В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шендерович Виктор:`Смеющихся рабов не бывает` Назад
Шендерович Виктор:`Смеющихся рабов не бывает`
Виктор Шендерович рассказал подробности пятилетней жизни передачи `ИтогО` и о перспективах нового проекта
`ИтогО` - это ваш первый телевизионный опыт?

- Регулярный первый. Дебют был в 90-м году в передаче `Вокруг смеха`, 35 секунд. Я думал, что это пик моей телевизионной карьеры. Потом начался новый отсчет времени, и в этом новом времени первым регулярным телепроектом были `Куклы`.

А кому принадлежит идея `Итого`?

- `ИтогО` возникла через два года после работы в `Куклах`. Был приступ усталости... Мне рассказывали, что в ансамбле Моисеева был танцор, который делал уникальную `бочку`. Ходил горизонтально, в невероятной плоскости прокручивался. Лет 15 он это делал. И больше ничего. Я понял, что превращаюсь в такого танцора. Я эту `бочку` умею делать. И вот по гроб жизни... И я взял паузу в конце 96-го года, ушел из `Кукол` и начал придумывать передачу, которую я бы вел сам. Это была не только тяга к публичности - в `Куклах` мы все время попадали в расщелину между временем написания сценария и эфиром. Эта расщелина была в полнедели. За это время черт-те что могло произойти и происходило регулярно. Хотелось сделать что-то более оперативное и более интонационное, что ли.

Удовлетворили тягу к моментальному воздействию на действительность?

- Еще как! Правда, бывали периоды, когда я делал это из-под палки, причем сам же себе этой палкой и был. Вредная работа, надо все время смотреть новости, читать газеты - и везде вот эти полсотни лиц нашей, пардон, политической элиты... а это не те люди, с которыми я хочу видеться, меня от них в дрожь бросает.

А их от вас?

- Не думаю. Они через какое-то время поняли, что `собака лает, а ветер носит`. Потом им надоел звук лая, и в настоящий момент собака находится в процессе ликвидации.

Ваши действия?

- Сенека сказал, имея в виду Нерона: победить это невозможно, но можно это презирать.

Популярность не жалко терять?

- Популярность - это узнаваемость, и только. Частота появления на экране. А отношение к тебе - это совершенно другое дело. И тут я человек избалованный. За эти годы, в ответ на `Куклы` и `ИтогО`, я получил столько тепла от самых разных людей, начиная с записок из зала и кончая предложением физического убежища в Пензенской области от какой-то старушки (во времена уголовного дела), что это позволяет мне чувствовать себя очень хорошо. А главная моя референтная группа - папа с мамой. Пока что перед ними не стыдно. Когда мы начинали делать `Куклы`, не было никакой идеи сатирической программы. Была халтура: на телевидении хорошо платят, можно подкалымить, что-то там написать веселое. Власть была в 95-м году, если помните, туповатая, малообразованная, но вроде как своя. Ведь не Крючков с Язовым, не Хасбулатов. А потом так незаметненько - свиные рыла вместо лиц. И Чечня, и тысяча трупов ко дню рождения министра обороны. И вдруг обнаружилось, что противно и страшно, с другой стороны - как камень с души. Иллюзии исчезли, и работать стало легче.

Вы взяли на себя общественную функцию, а теперь отказываетесь от нее из-за собственной усталости?

- Это не усталость. Ну, не только усталость. Время другое. Кончилась ельцинская разлюли-малина, Черномырдин, вместе со своим словарным запасом, на Украине. Все ровненько, культурно и съедобно. Это требует другого языка. Так удивительно совпало, что последнюю программу `ИтогО` мы записывали в день ликвидации ТВ-6, но на самом деле мы начали думать о какой-то новой программе еще осенью. Если будем живы, то зрители увидят ее на канале ТВ-6, если не будем - будем думать, как это реализовать как-то по-другому. Но, по крайней мере, есть другая идея, чуть более, как мне кажется, метафорическая. Чуть менее цепляющаяся к политической конкретике и больше касающаяся нас, как страны, как общества.

Суммарный вектор программы `ИтогО` был обращен совершенно не к начальству, а к публике.

Что будет, если решение арбитражного суда станет явью?

- Жалко будет. Они ведь вытесняют нас в маргиналы, сжимают пространство. Было НТВ (а у Сорокиной даже РТР), потом ТВ-6... - теперь что, на кабельные идти? С другой стороны, разумеется, оставаться при мародерах, которые сейчас набегут разбирать освободившуюся частоту - вариант для меня исключенный. Буду думать.

Думать или работать?

- Пока что - параллельно. Нельзя заниматься самоликвидацией. Есть специальные люди, которые будут этим заниматься. Мне-то чего себя ликвидировать? Есть команда, которая много чего умеет, вот мы и будем это делать.

Решение о ликвидации ТВ-6 - такая же психологическая черта, как когда-то Чечня?

- Ну что вы! Это решение моего отношения к власти совершенно не поменяло. Четыре года, полученные Пасько, - гораздо более сильный стресс.

А если телевидение станет для вас вообще недоступным?

- Я проживу. И мои друзья, профессионалы высокого класса, без куска хлеба не останутся. Но дела будет жаль. Жесткий и веселый одновременно взгляд на политиков - это озонирование общества. Без нас в эфире станет чуточку тухлее. Посмотрите, откуда мы вышли, где были только что! Уже в начале 80-х, до всякого Горбачева, для кристаллизации нового общественного ощущения хватало магнитофонной пленки. На которой, разумеется, Жванецкий. Или Высоцкий. А сегодня - газеты, кабель, Интернет, спутниковое телевидение. Дело за нами. Будем, в меру сил, смешить почтенную публику, чтобы она расставалась помаленьку со своим прошлым. Потому что хихикающих рабов видали во множестве, а смеющихся - никогда. Смех - первый признак свободы.

На каком канале может выйти новая передача?

- Тяжелый случай. Мы все ударенные масштабами страны. Программа, которую смотрят 10 млн. человек, - это отдельное ощущение. Я не готов сейчас говорить, поскольку привык, по совету Жванецкого, переживать неприятности по мере поступления.


Московские новости, 15.01.2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 212523
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 623

  • Шендерович Виктор Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``