В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Грачев: `Страшно подумать, что будет....` Назад
Владимир Грачев: `Страшно подумать, что будет....`
На вопросы `Века` отвечает Владимир Грачев, председатель комитета Госдумы по экологии, член-корреспондент РАН
Очевидно, что в ближайшие годы нам придется сталкиваться с большими проблемами, связанными с приближающейся волной техногенных катастроф. Как могло случиться подобное и что нужно сделать для того, чтобы в максимальной степени оградить население страны от возможных опасностей?

Владимир Александрович, специалисты утверждают, что в 2003 году все вокруг начнет ломаться и рушиться. Не преувеличение ли это?

- Напротив, опасность недооценивается. Как известно, в 2003 году нас подстерегают сразу три испытания: выплата внешнего долга, пик обострения демографической ситуации и старение основных фондов. Но если есть уверенность, что острота первых двух проблем со временем будет уменьшаться, то угроза техногенных катастроф, наоборот, с годами будет только нарастать. Болезнь слишком запущенна. История ее началась около 20 лет назад. Застой в экономике привел к уменьшению объемов капвложений. Кризис последних лет привел к тому, что реальный сектор экономики вообще оказался на финансовой капельнице.

Если пивоваренная промышленность или цветоводство в состоянии покупать новое оборудование за счет собственных средств, то металлургия, тяжелое машиностроение, гидротехнические сооружения без государственного вмешательства поддержать в безопасном состоянии невозможно.

Очевидно, что сейчас специалисты призадумываются над тем, какие проблемы надо решать в первую очередь, а что можно оставить на потом. На какие угрозы вы бы посоветовали обратить внимание?

- Наибольшее беспокойство вызывают производство и транспортировка химической продукции. Нужно провести детальную инвентаризацию химических комбинатов. Потенциальную угрозу несут все нефтепроводы и газопроводы, ведь не секрет, что трубы не менялись около двух десятилетий. Меня очень беспокоит состояние трубопроводов аммиака. Ведь трубопровод тянется из химкомбината в Тольятти до Черного моря. Кроме того, даже небольшие предприятия, где есть химическое производство, потенциально очень опасны. Хладокомбинат, например, может дать такое ядовитое облако, что пол-Москвы задохнется. Сильно изношены основные фонды Московского коксогазового завода в городе Видное. Там вполне вероятен выброс цианистого водорода, окиси углерода. Подобных примеров я могу приводить очень много.

Создается ощущение, что навалившаяся на правительство проблема старения основных фондов вынуждает его закрывать глаза на проблему ликвидации химического оружия не только современного, но и того, которое было захоронено после войны на дне Балтийского моря.

- Нет, это не совсем так. В 1996 году в России принята Федеральная целевая программа `Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации`. Планировалось, что к 2007 году она будет выполнена. Но из-за недостатка денег сроки ее выполнения пришлось перенести до 2012 года. Кроме того, Россия подписала Конвенцию о запрещении химического оружия. Согласно этим документам США должны оказать нам финансовую помощь. С уничтожением химического оружия, захороненного после Второй мировой войны на дне Балтийского моря, все обстоит гораздо сложнее. Я считаю, что нужно немедленно начать переговоры, провести мониторинг, исследование и дезактивацию. Состояние химических бомб таково, что их нельзя поднимать на поверхность. Самым оптимальным вариантом было бы установление саркофагов в местах наибольшей концентрации химоружия.

Как вы относитесь к тому, что правительство не выделяет средства на поддержание хранилища пяти тысяч штаммов микроорганизмов в Государственном научном центре прикладной микробиологии в подмосковном Оболенске?

- Это совершенно недопустимо. Ведь там хранятся штаммы патогенов сибирской язвы, туберкулеза и чумы. Надо позаботиться об их надлежащем хранении и безопасности. Современные методы генной инженерии позволяют сделать огромное количество бактерий в обыкновенной домашней лаборатории. Если по неосторожности их кто-то выльет в реку, то там начнут размножаться микроорганизмы. К сожалению, постоянные опасности притупляют у людей чувство самосохранения. Я убедился в этом на заседании Госдумы, когда мое предложение о рассмотрении этого вопроса на заседании парламента поддержало только 54,3 процента депутатов. Но вопрос все-таки будет слушаться в ближайшее время на правительственном часе. В бюджете следующего года на эти цели не выделяется ни копейки. Но нужно сделать так, чтобы деньги нашлись не только на научные исследования, но и на производство вакцин, с тем чтобы, если, не дай Бог, что-то случится, мы бы оказались во всеоружии.

В последнее время много говорится о катастрофическом состоянии водозащитных сооружений. Не кажется ли вам, что это делается для того, чтобы восстановить Минводхоз?

- Я не согласен с такой точкой зрения. Состояние гидротехнических сооружений внушает большую тревогу. В последнее время мне, например, приходится заниматься техническим состоянием дамбы в Ульяновске. Она находится на балансе патронного завода, у которого нет денег, чтобы поддерживать ее в безопасном состоянии. Сквозь дамбу просачивается вода. Ее откачивают большим количеством насосов. Если прорвет, то все, что ниже по течению, окажется Ленском. Страшно подумать, что будет, если поток воды сорвет плотину. Это может привести к эффекту домино на всей Волге.

Как вы оцениваете состояние атомных станций?

- Комитет уделяет первостепенное внимание вопросам радиационной и ядерной безопасности. Я считаю, что Минатом делает все необходимое для решения экологических задач. Вместе с тем у меня и моих коллег большое беспокойство вызывают проблемы безопасности атомных станций в связи с реконструкцией РАО `ЕЭС России`. Боюсь, что уровень профессионализма некоторых руководителей ведомства Анатолия Чубайса недостаточно высок для того, чтобы решать вопросы взаимодействия с АЭС. Вряд ли непрофессионал способен просчитать, какие последствия будет иметь, допустим, решение об ограничении производства электроэнергии на АЭС, что совершенно недопустимо.

Владимир Александрович, товаропроизводители страны возмущены тем, что правительство в проекте бюджета 2002 года отменило льготы на инвестиции, благодаря которым можно было бы смягчить одну из проблем 2003 года. Вы разделяете их позицию?

- Я считаю, что правительство поступило правильно. Ведь проследить за использованием льгот в нынешней ситуации в стране невозможно.

Что же нам делать в условиях приближающихся испытаний? Неужели ничего не остается, как только запасаться противогазами, спасательными плавсредствами и сушить сухари на случай неурожая?

- Проблемы экологической безопасности и конкурентоспособности экономики тесно связаны между собой. Если мы перейдем к выпуску наукоемкой продукции с большой составляющей научного труда, то решим обе проблемы. Если же мы будем вкладывать средства только в предотвращение техногенных катастроф, то страна никогда не выйдет из кризиса. Сейчас темпы роста ВВП составляют 5,5 процента. Следующий год также обещает быть успешным. Если и дальше будет так продолжаться, то мы решим проблему старения основных фондов. Но это проблема не только экономическая, но и политическая. Я имею в виду необходимость усиления вертикали власти, укрепления дисциплины и ответственности. Все руководители, которые допустили трагедию Ленска, должны понести ответственность. Включая президента Якутии господина Николаева.

Беседовал Алексей КАЗАКОВ


Век, 09.11.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 213350
Опублик.: 28.10.04
Число обращений: 598

  • Грачев Владимир Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``