В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Шелищ: Удачную покупку под надежную гарантию Назад
Петр Шелищ: Удачную покупку под надежную гарантию
Все мы - потребители, так как жизнь и производство невозможны без потребления. Поэтому право потребителей, неотъемлемое от прав человека, требует защиты. И чем выше уровень развития рыночного общества, тем скрупулезнее и качественнее должно это делаться, заявляет в интервью "Парламентской газете" депутат Госдумы, председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. Россия на этом пути в сравнении с другими странами с развитой экономикой делает пока первые шаги. Закон "О защите прав потребителей" был принят в нашей стране лишь в 1992 году. Зато сразу стал самым работающим. Ежегодно согласно ему принимаются сотни тысяч решений, улаживающих конфликты между продавцами и покупателями продукции и услуг. Все зримее в стране утверждается тенденция продвижения к цивилизованному рынку: растет число случаев досудебного урегулирования конфликтов. Новые поправки в законодательство, по мнению депутата, еще более цивилизуют экономику.
- В конце прошлого года Президент подписал закон об изменениях и дополнениях в закон о товарных знаках. По мнению правоохранительных органов, это усилит систему защиты от контрафактной (поддельной) продукции. Насколько значимы изменения?

- Изменения будут кардинальными. Размах контрафакта по разным товарным группам составляет от 30 до 90 процентов всей продукции в стране. Это десятки миллиардов долларов - питательная среда для организованной преступности. Честные производители несут убытки. По-простому говоря, у них крадут покупателей, разочаровывая их липовыми марками и брендами. Дошло до того, что только 15 процентов всей обуви появляется на рынке законным образом. Порядка миллиарда долларов в год составляют доходы от фальсифицированного бензина, примерно столько же "наваривается" от контрафактных масел. В результате разоряются фирмы, государство несет потери от неуплаты таможенных пошлин, налогов и сборов.

- На одной из недавних пресс-конференций вы доложили, что к Закону "О защите прав потребителей" подготовлены 29 поправок и после прохождения их через Думу потребители будут защищены более надежно. Какие изменения это привнесет в нашу жизнь?

- Прежде всего мы исходим из Конституции, провозгласившей курс на социальное государство. Поправки к законам конкретизируют основные положения этой конституционной нормы. Мы добиваемся от правительства утверждения списка социально значимых товаров, по которым помимо розничной цены обязательно должна быть указана и отпускная цена или цена импортера. Открытость информации даст возможность потребителю видеть свое положение перед лицом продавцов и посредников и более рационально видеть, что купить. Открытость важна и для добросовестных розничных продавцов: посредники уже не смогут вольготно накручивать прибыль на торговых надбавках и искусственно взгревать цены на рынке. Легче будет выявить и каналы притока в страну контрафакта - в числе обязательной информации должны быть и сведения о постоянном представителе импортера.
Одна из поправок предоставляет общественным объединениям потребителей право возмещать свои расходы на продукцию на рынке за счет продавца или изготовителя, когда выявляется ее опасность для здоровья граждан.

- Насколько реально возросли возможности потребительских обществ?

- Союз потребителей сегодня объединяет 97 организаций в разных регионах страны. В прошлом году ими было рассмотрено 120 тысяч обращений граждан, по которым проводились консультации, экспертизы, проверки, готовились иски и велись дела в судах. Только по долгам бывшего Советского Союза через Сбербанк в одном Приволжском административном округе за прошлый год гражданам возвращено более 500 миллионов рублей. Сызранское общество потребителей в Самарской области выиграло 15 исков в пользу потребителей на сумму 3 миллиона рублей. И такие примеры не единичны.

- Но это, так сказать, частные дела

- Отнюдь нет. Приоритетность выплат внутреннего долга не ниже приоритетности долга внешнего. Так принято в мире, в любом социальном государстве. И не только эти факты показывают влияние потребительского движения на экономику. В частности, под его эгидой были внесены существенные изменения в Устав железнодорожного транспорта, облегчающие пассажирам сдачу неиспользованных билетов, бесплатного пользования залами ожидания, туалетами и т.д. Теперь в уставе записано, что пассажир - тот же потребитель и соответственно на него распространяются все права, данные Законом "О защите прав потребителей".

- Вы говорите об экономике услуг. А в нашей стране они всегда рассматривались как нечто третьестепенное

- Подобная инерция мышления очень вредна, ведь рынок - это прежде всего услуги. В той же экономике США сфера услуг в объемах национального богатства превышает 80 процентов.

- В таком случае хотелось бы узнать, что конкретно могут дать "потребительские" законы для самой массовой сферы услуг - ЖКХ?

- Очень много. В тексте поправок к Закону "Об основах федеральной жилищной политики" устранены многие упущения. К сожалению, на вопросы некачественного предоставления услуг и ответственности за это правительство обратило внимание слишком поздно. Но, думаю, после введения четких механизмов ответственности ситуация будет исправляться. В частности, в обязанность правительства вводится утверждение стандартов жилищно-коммунального обслуживания, поскольку сейчас мало кто представляет, за что мы платим. И по сей день многие не знают, что согласно техническим условиям ежедневно необходимо подметать лестницы и делать мокрую уборку подъездов раз в неделю. Эти и другие нормы чаще всего не известны. И соответственно люди не знают, за что платят. Поэтому есть немало лукавства, когда говорят, что надо переходить на 100-процентную оплату ЖКХ. Но в ряде случаев население уже инвестирует коммуналку больше, чем на 100 процентов.

- Но многие граждане, не имея возможности уменьшить оплату за некачественные услуги, просто отказываются платить. Так было в Сибири, Карелии, других регионах. Как вы оцениваете правомерность таких шагов?

- Прежде всего потребители должны иметь альтернативу, у кого покупать услуги. А в Карелии на безальтернативности очень сильно обожглись: там целый ряд поселков заморозили, но при этом еще потребовали плату за холодную воду. Ее привозили на машинах и взимали по 60 рублей за ведро. Налицо полное противоречие с Гражданским кодексом и Законом "О защите прав потребителей", согласно которым сами коммунальщики были обязаны выплатить населению штрафы и пени. Поэтому совершенно законно по примеру предприятия "Владимир-мебель" ряд городов, кварталов и собственников домов стали строить электростанции на своих территориях, чтобы уйти от общего рубильника. Правы также власти Москвы и Санкт-Петербурга, где постановили, что неоказанные услуги не подлежат оплате. Только эта мера плохо работает, пока у коммунальщиков нет обязанности самим сокращать сумму в выставленных счетах и нет материальной ответственности за неисполнение этой обязанности. Люди не хотят быть заложниками не только РАО ЕЭС и "Газпрома", но и государства, не желающего пока поддерживать потребителей.

- Но об описанных вами новациях информации пока мало. Многие не знают прав не только в коммунальной сфере. Как быть?

- Надо исходить из того, что потребитель имеет право на информацию не только о качестве товара, который он выбирает, но и о качестве продавца, изготовителя, предприятия, оказывающего услугу. На Западе существуют такие системы. В США это "бетте-бизнес-бюро", чья аббревиатура (Би-Би-Би) известна каждому американцу. Любой гражданин, столкнувшись с какой-то проблемой на потребительском рынке, может позвонить по телефону "горячей линии" и сообщить, чем его обидели. Порой бюро включаются в разбирательство, отправляя информацию о рекламациях в федеральные органы. Но главное, они в любом случае заносят все жалобы в компьютерную базу данных. И, отвечая на вопросы потребителей, чью продукцию лучше покупать, сообщают им накапливаемую информацию. Таким образом, через потребителя устанавливается рейтинг благонадежности и качества бизнеса.

- Как аналогичную информацию продвигать "в народ" у нас в России?

- В Санкт-Петербурге уже около пяти лет ведется аналогичная база данных в Интернете. К ней может обратиться любой потребитель и выяснить, например, кредитную историю банка, его надежность. Уже одно это поможет уменьшить количество конфликтов. Точно такую же информацию потребитель сможет получить по недоброкачественному строительству, ремонту, просроченным продуктам. Последнее особо актуально: нынче всю московскую торговую сеть заполонили просроченные продукты с переклеенными этикетками. Как депутат буду добиваться, чтобы подобная информация широко публиковалась.

- И все-таки, почему, несмотря на хорошую статистику принятия судебных решений в пользу потребителей, эти решения нередко не исполняются. Кроме того, только 5 процентов судебных решений включают штрафы обидчику потребителя за отказ добровольно удовлетворить его справедливые требования...

- Тут налицо неиспользование возможностей законодательства, ведь за отказ от добровольного удовлетворения законного требования суд вправе наложить на нарушителей штраф в размере цены иска. Угроза удвоения потерь продавца или производителя товаров и услуг стала бы сильным стимулом законопослушания. Но, к сожалению, суды эту меру почти не применяют. С другой стороны, как мы уже упоминали, возможности добровольного решения споров - путь более цивилизованный, нежели бесконечные тяжбы. И то, что 84 процента дел в прошлом году было решено в досудебном порядке, - факт, в общем-то, положительный. Цивилизованные методы реально помогают улучшать рыночные механизмы. Но разве не к этому мы стремимся?



"Парламентская газета" 08.07.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 212507
Перв. публик.: 08.07.03
Последн. ред.: 04.05.07
Число обращений: 477

  • Шелищ Петр Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``