В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Гребенщиков: `Аквариум` - дело семейное Назад
Борис Гребенщиков: `Аквариум` - дело семейное
Глядя на этого человека, с лица которого не сходит отстраненная улыбка Будды, трудно предположить, что лет двадцать назад он выступал на сцене с агрессией и драйвом. Тогда созданная им группа "Аквариум" встала во главе русского рока. Нынче Борис Борисович - кавалер государственного ордена "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени. Сегодня, собственно в день рождения, Гребенщиков и "Аквариум" будут играть в родном Питере. Интервью Гребенщикова корреспонденту "Труда"
- Борис Борисович, сколько концертов вы дали за свои 50?

- Не знаю. Это ЦК КПСС считал, сколько у него пленумов, а мне-то зачем? Для меня каждый концерт - все равно что первый. И это не слова, поскольку каждый раз не знаю, что именно и как мы с ребятами будем играть. Поэтому сохраняем свежесть исполнения.

- Многие музыканты, выходя на сцену, говорят: "Мне предстоит победить этот зал!.."

- Я считаю, что люди, которые подходят к музыке вот так, по-спортивному, лучше пусть идут в большой спорт. Я вообще не знаю, зачем кого-либо побеждать музыкой. Я ни с кем не хочу соревноваться и ничего не хочу брать силой. Я хочу любить и чтобы меня любили. А в процессе любви побеждать некого. Лучше получать удовольствие вместе.

- Удивительно: "Аквариуму" больше 30 лет, а ваш зритель будто и не старится: по-прежнему очень много тинейджеров.

- Ну могло быть и больше. Есть еще куда двигаться. Вообще вижу в этом какой-то парадокс: сам не вполне понимаю, чем мы заинтересовываем 16-летних. Будь я молодым, стал бы я слушать музыку своих дедов?!

- Наверное, рок-искусство для тех, кому в душе всегда 16...

- Не знаю. Насколько помню, для меня слово "рок" стало анахронизмом уже в 80-е годы. К тому времени, когда на сценах появились ребята с синтезаторами, рок исчез. И то, что было потом, к року уже не относится. Какой-нибудь "пост-рок" или что-нибудь еще. Те, кто о своей музыке говорят "рок", просто пытаются выехать на лошадке, которая уже 20 лет как умерла, но они еще не в курсе...

- Стало быть, не приемлете электронной, компьютерной музыки?

- Если я ее не играю, это не значит, что такой музыки не должно быть. Ведь уже выросло целое поколение ее "пользователей" - "юзеров". Это новая музыка нового общества, и сам факт, что компьютер порождает новую музыку, страшно интересен и отраден. Но и живая музыка никуда не денется, потому что ее приятно играть. Опять-таки то, что она для кого-то не модна, вовсе не означает, что она должна исчезнуть.

- Бывало такое: вы приглашали музыканта в "Аквариум", а он говорил: "Спасибо, не хочу"?

- Нет, такого не помню.

- Еще бы, играть с БГ - высокая честь!

- Не в этом дело. "Аквариум" - это что-то семейное, к нам случайных людей, как к табору, не прибивает. У нас, кстати, нет фотографий нынешнего состава. Я заметил, что фотографироваться группой - плохая примета. Как только сделаем фотосессию, так состав распадается. А этот менять не хочется.

- Как был создан "Аквариум"?

- Мы познакомились с Джорджем (в быту - Анатолий Гуницкий), когда он учился в четвертом классе, а я в третьем. Жили в соседних парадных, вместе гуляли, обменивались музыкальными новинками, ходили в поэтический кружок в школе, который вела преподаватель Ася Львовна. Так вот и пришли к идее писать собственные песни, а потом и группу создать. Название придумывали несколько дней. Из множества версий остановились на слове "аквариум" - просто потому, что оно не вызвало у нас негативных ощущений. Отсюда все и пошло. К 1975 году "Аквариум" стал вполне функционирующей группой с уже большим набором своих песен и стабильным составом: Джордж, я, Дюша Романов, Сева Гаккель, Миша Файнштейн.

- Это правда, что давным-давно вы продавали собственные вещи, чтобы записать новый альбом?

- Не так и давно, лет шесть назад, когда вместе с легендарной американской группой "The Band" мы выпускали альбом "Лилит". Пришлось одалживать деньги, я продал собственный "мерседес", после чего некоторое время передвигался по Питеру пешком.

- Борис, у вас четверо детей. Старшая дочь Алиса стала хорошей актрисой, Марк учится в университете, Глеб еще ищет себя, Василиса тоже пока не определилась - она школьница. Вы счастливы в семейной жизни?

- На все сто процентов. Очень люблю детей, жену. Не совсем понимаю тех, кто изменяет супругам. Зачем? Мне не нужно другой жены, и гарем заводить тоже нет никакого желания.

- Что в женщинах привлекает и что отталкивает?

- Привлекает, когда женщина осознает свою женскую сущность и не пытается жить "по-мужски". В Тибете принято считать, что женщина - средоточие интуитивной мудрости. На самом деле всю информацию, которая реально мне нужна, я получаю именно от женщины. К сожалению, у очень многих женщин так закручены мозги (их так воспитали), что они пытаются подстроиться под мужчин, а у тех в голове никакой интуитивной мудрости и полный бардак. Это отвращает. Особенно же отталкивает хамство. Но оно меня в любом человеке отталкивает, независимо от пола. В моем возрасте уже не так фиксируешься - с мужчиной ты имеешь дело или с женщиной. Важно, что имеешь дело с человеком.

- Не так давно по социологическому опросу самой красивой женщиной России была названа Ирина Алферова...

- А я, извините, не знаю, кто это...

- Актриса, кинозвезда, бывшая жена Александра Абдулова...

- Абдулова я знаю. Наверняка и с его бывшей женой встречался. В лицо бы я ее узнал, а по фамилии не помню.

- Хорошо. По вашей версии, кто может считаться самой красивой женщиной России?

- Моя жена Ирина.

- Откуда идет ваше увлечение восточной философией, которым вы заразили уже не одно поколение молодых слушателей?

- Лет в шестнадцать я получил из рук художника Юрия Галицкого китайскую книгу "Лао-Цзы". Знакомство с этой книгой помогло и продолжает помогать мне. До сих пор считаю "Лао-Цзы" самым выдающимся произведением, написанным человеком. Я уверен, что понятия "западная философия" не существует. Если бы философия на Западе существовала, были бы видны ее плоды, появились бы люди, которые захотели бы воспользоваться выводами мудрецов и изменили свою жизнь соответствующим образом, добились просветления. Восточная же философия в каждом поколении не только приносит новых мыслителей, но и находит приверженцев. Они добиваются чего хотят. А то, что обсуждается так называемыми философами в Западной Европе, я считаю пустым балабольством.

- Наверное, как человек, посвященный во всякие тайны восточных культур, вы любите амулеты, талисманы.

- О да. Все, что на мне есть, это знак принадлежности к разным тайным обществам и сектам. Кулон - одна тайная секта. Серьга в ухе - другая. Даже шнурки от ботинок что-то значат. Причем вышеупомянутые тайные общества - настолько тайные, что мне самому о них ничего не известно.

- Вас не волнует тема грядущих думских и президентских выборов?

- Представьте себе, что вы читаете о сегодняшних временах в учебнике истории лет через пятьсот. Если мыслить в таком масштабе, совершенно несущественно, какая фигура или партия выиграла, какая проиграла - они приходят и уходят. А жизнь как была, так и есть. Ведь в реальности мы, как правило, не общаемся с политиками, не знаем об их тайных указах, тем более сами не переводим миллиарды долларов в швейцарские банки. Мы живем более или менее нормально. Живем среди нормальных людей. 99,9 процента людей в России - абсолютно нормальные. Даже те, что со сдвинутой крышей, все равно нормальные, в смысле - хорошие, добрые. И вообще человеческая жизнь за последние две тысячи лет точно не изменилась. Только что телевизоры и компьютеры появились... Возвращаясь к вашему вопросу, мой искренний совет: как можно меньше играть в игры, связанные с политикой, деньгами и всем подобным.

- Ну а не может с вами такое случиться: вдруг захочется написать песню на патриотическую тему? Глядишь, в эфир бы чаще выходили...

- Меня вполне устраивает частота моего появления в эфире. Как только в музыке появляется "идея", "концепция" или что-то еще заданное - она становится игрушкой в руках предприимчивых людей. Настоящая музыка не зависит ни от какой "концепции". А то, что имеет "концепцию", или чушь собачья, или, скорее всего, просто коммерческое предприятие.

- У вас не было мысли послать своих детей учиться и жить на Запад?

- Я думаю, что это не выход. Ведь, по сути, это значит решать за человека его судьбу. Если он родился здесь, то зачем же его "выталкивать" из родной страны? Другой разговор, если он сам захочет уехать. Я на Западе вряд ли смогу когда-нибудь жить. Отправлять туда детей - значит расставаться с ними. Все должно естественно происходить. Я действительно не считаю, что жить в Амстердаме лучше, чем в Петербурге или в Самаре.

- Засилье попсы на телеэкране вас раздражает?

- Мне везет: я не смотрю телевизор. Кстати, и в магазины не хожу.

- Какую же музыку слушаете? Может быть, "Битлз"?

- "Битлз" остались навсегда в моем прошлом. Сейчас я предпочитаю симфонии Гайдна. Строго говоря, хорошая музыка не должна особенно широко тиражироваться. Теперь, если хотите, мы возвращаемся к нормальному положению вещей. Те, кто слушает "поп", не хотят той музыки, которая бы заставляла их думать, они хотят той музыки, которая позволила бы им расслабиться. У них иное представление о цели жизни и искусства, чем, скажем, у меня. Таких, как я, меньшинство. А те, кому нравится г..., пусть его и получают.


"Труд" 27.11.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 213359
Перв. публик.: 27.11.03
Последн. ред.: 30.08.07
Число обращений: 601

  • Гребенщиков Борис Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``