В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Семен Вайншток: `Я что, насильно буду гнать нефть на НПЗ? `. Назад
Семен Вайншток: `Я что, насильно буду гнать нефть на НПЗ? `.
У президента `Транснефти` Семена Вайнштока непросто складывались отношения с нефтяными компаниями. Их бурное недовольство вызывало большинство инициатив главы транспортной монополии: и попытки убедить нефтяников скинуться на инвестиционные нужды `Транснефти`, и обращения в правительство с просьбой разрешить госкомпании экспортировать `технические остатки` нефти в трубе. Теперь же, считает Вайншток, между его компанией и нефтяниками царит полное взаимопонимание.
- В июле `Транснефть` объявила о планах выпуска ADR. Когда они могут быть реализованы? И на какие акции монополия собирается выпускать ADR?

- На фондовом рынке котируются только привилегированные акции, так что о выпуске ADR на обыкновенные акции речи не идет. Но пока сложно сказать, состоится ли выпуск ADR на акции `Транснефти` вообще. Решение должен принимать совет директоров компании. И только после того, как владельцы `префов` обратятся в совет директоров с просьбой о выпуске ADR и возьмут на себя все расходы по их размещению. Но, насколько мне известно, наши акционеры пока не обращались с такой просьбой. И потом - почему все так интересуются этим выпуском ADR? Ну чем они `Транснефти` помогут? Разве что в плане имиджа.

- Можно было бы выкупить часть `префов` на баланс монополии или дружественные ей компании. В таком случае выпуск ADR принес бы `Транснефти` миллионы долларов. Кстати, не поменялся ли как-то состав владельцев привилегированных акций `Транснефти`?

- Я не знаю. Следить за владельцами `префов` - не дело менеджмента `Транснефти`. Я знаю, что `префы` активно продаются и пользуются большим спросом. На балансе `Транснефти` нет ни одной привилегированной акции. Мы никогда не планировали выкупать `префы` у их владельцев и не собираемся это делать сейчас. В любом случае менеджмент компании не может делать это самостоятельно. Необходимо разрешение совета директоров.

- Сегодня привилегированные акции `Транснефти` торгуются в РТС по $360 за акцию. Какова, на ваш взгляд, должна быть справедливая цена?

- Я считаю, что `префы` явно недооценены и их справедливая цена - $800 - 900. И не надо думать, что достичь этого можно, только выпустив ADR. Достаточно того, что компания успешно работает, законопослушна и регулярно выплачивает дивиденды.

- А почему столь кардинально изменилась позиция менеджмента `Транснефти` по отношению к выплате дивидендов? Раньше `Транснефть` пыталась вообще не платить дивиденды, а за 2001 г. пообещала выплатить дивидендов на сумму почти 2,7 млрд руб.

- У нас не изменилась позиция. Мы просто выполняем требование закона, если он будет трактовать возможность для `Транснефти` не платить дивиденды, мы немедленно прекратим это делать.

- Сегодня капитализация `Транснефти` составляет $2,2 млрд, но участники фондового рынка считают, что компания недооценена.

- Абсолютно с ними согласен: капитализация `Транснефти` должна быть в 25 раз больше.

- Какую вы ожидаете выручку и прибыль `Транснефти` в 2002 г. ?

- За 2001 г. консолидированная выручка компании составила 67,5 млрд руб. , а прибыль - $600 млн, в 2002 г. мы ожидаем выручку на уровне 90 млрд руб. , а прибыль `Транснефти` снизится. Это связано с тем, что мы осуществляем большие инвестиционные программы.

- Не изменились планы по выпуску евробондов? Раньше руководство компании заявляло, что евробонды могут быть выпущены в первом полугодии 2003 г.

- Мы пока эти планы решили отложить. Очень маловероятно, что в 2003 г. `Транснефть` выпустит евробонды. Это слишком дорогое удовольствие, а привлекать `дорогие` деньги мы не хотим. У нас есть хорошие возможности для привлечения кредитов.

- Как вы отнеслись к недавнему конфликту из-за сокращенного экспортного графика между нефтяниками и вице-премьером Виктором Христенко, возглавляющим правительственную комиссию по доступу к трубе?

- Здесь две правды: у нефтяников - своя, у правительства - своя. Действительно, нефтяники всегда завышают предполагаемый объем сдачи нефти на экспорт. Их можно понять - они надеются получить больший процент на экспорт. Но при этом - даже с учетом роста их добычи - объемы в заявках больше, чем разрешено. Я считаю, `Транснефть` - это тот самый инструмент, благодаря которому подобного больше не случится.

- Как вы считаете, кто лучше сможет регулировать экспорт нефти - правительственная комиссия или Минэнерго?

- `Транснефти` это абсолютно безразлично, мы - исполнители. Если завтра нам скажут, что этим будет заниматься `Спортлото`, значит, так тому и быть.

- Зато `Транснефти` далеко не безразлично морское экспортное направление, а именно - кто будет составлять портовые графики и координировать работу портов. Пока существует лишь протокол правительства от декабря 2000 г. о том, чтобы `Транснефть` временно контролировала порты Туапсе и Новороссийск. Насколько я знаю, `Транснефть` за это время взяла под контроль порт в Приморске, а также Бутинге, где открыла свое представительство. Но ЦДУ также всегда претендовало на координаторство портов и составление графиков.

- Пока с этим дело обстоит прекрасно. Когда `Транснефть` получила координаторство над тем же Новороссийском, производительность этого порта увеличилась с 32 млн т до 45 млн т ежегодно. И мы фактически не затратили на это денег. Мы считаем, что улучшить работу портов удалось только за счет того, что была создана единая схема. Мы составляем по-прежнему портовые графики, обсуждаем их с нефтяниками, а после принимаем согласованные решения. Так все и должно остаться. Я считаю, что в одних руках должна находиться и транспортировка нефти, и порты.

- А разве ЦДУ при Минэнерго не составляло портовые графики?

- Оно всегда делало это хуже, чем `Транснефть`, сейчас графики там не составляются.

- Так, может быть, `Транснефть` блокирует задания ЦДУ для Вентспилса именно по причине того, что латвийский порт - единственный, который оказался неподконтролен вашей компании? С чем связано то, что загрузка этого порта упала вдвое?

- Да с чисто техническими причинами. Дело не в возможностях порта, а в желаниях заказчика, захочет поставщик нефти идти на Вентспилс - и мы рассмотрим такую возможность.

- Акционеры Вентспилса собираются выставить на продажу контрольный пакет акций порта. `Транснефть` изучала возможность стать акционером Вентспилса?

- Мы с большим интересом относимся к возможной покупке Вентспилса. Я думаю, что `Транснефть` согласится купить контрольный пакет латвийского порта, если ее попросят об этом латвийские акционеры.

- А есть вероятность, что попросят?

- Не сомневаюсь.

- Так, может быть, вам уже поступило предложение от них?

- Пока нет.

- Как вы относитесь к проекту `ЛУКОЙЛа` по строительству порта в Мурманске для экспорта нефти в США?

- Идея интересная, но очень сырая. Во-первых, `ЛУКОЙЛ` не учел все затраты. В Ярославле, откуда предполагается тянуть трубу в Мурманск, нефть не добывают. Наши трубопроводные возможности исчерпаны, и, чтобы реализовать проект `ЛУКОЙЛа`, нам придется увеличить пропускную способность нефтепровода до Ярославля. По нашим подсчетам, это около $1 млрд.

- Российские нефтяные компании сейчас очень увлечены идеей поставок нефти из России в США? Насколько она жизнеспособна?

- Идея хорошая, но требует изучения. Надо, например, посмотреть, а не будет ли себе в убыток экспортировать нефть зимой? В Мурманске для этого может потребоваться и ледокольное сопровождение. И потом, я не разделяю опасения российских нефтяных компаний, что Европа перенасытится нефтью из России. И нужно срочно искать другой рынок сбыта. Например, с 1999 по 2002 г. ежегодный экспорт в Европу по системе `Транснефти` вырос на 26 млн т. И что, она захлебнулась нашей нефтью? А с Америкой надо учитывать еще и то, как изменится политическая и нефтяная карта мира в связи с намерением США бомбить Ирак.

- Как вы относитесь к соглашению, подписанному в Хьюстоне `Роснефтью` и американской Marathon, предполагающему экспорт российской нефти в США из хорватского порта Омишаль в объеме 12 млн т в год, чем на первом этапе исчерпывается пропускная способность трубы Адрии, подходящей к порту?

- У нас закон определяет равный доступ к трубе. Свои объемы там могут заявить и другие компании. И сколько `Роснефть` получит (2 - 3 млн т или чуть больше) , столько и продаст Marathon. Подобный конфликт уже был разрешен в случае с ТНК и `ЛиНОСом`.

- Нефтяники возмущаются проектом `Роснефти` и `Сургутнефтегаза` по строительству НПЗ в Приморске, в месте, где заканчивается трубопровод БТС. Как можно разрешить этот конфликт?

- `Роснефть` и `Сургутнефтегаз` молодцы, очень выгодный проект задумали. Я думаю, им еще предстоят долгие разбирательства с их коллегами, возмущенными, что все экспортные возможности БТС теперь будут востребованы только двумя российскими компаниями, хотя строились они для всех. Но, с точки зрения `Транснефти`, вопрос можно решить, увеличив мощности БТС, что мы и собираемся делать.

- Не возобновились ли ваши планы по добыче нефти?

- Нет, мы ведь очень законопослушная компания. Раз правительство решило, что мы должны транспортировать нефть, а не добывать, то так тому и быть.

- Как вам удалось убедить нефтяников согласиться на `договорные` ставки транспортных тарифов?

- А мы никого не убеждали. Нефтяники к нам сами пришли и попросили. Все без исключения. Мы и не хотели даже. Но нефтяники понимают, что нужно расширять многие направления, реконструировать нефтепроводы, и готовы платить сверх тарифов. У нас вообще стали очень хорошие взаимоотношения с нефтяными компаниями. Полное взаимопонимание. Они же профессионалы и ситуацию в `Транснефти` сразу видят. Приходят уже подготовленные к разговору.

- Недавно `Транснефть` отправила в правительство свое ТЭО проекта строительства трубы в Находку. Но у `ЮКОСа` есть свой конкурирующий проект - трубопровод Ангарск - Дацин. Он продвинулся дальше `Транснефти` - китайская CNPC уже гарантировала нефтяной компании покупку 20 млн т нефти в 2005 г.

- У нас нет конкуренции с `ЮКОСом`. Оба ТЭО и для `ЮКОСа`, и для Находки делает один и тот же исследовательский институт. Мы представляем в правительство два предложения, и пусть его оценит экспертная комиссия Белого дома. Пусть и решит, какое направление будет приоритетным. А гарантии китайцев покупать нефть у `ЮКОСа` пока еще ничего не значат.

- Ваша последняя встреча с нефтяниками была весьма продуктивна. Например, вам, похоже, удалось убедить и `Башнефть` с `Татнефтью` ввести банк качества нефти.

- Я никого не убеждал, они сами готовы. Хотя, по нашим подсчетам, им придется платить $6 - 7 с тонны при введении БКН. Но они надеются, что правительство компенсирует это им налоговыми льготами при добыче нефти.

- КТК вот уже внедрил банк качества нефти.

- Очень легко внедрить БКН, когда у тебя один сорт нефти (казахская). Вообще, всем теперь видно, что КТК - `самый удачный` для зарубежных инвесторов. Россия получила дырку от бублика, причем в изощренной форме. Нас обвиняют, что мы не строим перемычку Кропоткино - Тихорецк, а вы возьмете на себя смелось потратить $70 млн на перемычку, когда нет никаких гарантий, что она вообще будет эксплуатироваться?

- Комментируя конфликт на Московском НПЗ, мэр Юрий Лужков обвинил вас в том, что вы ставленник `Сибнефти` и поэтому потворствуете ей в этом конфликте.

- Мне очень не понравилось заявление мэра, будто бы я чей-то ставленник. Я понимаю - эмоции, но и за своими словами надо следить. `Транснефть` выполняет судебное решение, и потом, если кто-то не поставляет нефть на завод, я что, насильно буду гнать нефть на НПЗ?

- Как вы отнеслись к похищению первого вице-президента `ЛУКОЙЛа` Сергея Кукуры?

- Меня эта ситуация очень взволновала. Я очень сопереживаю Кукуре, мы 20 лет работали вместе.

- А вы акционер `ЛУКОЙЛа`?

- Да, я акционер `ЛУКОЙЛа`. Правда, не такой крупный, как Равиль Маганов и Сергей Кукура. У меня 0,0016% `ЛУКОЙЛа`, я ими на бирже играю - и вполне успешно. Когда акции выросли, я большой пакет продал. И прилично заработал.

БИОГРАФИЯ:

Семен Михайлович Вайншток родился 5 октября 1947 г. в Молдавии

Окончил Киевский инженерно-строительный институт по специальности `инженер-строитель`, позже - аспирантуру Тюменского нефтегазового университета. Кандидат социологических наук.

В нефтяной отрасли работает с 1982 г. Занимал должности заместителя начальника НГДУ `Повхнефть`, заместителя генерального директора `Когалымнефтегаза`.

С 1988 г. - заместитель гендиректора, а с 1993 г. - гендиректор АООТ `ЛУКОЙЛ-Когалымнефтегаз`.

В 1995 - 1999 гг. - вице-президент ОАО `ЛУКОЙЛ` - гендиректор ООО `ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь`.

В сентябре 1999 г. избран президентом `Транснефти`.

О КОМПАНИИ:

`Транснефть` - нефтепроводный монополист и крупнейшая в мире трубопроводная компания, имеющая сеть нефтепроводов общей протяженностью 48 600 км. Компания перекачивает почти всю добываемую в России нефть (93% в 2001 г. ) как для внутренних потребителей, так и на экспорт. Все обыкновенные (голосующие) акции компании принадлежат государству (75% уставного капитала). Остальные 25% привилегированных акций распылены между частными акционерами.


1994-2004, Национальная
служба новостейhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 212533
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 552

  • Вайншток Семен Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``