В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эдуард Воробьев: Служить по обязанности ... или по собственному желанию? Назад
Эдуард Воробьев: Служить по обязанности ... или по собственному желанию?
Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ Владислав Путилин и заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Эдуард Воробьев отвечают на вопросы `Московских новостей`
Владислав Путилин, генерал-полковник

Как вы оцениваете итоги последнего призыва в армию?

- В осеннюю призывную кампанию планировалось призвать на военную службу 194 824 человека. Установленное Президентом России задание выполнено полностью.

По нашим сведениям, число граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, резко возросло по сравнению с весенним призывом.

- Вы правы. Осенью на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не явились 33,5 тысячи человек (весной 2001 года - 27,5 тыс.). Из них уклонились от призыва 29,7 тысячи (весной 2001 года - 25,4 тыс.).

Чем вы это объясняете?

- Причин тут несколько. Во-первых, законодательство в области воинской обязанности у нас еще несовершенно. Законы предоставляют гражданам неоправданно широкий спектр правовых оснований для получения отсрочки от призыва (особенно по учебе). Многими призывниками, не имеющими права на отсрочку, это расценивается как социальная несправедливость и побуждает их к игнорированию обязанностей по защите Отечества.

Нет у нас пока и федерального закона `Об альтернативной гражданской службе`, что дает призывнику при активном участии Антимилитаристской радикальной ассоциации (АРА) и других аналогичных общественных организаций повод уклоняться от военной службы, ссылаясь на желание проходить альтернативную гражданскую службу.

Следующая причина: некоторые политики делают безответственные заявления о якобы готовящемся со дня на день сокращении срока военной службы по призыву и немедленному полному переходу Вооруженных сил на комплектование по контрактному принципу. Это вводит людей в заблуждение.

Большую роль играют и СМИ. Им необходимо внести весомый вклад в формирование общественной позиции в отношении призыва - рассматривать проведение призывных кампаний как важнейшую общегосударственную задачу.

Кроме того, у нас есть проблемы, связанные со взаимодействием органов местного самоуправления, военных комиссариатов и правоохранительных органов в обеспечении безусловного исполнения гражданами воинской обязанности. В частности, в ходе осенней призывной кампании только в отношении 7016 граждан (24 проц. уклонившихся от призыва) материалы направлены в органы прокуратуры для привлечения к ответственности. Из этих граждан к настоящему времени осуждено 76 человек, возбуждено 442 уголовных дела.

По сообщениям СМИ, военные комиссариаты вели борьбу с `уклонистами` еще и с помощью облав: людей хватали прямо на улицах. Как вы относитесь к таким методам призыва?

- Вопрос не совсем корректен, и вот почему. Как показывает практика последних лет, у нас очень часто нарушаются требования статей 10 и 31 федерального Закона `О воинской обязанности и военной службе`. Согласно этим статьям, граждане призывного возраста обязаны по повестке военного комиссариата явиться в военный комиссариат и стать на воинский учет. А юноши, подлежащие призыву на военную службу, должны пройти медицинское освидетельствование и своевременно явиться на заседание призывной комиссии или для отправки к месту прохождения военной службы.

К сожалению, как я уже говорил, число граждан, нарушающих закон, растет из года в год. Именно в связи с этим органы внутренних дел и принимают необходимые меры к розыску правонарушителей, обеспечивают их прибытие в комиссариаты. И, между прочим, эти мероприятия они проводят не по своей инициативе, а на основании положений Закона `О воинской обязанности и военной службе`. Зачастую такие действия совмещаются с проверками соблюдения гражданами паспортного режима - в целях предупреждения возможных террористических актов.

Безусловно, такие акции являются вынужденной, но в настоящее время совершенно необходимой мерой, которая осуществляется в соответствии с требованиями совместного приказа министра обороны и МВД от 4 марта 2000 г., утвердившего инструкцию о взаимодействии военных комиссариатов и органов внутренних дел.

Почему военные так противятся желанию граждан проходить альтернативную гражданскую службу, хотя это право гарантировано Конституцией?

- Сегодня альтернативная гражданская служба в Российской Федерации фактически не существует, и ее введение возможно лишь после принятия соответствующего федерального закона, определяющего порядок прохождения гражданами этой службы.

В настоящее время в Государственной думе находятся на рассмотрении три законопроекта по альтернативной гражданской службе, которые подготовлены депутатами. Кроме того, в правительстве завершается подготовка еще одного законопроекта. Когда будет принят этот закон, зависит от депутатов.

Хочу подчеркнуть, что Министерство обороны занимало и занимает позитивную позицию по введению в России альтернативной гражданской службы, прохождение которой обеспечило бы баланс конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации.

Как вы относитесь к инициативе администрации Нижнего Новгорода, которая разрешила у себя в регионе прохождение альтернативной службы?

- В соответствии с Конституцией оборона и безопасность находятся исключительно в ведении Российской Федерации. Именно поэтому правовое регулирование отношений, связанных с воинской обязанностью и военной службой, включая направление на альтернативную гражданскую службу, не может устанавливаться ни органами государственной власти субъектов РФ, ни органами местного самоуправления.

Принятие органами местного самоуправления подобных правовых актов по альтернативной гражданской службе не только дезорганизует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, но и может привести к негативным правовым, социальным и экономическим последствиям.

К примеру, граждане, которые в настоящее время участвуют в эксперименте, организованном администрацией Нижнего Новгорода, заблуждаются, полагая, что срок работы санитаром будет засчитан им в срок военной службы по призыву. По действующему законодательству права на освобождение от призыва они иметь не будут, так как в отсутствие федерального закона об альтернативной гражданской службе отнести их к категории граждан, прошедших эту службу, будет неправомерно.

Более того, статус участвующих в эксперименте граждан не определен, поэтому отсутствует правовая и социальная защита их со стороны государства. По этим причинам инициатива нижегородской администрации не может быть поддержана.

Беседовал Валерий Батуев

Эдуард Воробьев, генерал-полковник

Похоже, все споры вокруг реформы комплектования Вооруженных сил связаны с одним вопросом - сроком службы по призыву...

-Вовсе нет. СПС исходит из того, что армия должна быть профессиональной, а это значит, что ее нужно комплектовать из людей, для которых военное дело - основной род деятельности. Но наличие контрактной армии не отменяет призыва и альтернативной службы. При этом призыв должен осуществляться не в Вооруженные силы, а в соединения и части, которые занимаются подготовкой обученного резерва. Там гражданин проходит военную службу не 2 года, а 6 - 8 месяцев и получает военно-учетную специальность. При этом он не должен заниматься никакими другими делами. Одновременно он обслуживает и охраняет военную технику и вооружения, предназначенные для развертывания в случае необходимости армии мирного времени до большей численности. Резерв, если мы будем придерживаться этой концепции, должен составлять 5 - 6 миллионов человек. После завершения службы гражданин увольняется в запас. Общая продолжительность военных сборов за все время нахождения в запасе не должна превышать года. Единовременное пребывание на сборах не больше 2 месяцев. Но если гражданин захочет, отслужив полгода, продолжать военную службу, он сможет сделать это на совершенно других условиях: на контракте.

Вы считаете, это достаточный срок для подготовки?

- Вполне. Мой сорокалетний опыт командования подразделениями и частями, работа в должности начальника штаба учебного полка и замглавкома сухопутных войск по боевой подготовке дает мне полное право это утверждать. К тому же идея предлагать гражданам, отслужившим полгода, продолжить службу по контракту, принадлежит президенту. Ведь и сегодня сержанты, которым потом вверяется жизнь других людей, проходят точно такую же по времени подготовку. И потом их направляют в `горячие точки`. А нам продолжают говорить, что за полгода нельзя освоить даже азов. Но опыт-то показывает, что не научиться стрелять можно и за два года. Все зависит от того, как организовать дело.

Откуда взять желающих стать `добровольными` контрактниками?

- Речь идет о 392 тысячах. Необходимо создать привлекательные условия контрактной службы, повысить денежное довольствие. К 2005 году контрактник должен получать 3600 руб. Наши социологические опросы показали, что при таком довольствии вполне может появиться конкурс два-три человека на место. Но к этой сумме добавятся и определенные льготы: например, открытие накопительного счета для покупки жилья после окончания контракта. Армия должна предоставлять только служебное жилье.

Дело за малым: добиться выполнения этих планов...

- Наша концепция - не готовый план, ее задача - заинтересовать политическое руководство и исполнительную власть. В 2005 - 2007 годах будет `демографическая яма`, и сами военные говорят, что укомплектованность при сохранении нынешней системы может оказаться на уровне 40 - 55 проц...

Что в вашей концепции вызывает наибольшее сомнение у представителей Минобороны?

- В принципе ее принимают, но пока не согласованы сроки перехода на новую систему. По нашему мнению, все должно быть завершено к 2005 - 2006 годам. В течение двух лет будут одновременно служить обе категории призывников, то есть те, кого призвали на шесть месяцев и на два года. Поэтому концепция предусматривает создание особых льгот для тех, кто прослужил больше. Поднять денежное довольствие до существенной величины, дать право бесплатно поступать в учебные заведения и т.д. Наши оппоненты, со своей стороны, стоят на том, что эту работу нужно завершить к 2010 - 2011 годам.

Что будет с отсрочками от призыва, если ваша концепция будет принята?

- Мы никак не затрагиваем Закон `О воинской обязанности и военной службе`. На наш взгляд, при переходе на новую систему количество людей, получающих отсрочки, уменьшится. Люди будут заинтересованы поскорее пройти службу, а не откладывать ее. Студенты, например, смогут отслужить и без отрыва от учебы: в течение двух сроков по 3 месяца. Кроме того, при нашем подходе всерьез подрывается основа всякого рода неуставных взаимоотношений: ведь в одно и то же время в части будут находиться люди только одного призыва. Хотя и в этом случае все зависит от организации. Если ничего не делать, можно и при таких условиях развести `дедовщину`.

Как общество должно относиться к тем, кто судится с МО по поводу отсрочек и альтернативной службы?

- Исключительно положительно. Потому что это - законопослушные люди. Если по закону мне положена отсрочка, будьте добры ее предоставить. Если Конституция дает мне право заменить военную службу на альтернативную, не называйте меня отказником.

Но в военкомате скажут просто: закона об альтернативной службе нет.

- А Конституция? Другое дело, что отсутствие законодательства создает для юридически продвинутых молодых людей возможность бузить. Такие призывники не хотят служить вообще и, зная о такой дырке в законодательстве, начинают судиться. Альтернативная служба их, на самом деле, тоже не прельщает. Я спросил одного очень уважаемого военкома: а как ты выходишь из таких ситуаций? Он ответил: предоставляю такому призывнику отсрочку на год, надеясь, что вы успеете доработать закон об альтернативной службе.

Привлечение милиции и административных органов к `отлову уклонистов` законно?

-Закон говорит, что, если гражданин по вызову военкомата не является, нужно ставить в известность правоохранительные органы. А они соответственно, увы, должны `отлавливать`. Это - вынужденная мера. Но можно сразу сказать, что, если `уклониста` отловят и призовут, никакой службы не будет. Подневольный труд, как известно, не производителен. Поэтому мы и говорим, что нам нужна армия, в которую идут по собственному желанию.


Московские новости, 05.02.2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 212778
Опублик.: 18.10.04
Число обращений: 458

  • Воробьев Эдуард Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``