В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Волошин: За кремлем не заржавеет... Назад
Александр Волошин: За кремлем не заржавеет...
Глава президентской администрации заговорил. В беседе с Андреем Ванденко он излагает собственную версию конфликта с группой Медиа-Мост и отрицает, что является человеком Березовского
- Обложили вас, Александр Стальевич.

- В каком смысле?

- В прямом. Что ни свежая газета или выпуск последних известий, то новый штрих к светлому образу: оказывается, и лжец вы, и администратор никудышный, и отец мелкого жулика...

- Это правда - ни дня без строчки. Заказная кампания чистой воды. Когда-то подобным образом расправились с Чубайсом, выдавили его из власти, теперь, очевидно, кто-то посчитал, что пришел мой черед. Думаю, на этот раз фокус не удастся.

- Но вы же первым начали войну с Медиа-Мостом , вот и пожинаете плоды.

- Во-первых, это не так. Не мы. Но я не вижу необходимости долго обсуждать эти муторные отношения, выяснять, кто начал и кто продолжил.

- Ваше право не отвечать, однако это весьма принципиальный момент.

- На мой взгляд, ситуация выглядит следующим образом. Видимо, у холдинга господина Гусинского возникла потребность в финансовых средствах...

- То есть вы это не утверждаете, а лишь предполагаете?

- Я знаю, что Медиа-Мост задолжал Внешторгбанку, Сбербанку, Внешэкономбанку, Минфину и еще ряду других финансовых организаций, в которых были получены кредиты под поручительство Газпрома.

- Пусть бы эти организации и разбирались с Мостом , зачем Кремлю надо было лезть?

- Здесь затронуты государственные интересы. По счетам положено платить, а делать этого не хочется. Параллельно затевается абсолютно теоретическая дискуссия о том, что можно называть помощью государства. Мол, относятся ли к ним кредиты, полученные в госбанках? Конечно, относятся. Ведь это Газпром давал поручительства, а порой и живыми деньгами помогал Медиа-Мосту . В итоге набежала сумма свыше 800 миллионов долларов. Чтобы понятнее было, о чем речь, скажу: по нынешнему курсу рубля это равняется примерно полугодовым платежам Газпрома в бюджет. Помощь это со стороны государства холдингу или нет? Ведь ясно: если Мост деньги отдать не сможет, за все придется расплачиваться Газпрому. Руководству холдинга мало полученных денег, вот оно и прибегает к испытанному методу информационного рэкета. Наезжает, потом отъезжает. Дескать, если не поможете, будем мочить вас по полной.

- А если и вправду замочат?

- Ну это вряд ли. Во всяком случае, выкручивая руки и запугивая, добиться положительного результата не удастся. Если господин Гусинский не считает государственные кредиты помощью, то на что, интересно, он рассчитывает? На бюджетное финансирование? Это по меньшей мере странно.

- Но ведь ОРТ деньги дали.

- И эта тема звучала. Нам намекали, что хотели бы получить кредит в сто миллионов долларов на условиях, на которых он предоставлен 1-му каналу. Но ведь Медиа-Мост все же частная компания.

А чего стоит требование к Внешэкономбанку и Минфину принять вэбовки по номиналу? Это же угроза государственного дефолта. Прикажете дать распоряжение Министерству финансов обанкротиться ради спасения НТВ? Задорнов и Касьянов долго ездили по всему миру, уговаривая кредиторов подождать, не предъявлять России претензий, и вдруг мы внутри страны удовлетворяем одно из требований. Моментально со всех концов сбегутся другие кредиторы, настаивая на погашении вэбовок на тех же условиях, что и у Медиа-Моста . Это удовольствие обойдется стране в миллиард долларов с хвостиком. Дороговато за один телеканал.

- Могли бы и сделать исключение. С учетом заслуг НТВ, так сказать, перед демократией.

- Наверное, были заслуги. И что? Сегодня на нас пытаются давить всеми доступными способами, включая угрозы. Поскольку у руководства холдинга и, в частности, телеканала НТВ столь недружелюбное отношение к власти, то мне не совсем понятно, почему эта власть должна помогать Медиа-Мосту решать его проблемы.

- Вы говорите о плохом отношении к власти, но холдинг предъявляет претензии персонально вам, называя все конфликтом с отдельными чиновниками.

- Нападки идут на Кремль в целом. На НТВ начали нас потихонечку долбить сразу после отставки Примакова. Во что это вылилось сейчас, все видят. Поскольку же я сразу занял в конфликте жесткую позицию, меня и выбрали в качестве мишени. С конкретным человеком воевать проще. Перешли на личности, напечатали в газете номера моих домашних телефонов, то есть повели себя совершенно отмороженно.

- Вы хоть номера сменили?

- В той квартире живет моя мама... Я допускал, что в борьбе со мной в ход пойдут разные средства, в том числе и грязные, но все же надеялся, что моих родственников трогать не станут. Ошибся. Наша бульварная пресса, похоже, может дать сто очков западной. Даже у тех СМИ, которые принято называть серьезными, сегодня планка сбита. То же НТВ позволяет себе ругань за гранью дозволенного.

- И ОРТ в долгу не остается, чего уж там.

- Может быть. НТВ я сейчас по понятным причинам воспринимаю более личностно, хотя по-прежнему считаю, что это хорошее, профессиональное телевидение. Не надо только скатываться в бульварщину.

- Вы готовы к новым порциям компромата?

- Думаю, их готовится выдать Медиа-Мост . Я к этому отношусь спокойно.

- Но должен же быть у этой истории какой-то конец. Где выход?

- Не знаю, пусть его ищет команда Гусинского, загнавшая себя в тупик. Или, по-вашему, я похож на человека, который предложит компромисс при подобном хамском отношении холдинга к власти в целом и ко мне в частности?

- Ладно, вы не похожи. Может, президент согласится сыграть роль третейского судьи в конфликте? Было же предложение организовать встречу Бориса Николаевича с руководителями ведущих СМИ. Вдруг Ельцину удастся помирить оппонентов, и вы с Владимиром Гусинским поцелуетесь на глазах у умиленной публики?

- Действительно, просьба о встрече поступала, но я, честно говоря, не понимаю, каким образом в Медиа-Мосте рассчитывают на это, продолжая на своем канале называть кремлевскую администрацию камарильей? С такой хамоватой позицией не ведут переговоры о примирении.

- То есть вы будете рекомендовать Борису Николаевичу воздержаться от контактов.

- Конечное решение всегда остается за президентом, но свое мнение я, разумеется, выскажу.

- Но, согласитесь, ситуацию надо разруливать, так не может продолжаться вечно.

- Да, эта история не доставляет мне удовольствия, но я все равно остаюсь при мнении, что нельзя поддаваться всякого рода нажиму, имеющему исключительно экономическую подоплеку.

- Медиа-Мост как раз усматривает в поведении Кремля политику: мол, требуете поддержки только угодных вам политиков и втаптывания в грязь всех остальных.

- Может, в этом и есть доля истины, но не в таком вульгарном смысле. Если вы делаете ставку на наших политических соперников, то почему приходите за помощью к нам? У них и просите. Глупо финансировать враждебно настроенные по отношению к тебе структуры.

- Ощущение, что вы добиваетесь разорения холдинга. Так сказать, НТВ до основанья мы разрушим... А зачем?

- Нет, банкротство не является самоцелью. Пусть Медиа-Мост ищет кредиты на Западе, одалживает деньги у частных структур в России - ради Бога, это никому не запрещено. Мы мешать не станем, однако и помогать тоже.

- А нельзя договориться миром?

- Что значит миром ? Дать денег? При всех разногласиях - политических, экономических, каких угодно - надо оставаться в рамках дозволенного. На мой взгляд, Медиа-Мост перешел границы. Мне это напоминает ситуацию, когда сосед занимает у вас трешку до получки, радостно пропивает ее, потом со злости материт вас и требует еще червонец. Кто же даст?

- Словом, дело ясное, что дело темное. А ведь до выборов в Госдуму больше четырех месяцев. Можно представить, что ждет нас осенью.

- Да, грязные технологии будут пущены в ход, в этом сомневаться не приходится. С такого рода вещами тяжело бороться. Это ведь зависит и от некоего уровня общей культуры участников предвыборных баталий.

Скажем, с некоторых пор в прессе стало модно ссылаться на анонимный источник в Кремле. Дескать, от нашего человека получены достоверные сведения. Следом за этим может быть сообщена любая чушь, не имеющая никакого отношения к президентской администрации. Скажем, пока мы с вами разговариваем, по Москве распространился невесть откуда возникший слух об отставке министров Починка и Крашенинникова. Как этому противостоять? Источник в Кремле ведь не назван. Да и был ли он?

- Думаю, многие недоразумения возникают и по той причине, что не вполне ясна роль администрации в системе политических координат. Если сперва, в начале 90-х, все больше напоминало президентскую канцелярию, чем руководящий и направляющий орган, то сегодня вы, похоже, берете на себя функции политбюро ЦК КПСС. Важнейшие решения принимаются здесь, а остальным остается их ретранслировать и исполнять.

- Абсолютно точно, что администрация сама по себе не является руководящим органом. Мы работаем на президента. Это главное. Что касается остального... Мы, скорее, помогаем, координируем. Чтобы не быть голословным, давайте посмотрим бумаги, которые ложатся на мой стол. Сегодня из-за плотного графика я не успел их разобрать, сделаем это вместе.

Как видите, специально я ничего не сортировал. Смотрим... Мое письмо по итогам встречи с руководителями общественных объединений инвалидов. В этой сфере накопился ряд проблем, я пишу о них Сергею Степашину и предлагаю пути решения.

Идем дальше. Проект указа президента о защите авторских прав на кино- и телефильмы. Заключение наших экспертов. Таков порядок: документы, попадающие к президенту, должны быть предварительно проработаны.

Следующее обращение касается состояния здравоохранения в Республике Алтай. Итогом может стать поручение президента. Это письмо от уполномоченного по правам человека Миронова. Просит о встрече.

- Получит аудиенцию?

- Конечно.

- А тот господин, который вышел из вашего кабинета перед тем, как в него зашел я, тоже подавал заявку на прием?

- Вы о Борисе Березовском? Письменных просьб не припомню, но иногда ему приходится неделями дозваниваться до меня.

- Для вас не будет новостью, что в сознании многих вы являетесь человеком Бориса Абрамовича?

- Нет, это для меня не откровение. Что могу сказать в ответ? Такой ярлык легко прилепить и трудно отодрать. Доказывать, что я не креатура Березовского? Все равно это лишь слова, в которые вы вольны верить или нет. Что я ни скажу, все будет выглядеть оправданием. Лучше поговорите с моими коллегами, пусть они расскажут, самостоятелен ли я в решениях. Побеседуйте с Поллыевой, Якушкиным, Приходько, Макаровым... У меня много заместителей. Пусть они скажут, решаю ли я задачи, исходя из интересов государства или же в соответствии с чьими-то рекомендациями и подсказками.

- Согласитесь, было бы странно, если бы подчиненные назвали начальника лицом зависимым... Вы правы: вопрос в том, чему верить - вашим словам или же опубликованной в прессе расшифровке телефонного разговора Валентина Юмашева и Бориса Березовского, в котором обсуждалось ваше участие в кадровой перетасовке верхушки Генпрокуратуры. Если учесть, что рекомендации из того разговора вскоре были реализованы, то...

- Да, я читал распечатку этого квазителефонного диалога. На лексику Бориса Абрамовича примерно похоже, но то, что Юмашев так не говорит, - сто процентов. Он не изъясняется подобными выражениями. Березовский - публичный человек, многие представляют его манеру разговора, поэтому под речь Бориса Абрамовича сработали правдоподобно, а вот с Юмашевым получился прокол... Мы опять возвращаемся к теме грязных технологий. Объясняться по поводу таких публикаций - полный бред. Тогда придется посвятить этому все рабочее время, а есть вопросы поважнее.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Едва прибыв утром в понедельник на работу в Кремль, замруководителя президентской администрации Сергей Зверев дал интервью агентству Интерфакс . Он сообщил, что ему ничего не известно о якобы подписанном указе Бориса Ельцина о его отставке. Об уходе мне ничего не известно, могу только заверить, что я сам не подавал прошения об отставке .

Несколькими днями раньше Зверев направил письмо Б. Ельцину, в котором не согласился с некоторыми действиями руководства администрации главы государства . С. Зверев обратился к президенту с просьбой о личной встрече, на которой хотел бы подробно рассказать о темах, затронутых в письме. Но раскрывать содержание письма президенту Зверев не стал, посчитав это неэтичным - он-то еще действующий сотрудник администрации.

В продолжении интервью с руководителем кремлевской администрации, которое будет опубликовано завтра, речь пойдет о том, кого Александр Волошин хотел бы видеть в кресле Президента России, чем Кремль не устраивают Лужков и Примаков, засланный ли казачок Кириенко, будет ли тело Ленина предано земле, а также о многом другом - злободневном и актуальном.

Андрей ВАНДЕНКО.


`Комсомольская правда` 03.08.1999http://nvolgatrade.ru/

Док. 212771
Опублик.: 18.10.04
Число обращений: 609

  • Волошин Александр Стальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``