В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аркадий Вольский: Диалог бизнеса и власти легким не бывает Назад
Аркадий Вольский: Диалог бизнеса и власти легким не бывает
В ЭТОМ году Послание Президента Федеральному Собранию политики, общественные организации, да и представители бизнеса ждут с особым нетерпением. Президент выступит практически накануне двух федеральных избирательных кампаний. Всех волнует реакция главы государства на то, что важнейшие реформы, провозглашенные в начале своего президентского срока, затянулись. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) не раз сетовал на неповоротливость российской государственной машины, на несогласованность темпов преобразования экономики, предлагал свои варианты решения проблем. Об этом корреспондент `Российской газеты` беседует сегодня с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадием ВОЛЬСКИМ.
- Аркадий Иванович, вы часто расходитесь во взглядах с Правительством по достаточно принципиальным вопросам. И все-таки удается найти взаимопонимание?

- Да, мы иногда по-разному оцениваем ту или иную проблему. И это естественно. Но мы прекрасно осознаем и свою долю ответственности. РСПП сейчас объединяет практически весь спектр реального сектора экономики страны. По оценкам экспертов, на долю предприятий, представленных в Союзе, приходится около 80 процентов производимого в России ВВП. Поэтому мы плотно работаем с Правительством и постоянно ведем с ним полномасштабный диалог. Принимаем непосредственное участие в Совете по предпринимательству при Правительстве, во многих его консультативных и совещательных органах, в работе коллегий ключевых министерств, в которые входят наши представители. Для более фундаментальной подготовки наших предложений в Союзе работают полтора десятка комитетов и рабочих групп по различным направлениям. Назову лишь некоторые: по налоговой и бюджетной политике, по реформе энергетики, по реформе МПС. Занимаемся проблемами финансового и фондового рынка, вступления в ВТО, реформой таможенной политики и другими. Становятся ли наши позиции ближе, находим ли мы взаимопонимание? Да, и довольно часто. Но остаются и разногласия. Например, о сроках проведения административной реформы, введения в России международных стандартов отчетности, в подходах к реформированию налоговой политики и естественных монополий. Да и кто сказал, что в диалоге власти и предпринимателей все должно быть гладко? Есть объяснимые и даже объективные различия в подходах к ситуации. Очень важно при этом, чтобы тебя не только слушали, но и слышали, что бывает, к сожалению, не всегда.

- Насколько известно, по темпам роста экономики договориться с Правительством вам так и не удалось. РСПП считает, что он должен быть не менее 7-8 процентов в год. Ваш прогноз на 2003 год: рост экономики несколько замедлится (в лучшем случае - останется на уровне 2002 года). На чем он основывается?

- На отсутствии глубоких структурных изменений в экономике. В результате, например, налоговый пресс для малого и среднего бизнеса практически не снижен. Сохраняется тенденция к стагнации промышленного производства. Инвестиционные источники практически недоступны для промышленности. Объем прямых инвестиций падает. Единственными островками роста остаются экспортно-ориентированные отрасли: нефтяная и газовая, черная и цветная металлургия.

- Но есть ли у страны резервы для серьезного рывка?

- Мы находимся на этапе преимущественно экстенсивного развития, что противоречит современным общемировым тенденциям. При этом затратный рост, который проедает ресурсы страны, просто неприемлем. Он допустим только как временное явление, как условие перехода на эффективный метод ведения хозяйства. А для обеспечения устойчивого экономического роста следует резко активизировать усилия по созданию условий и институтов, необходимых для диверсификации экономики. Главным источником роста должно стать развитие собственного конкурентоспособного промышленного производства.

- Однако концепция национальной промышленной политики, как известно, все еще находится в стадии разработки. На что необходимо сделать основной упор в этой работе?

- Развитие экономики не может носить хаотичный характер. Поэтому без серьезной, продуманной промышленной политики речь идет, естественно, об экономических методах, оно просто невозможно. Самый непростой вопрос здесь - выбор приоритетов экономического развития. При этом важно не только, какие отрасли закрыть, а какие поддержать. Для начала нужно выравнивать условия конкуренции внутри отраслей, а затем выравнивать рентабельность инвестиций в разные секторы экономики. Сегодня рентабельность в промышленности в среднем составляет около 9 процентов, а нефтяной и газодобывающей - порядка 40 процентов. И этот перекос будет сохраняться. Понятно, что формирование промышленной национальной политики - задача не из легких, но с ее решением нельзя затягивать.

- Значит, вы сторонник точечного вмешательства государства в экономический процесс. Так какие, на ваш взгляд, отрасли надо поддерживать, а какие `придержать`?

- Я уже сказал, что намного важнее определить направления развития. О поддержке же отдельных отраслей, а тем более о `придержании` других, когда все сводится к тому, что одним - льготы, инвестиции, а другим ничего, сейчас речь не идет. Очень важно изучить опыт промышленно развитых стран. Ведь буквально все прошли через это. Вспомните опыт Китая! Словом, учиться надо.

- Одна из главных проблем наших предприятий, как вы сказали, отсутствие инвестиций. В то же время Россия `инвестирует`, например, в экономику США в десять раз больше, чем мы сами получаем. Может быть, правы те, кто считает, что этот процесс необходимо ограничить административным путем. А потом создать условия, чтобы капиталу и у нас было `прибыльнее и надежнее`?

- Наверное, можно запретить это административным путем. Но вот будет ли такой запрет эффективным? Капитал все равно будет искать места, где ему выгоднее. Поэтому лучше думать о том, как создать привлекательные условия для национального и зарубежного капитала в России. Тенденция к возврату капитала есть, но она еще очень хрупкая. Добиться же репатриации капитала можно только при четком определении точек роста и при создании наиболее благоприятного режима финансирования и кредитования конкретных экономических проектов. Для этого нужна разумная налоговая система, эффективные механизмы защиты и использования капиталов.

- Аркадий Иванович, вы не раз говорили о том, что реформы естественных монополий взаимосвязаны. Например, реформа электроэнергетики определяет ход реформы МПС и в то же время зависит от темпов реформы газовой отрасли. Но все они проходят в разнобой. К чему это может привести?

- У РСПП есть серьезные предложения по реформам естественных монополий, но это тема отдельного разговора. Скажу лишь, что они не предусматривают ликвидацию естественных монополий, как предлагают некоторые горячие головы. Это было бы противоестественно. Роль энергетики, газовой отрасли и железнодорожного транспорта в российской экономике крайне велика. Но в них действительно накопилось значительное число проблем, решить которые можно только за счет серьезных преобразований. И одна из них в том, что не соблюдается соответствие установленных на федеральном уровне тарифов и компенсации затрат, понесенных предприятиями этих секторов экономики. Более того, продолжает расти финансовый разрыв между регулируемыми государством тарифами и реальными экономическими издержками на продукцию и услуги, получаемые потребителями. Не решив эти проблемы, нельзя продвигаться дальше.

- РСПП недавно жестко критиковал Правительство за то, что оно опаздывает с проведением реформ. Но, может быть, с такой большой работой просто технически невозможно справиться?

- Количество чиновников в современной России уже, по разным оценкам, превосходит их число в СССР. Так почему `просто технически` невозможно осилить реформы? Все-таки здесь идет речь как раз о различии в подходах к проведению целого ряда преобразований в стране.

- Тем не менее, по оценкам многих экспертов, налоговая реформа проходит в России наиболее результативно. Согласны ли вы с этим?

- По данным опроса, который проводил комитет РСПП по налоговой и бюджетной политике, сегодня актуальны задачи снижения единого социального налога и упрощения доступа к его регрессивной шкале, изменение порядка возмещения НДС, внедрение механизма инвестиционного налогового кредита (взамен прежней инвестиционной льготы), а также - по изменению системы имущественных налогов.
А то, что внедрение `упрощенной системы налогообложения` почти не облегчило жизнь малому бизнесу, только доказывает, что проблема создания эффективной и стабильной налоговой системы в России до сих пор остается нерешенной.

- С кем РСПП удается работать более продуктивно: с Президентом или Правительством? И какие у Союза есть реальные рычаги воздействия на власть, чтобы лоббировать интересы российского бизнеса?

- Мы высоко ценим наши регулярные встречи с Владимиром Владимировичем Путиным. Но и весьма продуктивно сотрудничаем с рядом министерств, отдельными департаментами Минэкономразвития. Мы стоим на позиции цивилизованного лоббизма. Одним из главных направлений своей деятельности видим поддержку прохождения через законодательные инстанции (не только Государственную Думу, но и региональные законодательные организации) необходимых для реальной экономики законов. Здесь еще, к сожалению, работы очень и очень много. Согласитесь, что не совсем правильно, когда законы пишут одни, а работают по ним другие. Лучше это делать вместе.

- В РСПП входит цвет российского бизнеса - люди самостоятельные и амбициозные. Трудно вырабатывать общие решения?

- Очень трудно. Иногда заседаем по нескольку часов, много спорим, а итог обсуждения чаще всего подводим голосованием.



`Российская газета` 15.05.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 212773
Опублик.: 18.10.04
Число обращений: 662

  • Вольский Аркадий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``