В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
100-миллиардные запасы - не панацея для экономики страны Назад
100-миллиардные запасы - не панацея для экономики страны
В четверг Банк России сообщил о переходе психологически важной для российской экономики планки уровня золотовалютных резервов в 100 млрд долларов. Это более чем в два раза превышает их достаточный и необходимый уровень для поддержания стабильности российской экономики. Но очевидно, что достижение этого рекордного показателя только оживит споры по поводу того, следует ли дальше `выкачивать` эти деньги из экономики.

По состоянию на 15 октября, валютные резервы уже составили 100 млрд 100 млн долларов США. При этом за последние несколько недель запасы денежных средств Центрального банка росли стремительно, практически на миллиард долларов в день.

Первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев говорит о том, что `в среднем для России условия торговли (мировые цены) за 9 месяцев нынешнего года стали на 15% лучше, чем за 9 месяцев 2003 года`. `В будущем году мы ожидаем роста золотовалютных резервов на уровне еще 30 млрд долларов`, - сообщил Улюкаев.

Впрочем, для того, чтобы судить, насколько благоприятно сказывается на экономике страны такой рост запасов Центрального банка, следует перейти от абсолютных цифр к относительным, то есть к процентам. Ведь, по идее, золотовалютные резервы Центральный банк накапливает не просто так, а с определенной целью. Прежде всего, тем самым он страхует российскую экономику сразу от нескольких рисков - от резкого падения мировых цен на нефть, роста выплат по суверенному внешнему долгу государства, а также позволяет российским корпорациям без опасности для национальной экономики заимствовать за рубежом. Соответственно, чем выше уровень золотовалютных резервов, тем выше суверенный инвестиционный рейтинг России и тем дешевле ее экономике обходятся иностранные капитальные вложения.

Определить, какой уровень золотовалютных резервов необходим для того, чтобы избавить российскую экономику от таких рисков, достаточно просто. В банковской практике принято так называемое правило `тройного покрытия`: резервы должны составлять не менее 33% от обязательств перед клиентами. Если покрытие меньше, то надо или увеличить резервы, или снизить обязательства. Если больше, - состояние банка считается устойчивым, и он может наращивать свои обязательства дальше. Точно такое же правило распространяется и на государственные резервы и обязательства.

Если рассматривать золотовалютные запасы ЦБ как резерв, созданный под обязательства, а внешний валютный долг России - как сами эти обязательства, то после того, как их отношение достигнет 33%, дальнейшее наращивание резервов можно рассматривать как простое выкачивание денег из экономики. То есть превращение финансового потока в обыкновенный и лежащий мертвым грузом запас. К концу 2003 года внешний суверенный долг России составил 119 млрд долларов. К нему следует добавить чуть более 20 млрд корпоративных долгов российских предприятий. Простой подсчет показывает, что достаточными для Центрального банка были бы золотовалютные резервы в размере 46 млрд долларов.

Быстрое накопление запасов таит в себе и серьезные риски для отечественной экономики. Оно ведет к росту инфляционных ожиданий и может негативно сказываться на уровне рентабельности российских предприятий и фирм. Ведь, покупая иностранную валюту на бирже, Центральный банк эмитирует рубли, что при определенных условиях может привести к переполнению сферы обращения избыточной денежной массой при отсутствии роста соответствующего предложения товаров и услуг. С другой стороны, экономика подвергается давлению со стороны растущего предложения иностранной валюты, что значительно увеличивает производственные издержки.

За девять месяцев этого года, по словам Алексея Улюкаева, реальный эффективный курс рубля вырос на 5,3%. Другими словами, на 5,3% выросла себестоимость производства товаров и услуг в России и ровно на тот же показатель снизилась конкурентоспособность отечественных производителей продукции с высокой степенью добавленной стоимости. А значит, инфляционные ожидания в России оказываются связанными сразу с двумя факторами - высокими ценами на экспортные товары и ростом эффективного курса рубля. В этих условиях Центральному банку ничего и не остается, как продолжать копить золотовалютные резервы, изымая деньги из экономического оборота и играя на понижение курса национальной валюты на Московской межбанковской валютной бирже. По оценкам специалистов ММВБ, оборот этой торговой площадки к концу года превысит 224 млрд долларов.

`Проблема заключается в том, что в стране очень мало объектов, инвестирование в которые было бы малорискованным, в то время как денежное предложение очень высокое`, - говорит управляющий активами УК `Проспект` Александр Баранов. И выход из этой ситуации только один - ускорение экономических реформ и демонополизации отечественной экономики. В противном случае очень скоро благоприятная экономическая конъюнктура ударит по российской экономике другим своим концом. Первый тревожный сигнал поступил еще весной этого года. А в сентябре после трех месяцев летнего оживления промышленный рост в России опять вернулся к нулю.

`Накопление резервов не является ни необходимым, ни достаточным условием роста: в стране может быть плохой инвестиционный климат или, того хуже, идет война, и, несмотря на накопление резервов, темпы роста отрицательные. А может быть и как в развитых странах: при хороших институтах и работающем рынке можно выйти на оптимальную траекторию роста и без потерь в виде накопления валютных резервов`, - пояснил Стране.Ru доктор экономических наук, автор книги `Азиатский вирус или `голландская болезнь` Владимир Попов. И гордиться более чем 100-миллиардными золотовалютными резервами в данном случае не стоит.

Константин Угодников
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 213124
Опублик.: 22.10.04
Число обращений: 893


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``