В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шмаков Михаил:`Нами интересуется березовский` Назад
Шмаков Михаил:`Нами интересуется березовский`
С `Веком` беседует председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил ШМАКОВ
Михаил Викторович, Координационный комитет солидарных действий ФНПР объявил о намерении провести в ноябре 2001 года масштабную акцию протеста трудящихся. Перчатка брошена. Значит ли это, что все `мирные переговоры` эффекта не дали?

- Это нормальные методы действия. К ним приходится прибегать, когда к нашим словесным аргументам на переговорах не прислушиваются. Особенно это касается вопроса о социальных гарантиях трудящимся, о едином социальном налоге, о внесенных в Госдуму проектах бюджетов социальных фондов, которые опять пересматривают в сторону уменьшения. Наша подготовка к акциям протеста (мы планируем провести их в форме шествий, митингов, пикетов) должна заставить всех, кто отвечает за эти решения, прислушаться к мнению трудящихся. Прежде всего Минэкономразвития и весь финансовый блок правительства. Кроме того, сейчас наступает самый важный период в принятии Трудового кодекса. Масса поправок к нему идет вразрез с концепцией, которую выдвигали профсоюзы. Сейчас мы вынуждены защищать то, что отстояли на первом этапе борьбы, когда Дума приняла в первом чтении согласованный вариант кодекса.

Все пока остается в цивилизованных рамках. Хотя, конечно, вокруг акции протеста обязательно станут нагнетать истерию, кричать, что профсоюзы нарушают `социальный мир` в обществе.

А они не нарушают?

- Нет. Пока еще нет. Об этом можно говорить только тогда, когда пролетариат берется за булыжники. Но до такого доводить не надо. Если не прислушиваться к серьезным доводам, которые звучат за столом переговоров, а потом игнорировать и митинговые выступления трудящихся, дальше остается только социальный взрыв. К счастью, в последние годы до такого накала Россия не доходила. Задача всех тех, кто чувствует свою ответственность за судьбы страны, - не допустить чего-либо подобного и в этот раз.

Кроме акции протеста ФНПР предстоит провести еще одно `великое, но повторимое` действо - собственный IV съезд. Вам прочат преемника, говорят о возможности победы `радикального крыла` и смене политики федерации на ближайшие годы. Насколько велика эта вероятность?

- Большой интерес различных структур к ФНПР, и в частности кампания в прессе, свидетельствует главным образом о том, что за последние пять (а точнее - все одиннадцать) лет своего существования федерация превратилась в серьезную силу, с которой невозможно не считаться. Многие наши требования работодатели и правительство выполняют только потому, что игнорировать нас не в силах. Поэтому нами очень интересуются некоторые политические силы, стремящиеся установить над федерацией свой контроль.

В связи с этим чаще всего называют имя Березовского.

- И Березовский, и, с другой стороны, КПРФ не скрывают желания сделать все, чтобы проводить через федерацию свои интересы. Но пока, на мой взгляд, в ФНПР преобладают взвешенные, именно профсоюзные настроения. Мы полностью опираемся на свой устав и программу действий, на ту практику работы, которая у нас сложилась. Думаю, здравый смысл на четвертом съезде победит так же, как он побеждал на первом, втором и третьем.

Председателем ФНПР станет тот, за кого проголосуют делегаты. Все очень просто, и добавить мне к прогнозам нечего. Лично я буду отстаивать все те ценности, которые выкованы в борьбе за эти 11 лет и позволили федерации занять не последнее место и в международной профсоюзной жизни, и, главное, в российском обществе. Я уверен, что все решения съезда будут направлены на то, чтобы ФНПР становилась еще более авторитетным объединением профсоюзов, к которому все остальные партнеры относились бы с уважением.

Кому же в первую очередь профсоюзы сейчас намерены `показывать зубы`? Кого собираются загрызть?

- Мы за эти годы все-таки научились социальному партнерству, как бы ни критиковали сами этот процесс и сколько бы критики ни выслушивали. Противники видят наши успехи на этом пути. Ряд олигархических групп не желают иметь дело с организованным рабочим движением и пытаются создать себе `желтые`, карманные профсоюзы, как это происходит в некоторых отраслях. Олигарх или директор назначает своего председателя профкома, тот танцует под его дудку и ведет за собой весь коллектив. Конфликтов там нет, но равноправного партнерства тоже. Например, в нефтяном или газовом комплексе люди зарабатывают неплохо, особенно по сравнению со средней зарплатой в стране. Но если сопоставить со среднемировым уровнем в тех же самых отраслях, видно, что людям отчаянно недоплачивают. Олигарх продает нефть или газ на мировом рынке по мировым ценам, но за счет дешевизны рабочей силы издержки сводит к минимуму и получает сверхприбыль. И, конечно, не хочет ее терять. А потому ему нужен профсоюз, который не будет ставить вопрос о заработной плате, социальных гарантиях и прочих `низких истинах`. Понятно, что эти люди сейчас вкладывают большие деньги в пиар-кампанию против ФНПР и ее председателя. Они наверняка будут пытаться создать разного рода раскольнические группы внутри федерации. Ничего удивительного: нормальная борьба в капиталистическом обществе между работодателями-капиталистами и наемными рабочими, объединенными в профсоюзы. Ни одному капиталисту профсоюз не нужен. И если разговор идет в цивилизованных рамках, значит, работодатели осознали, что дороже встанет с профсоюзами бодаться, нежели договариваться с помощью механизмов, прописанных в законодательстве.

На собраниях ФНПР ораторы обращаются к залу и друг к другу исключительно со словом `товарищи`. Никаких `господ и дам`. Это принцип?

- Принцип. В профсоюзах все друг другу товарищи. Такое обращение принято и в мировом профсоюзном движении. Иногда говорят `братья и сестры`.

Коммунистов это может обнадежить с точки зрения общности традиций и целей?

- Нет. Слаба теоретическая база у нынешней КПРФ. В мире произошли громадные изменения, касающиеся, в частности, отношений между партиями и профсоюзами. Пытаться строить свою политику на теоретических изысканиях прошлого и позапрошлого веков нельзя. В мире уже найдены совершенно другие механизмы, прежде всего способы равноправного сотрудничества. `Приводными ремнями` мы больше не будем ни для кого. А вот партнерами в тех или иных вопросах - безусловно. Более того, мы очень рассчитываем найти союзников именно среди тех, кто причисляет себя к левому флангу нашего политического движения. Но, к сожалению, сегодня мы и там сталкиваемся с противниками.

Беседовала Екатерина ДОБРЫНИНА


Век, 05.10.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 212636
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 394

  • Шмаков Михаил Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``