В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Семен Вайншток - нефтяникам: утром нефть, вечером - трубы Назад
Семен Вайншток - нефтяникам: утром нефть, вечером - трубы
Руководитель компании `Транснефть` Семен Вайншток обострил многолетнюю дискуссию с нефтяными компаниями по поводу необходимости увеличения трубопроводных мощностей. Во вторник на пресс-конференции глава госмонополии недвусмысленно дал понять, что нефтяникам предпочтительней заняться разработкой новых месторождений, поскольку они не полностью обеспечивают нефтью и существующие мощности. По его мнению, распространяемое утверждение, что из-за нехватки трубы Россия теряет миллиарды экспортных долларов, не имеет ничего общего с действительностью.

Нефтяники жалуются на `Транснефть` с завидной регулярностью, в том числе и в правительство. По их мнению, компания практически ничего не делает, чтобы расширить существующие мощности, и за последние два года не принято никаких решений о строительстве новых направлений. Экспорт нефти альтернативными видами транспорта - железнодорожным, автомобильным, речным - гораздо более затратный, его использование `съедает` у нефтяников значительную часть прибыли. А неразвитая инфраструктура не дает возможностей добывать и экспортировать больше нефти.

Но у Вайнштока другая точка зрения. Экспортный потенциал страны резко расширился с 1999 года. Если тогда мощность нефтепроводов составляла 142 миллиона тонн, то в 2004 году уже 240 миллионов. А в следующем году `Транснефть` готова перекачать 255 миллионов тонн. `Но только если нефтяные компании смогут предоставить такие объемы` - многозначительно добавил глава госмонополии. По его данным, темпы роста добычи сейчас резко снижаются, и в этом году нефтяные компании недопоставили в трубу 14 миллионов тонн нефти от заявленного. Сдерживающего фактора в виде инфраструктуры нет, да его по большому счету и не было. `Насколько они смогли вырасти - настолько и выросли` - резюмировал глава `Транснефти`.

Кроме того, сейчас в трубопроводных мощностях вообще существует `свободное место` объемом больше 13 миллионов тонн. Правда, эти мощности свободны на не самых востребованных направлениях - на казахстанский Чимкент и на Одессу, но, тем не менее, выбор у нефтяников сегодня есть. Некоторые компании даже позволяют себе уходить из Новороссийска, переориентируя поток на Германию или Венгрию, что раньше было трудно себе представить.

Не соответствующими действительности глава `Транснефти` считает и распространенные утверждения, что из-за неразвитости системы нефтепроводов Россия теряет миллиарды долларов. Сама `Транснефть` перекачивает 95% российской нефти и при этом имеет чистый доход всего в 4 миллиарда долларов. Как на оставшихся 5% можно делать миллиарды - Вайншток не понимает.

Очевидно, опасаясь того, что нефтяники просто не сумеют в ближайшее время серьезно нарастить добычу, `Транснефть` и не торопится с вводом новых направлений. Сейчас в ее планах всего один практически готовый проект - расширение Балтийской трубопроводной системы до 62 миллионов тонн в год, который будет реализован в течение полутора лет.

Кроме этого, на данный момент в реальности есть только две масштабные идеи. Это нефтепровод в восточном направлении на Находку и из Западной Сибири к побережью Баренцева моря. Последний вариант, который активно лоббируется `Лукойлом`, не бесспорен: по информации Вайнштока, Америка не готова принять большое количество тяжелой российской нефти, и еще нужно `сильно потолкаться локтями`, если мы хотим войти на этот рынок. По восточному же направлению пока конкретных проработок нет, но `Транснефть` выполнит решения правительства и, если появится необходимость, будет строить ветку и до китайской границы.

Сложилось впечатление, что по мнению руководителя `Транснефти`, нефтяные компании хотят слишком многого. Самим нефтяным компаниям, разумеется, было бы очень выгодно появление новых направлений, и диверсификацию поставок через разные страны, но Вайншток просто не верит в то, что российские нефтяники сумеют кардинально нарастить добычу, и им могут реально потребоваться какие-то новые направления, не считая восточного, где, кстати, также пока нет нужных объемов. В очередной раз он подчеркнул, что пока нефтяные компании просто `проедают` то, что было создано в советское время, и совершенно не делают задела на будущее. Те немногие новые месторождения, которые вводятся в последнее время, открыты и разбурены все-таки во времена СССР, так же как и инфраструктура, которой нефтяники пользуются при их вводе. А при такой ситуации зачем им новые магистральные трубопроводы, которые, кстати, можно построить быстрее, чем освоить `с нуля` новое месторождение? `Вы сначала добудьте эту нефть, а потом мы и будет ее транспортировать` - так и читалось во всех ответах Вайнштока, хотя напрямую он этого и не сказал.


Сергей Плетнев

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 213017
Опублик.: 20.10.04
Число обращений: 507

  • Вайншток Семен Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``