Станислав Говорухин: Что касается фильмов для миллионов, то миллионы пока скучаютНазад
Станислав Говорухин: Что касается фильмов для миллионов, то миллионы пока скучают
Сразу после встречи с президентом на `Мосфильме` кинорежиссер Станислав ГОВОРУХИН улетел в Париж, где в программе Недели российского кино показывают его последний фильм `Благословите женщину`. Обозреватель `Известий` Борис ПАСТЕРНАК, исходя из того что `большое видится на расстоянии`, по телефону задал режиссеру несколько вопросов на темы, поднятые во время разговора с Владимиром Путиным.
- Известна ли уже программа фильмов, которые будут сняты к 60-летию Победы?
- Готовится множество сценариев. И идут поиски источников финансирования будущих фильмов.
- Государство откликается на просьбы?
- Государство уже откликнулось хотя бы тем, что оно финансирует кино больше, чем прежде. Может, еще чего-то добавит...
- И вот на этом фоне возникает вопрос о введении квот на прокат иностранных фильмов.
- Я считаю, что мера преждевременная. Вы же понимаете, что, какие бы протекционистские меры ни принимало государство, граждане будут покупать `Вольво` и `Фольксвагены`, а не `Волги` и `Москвичи`. Точно то же и в кино. Пока мы не научимся делать фильмы лучше и интереснее, чем американцы, нет смысла ни в каком квотировании. Я имею в виду не те фильмы, которые получают призы на фестивалях, а те, которые смотрят миллионы зрителей и которые будят в них благородные чувства. А квотирование... Оно только может остановить один важный процесс - строительство кинотеатров по всей Руси.
- А процесс идет?
- Да, вполне успешно.
- Как вы поняли после встречи с президентом - он разделяет такую позицию?
- Абсолютно разделяет.
- Но на встрече с ним были слышны и другие речи.
- Да, были. Но президент и Министерство культуры считают именно так, как я сказал.
- Считаете ли вы, что российский кинематограф сейчас действительно на подъеме?
- Можно сказать так: восстановлена в полном объеме киноиндустрия. А что касается искусства для миллионов, то пока что миллионы скучают. Пока что мы научились делать фильмы, которые побеждают на фестивалях. А американские режиссеры не подозревают о существовании фестивалей, они снимают фильмы, которые делают сборы. И на самом деле они имеют большее отношение к искусству кинематографа.
- В ваших планах есть сейчас фильм для миллионов?
- Да, конечно. `Не хлебом единым` по роману Владимира Дудинцева. Это был первый общественно-литературный скандал хрущевской оттепели. Сценарий пока в работе. Ищем деньги.
- Много нужно?
- Прилично. Фильм все-таки исторический. Миллион-полтора долларов надо.
- Эту сумму вы считаете приличной для исторического фильма?
- Конечно, взял бы и больше, но я и этих найти не могу.
- А в идеале, если бы вам сказали `бери, сколько нужно`?..
- Для полноценного, масштабного кино я бы попросил три миллиона.
- Интересно сравнить с бюджетом `Сибирского цирюльника`. - У него было 48 миллионов долларов. Весь бюджет сегодняшнего кинематографа России.
- И какую часть составляли государственные деньги?
- Трудно сосчитать... Там много было, много...
- Целесообразны ли такие проекты в наших условиях?
- Конечно, нет. Это деньги на все кино на год. Есть же еще и молодые режиссеры - 70 дебютных фильмов государство финансирует. Семьдесят!
- А почему, кстати, на встрече с президентом не было Никиты Сергеевича Михалкова?
- Не знаю, этого я у него не спросил.
- Может, в его присутствии было неловко произносить эти смешные просьбы - `миллион-полтора`?
- Вполне возможно. Фильмы, которые сейчас снимаются, стоят просто до смешного мало - двести, пятьсот, семьсот тысяч долларов.
- А если деньги найдутся, сколько лет потребуется российскому кинематографу, чтобы вернуть в залы миллионы зрителей на российское кино?
- Это когда у наших режиссеров еще и `крыша` вернется на место, и они будут думать о собственных зрителях, а не только о фестивалях. Сделаем за один год двадцать первоклассных фильмов - и уже потесним американцев.