В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Вьюгин: `Инфляция вреднее, чем укрепление курса рубля` Назад
Олег Вьюгин: `Инфляция вреднее, чем укрепление курса рубля`
Олег Вьюгин был назначен первым заместителем председателя Центробанка чуть больше года назад. Консервативные взгляды на валютное регулирование не помешали ему отстоять снижение норматива обязательной продажи валютной выручки с 50% до 25% , а не до максимально возможных 30%. О перспективах выхода ЦБ из капитала росзагранбанков (см. статью на стр. А1) и ММВБ, борьбе с инфляцией и контурах будущего валютного контроля Вьюгин рассказал в интервью `Ведомостям`.
- Собирается ли ЦБ выходить из капитала ММВБ в соответствии с требованиями ФКЦБ?

- Требования ФКЦБ на нас не распространяются, потому что по закону Банк России имеет право участвовать в капитале организаций, которые способствуют выполнению его основных функций, к которым относится и торговля иностранной валютой. С экономической точки зрения я тоже не вижу сейчас веских оснований для выхода. Надо хорошо понимать, что за счет технологической взаимосвязи систем расчетов ММВБ и ЦБ обеспечиваются быстрота и надежность расчетов по валюте и ценным бумагам для всех участников рынка. Вхождение в капитал ММВБ существенно снижает риски проведения операций ЦБ на валютном и открытом рынке. Если бы в России были площадки для торговли ценными бумагами, сопоставимые по надежности, рискам и техническим возможностям с существующей, тогда участие ЦБ в капитале биржи было бы излишним. Что касается рынка акций, то его имеет смысл отделить от торговли валютой и государственными ценными бумагами. Не потому, что здесь есть конфликт интересов или какие-то риски, а просто потому, что есть требования закона о рынке ценных бумаг, которые подталкивают всех акционеров ММВБ к этому. Выделение рынка акций позволило бы, кроме того, проводить нормальный листинг компаний.

- Как и когда технически может быть оформлено выделение торговли акциями?

- Биржевой совет сейчас ищет решение. Есть несколько вариантов, например можно создать новую компанию. Один из вариантов может заключаться в использовании этим новым юридическим лицом технической базы ММВБ. До конца года биржевой совет должен определиться, а сам процесс займет от силы месяца два - столько понадобится, чтобы зарегистрировать компанию. А если купить готовую, то еще быстрее.

- Сформировало ли правительство позицию по поводу включения ММВБ в список бирж, торгующих акциями `Газпрома`? Каково мнение ЦБ по этому вопросу?

- Биржевой совет уже обратился к правительству с предложением принять постановление о включении ММВБ в этот список. Кроме того, они пытаются поднять вопрос о том, чтобы ММВБ вошла в капитал какой-нибудь действующей площадки, которая имеет право торговать акциями `Газпрома`. Можно обратиться к Московской фондовой бирже или к Санкт-Петербургской с предложением совершить сделку о приобретении и таким образом решить проблему. Мы за то, чтобы разрешить ММВБ торговать `Газпромом`, потому что ограничение количества бирж, торгующих этими акциями, экономически бессмысленно. Для того чтобы контролировать долю иностранцев в капитале `Газпрома`, достаточно вести учет в одном депозитарии, куда все другие передавали бы сведения о сделках с акциями `Газпрома`. Еще раз повторяю: вопрос решается, и не нужно будоражить ответственных людей, предлагая обходные схемы, чтобы реализовать частные интересы.

- Будет ли снижение нормативов отчислений банков в фонд обязательного резервирования? Или, напротив, ЦБ может при определенных условиях повысить резервные требования?

- Предпосылки для снижения еще не сложились, но думаю, что в обозримом времени сложатся. Возможность повышения нормативов мы не рассматриваем, потому что это может быть полезно только в краткосрочном плане как мера, препятствующая быстрому росту денежного предложения и способствующая связыванию излишней ликвидности. Но тем самым мы существенно отдалимся от долгосрочной задачи, которая заключается в том, чтобы уйти от использования обязательных нормативов как инструмента денежно-кредитной политики. Одно дело, когда ЦБ одной рукой кредитовал бюджет и эти бесплатные деньги попадали в банковскую систему, а другой рукой он пытался эти бесплатные деньги забесплатно забрать обратно. Но сейчас надо уходить от этого наследия прошлого и снижать резервы. С учетом приоритета макроэкономических целей.

- Вы сказали, что это вопрос обозримой перспективы.

- Я думаю, что да. Это вопрос недалекого будущего. Если начнет реально работать стабфонд, то исчезнет часть проблемы навеса нефтяной цены, да и сами цены на нефть, как говорят эксперты, нормализуются.

- Стабфонд начнет работать в следующем году. Значит ли это, что и резервы снизятся в следующем году?

- Не хочу брать обязательства досрочно.

- Последние 2 - 3 месяца наметилась тенденция к снижению средств банков на депозитах в ЦБ. Мешает ли это снижению инфляции и будет ли ЦБ предлагать банкам новые инструменты или повышать привлекательность действующих?

- Наоборот, это помогает снижению инфляции, потому что снижаются короткие депозиты - на один день, на две недели. Реальная стерилизация - это операции со сроком от трех месяцев. Сейчас у нас по ним около 70 млрд руб. А короткие депозиты - это инструмент управления ликвидностью банков. Ставки по депозитам мы можем менять, но в связи с процентной политикой, потому что когда на рынке излишек ликвидности, то ставки по коротким депозитам - это индикатор цены денег, а при дефиците ликвидности, наоборот, таким индикатором выступают ставки по операциям рефинансирования. Что касается новых инструментов, то по просьбе банковского сообщества мы уже подготовили на кредитный комитет предложения, которые на следующей неделе может одобрить и совет директоров, о введении семидневных, двухнедельных и трехмесячных инструментов рефинансирования. Семидневная операция скорее всего будет репо и будет проводиться раз в неделю, двухнедельная - ломбардный кредит, раз в две недели, а трехмесячная - или репо, или ломбардный кредит, мы собираемся проводить эту операцию раз в месяц.

- Какими будут ставки по этим инструментам?

- Определение минимальных и максимальных ставок - прерогатива совета директоров. Думаю, что минимальные ставки для самых длинных операций будут 9% , может быть, 10%. По более коротким, например семидневным, будет чуть повыше, чем сегодняшняя минимальная 6% -ная ставка репо.

- Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики на следующий год прогнозируется резкое уменьшение притока капитала по частным счетам. С чем это связано?

- Пока это еще проект основных направлений, результат прогнозирования, а фактически только заключение экспертов, поскольку никакие формальные методы прогнозирования здесь не работают. Заключение отражает тот факт, что в этом году было резкое увеличение ввоза капитала, но мы не прогнозируем сохранения таких высоких темпов в следующем году. Приток капитала в этом году происходил за счет активизации заимствований российских компаний, поскольку на фоне роста доверия к России в целом ставки на международных рынках упали до уникально низкого уровня. Мы не думаем, что эта ситуация будет сохраняться. Во-вторых, свой вклад в рост ввоза капитала в этом году внес приток горячих денег в российскую экономику, которые освоили хорошие ставки по рублевым облигациям, - по нашей оценке, такой приток составил до $5 млрд. После того как наши ставки стали менее привлекательными, интерес сразу пропал, и эти деньги долго не задержатся в стране. То есть снижение притока капитала по частному сектору - не политический прогноз, а абсолютно технический. Пока в стране такое большое положительное сальдо торгового баланса, ей трудно быть импортером капитала, она скорее всего будет капитал экспортировать. Так уж складывается.

- Каковы первые результаты снижения норматива обязательной продажи валютной выручки с 50% до 25%?

- На транзитные счета, с которых производится обязательная продажа, естественно, стало зачисляться в два раза меньше денег, и это нормально. Фактически же продают по-прежнему такую же долю экспортной выручки - около 60 - 70% , но теперь экспортеры могут откладывать продажу валюты, дожидаясь более выгодных условий. Зато, по нашему мнению, с конца июня стало больше частных покупателей. Экспортную выручку покупают банки, компании и другие участники валютного рынка, которые, видимо, в начале этого года привели сюда много денег, вложились в государственные ценные бумаги и еще какие-то инструменты. Сейчас они предпочитают покупать экспортную валютную выручку, пользуясь относительной стабильностью курса. С цифрами в руках это можно будет доказать позже, к концу года, когда будет полная информация.

- В начале этого года председатель ЦБ Сергей Игнатьев говорил, что в рамках курса на снижение инфляции можно допускать укрепление рубля. Однако не кажется ли вам, что рубль укрепляется слишком быстро, что, например, негативно влияет на конкурентоспособность российских экспортеров?

- Уровень укрепления реального эффективного курса рубля (мы о нем говорили) в процентах очень сильно зависит от курса доллара к евро, что вообще делает его непредсказуемым показателем. Если взглянуть на Основные направления на 2003 г. , то там не было обязательства удержать укрепление рубля в каких-то конкретных пределах, а была обтекаемая фраза, которую можно толковать ни больше ни меньше как мнение ЦБ о том, какой уровень укрепления рубля он считает допустимым. Что касается конкурентоспособности, то есть теоретическая посылка о том, что укрепление национальной валюты, в принципе, может отрицательно влиять на конкурентоспособность компаний, поскольку их затраты, переведенные в иностранную валюту, при укреплении национальной валюты возрастают по сравнению с затратами их конкурентов за рубежом. Но все зависит от того, каков начальный уровень затрат, в том числе сравнительный уровень оплаты рабочей силы, и какова структура затрат компании. Например, по исследованию Экономической экспертной группы при Минфине, укрепление рубля приводит к росту конкурентоспособности российской пищевой и легкой промышленности, поскольку затраты на труд в этих отраслях относительно малы, а на иностранные компоненты и оборудование - высокие. Я бы сказал, что от инфляции сегодня вреда больше, чем от укрепления реального курса рубля.

- Изменится ли в следующем году баланс между целями ЦБ по удержанию инфляции и целями по коррекции реального курса рубля к доллару и евро?

- Я не вижу такого баланса. Инфляция остается главной целью. Другое дело, что мы не можем использовать все имеющиеся в нашем распоряжении инструменты денежно-кредитной политики, в первую очередь политику обменного курса, в полной мере для борьбы с инфляцией или для достижения заданного ее уровня. Казалось бы, если мы посчитали, что 12% -ная инфляция будет достигнута при росте денежной массы, допустим, на 26% , и если денежная масса растет скорее, нам надо просто отказаться от интервенций и не покупать валюту. Но мы не всегда так поступаем. Потому что наши обязательства заключаются в сглаживании резких колебаний курса. Скажем, когда в первом полугодии был довольно значительный приток капитала в страну и торговый баланс был сугубо положительным, мы не допустили обвального укрепления рубля в номинальном выражении и покупали валюту. Дело в том, что резкие колебания курса существенно воздействуют на выбор валюты, в которой номинированы активы для инвестиций, в том числе на решения домашних хозяйств о том, держать ли сбережения в иностранной или в национальной валюте. Второй момент - экономический: динамика курса довольно сильно зависит от цены на нефть, поскольку при высоких ценах больше укрепляется рубль. Мы не можем сейчас уйти с рынка, чтобы он самостоятельно определял курс рубля. Когда будет эффективно работать стабфонд, зависимость от нефтяных цен будет меньше, тогда и ЦБ будет меньше участвовать на валютном рынке и допускать большую волатильность курса. Хотя в долгосрочном плане уровень реального курса рубля определяется все-таки размером бюджетного профицита и ценой на нефть, а не тем, в какой степени ЦБ участвует на рынке. Мы можем лишь в краткосрочной перспективе, на несколько месяцев, затормозить или ускорить рост реального курса рубля. От мифа о том, что ЦБ может устанавливать и поддерживать реальный эффективный курс рубля, нужно освобождаться.

- Как вы считаете, будет ли принят осенью новый закон о валютном регулировании?

- Его судьба сейчас полностью в руках депутатов. Думаю, они, а не ЦБ и даже не правительство будут его толкать. Если захотят, закон будет двигаться, а если нет, то не будет. Со своей стороны мы все сделали для того, чтобы он был принят.

- Боюсь, что этой осенью депутаты скорее будут толкать бюджет и самих себя на выборы, а до валютного регулирования руки могут и не дойти.

- Наш пострел везде поспел. Успеют они и бюджет принять, и на выборы. И на другие законопроекты тоже останется время.

- Определился ли ЦБ с тем, какие именно из предусмотренных в законе ограничений следует применять после его вступления в действие?

- Конкретно не определились - не очень хорошо делить шкуру неубитого медведя. В ЦБ есть мнение, что нельзя двигаться скачкообразно от ограничительного законодательства, каким является нынешний закон о валютном регулировании, к либеральному, т. е. к отсутствию ограничений, возможность чего закреплена в новом законе. В любом случае новое валютное регулирование будет либеральнее, чем действующее, поскольку в нем не будет избирательности, не будет индивидуальных разрешений. Но поскольку лучше двигаться плавно, некоторые ограничения на первом этапе будут сохраняться.

- Например, какие?

- Закон никаких ограничений, кроме как обременения операций по переводу капитала, не содержит. Значит, часть наиболее сложных с точки зрения предсказуемости последствий операций с его вступлением в действие будет обременена. Это производные финансовые инструменты, возможно, открытие счетов за рубежом и перевод средств на них. Нельзя предсказать однозначно, что будет, если разрешить всем открывать счета за границей и переводить туда средства, - то ли ничего не произойдет, то ли будет отток капитала из российской банковской системы в пару десятков миллиардов долларов. Это две точки зрения, между которыми я не берусь выступать судьей. Если мы не можем предсказать, как будет, надо потихонечку отпускать вожжи, тогда лошадь не сломает себе шею.

- Значит ли это, что на первом этапе открытие счетов вообще будет запрещено, или открывать разрешат, но перевод средств сразу же будет обременен?

- Есть предложения отсрочить открытие счетов, оптимально - где-то на год, а второй вариант - как раз обременение. Мне кажется, что отсрочка, возможно, лучше, поскольку само по себе открытие счетов не является тотальным ограничением на проведение капитальных операций, можно делать зарубежные инвестиции и не открывая счет в зарубежном банке.


`Ведомости` 11.09.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 212803
Опублик.: 18.10.04
Число обращений: 626

  • Вьюгин Олег Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``