В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Академик Олег Газенко: Не только мухи, но и человек может размножаться на орбите Назад
Академик Олег Газенко: Не только мухи, но и человек может размножаться на орбите
Время Олега Георгиевича Газенко, 83-летнего ученого, в недавнем прошлом директора Института медико-биологических проблем РАН, лауреата Государственной премии СССР, золотой медали РАН им. Ивана Павлова, американских премий Бауэра, Ловлеса, Пейса, почетного доктора многих иностранных университетов и научных обществ, и сейчас расписано по минутам. Космическая медицина продолжает развиваться, мы говорим о ее славном начале и сегодняшнем дне.
Полет Гагарина в подавляющем большинстве опросов назван самым выдающимся событием ХХ века. А как иначе! Но вот нынешняя прагматическая молодежь на первое место уже ставит создание компьютера и телевизора. Ей непонятен фантастический восторг жителей планеты, узнавших о полете в космос первого человека. Это, мол, все романтика. А реальность в том, что пилотируемая космонавтика практически не изменила жизнь людей, не сделала их счастливее. Что бы вы ответили на это, Олег Георгиевич?

- Говорят, молодежь всегда права. Для нее космонавтика - уже обыденность, у нее другие кумиры. Но время все расставит на свои места. Очевидно, не случайно полет Гагарина выведен на самое первое место. Да, он не добавил людям комфорта, удобств. Он повлиял на мировоззрение.

Когда говорят, что осуществилась вековая мечта человечества, это не громкие слова. Ведь космические путешествия описывали еще древние греки и римляне. А например, Сирано де Бержерак придумал семь способов, как оказаться на Луне. Скажем, держа в руках железную скобу, подбрасывать магнит.

И вот в ХХ веке полет в космос стал реальностью. Были созданы ракеты, способные вывести человека на орбиту. Но сможет ли он там существовать? Как перенесет радиацию, невесомость, перегрузки, вибрации, стрессы? С конца 40-х годов все это мы начали изучать на животных. Так родилась новая наука - космическая медицина.

При этом совершенно уверен, что Колумб, отправляясь открывать Индию, рисковал все-таки больше, чем Гагарин. Дело в том, что впервые в истории цивилизации учеными столь досконально была изучена новая среда обитания человека, оценены все возможные риски, найдены способы свести их к минимуму.

Когда стало ясно, что на высотах до 400 км уровень радиации лишь незначительно превышает земной, что невесомость при кратковременных полетах в принципе не опасна, было принято решение о полете человека. Начался набор в группу космонавтов.

У наших конкурентов по космической гонке, американцев, было жесткое требование: отбирать людей только с высшим образованием, со степенью бакалавра. Все первые советские космонавты имели лишь среднее образование. Почему?

- Наш главный критерий - абсолютное здоровье. Из 20 претендентов, выдержавших в течение года жесточайшие тренировки и тесты, отобрали шестерых, у кого здоровье, говоря образно, было с трехкратным запасом. Не прошедшие отбор с завистью говорили счастливчикам: `Ну что, Лайкой будешь`.

Поначалу многие специалисты отдавали предпочтение Владимиру Комарову. Он инженер, имел отличную теоретическую подготовку. Но у него были выявлены небольшие отклонения в работе сердечно-сосудистой системы.

Известно, что первыми в экспериментах участвовали вовсе не космонавты, а испытатели. Что это за люди? Наверное, у них пятикратный запас здоровья? Почему бы их не послать в космос?

- Это добровольцы из школ младших авиаспециалистов - мотористы, механики. Они действительно прошли через самые экстремальные испытания, выявляя границы дозволенных нагрузок. Эксперименты, как правило, были очень длительными и нудными. Например, долго искали конструкцию скафандра космонавта, а также его лучшую позу, чтобы предельно уменьшить перегрузки на старте. Немало времени затратили на создание приемлемого состава воздуха в кабине космонавта. Весь этот путь с нами проходили испытатели.

Но чтобы лететь в космос, мало обладать могучим здоровьем, надо уметь управлять кораблем. Даже в первом полете, который полностью управлялся автоматикой, мог произойти сбой, и тогда космонавт должен был взять управление на себя, правильно сориентировать корабль и включить тормозные двигатели.

А если быть совсем точным, то самыми первыми испытателями были инженеры и врачи. Для проведения экспериментов требовалось вначале все проверить на себе.

В дневниках руководителя работ по подготовке советских космонавтов Николая Каманина есть поразительная фраза: `Гагарин или Титов? Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из 2-3 достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества`. Многие высказывались в пользу Титова, но у Каманина были свои соображения: `Хотел сохранить более сильного космонавта на суточный полет, который намного сложней, чем первый, одновитковый`. Вот так делается история.

- Мне трудно сказать, как принималось решение. Это была прерогатива `высоких` руководителей. Слышал, что Титова, в частности, подвело имя. Кого-то `сверху` смутило, что не совсем по-русски звучит. И такие `творцы` были у истории.

Что при первом полете вызывало наибольшие опасения?

- Уже перед самым стартом выявилось, что осушитель для поглощения влаги, выдыхаемой космонавтом, работает недостаточно эффективно. При одном витке вокруг Земли, длящемся чуть больше часа, это не столь существенно. Иная ситуация, если откажет тормозной двигатель и космонавту придется спускаться неделю за счет естественного торможения в атмосфере. На этот случай у Гагарина был полный запас воды и продовольствия, даже пирожки с красной и черной икрой. Опасение вызывала и система приводнения космонавта. А такой вариант вовсе не исключался при естественном приземлении.

Но все прошло нормально, Гагарин благополучно приземлился. Это была грандиозная победа, потрясшая весь мир. СССР успел опередить американцев, лихорадочно готовивших полет Шеппарда.

Улыбка Гагарина стала достоянием страны и лучшим агитатором превосходства нашей политической системы. Слово `Поехали!` произносили на разных языках, школьники возмечтали стать космонавтами. Но чтобы сохранять лидерство, надо было срочно производить следующий запуск, уже на сутки.

- Вокруг этого срока разгорелось настоящее сражение. Королев был категорически `за`, медики и многие специалисты категорически `против`. Причина разногласий? Собака Белка почувствовала себя плохо на четвертом витке, ее даже тошнило. А Титову предстояло совершить 17! Королева убеждали, что нельзя так рисковать, что мы еще очень мало знаем о коварной невесомости.

Сергей Павлович победил, но полет продемонстрировал - наши опасения небезосновательны. У Титова наблюдались головокружение, расстройство вестибулярного аппарата, боли в голове, его подташнивало.

Но ведь он отлично зарекомендовал себя в многочисленных экспериментах. Может, причина в психологии?

- Практика показала, что полностью воспроизвести условия невесомости на Земле не удается. Все проверяется только в космосе. Оказалось, что лучше всех к нему приспособлен Валерий Быковский, который просто наслаждался невесомостью.

Долгое время космонавты всем представлялись какими-то особенными людьми, однако после полета Феоктистова отношение изменилось. Константин Петрович заявил, что в космос может лететь любой человек, не имеющий серьезных отклонений в здоровье, что можно обойтись без жесточайшего отбора и длительных тренировок. И ореол героев, уникальных людей как-то рассеялся...

- Верно. Но чтобы к этому прийти, надо было преодолеть долгую дорогу, где многое неведомо. Мы же продвигались почти ощупью, поэтому перестраховывались. Королев постоянно торопил, желая включить в состав экипажа инженеров, что намного ускорило бы совершенствование техники. Сегодня покажется странным, но тогда эти требования Главного конструктора многими воспринимались как `дикая затея, заскок`. Вот такие кипели страсти.

А сколько было споров, когда готовили к старту Николаева и Поповича! Королев убеждал, что полеты должны длиться минимум трое суток, его оппоненты - а среди них было большинство космонавтов - высказывались за двое. На всех сильное впечатление произвело плохое самочувствие на орбите Титова. В конце концов решили, что при первых же неприятных симптомах космонавты вернутся на Землю. Сообщить в ЦУП о своем самочувствии они обязаны были с помощью секретных кодов. Как раз тогда с Поповичем произошел казус. Он передал, что видит грозу. Это по коду означало - рвота и срочное возвращение на Землю. В ЦУПе начался переполох, но быстро выяснилось, что Павел видит настоящую грозу.

Сегодня многие специалисты утверждают, что превращение космонавтики в арену борьбы двух политических систем нанесло ей немалый вред. Темпы ее развития были до предела форсированы, затраты неоправданны, риск для жизни людей необоснован. Этим, в частности, объясняется гибель и наших, и американских космонавтов.

Особо ярко политизация проявилась при выборе женщины-космонавта. Чем это кончилось? Возглавлявший в те годы космическую медицину Владимир Яздовский рассказывал, что Терешкова во время полета всячески скрывала от наземных служб, что ей стало плохо и у нее резко снизилась работоспособность. И вообще она совершила много ошибок, из-за которых ученым не удалось получить полную картину ее состояния. Эффект научных исследований оказался низок.

- Да, все так и было. После ее полета медики и высшие руководители космонавтики высказали друг другу много претензий. Дело в том, что по результатам медицинских обследований и теоретической подготовленности лучшие показатели среди пяти кандидаток были у Валентины Пономаревой. Но перевесила политика. Считалось, что из Терешковой получится отличный общественный деятель, пропагандист нашего образа жизни.

Скажите, были какие-то противоречия между конструкторами и медиками?

- Они неизбежны. Инженеры стараются упростить корабль, сделать его как можно легче. Некоторые даже заявляли, что космос - это не курорт, что космонавту достаточно обеспечить этакий `прожиточный минимум`. Но тогда успех достигается за счет резервных возможностей человека. Для кратковременных полетов такой подход еще приемлем, для длительных - нет.

Многие космонавты говорят, что, пожалуй, самое трудное в многомесячных групповых полетах - выдержать испытание человеком, который рядом, сохранить нормальные отношения в экипаже. Не случайно, наверное, одни и те же люди, как правило, дважды вместе не летают...

- Это очень важный вопрос. Известно множество случаев, когда нормальные люди, оказавшись на длительное время наедине, превращаются в злейших врагов. Например, знаменитый путешественник Нансен разругался с лучшим другом, когда они почти полтора года шли к Северному полюсу. А адмирал Бэрд решил проблему просто: зимовал на Южном полюсе в одиночестве, говорил - с собой не разругаешься.

У американцев состав космического экипажа во многом определяет командир корабля, он подбирает команду. У нас, к сожалению, этим занимается сразу несколько ведомств. У каждого - свои интересы. Хотя, конечно, претендентов проверяют на совместимость с помощью различных тестов.

Психологи рекомендуют космонавтам в длительном полете общаться в основном по делу, обязательно обсуждать спорные вопросы, говорить только о собственных ошибках и не критиковать напарников. Однако не так-то просто следовать этим благим пожеланиям, оказавшись на много месяцев в замкнутом пространстве, видя одни и те же лица.

Отрицательно влияет на психологическое состояние космонавтов излишняя зарегламентированность наших программ. Трудно изо дня в день выполнять все строго по плану. Собственная инициатива резко ограничена. У американцев куда больше свободы, они могут позволить себе немало вольностей, конечно, с ведома командира экипажа.

Оказывает ли длительное пребывание в космосе какое-то влияние на сексуальное состояние космонавтов?

- Такое же, как поездка в длительную командировку. Кстати, в состоянии невесомости рыбы, крысы, мухи и оплодотворялись и прекрасно размножались. Думаю, и люди в принципе могут иметь `космическое` потомство. Запретов на это не вижу.

Сейчас активно обсуждается возможность полета человека к Марсу. Неужели космонавтика готова совершать межпланетные путешествия?

- Многие проблемы уже решены. Например, корабль не придется загружать огромными запасами воды и кислорода. Их можно получить из продуктов жизнедеятельности человека с помощью специальных устройств. Таким образом, экипаж перейдет на полное автономное снабжение.

Что касается пищи, то на 12% ее могут обеспечить водоросли. Поглощая углекислый газ, они наработают биомассу. Очень эффективный белок дадут, например, японские перепела, которые уже размножались на орбите. Опыт станции `Мир` показал, что в космических оранжереях отлично растут многие овощи, в частности салат, укроп, редис, лук. Словом, уже ясно, как создать полностью замкнутую систему жизнедеятельности экипажа при длительном полете.

И последний вопрос. Что дала космическая медицина земной?

- Медицина изучала прежде всего больного человека, мы впервые обратили внимание на здорового. Исследуя его резервные возможности, даем рекомендации, как каждому приблизиться к норме, противостоять внешним воздействиям.

Космос породил новое направление - телемедицину. С помощью созданных учеными средств экспресс-диагностики можно на расстоянии провести различные биохимические анализы и по ним поставить диагноз.

В нашем институте разработаны принципиально новые методы исследований, например динамическая кардиография, баллистокардиография. Созданы приборы для лечения опорно-двигательного аппарата, детского церебрального паралича. Из космонавтики на прилавки магазинов пришли многие пищевые добавки, мультивитамины, лекарства.

Беседовал Юрий МЕДВЕДЕВ


Век, 06.04.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 212870
Опублик.: 19.10.04
Число обращений: 299

  • Газенко Олег Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``