс в экономическом развитии, иногда в 30 с лишним раз. Дотационные территории не в состоянии обеспечить себя финансами. Федеральный же Центр, заявивший о поддержке ветеранов, инвалидов, детей, должен выполнять свои обещания в каждом регионе. Поэтому и аккумулирует средства, чтобы потом распределить их среди регионов-реципиентов. Но, с другой стороны, это не всегда хорошо. Сегодня, не откладывая дело в долгий ящик, нужно подумать о том, какой именно уровень минимальной бюджетной обеспеченности мы должны регионам предлагать, а чего они должны добиваться сами.

- Как можно отношения Центра и регионов сделать гармоничней?

- Сделать их независимыми в пределах своих компетенций. А вообще всякая власть должна служить одному: народу, обеспечивать ему высокий уровень жизни. В этом она едина. Что касается примирения Центра и регионов, думаю, противоречия будут всегда. Они - источник развития. Не будет их - не будет развития.
Примирить Центр и регионы политически - другое дело. Идеологии наших партий кардинально отличаются друг от друга. С одной стороны, мы строим капитализм, с другой - коммунизм. Это неправильно. В такой ситуации мы обречены стоять на месте. Разногласия должны быть в узком коридоре. На Западе, например, есть либералы и социал-демократы. Одни борются за улучшение производства и условия для его развития. Их цель - снижать налоги на производителя. Социал-демократы борются за повышение социальных гарантий трудящихся. Они добиваются увеличения налогов на производителя.
Нам надо стремиться к согласию, согласованности в обществе. Здесь пока не все получается хорошо, где-то мы, законодатели, не работаем, как того требует сегодняшний день, правоохранительные органы, не так ведут себя олигархи, регионы. Кто-то хотел бы выделиться и жить на голову выше остальных. Если один регион живет в пять раз лучше другого, это тоже ненормально.

- Есть мнение о том, что губернаторов лучше не выбирать, а назначать. Это верно, на ваш взгляд?

- Федеративное устройство - это выборы. Если не будет выборов, не будет федерации. Мы опять вернемся к тому, от чего ушли: к унитарному государству. Хорошо это или плохо - не знаю. Во Франции, например, - в унитарном государстве - неплохо развита демократия, экономика, промышленность, люди неплохо живут. Но в многонациональной стране, где уже провозглашены принципы федерализма, снова идти к тому, от чего мы ушли, я бы не стал. Конечно, есть хорошие губернаторы, есть плохие, где-то народ ошибся, где-то несовершенны выборные технологии. Но через это надо пройти. Научиться работать в пределах своих полномочий и заставлять работать соответствующие государственные органы.

- Многие обвиняют губернаторов в том, что они превратили губернии в свои вотчины и живут князьками. Создали родовые кланы. Не думают о народе...

- Действительно, во многих вещах превышены и правовые, и моральные пределы. Разобраться в этом и изжить - дело или правоохранительных органов, закона, или моральных принципов. Если этого нет, народ должен переизбирать зарвавшуюся власть. Наконец, призывать Центр к правовому решению этих вопросов. Нам давно пора повсеместно культивировать принципы нормальной жизни. И начать с себя. Мы слышим призывы Президента, видим его личную скромность. Так же должны вести себя и правительство, и российский парламент.
Конечно, сложно перевести моральные принципы в законодательную плоскость. Если за душой ничего не будет, если обрекать себя и своих детей только на добывание денег любой ценой, в кого мы превратимся? Большинство из тех, кто узнал вкус хорошей жизни, понимают, что трех-четырех костюмов вполне достаточно. Деньги, много денег не могут заменить работу, простое человеческое общение, сочувствие, сопереживание, осознание того, что тем, кто рядом с тобой, тоже хорошо.
Когда ты видишь, как мало в твоей стране улыбающихся людей, можешь ли ты быть счастлив? Сколько бы денег я и мои дети ни получали, мы не будем счастливы в нищей стране.

- Как вы относитесь к идее укрупнения субъектов Федерации?

- Нормально, но не спешил бы это делать. В стране должны быть субъекты, которые в состоянии самостоятельно развивать производство, собирать налоги, обеспечивать людям высокий уровень жизни. При реструктуризации экономическая составляющая должна стать определяющей. Конечно, трудно управлять 89 субъектами. Если их будет 7-8, проблема управления решится.

- Несколько слов о том, что, на ваш взгляд, ждет регионы в 2003 году.

- Будущий год очень непростой, для субъектов Федерации будет очень напряженным. С одной стороны, в связи с налоговыми реформами они теряют много собственных доходов. С другой - финансовая помощь из федерального бюджета, к сожалению, будет не выше, чем в текущем году. Учитывая предстоящее повышение заработной платы, тарифов, субъектам будет непросто выполнить обязательства перед населением. Поэтому через вашу газету обращаюсь к субъектам Федерации с просьбой сосредоточиться на поиске внутренних ресурсов, подумать, как привлечь дополнительные налоговые средства, развить производство, подключить местное самоуправление. То есть сделать все, чтобы не допустить неплатежей энергетикам и невыплаты заработной платы. И прожить 2003 год не хуже, чем 2002-й.


Парламентская газета 20.11.2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 213386
Опублик.: 28.10.04
Число обращений: 555

  • Гришин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``