В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шмаков Михаил:Профсоюзы готовятся к выборам лидера Назад
Шмаков Михаил:Профсоюзы готовятся к выборам лидера
В конце ноября - начале декабря пройдет четвертый съезд Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). Объединяющая 38 млн. человек и владеющая имуществом на 6 млрд. долларов, ФНПР имеет к тому же собственное представительство в парламенте через межфракционную депутатскую группу `Союз труда`. Один из влиятельнейших профсоюзов в течение восьми лет возглавлял Михаил Шмаков, дважды переизбиравшийся на пост председателя безальтернативно. Однако в этом году у Шмакова впервые появился конкурент, бывший председатель Федерации профсоюзных организаций Кузбасса, а ныне депутат Госдумы Анатолий Чекис. Оба претендента на кресло председателя рассказали `НГ` о подготовке к съезду, отношениях профсоюзов с властью и внутренних противоречиях в ФНПР.
АНАТОЛИЙ ЧЕКИС СЧИТАЕТ, ЧТО КРЕМЛЬ ПЫТАЕТСЯ ПРЕВРАТИТЬ ФНПР В БОЛОТО

АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ходят слухи, что вы собираетесь выдвинуть свою кандидатуру на пост главы ФНПР на декабрьском съезде и таким образом у Михаила Шмакова впервые появится соперник?

- Это не слухи. Еще 23 апреля кузбасские профсоюзы выдвинули эту идею, а в июне, после обращения кузбасских территориальных организаций отраслевых профсоюзов к профорганизациям России, меня выдвинули официально. Я еще не дал своего согласия, а на меня уже началась атака, хотя я пятнадцать лет в профсоюзном движении Кузбасса. Обо мне стали говорить, что я предаю интересы ФНПР и разрушаю профсоюзное движение, хотя это - явная глупость. Меня даже назвали человеком Березовского.

Вам вряд ли прибавит популярности поддержка со стороны конкурирующих с ФНПР альтернативных профсоюзов и КПРФ.

- У меня практически никаких контактов с Храмовым нет, хотя я готов контактировать со всеми организациями, защищающими интересы людей труда. Но я общаюсь с представителями других профсоюзов, например с Олегом Шеиным и Анатолием Ивановым из `Защиты труда`. Альтернативные профсоюзы - это стимул для развития профсоюзов как таковых, и у них есть своя ниша. Сегодняшнее противостояние между Храмовым из `Соцпрофа` и Шмаковым скорее личностное, но оно вносит в профсоюзное движение рознь.

Мы всегда говорим, что профсоюзы - это левоцентристская организация. Если бы я победил, я бы строил свои отношения с Народно-патриотическим союзом России. На прошлой неделе состоялось заседание исполкома Народно-патриотического союза России, и члены исполкома предложили сегодня всем уже созданным отделениям НПСР начать работу по поддержке моей кандидатуры. Хотя левые силы собираются вести работу и с профсоюзными лидерами, и с членами профсоюзов, это не значит, что они вмешиваются в наши внутренние дела.

Действующий председатель находится в более выгодном положении, ведь для перевыборов Михаилу Шмакову будет достаточно получить поддержку лидеров крупных региональных организаций...

- К сожалению, это почти так. Это нормальное применение своего административного ресурса. Шмаков поздновато спохватился, потому что большую часть первых трех лет прожил за рубежом. Я даже рад, что мое присутствие заставило руководство ФНПР работать на профсоюзы. Мне говорят, что я не смогу победить, что в делегаты съезда выберут тех, кого надо, и схема голосования готова. Обязательно во время съезда кто-то выступит и скажет: `Уважаемые, мы же доверяем друг другу, мы же - открытая организация, да и какое закрытое голосование`, тем более что вопрос вынесут тогда, когда у всех будут билеты взяты. Все эти схемы уже ими прорабатываются. Третий съезд прошел пять лет назад, а у нас те же самые задачи, те же самые недостатки. С сегодняшним руководством внутренняя реформа ФНПР невозможна. Тут нужна политическая воля.

Претендент на пост такой крупной организации должен обладать связями с представителями власти...

- Контактов с Белым домом у меня практически нет. Была у меня встреча с одним из представителей администрации президента, но разговора об избирательной кампании не было, был разговор о том, как я вижу профсоюзное движение. Думаю, что и в будущем их будет немного.

У Шмакова есть определенные заслуги - теперь в Думе работает связанная с ФНПР межфракционная группа `Союз труда`.

- `Союз труда` - несколько натянутая организация, хотя я сначала в нее поверил и даже был руководителем территориального отделения в Кузбассе. Но потом я понял, что руководитель `Союза` Андрей Исаев сегодня просто приводной ремень Шмакова и Лужкова, а профсоюзы через эту организацию просто используются. Нужно провести серьезное совещание и решить, нужен ли `Союз труда` или можно без него контактировать с двумя-тремя политическими организациями. Если `Союз` и будем сохранять, то не в нынешнем виде, потому что он себя немножко скомпрометировал.

Как вы оцениваете управление профсоюзной собственностью?

- Собственность сегодня - самая козырная карта в руках оппозиции, но, несмотря на то что я в очень сложном положении и знаю, что против меня будет применяться и черный пиар, и административный ресурс, я не хочу лезть в это. Пусть этим занимаются соответствующие органы. И вопрос об этом на съезде я ставить не буду. Другое меня смущает в системе управления имуществом. Зря они пытаются ее закрыть, я бы на их месте сделал бы прозрачными данные по каждому объекту.

Чем, с вашей точки зрения, вызван пристальный интерес Кремля к профсоюзам?

- Насколько я знаю, существует несколько вариантов развития ФНПР, которые обсуждаются в Кремле. Первый вариант: надо поставить человека, который даст честное пионерское, что будет выполнять волю Кремля. В этом случае пойдет поиск новых лидеров внутри профсоюза, опять начнется нарастание социальной напряженности, но они выигрывают время, стабилизируют ситуацию во время проведения реформ. Второй вариант: оставить профсоюзы свободными и оппозиционными, но лидер не должен быть ультралевым или ультраправым. Третий: превратить ФНПР в болото из ассоциаций. Профсоюзы вроде и есть, но они легкоуправляемы, а если будут возникать проблемы, то они смогут по частям такие профсоюзы реформировать. Мне кажется, что Кремль выберет именно последний вариант, а центральный профсоюз сегодня, по-моему, его волнует в меньшей степени.

Что вы будете делать, если проиграете?

- Я останусь в профсоюзном движении. Это нормальные альтернативные выборы, и если я не буду вести черный пиар, то Шмаков вряд ли после этого не обрушится на меня. Он устал от своей должности и сегодня занимается больше другими делами, чем профсоюзами. Но он - умный человек, который способен быть сильным руководителем, и ему не присуща мстительность.

МИХАИЛ ШМАКОВ ПОЛАГАЕТ, ЧТО НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМ ОТВЕТИТЬ УБИЙСТВОМ НА УБИЙСТВО

МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ, у вас впервые появится соперник в борьбе за пост председателя. В ФНПР против вас созрела внутренняя оппозиция?

- Это не внутренняя оппозиция, это признак демократизма. Cитуация вполне нормальна, потому что на должность председателя ФНПР на двух предыдущих съездах не было альтернативных кандидатов. Я думаю, что к съезду будет не один Чекис и Шмаков, а конкурировать будут два-три, а может, и десять человек.

Скажите, насколько верно утверждение, что для перевыборов вам будет достаточно лишь получить поддержку лидеров региональных ассоциаций?

- Я вам ничего не расскажу по поводу своей подготовки к выборам. Что касается моих поездок в регионы, то и пять лет назад перед третьим съездом ФНПР я точно так же ездил в регионы и разговаривал с максимально широким кругом профсоюзного актива. Наверное, мои оппоненты скажут, что это элементы предвыборной борьбы. А я скажу, что их выдвижение уже в мае-июне - такой же элемент. Каждый самостоятельно строит свою стратегию.

Ожидают, что на съезде вы примените административные схемы, например выступите против тайного голосования по выборам председателя.

- За меня и в прошлые годы голосовали открыто. Каждый человек, приходя на съезд с мандатом делегата, вправе голосовать так, как он хочет, а если он трусит, значит, он просто слабый гражданин. Есть и другие технологии.

Президент дважды в своих посланиях Федеральному собранию критиковал деятельность профсоюзов. Чем, по вашему мнению, это может обернуться для ФНПР?

- В Кремле тоже много дури в умах отдельных представителей администрации. Но я не хочу этого сказать о президенте, потому что президент Путин относится к профсоюзам гораздо более справедливо и с большим пониманием, чем Ельцин. Конечно, у некоторых чешутся руки разбить крупнейший профсоюз России на пять маленьких, чтобы они конкурировали между собой. Олигархам, правительству, администрации от этого станет легче жить. Профсоюзы всегда были, есть и будут предметом интереса и властей, и работодателей, и партий. Партиям нужна массовая база, да и каждый работодатель хочет создать собственный карманный профсоюз. Действия Ассоциации работников ТЭКа и их спонсоров показывают, что они тяготеют скорее к `желтизне`, чем к нормальному профсоюзному движению. У нас, к сожалению, есть реальные случаи, когда профсоюзных активистов убивают или покушаются на них. Мы понимаем, что мы в джунглях, профсоюз должен быть мощным, сильным и умеющим дать адекватный ответ. На убийство будем отвечать убийством.

Сохраните ли вы союз с `Отечеством` после того, как оно, возможно, объединится на декабрьском съезде с `Единством`?

- Профсоюзы в лице Федерации либо `Союз труда` как общественно-политическое объединение не будут бездумно вливаться в партийные коалиции. В нынешних условиях иметь представительство в парламенте профсоюзам просто необходимо, но профсоюзы не должны превращаться в партию. И КПРФ, и `ЯБЛОКО`, и СПС, и `Единство` считают, что профсоюзы - это люди на побегушках, которые должны их партийные решения разъяснять массам. Не дождутся! Когда мы говорим о повышении социальной защиты, партии левого спектра ближе к нам. Но если мы говорим о снижении налогов на бизнес, чтобы предприниматели могли выплатить зарплаты своим работникам правые партии ближе к нам. Мы искали и будем искать политических союзников там, где нам выгодно.

Говорят, что у вас очень хорошие отношения с Белым домом. А какие у вас отношения с Кремлем?

- Слава Богу, у нас не назначают, а выбирают председателя ФНПР. Если будешь поддакивать, тогда станешь хорошим человеком, даже если профсоюзы не выполнят своей роли. Мы по определению - возмутители спокойствия в государстве. И если завтра все правительство будет составлено из бывших профсоюзных работников, то послезавтра мы будем спорить с этим правительством.

У меня хорошие отношения и с Кремлем, и с Белым домом, но они конфликтные. Переговоры по поводу съезда со мной не проводил никто, ни администрация, ни правительство. Во время последней встречи с президентом я пригласил Путина выступить на съезде (мы направили предложение и Касьянову). И от президента я получил обещание быть на съезде.

Новое чтение КЗоТа почти пересекается с датой съезда, и, поскольку региональные организации ФНПР недовольны проектом кодекса, вы попадете в трудное положение.

- Сегодня, когда все прочли согласованный вариант Трудового кодекса, в составлении которого принимала участие Федерация, наши внутренние противоречия ушли. Но, я думаю, на трехсторонней комиссии работодатели - профсоюзы - правительство мы еще будем обсуждать ситуацию с прохождением кодекса в Госдуме. Рассмотрение кодекса намечено на декабрь, и мы будем готовиться к нему независимо от съезда.

Но ведь вы проиграли битву против единого соцналога?

- Сейчас у нас есть статистические данные за полугодие, по которым видно, что собираемость социального налога гораздо ниже, чем собираемость средств в страховые фонды. Мы будем выступать против единого соцналога и добиваться его отмены. Но ведь не профсоюзы голосовали за введение единого соцналога, голосовали депутаты в Госдуме, так что проиграли не профсоюзы, а проиграло общество. Да, с точки зрения тактики профсоюзы не сумели консолидироваться, но мы сами подняли эту тему как пример отсутствия солидарности в наших рядах. Оценив ошибки, мы собрали волю в кулак, проявили большую солидарность и не дали провести правительственный вариант кодекса, и правительство пошло на уступки.

ФНПР критикуют за методы управления профсоюзной собственностью...

- Это расхожая агитка, которая запущена из властных структур. Но все решения в соответствии с уставом принимаются коллегиально. Недавно мы рассмотрели этот вопрос на заседании Генсовета и опубликовали материалов гораздо больше, чем следовало бы. У нас собственность корпоративная, объем большой, но она распылена между региональными объединениями. ФНПР наметила шаги по совершенствованию хозяйственной деятельности: повысить ответственность наших представителей в советах директоров, ввести единый реестр держателей профсоюзной собственности, избавиться от неэффективных предприятий, искать инвестиции для развития перспективных предприятий.

Что вы будете делать, если проиграете?

- Я выиграю.

Анна Закатнова


Независимая газета, 14.09.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 212638
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 459

  • Шмаков Михаил Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``