В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марк Левин: Коррупция как объект математического моделирования Назад
Марк Левин: Коррупция как объект математического моделирования
Аннотация
В работе рассматриваются проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления, дается обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции. Изложены подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией. Предпринята попытка классификации математических моделей коррупции, освещается базовая модель коррупции и ее модификации.
1. Основные подходы к моделированию коррупции
Изучение коррупции довольно тесно связано с изучением деятельности, направленной на поиск ренты (rent-seeking activity), так сказать, `родительским` направлением. Экономические исследования феномена коррупции, как такового, фактически начались не позже 1975 года, с работы
Роз-Аккерман, в которой коррупция рассматривалась как экономическое поведение в условиях риска, связанного со свершением преступления и возможным наказанием за него (основополагающей по экономическому подходу к преступлению и наказанию является работа Г. Бекера. В этих работах затрагивались такие вопросы, что такое `коррупция`, почему она возникает и существует, коррупция и структура общества, способы борьбы с нею, экономическая роль (потери и прибыль) коррупции, влияние морали, динамика развития коррупции. В некоторых работах были описаны случаи коррупции и приведена некоторая статистика. В большинстве работ были предложены математические модели, описывающие функционирование коррупции.
Классификация направлений исследования коррупции. В литературе на настоящий момент существует большое число математических моделей коррупции. В рамках этих моделей изучаются самые разные вопросы, связанные с коррупцией, однако, под разными углами зрения. Во-первых, условно можно выделить математические модели двух направлений - изучение актов внешней коррупции, и коррумпирование организации изнутри. Здесь можно довольно четко проследить границу исследований. Третье направление касается исследования таких наблюдаемых явлений, как неединственность равновесных коррупционных состояний, цикличность возникновения и т.п. Кроме того, существуют работы, в которых изучается влияние коррупции в некоторых частных специальных ситуациях.
Для проведения условной классификации направлений исследования, воспользуемся моделью `хозяин - исполнитель - клиент` (principal - agent - model).
1. Анализ может быть направлен на отношения `исполнитель-клиент`, т.е. на игру между ними. Очевидно, что такой анализ касается проблемы внешней коррупции. Сюда включается проблема взаимовлияния конкуренции и коррупции, проблема неправильного распределения ресурсов, а также вопрос о влиянии хозяина (например, государственной политики в случае, когда хозяином является государство) на равновесное состояние игры.
В нашем обзоре в разделе 2 рассматриваются: базовая работа С. Роз-Акерман, анализирующая коррупцию при одном бюрократе (исполнителе) и конкурирующих за государственный контракт фирмах (клиентах), и работа А. Шлейфера и Р. В. Вишни, касающаяся проблем распределения бюрократами государственных ресурсов, и влияния конкуренции как между бюрократами (исполнителями), так и между потребителями (клиентами) на уровень взяток.
Сюда же можно отнести модели коррупции в налоговых органах, например, модель, предложенную П. Чендером и Л. Уайльдом, модель А.А. Васина и О. Агаповой, Т. Бесли и Д. МакЛарена.
В рамках этого направления коротко будет упомянуто о работах Д. Акемолгу, Т. Вердье, Д. Акемолгу, Т. Вердье, М. Бинcтока, К. Блисса и Р.Д. Телла, Д.Д. Лаена, Ф.Т. Луи, К.М. Мёрфи, А. Шлейфера и Р. У. Вишни, Д. Мукхерьи, И.П. Пнг, А. Ламберт-Могилански [36, стр.
2. Анализ может быть сосредоточен на проблеме `хозяин-исполнитель` (principal-agent problem), включая создание `единой структуры управления`, которая подразумевает разработку стимулов, информационной системы, правил принятия решений, иерархической структуры и контроля. Отметим, что хотя в выделенном нами направлении 1 также рассматриваются меры контроля и влияния на исполнителя со стороны хозяина, - в работах данного направления такой акцент обозначен сильнее - хозяин назначает правила игры не для одного, а для группы, организованной в виде иерархи исполнителей. Сюда относится проблема ликвидации внутренней коррупции в иерархической организации, которую хозяин либо хочет оптимизировать, если его цель - максимизация прибыли, либо свести к нулевому уровню, которого стремится достигнуть, например, обобщенный хозяин - государство. Внутренняя коррупция появляется, когда в паре хозяин-исполнитель под `исполнителем` понимается группа (иерархия) исполнителей, находящихся в асимметричных отношениях. Так, например, возникает проблема хозяин - контролер - исполнитель, где контролер (supervisor) - это исполнитель, проверяющий исполнителя первого уровня и т.д. В такой иерархии, если она становится `мафиозной`, взятки распределяются и передаются от исполнителей более низкого уровня исполнителям более высокого уровня.
К этому направлению мы относим работу А. Л. Хиллмана и Е. Катца, в которой рассматривается проблема генерирования общественных издержек, вызванных рассеиванием взятки в цепочке хозяин-исполнитель - исполнитель -...- исполнитель -клиент в результате конкуренции вокруг позиции клиента и каждой позиции исполнителя. Хозяином в данном случае можно считать государство, стремящееся минимизировать общественные издержки. К этому направлению относится работа Ф. Кофмана и Дж. Лавари, посвященная проблеме `хозяин - контролер-исполнитель`, и развивающая эту тему работа М. Бека. На месте `исполнителя` в его модели исследуются разные виды иерархий. Также к этому направлению можно отнести работы К. Базу, С. Бхатачарья и А. Мишра, Марджита и Ши, А. Ламберт-Могилански [36, стр, А.П. Михайлова, Т. Е. Олсена и Дж. Торсвика [2, Дж. Хендрикса, М. Кина и А. Муттио.
3. Анализ может быть сосредоточен на изучении переходных процессов в коррумпированной системе, ее стационарных состояний, их устойчивости, а также на таких явлениях, как цикличность и реакции на внешние шоки, например, на антикоррупционные кампании. Модели, включаемые нами в это направление, являются динамическими (однако заметим, что этот признак не является определяющим - динамические модели рассматриваются в работах других направлений) и могут быть и `микро`- и `макро`- экономическими.
Модель Ф.Т. Луи иллюстрирует ситуации, в которых экономики с одинаковыми параметрами находятся на разных уровнях коррупции. В работе Дж. Фейхтингер и Ф. Уирла моделируется на макроэкономическом уровне феномен циклической политической коррупции - смены фаз борьбы против коррупции периодами ее молчаливого поощрения. Дж. Тиролем была проанализирована значимость коллективной репутации и ее исторического аспекта. В работе К. Биччиери и К. Ровелли показано, как эволюция коррупции в экономике может самопроизвольно привести к взрыву - `революции честности`, в результате которой система переходит в новое состояние.
К этому же направлению можно отнести работы Дж. Андвига и К. Моэна, А. Антоци и П.Л. Сакко, К.М. Асилиса и В.Х. Хуан-Рамона, О. Кадота.
4. Отметим также работы, в которых исследуются некоторые специфические вопросы, касающиеся коррупции.
В работе Р.Б. Майерсона исследуются различные системы голосования на предмет сравнительной эффективности понижения коррупции в правительстве с помощью теоретико-игрового анализа. Выводом такого исследования явился тот факт, что голосование большинством является лишь отчасти эффективным в том смысле, что всегда существует некое равновесие, в котором члены `коррумпированных` партий исключены из правительства; голосование Борда является неэффективным, потому что в некоторых политических ситуациях нет гарантии невключения в правительство членов `коррумпированной` партии. (Моделированию политико-экономической коррупции также посвящены также работы Л. Дадлей и К. Монтмаркетти, в которой рассматриваются различные типы фискальных систем, Э. Расмусена и Дж.М. Рамсейера, А. Шлейфера и Р.У. Вишни.)
В работе М.Р. Гупта и С. Чаудхари исследуется вопрос о предоставлении формального и неформального кредита фермеру со стороны соответственно государственного бюрократа (которому необходимо давать взятку) и ростовщика. Кредиты могут исключать или дополнять друг друга. Государственный чиновник и ростовщик играют одновременно, не кооперируясь друг с другом, выбирая соответственно `ставку взятки` и ставку процента по неформальному кредиту. В рамках такой игры изучаются равновесные состояния. Одним из результатов исследования модели является тот факт, что в равновесии ставка процента неформального кредита и эффективная формальная процентная ставка (включающая взятку) равны, что может объяснить подчас непомерно высокую процентную ставку неформальных кредитов спецификой государственной программы субсидий фермерам.http://nvolgatrade.ru/

Док. 213099
Опублик.: 21.10.04
Число обращений: 185


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``