В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шмаков Михаил:Будут платить - будем работать Назад
Шмаков Михаил:Будут платить - будем работать
Интервью лидера федерации независимых профсоюзов Михаила Шмакова ведущей программы `Подробности` Татьяне Алдошиной (РТР).
Алдошина: Сегодня в студии программы `Подробности` лидер федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. От него мы надеемся узнать подробности того, как профсоюзные лидеры работают с новым проектом трудового кодекса, и, соответственно, как изменится работа профсоюзов, когда новый принцип трудовых отношений утвердит Государственная Дума.
Здравствуйте, Михаил Викторович.

Шмаков: Здравствуйте.

Алдошина: Итак, вы известны, как решительный противник правительственного варианта КЗОТа. И скажите, что вас именно не устраивает в том, что предлагает правительство в деле реформации трудовых отношений?

Шмаков: Ну, в том проекте, которое предлагает правительство, конечно, многое нас не устраивает, но сегодня, я думаю, надо говорить уже о том, что получается в результате работы согласительной комиссии. Я хочу напомнить телезрителям и вам, что в декабре месяце правительство фактически отозвало и пошло навстречу, отозвало свой вариант КЗОТа, и пошло навстречу профсоюзам, которые давно предлагали трудовой кодекс создавать в рамках согласительного процесса между профсоюзами, работодателями и правительством.

Алдошина: Ага, и вот уже примерно полгода согласительная комиссия исправляет что-то в КЗОТе. Что именно?

Шмаков: Ну, вот, к сожалению, а гораздо меньше, примерно три месяца...

Алдошина: Ну, с декабря.

Шмаков: Там были технологические задержки, связанные с работой Думы. И вот сейчас уже три месяца работаем над согласованным вариантом КЗОТа. При этом надо понимать, что в Думе сейчас находится, на сегодняшний день 7 вариантов КЗОТа.

Алдошина: Все 7 не будут рассматриваться?

Шмаков: Нет, будет рассматриваться, я надеюсь, только один, тот, который получит название согласованного, а именно тот вариант, который сейчас прорабатывается в рамках рабочей группы, созданной Думой. Но предварительно, до рабочей группы, три силы, это работодатели, профсоюзы и правительство, скрупулезно проходят статью за статьей.

Алдошина: Вот три силы сели, и договариваются о принципиальных позициях, по которым вам приходится договариваться с работодателями и с правительством?

Шмаков: Ну, вот самые большие споры идут по тем статьям, против которых мы выступали в правительственном варианте трудового кодекса. Например, расширенное внедрение срочных трудовых договоров или контрактов. Нам, в результате достаточно сложной борьбы, словесной пока, не переходящей в рукоприкладство, но тем ни менее удалось договориться, и затвердить то положение, что перечень оснований, когда можно заключать срочный трудовой контракт, он будет ограничен и закрыт. То есть, это те работы, которые требуют действительно, и можно провести только в срочном виде, заключив договор на определенный срок. Например, связанный с сезонными работами, и ряд других работ.

Алдошина: Вот у меня, например, срочный договор на год, и я не возражаю.

Шмаков: А я считаю, что это не правильно. Это вот сегодня, когда это не оговорено, вы не возражаете. А завтра, когда тот согласованный вариант будет, я надеюсь, проголосован, там будет достаточное количество оснований для того, что бы такой срочный договор заключать. А если он будет заключен без таких оснований, то он автоматически будет превращаться в бессрочный. Ведь разница между срочным и бессрочным, если так по большому счету, это в тех гарантиях, которые получает человек, когда он увольняется. При срочном - он просто уходит и закрывает за собой дверь.

Алдошина: А если он сам соглашается с этим, что же вы будете защищать тогда?

Шмаков: Но, тем ни менее, мы защищаем тех, кто не соглашается.

Алдошина: Они пойдут, найдут другую работу.

Шмаков: Ну, что ж, когда они найдут другую работу. Те, кто соглашается, это их право искать другую работу.

Алдошина: Хорошо, еще одна позиция, по которой вы ...

Шмаков: еще одна позиция, это, скажем, сверхурочные. Ведь в правительственном кодексе в предложении предлагалось, что бы разрешить каждому работнику по его просьбе увеличивать продолжительность его рабочего дня до 12 часов. Ну, в условиях сегодняшней жизни мы понимаем, что человек приходит на работу, ему говорят: если ты не напишешь, что ты добровольно не напишешь, что ты хочешь работать не 8 часов в день, а 12, то тогда тебе нет рабочего места. Вот сегодня в кодексе оговорены все эти случаи. Случаи внутреннего совместительства, случаи сверхурочных работ. И сверхурочные работы ограничены 16 часами в неделю, и 120 часами в год, при этом за сверхурочные надо платить. Первые два часа в день - в полуторном размере, последующие два часа - в двойном.

Алдошина: Вы предлагаете сохранить нынешнее положение, и с другой стороны согласитесь, если работодатель и работник соглашаются о таких условиях, то ваша задача, скорее, добиваться что бы все-таки человеку заплатили за сверхурочную работу, а не принципиально возражаете против?

Шмаков: Я именно об этом и говорю. Мы добиваемся того, что бы человеку за сверхурочную работу платили сверх 8 часов в день, как положено по нашей конституции, полуторную-двойную оплату за каждый час.

Алдошина: Вот существенный такой момент, о котором говорят те, кто создавал правительственный вариант КЗОТа, они говорят, что нынешний КЗОТ - это 1971 год, это никакого отношения не имеет к попыткам избавиться от плановой экономики, и установить рыночную экономику, и поэтому, собственно, предлагается новый вариант КЗОТа. Вам не кажется, что, отстаивая какие-то моменты прав трудящихся, вы в то же время не даете развиваться трудовым отношениям?

Шмаков: Нет, абсолютно не кажется. Потому, что если говорить о годах, то действующий КЗОТ - он образца 71 года. А если брать правительственный, правда на сегодняшний день его уже нет, есть согласованный вариант, который мы пишем или сегодня над ним работают по той схеме, или по той структуре, которая предложена профсоюзами, проголосована, и фактически мы сейчас идем по варианту, близкому профсоюзному варианту. А если снова возвращаться к годам, то вот чисто предложение правительства - это КЗОТ варианта 1890-х годов. Вы согласитесь, что вариант 71 года гораздо дальше ушел в трудовых отношениях от 1890-х.

Алдошина: Но не настолько. Говорят, что сейчас очень во многих отношениях, отношения работодателей и наемных рабочих находятся в тени, именно по той причине, что существующее законодательство не позволяет договориться легально?

Шмаков: Вот именно поэтому... мы признаем, что при новых экономических условиях требуются новые законы о труде. И вот именно поэтому мы настаиваем на таких положениях и записях в статьях, что бы все трудовые отношения вытащить наружу. Но я должен здесь заметить, что для того, что бы вытащить здесь наружу, прежде всего надо не только решить вопросы КЗОТа, но и вопросы закрепления положения, что минимальная заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума. Это вот мы и записываем сейчас в согласованный вариант.

Алдошина: А бюджетные деньги если не позволяют такого?

Шмаков: Не позволяют - тогда протягивайте ноги по бюджету, сократите количество чиновников. А что мы видим сейчас? Количество госчиновников увеличивается кратно по сравнению с последними годами социализма, скажем госчиновников. Ну, а уж сколько правоохранителей - это столько, сколько у нас нет прав. Поэтому государство должно рационально тратить те средства, которые у нее есть.

Алдошина: Итак, на чем вы настаиваете?

Шмаков: Минимальная оплата труда должна быть не ниже, чем прожиточный уровень. То есть, на сегодняшний день это не ниже 1400-1500 рублей. А у нас сегодня 200 рублей, а с 1 июля будет 300. Поэтому здесь нам надо делать скачки за 2-3 года.

Алдошина: Скажите, правда ли, что встречаясь с Владимиром Путиным, вы просили президента о том, что бы отложить принятие нового КЗОТа хотя бы до декабря месяца, до Нового года, может быть?

Шмаков: Нет, это не правда. Мы наоборот говорили с Владимиром Владимировичем Путиным, когда встречались в Вологде в составе большой группы профсоюзного актива о том, что надо энергично работать над КЗОТом, но не брать повышенных соцобязательств, что бы к какому-то празднику завершить эту работу. Нам важно получить хороший, согласованный, взвешенный документ, который был бы, прежде всего, согласован тремя основными силами, которые сталкиваются на рынке труда, это работодатели, наемные работники и государство, которое регулирует. Вот в этом, если мы получим такой хороший согласованный документ, у него хорошие перспективы будут, что бы приняла его Государственная Дума, Совет Федерации, и президент подписал. А то, что мы просили Путина задержать этот процесс - это не совсем так.

Алдошина: Когда вы прогнозируете прохождение в Думе такого согласованного варианта? В какие сроки примерно?

Шмаков: Ну, я думаю, что, если пойдет такая же работа, как она организована, то мы сможем это сделать в этом году.

Алдошина: Хорошо, но до конца года еще так много! Когда?

Шмаков: Сегодня утверждено 3 из 13 разделов трудового кодекса, готовы будут еще 4 раздела к утверждению. Но дальше останутся самые тяжелые: заработная плата, компенсации и гарантии. Если здесь мы быстро договоримся, это зависит, прежде всего, от правительства и работодателя, то тогда мы можем и в течение нескольких месяцев принять.

Алдошина: Спасибо, но похоже, что все-таки пока еще не скоро. Подробности о том, как федерация независимых профсоюзов будет работать с новым кодексом законов о труде, мы узнали от лидера этой организации. Михаил Шмаков был у нас в эфире.



21.05.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 212639
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 456

  • Шмаков Михаил Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``