В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр ГОЛУТВА: Тесное сотрудничество Назад
Александр ГОЛУТВА: Тесное сотрудничество
Режиссеры любят снимать сцены на железной дороге. Это придает фильмам элемент какой-то романтики. К тому же динамика "железки" сродни динамике драматургии кино, которое есть не что иное, как искусство движущегося изображения. Так или иначе, кино и железная дорога настолько органично связаны, что если перечислить все фильмы, в которых действие происходит в поездах, на вокзалах и станциях, то это займет всю газетную площадь. О тесном и плодотворном сотрудничестве железнодорожников и кинематографистов корреспондент "Гудка" беседует с первым заместителем министра культуры Российской Федерации Александром ГОЛУТВОЙ.
- Александр Алексеевич, я не открою истины, если скажу, что многие кинематографические истории начинались, развивались или получали логическое завершение в вагоне поезда. Мы можем вспомнить десятки сцен, которые снимались в железнодорожных тупиках, на станциях или вокзалах...

- Да, наши связи с железнодорожниками старые, традиционные. Кинематографисты часто снимают фильмы на железнодорожную тематику. Например, мой большой друг, ныне покойный, кинорежиссер Виктор Иванович Трегубович в свое время снял фильм под названием "Магистраль", после чего Министерство путей сообщения наградило его знаком "Почетный железнодорожник". Связи эти, повторяю, старые, и я очень надеюсь, что они будут развиваться.

- Понятно, что организация съемок на железной дороге сопряжена с определенными неудобствами и дополнительными трудностями для железнодорожников. Тем не менее МПС всегда любезно идет навстречу кинематографистам - выделяет вагоны, предоставляет железнодорожные объекты. Как вы оцениваете вклад Министерства путей сообщения в развитие отечественного кинопроизводства?

- Во-первых, должен сказать, что специфика работы этого ведомства такова, что у кинематографистов существует очень большая потребность во взаимодействии с железнодорожниками. Ну а во-вторых, надо откровенно признать, что далеко не все министерства поддерживают развитие российской кинематографии так, как это делает МПС. Я неоднократно был свидетелем того, как четко и слаженно выполняют железнодорожники взятые на себя обязательства. Сам много раз подписывал письма и обращения в МПС с просьбой оказать помощь в съемках той или иной картины. Всегда эта помощь оказывалась, делалось все что нужно. И тут я могу только выразить свою благодарность в адрес министра путей сообщения Геннадия Матвеевича Фадеева, понимающего значение кино для консолидации общества, для воспитания будущих поколений.

- Министерство путей сообщения не только предоставляет вагоны и вокзалы для съемок, но и участвует в производстве неигрового кино. Совсем недавно по каналу ТВЦ прошел телевизионный документальный фильм "Курская дуга. Железный рубеж", посвященный 60-летию Курской битвы. До этого состоялась премьера документального фильма "На берегах железных волн", посвященного реконструкции вокзального комплекса Санкт-Петербурга, фильм также был снят по заказу МПС. И таких примеров можно привести немало...

- Это свидетельствует о том, что министр Геннадий Фадеев - опытнейший человек, очень мудрый руководитель, государственник. Он знает, что, поддерживая отечественное кинопроизводство, можно в конечном счете усилить престиж железнодорожного транспорта, прославить героическую профессию железнодорожника. За это ему только спасибо можно сказать.
Как бы каждый из нас ни оценивал сегодняшнюю ситуацию в статике, в динамике происходят изменения в лучшую сторону. Успешно развивается инфраструктура кинематографии. Если год назад мы говорили о том, какими быстрыми темпами происходит переоснащение залов, то на сегодняшний день число новых кинозалов уже подошло к 450. Растет производство отечественных фильмов по всем направлениям - игровое кино, неигровое, анимационное. В этом году будет выпущено 75 игровых фильмов. По-разному оценивая достоинства тех или иных художественных фильмов, я думаю, можно отметить то, что многие отличают высокие технические качества - хороший цвет, свет, звук, большое количество комбинированных съемок, использование самых современных технологий, - этого уже у нашего кино отнять нельзя.
Вы знаете, что растут сборы от проката, в том числе и отечественных фильмов, в кинотеатрах. Все более возрастает спрос на наше кино и телесериалы на телевизионных каналах. Телевидение - наш помощник по очень многим позициям. Это то средство, которое не дает забыть старое отечественное кино, дает возможность показать людям новые фильмы. Согласно социологическому опросу, 76 процентов зрителей смотрят фильмы по телевизору каждый день - это огромная аудитория. Нельзя не отметить востребованность российских фильмов на международных кинофестивалях. Огромный интерес в мире к некоммерческому показу российских фильмов, у нас не хватает средств для того, чтобы удовлетворить все заявки на проведение премьер наших фильмов за рубежом. Причем география все ширится: Юг Африки, Южная Америка, Юго-Восточная Азия - везде российские режиссеры, сценаристы, актеры представляют отечественное кино.
Конечно, пока очень скромны успехи коммерческого показа наших фильмов за рубежом, но тоже какие-то обнадеживающие моменты есть. Давно не было такого, чтобы в прокат Соединенных Штатов Америки попало сразу четыре отечественных фильма - "Дом дураков" Кончаловского, "Кукушка" Рогожкина, "Олигарх" Лунгина, и самым успешным в прокате Соединенных Штатов Америки оказался фильм Сокурова "Русский ковчег".
Я хочу сказать одно: пока рынок кинотеатрального показа по-настоящему не задышал, пока он не дает возврата вложенных средств, по крайней мере по отечественным фильмам, нужно наращивать и совершенствовать государственную поддержку кинопроизводства. Мы прилагаем все силы, чтобы каждый год бюджет на кино увеличивался. В 2004 году он составит 2,5 миллиарда рублей, что на 200 миллионов рублей больше, чем было отпущено прежде. В общем, грех жаловаться. Но... Лучшим способом защиты отечественного кинорынка является создание как можно большего объема конкурентоспособной продукции. Мы должны больше финансировать отечественное кино, больше запускать, требовательнее относиться к отбору фильмов, и это неизбежно скажется на их качестве.
Я надеюсь, что дебютанты последних лет так или иначе состоятся в нашем кино, станут режиссерами, будут приносить радость зрителям. И сейчас они все в работе. Николай Лебедев завершает работу над своей четвертой картиной, Филипп Янковский начинает снимать фильм "Статский советник", Егор Кончаловский - "Антикиллер-2", Кирилл Серебрянников - "История одной болезни" - это вольная версия "Палаты No 6" Чехова, и так далее... Отрадно и то, что средства массовой информации все чаще пишут о новых отечественных фильмах - это тоже показатель возрождения российского кино.

- Александр Алексеевич, вы знаете, что "Гудок" всячески пропагандирует достижения российской культуры, и в частности отечественного кинематографа. Насколько такая государственная и, не побоюсь этого слова, державная позиция железнодорожной газеты выделяется на фоне разношерстной массы современных СМИ?

- Я уже сказал, что Министерство путей сообщения отличается в лучшую сторону в смысле взаимодействия с кинематографистами, и газета "Гудок" тоже выделяется на общем фоне. Далеко не все газеты уделяют такое внимание отражению кинематографической жизни, пишут так много об отечественных фильмах, актерах, режиссерах. А это те вещи, которые интересуют всех наших людей вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Так как газету вашу читают очень многие, я думаю, замечательно, что вы это делаете.


"Гудок" 02.09.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 212953
Перв. публик.: 19.10.04
Последн. ред.: 18.03.08
Число обращений: 452

  • Голутва Александр Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``