В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна и Карина Сливенко: долгий путь к победе Назад
Татьяна и Карина Сливенко: долгий путь к победе
Человеческая жизнь не такая уж длинная. А если мучают стрессы, то она, как правило, укорачивается. С 1993 года Татьяна Сливенко и ее дочь Карина, родившиеся в Латвии, лишены статуса постоянных жителей этой страны на том основании, что они - жена и дочь офицера советской (российской) армии Николая Сливенко, которая покинула эту прибалтийскую республику. Семью лишили крова и в 1999 году выдворили из страны. На жалобу Татьяны Сливенко через несколько лет отреагировала Большая палата - высшая инстанция Европеского суда, и 26 октября Административный суд Риги должен рассмотреть этот вопрос.

Хронология этого дела долгая, нудная и мучительная для героев этой истории. Тянется она с развала СССР и восстановления в Латвии самостоятельности - с 1991 года. Уже тогда в семью Сливенко стала постепенно проникать тревога за свое будущее, постоянно вставал вопрос: что будет с нами? А не выселят ли из квартиры? Не выгонят ли из страны? А примет ли Россия? Долго ждать не пришлось. Действия новых латвийских властей в отношении бывших советских военнослужащих, ставших в одночасье российскими солдатами и офицерами, и их семей были жестоки и развивались по восходящей. Об отце семейства Николае и говорить нечего: офицер, значит вон из страны. Основания просты - российская армия покидает Латвию. Но жена и дочь офицера здесь родились, выросли, прожили всю жизнь, получили жилье, работу и учебу, обзавелись тем, что называют жизненным пространством, обрели родину. Объяснять все это властям было бесполезно - они были глухи, от них веяло безразличием, неприязнью и леденящим холодом. Постепенно тревога сменилась страхом, и не напрасно. Вместо того, чтобы предоставить гражданство всем троим и не разъединять семью, уже в 1993 году латвийские власти лишили Татьяну и Карину статуса постоянных жителей Латвии. Многолетние хождения по судебным инстанциям Латвии и борьба за право проживать на своей родине привели к тому, что в 1999 году решением Сената Верховного Суда Латвии Татьяну и Карину Сливенко просто выдворили из страны. После этого семья подала жалобу в Европейский суд по правам человека.

Члены семьи Сливенко не остались покинутыми всеми без исключения, они не пополнили армию лиц без гражданства. Им было предоставлено российское гражданство, а сама Россия в 2001 году вступила в это дело на правах третьей стороны в поддержку требований истца.

Ровно год назад высшая инстанция Европейского суда по правам человека - Большая Палата - к радости семьи Сливенко удовлетворила требования заявителей и вынесла окончательный вердикт: `Решение властей Латвии о выдворении Сливенко из страны есть нарушение ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей право на уважение частной жизни и право на жилище`. Одновременно суд принял решение о возмещении каждой из заявительниц морального ущерба в размере 10 тысяч евро.

Это, разумеется, была победа, но оказалось, что в ладоши хлопать еще рано. После этих решений перед правительством Латвии был незамедлительно поставлен вопрос о денежной компенсации, а также о возвращении Татьяне Сливенко и ее дочери статуса постоянных жителей Латвии и квартиры, из которой они были незаконно выселены. Правительство Латвии денежную компенсацию выплатило, но отказалось выполнять решение Европейского суда в части предоставления статуса постоянного жителя Латвии и возвращения квартиры. По этому вопросу было специальное решение Кабинета министров Латвии от 16 марта 2004 года.

Адвокаты Сливенко - Александр Аснис и Виталий Портнов - забили тревогу и обратились в кабинет министров Совета Европы, который осуществляет надзор за исполнением решений Европейского суда. После неоднократных заслушиваний этого вопроса в присутствии всех заинтересованных сторон кабинет министров предложил латвийскому правительству решить этот вопрос путем возобновления судопроизводства в Верховном суде Латвийской Республики, и дело опять полетело в правительство Латвии. В начале июля этого года кабинет министров Латвии рассмотрел вопрос `Об исполнении решения Европейского суда по правам человека по делу `Сливенко против Латвии` и поручил Управлению по делам гражданства и миграции обратиться в суд с заявлением о новом рассмотрении дела Сливенко по вновь открывшимся обстоятельствам. В данном случае вновь открывшимися обстоятельствами считается решение Европейского суда. В августе 2004 года Сенат Верховного суда Латвии отменил ранее имевшее место решение Рижского окружного суда по делу Сливенко и направил его на рассмотрение в Административный районный суд Риги. Таким образом, все начинается сначала. Истцы добились денежной компенсации и повторного рассмотрения дела, но это еще не означает, что суд вынесет справедливое решение и оно будет в пользу заявителей Сливенко.

Адвокаты Сливенко готовы рассмотреть вопрос о мировом соглашении, если латвийские власти без суда, в административном порядке, согласятся восстановить статус их подзащитных. Однако надежда на то, что латвийские власти пойдут на это - минимальная. По мнению адвокатов, решение по этому делу будет иметь большое прецедентное значение для защиты прав русскоязычных жителей Латвии.

И все же надежда умирает последней. Дело в том, что суд в Риге вполне может принять благоразумное решение в пользу заявителей Сливенко. И причина тому всего лишь одна - Латвия уже вступила в Европейский союз. Если во властных структурах Латвии, в частности, в судах сидят мыслящие люди, то они не смогут позволить, что с первых шагов своего пребывания в цивилизованных европейских и мировых организациях их государство начнет раздражать европейскую и мировую общественность. Не сможет себе этого позволить и руководство страны, которое найдет способ удовлетворить решение Европейского суда в повторном рассмотрении дела. И сделают латвийские власти это потому, что прецедент идти на попятную и зачеркивать скоропалительные решения уже создан. Этот прецедент, правда, создан не в Латвии, а в Литве, когда на днях суд оправдал бывшего президента Литвы Роландаса Паксаса, но влияние этого решения на все страны Балтии трудно переоценить.

Конечно, Латвия и Литва - два разных государства, и своей жесткостью в отношении к меньшинствам Рига даст Вильнюсу огромную фору. Поэтому, как говорят в народе, нужно надеяться на лучшее, а готовиться к худшему. Тем более, что и для нехороших ожиданий есть основания.

Так, например, на днях сейм Латвии отказался предоставить льготы ветеранам Великой Отечественной войны, отклонив поправки, предложенные левой оппозицией, в соответствии с которыми ветеранов должны были включить в список льготников. Против проголосовало 67 из 100 депутатов. Напомним, что к списку льготников в Латвии относятся лица, подвергшиеся сталинским репрессиям, в том числе и легионеры латышского подразделения `Ваффен СС`, сражавшиеся в годы Второй мировой войны на стороне гитлеровской Германии. Примечательно, что это решение парламент принял сразу же после празднования 60-летия освобождения Риги от фашистов.

Всем известна идея латвийского руководства получить от России компенсации за `преступления сталинского режима на территории Латвийской республики в период советской оккупации`, которую в Москве считают бредовой. Но в этом процессе вдруг появляется `свет в конце тоннеля`. Премьер Латвии Индулис Эмсис на днях вдруг заявил, что не поддерживает идею потребовать компенсации от России за `преступления коммунистического режима`. По его словам, `правительство не планирует никаких шагов в этом направлении, так как трудно себе представить, какими эти шаги могли бы быть`, - сказал он в интервью `Латвийскому радио`. По мнению Эмсиса, попытки добиться компенсации от России могут помешать другим делам, как, например, освоению средств из фондов ЕС, на которые Латвия может претендовать после своего вступления в Евросоюз. И это мнение идет чуть ли не вразрез с мнением президента Латвии, которая не оставляет попыток получить от России эти компенсации.

С другой стороны, в последнее время имели место и опасные прецеденты. Так, левая оппозиция Латвии недавно выразила возмущение фактом погребения с воинскими почестями бывшего легионера латышской дивизии СС, председателя общества национальных воинов Николайса Романовскиса. В похоронах участника преступной организации участвовали официальные представители вооруженных сил Латвии. Романовскис добровольно вступил в легион СС, но это не помешало многим высшим должностным лицам Латвии, включая президента Вайру Вике-Фрейбергу, послать на церемонию похорон венки от своего имени. До сих пор власти Латвии традиционно поддерживают ветеранов нацистского легиона. В прошлом году, например, под музыку оркестра Национальных вооруженных сил и в присутствии нескольких тысяч человек в городке Лестене было торжественно открыто и освящено кладбище латышских солдат войск СС. И именно покойный Романовскис был главным инициатором открытия этого мемориала.

И еще. Правое большинство сейма Латвии недавно в очередной раз отказалось смягчить закон о гражданстве и отклонило инициативу оппозиционного русскоязычного объединения `За права человека в единой Латвии` (ЗаПЧЕЛ). Оппозиционные депутаты предлагали упростить процедуру предоставления гражданства Латвии тем, кто родился в республике после ее отделения от СССР в 1991 году, а также тем, кто учился в школах на латышском языке. Не получилось, хотя проблема `неграждан` остается одной из наиболее острых в Латвии, где около 500 тысяч (20% населения) русскоязычных жителей до сих пор не принадлежат ни к какому государству.


Виктор Соколов

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 213268
Опублик.: 27.10.04
Число обращений: 153


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``