В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СЕРГЕЙ ШАТАЛОВ: МЫ ПОЙДЕМ ПО АМЕРИКАНСКОМУ ПУТИ Назад
СЕРГЕЙ ШАТАЛОВ: МЫ ПОЙДЕМ ПО АМЕРИКАНСКОМУ ПУТИ
Этой осенью правительство надеется провести через парламент очередную порцию налоговых новаций. До сих пор налоговая реформа остается почти единственным козырем, который есть у него в ответ на упреки в вялом реформировании экономики. Но именно она вызывает яростные споры и шумные дебаты в Думе и в коридорах власти. Понятно - деньги. Что выносит правительство на осеннюю парламентскую сессию? Об этом с автором реформы - первым заместителем министра финансов Сергеем ШАТАЛОВЫМ беседует корреспондент `Известий` Георгий ОСИПОВ.
Вы выносите на сессию поправки в Налоговый кодекс о том, чтобы взимать налоги с учетом рыночной, а не объявленной цены сделки?

- Точнее, предлагаем существенные поправки к уже действующим нормам. Давно пора ввести нормальные правила в отношении трансфертного ценообразования и определения взаимозависимых лиц. Такие, какие существуют в большинстве стран и из которых мы пока исключение.

Правила бывают разные. В Англии налоговые органы имеют право запрашивать практически любую информацию, чтобы определить цену сделки, а налогоплательщики обязаны такую информацию предоставлять.

- Возможно, что мы пойдем не по английскому, а по американскому пути. В США законодательно четко определен перечень информации и документов, обосновывающих ценообразование, которые налогоплательщики должны иметь на случай, если налоговая служба заинтересуется той или иной сделкой.

Российский бизнес согласен на перемены?

- Уже сегодня налоговые органы имеют право контролировать на предмет соответствия рыночным ценам ограниченный перечень сделок. Это право распространяется на сделки между взаимозависимыми лицами, бартерные и внешнеторговые сделки, а также на сделки, по которым у налогоплательщика, как сейчас записано в законе, `в течение непродолжительного периода времени` наблюдается существенное (более чем на 20%) отклонение от применяемых налогоплательщиком цен. Однако потребовать корректировки налогового обязательства налоговые органы могут лишь в том случае, если цена сделки отличается от рыночной цены более чем на 20%.

В результате складывается парадоксальная ситуация. Если налогоплательщик продает продукцию по одним и тем же символическим ценам, налоговые органы даже лишены права на контроль. Если же право на контроль возникает, нельзя потребовать уплатить справедливые налоги, если цена сделки отличается от рыночной, например, на 19,5%. Понятно, что такие правила открывают широкие возможности для `налогового планирования`, в частности, с использованием оффшоров.

Бизнес в принципе не возражает против жесткого контроля налоговых органов за внешнеторговыми операциями и бартером. Борьба будет за 20-процентный коридор и правила признания взаимной зависимости.

Ясно: хорошие деньги выводятся на законном основании из-под налогообложения за счет занижения или завышения цены сделки на пятую часть от ее рыночной стоимости. И уходят к якобы независимым фирмам, которые являются частью одной системы. Что предлагаете?

- От 20-процентного коридора надо отказываться в принципе. Надо платить налоги так, как если бы сделка была осуществлена по рыночной цене. При этом должны быть приняты во внимание все те обстоятельства, которые влияют на ценовую политику компании, равно как конкретные обстоятельства сделки. Налоговый кодекс уже содержит не исчерпывающий перечень таких условий и обстоятельств, предусматривая возможность принятия адекватных решений. Понятно, что цена зависит от объемов поставки, от качества товаров, от маркетинговой политики, от формы и сроков оплаты. Все это надо учитывать.

Кроме того, мы предлагаем расширить перечень лиц, которые могут быть признаны взаимозависимыми по формальным признакам, а не по решению суда.

За счет кого расширить?

- Сегодня по формальным признакам две компании признаются взаимозависимыми только в случае, если доля участия одной компании в капитале другой составляет не меньше 20%. Это не позволяет устанавливать зависимость между сестринскими компаниями, между компаниями, учрежденными одними и теми же лицами, или между компаниями, осуществляющими деятельность в рамках простого товарищества. Есть целый ряд и других не вызывающих сомнения ситуаций, когда надо внимательно смотреть на цену сделки. Они-то и прописаны в законопроекте. Подчеркну, что само по себе признание взаимной зависимости не влечет никаких налоговых последствий. Такое признание означает лишь право на специальный налоговый контроль.

Не припоминается ни одного случая, чтобы налоговики предъявили претензии кому-либо по цене сделки, когда и по сегодняшним нормам есть явная взаимозависимость лиц.

Как уже говорилось, налоговые органы могут предъявить претензии и доначислить налог только в том случае, если цена сделки отличается от рыночной цены не менее чем на 20%. Здесь возникает целый ряд проблем. Что такое рыночная цена, как ее определить, где брать информацию о рыночных ценах? Закон гласит: информация должна быть только официальной, от госорганов. Это не всегда справедливо, и налогоплательщик должен иметь возможность представить свои исследования по этому вопросу.

К тому же далеко не всегда даже теоретически можно отследить рыночные цены. Вот нет в России рынка сырой нефти. Или продается уникальное оборудование - о какой его рыночной цене можно говорить? Сегодня законодательство устанавливает, что можно использовать косвенные методы, основанные на цене последующей перепродажи или на себестоимости произведенного товара. Но и в том и в другом случае налоговым органам предписано ориентироваться на некую `обычную для данной сферы деятельности` прибыль и на `обычные в подобных случаях затраты`. Воспользоваться этими оценочными категориями не так-то просто. Нужна хорошая статистическая база, и МНС сейчас только нащупывает подходы и разрабатывает методики применения норм закона.

Пока, действительно, нет ни одного случая, чтобы налоговые органы на основании косвенных методов определения рыночной цены выставили претензии налогоплательщикам. Совсем немного исков и в тех случаях, когда сделки совершаются с массовыми товарами, для которых вполне возможно определение рыночных цен.

Чтобы ответить на эти вопросы и сделать механизмы, заложенные в кодексе, более работоспособными, и предлагаются поправки.

Какой будет ответ?

- Двух перечисленных косвенных методов сегодня недостаточно. Есть ситуации, когда покупатель не продает, а перерабатывает приобретенное сырье. Например, покупает нефть - продает бензин. На основании `корзины` реализуемой продукции переработки можно определить справедливую цену первичного продукта. Соответствующие методики предлагаются.

Перепродажи по договорным ценам внутри финансовой группы или холдинга используются, чтобы уйти от `драконовских` налогов. Будете еще их снижать?

- Такая оптимизация налогообложения применялась прежде всего нефтяниками. Частично острота вопроса снята принятием главы 26 Налогового кодекса о налоге на добычу полезных ископаемых. На ближайшие три года ставка налога на добычу нефти устанавливается в рублях за тонну. При расчете ставки используется формула, отслеживающая два фактора: уровень мировых цен и курс рубля по отношению к доллару. В трудном диалоге с бизнесом найдено решение, которое позволяет вообще не платить налог, если цена нефти марки `Юралс` меньше $8 за баррель, и осуществлять сравнительно небольшие платежи, если она меньше $18. Так государство фактически берет на себя риски, связанные с плохой конъюнктурой. Но если цены растут, то вместе с ними серьезно увеличивается и объем налоговых изъятий.

Отвечая же на вопрос о снижении налогов, хочу подчеркнуть, что в последние два года приняты радикальные решения по снижению налоговой нагрузки. Процесс будет продолжен. С 2003 года будет полностью отменен налог на пользователей автомобильных дорог, с 2004 года - налог с продаж. Будут пересматриваться и другие налоги.

Планируете ли дальше снижать налог на прибыль?

- 24% - это надолго. Для консолидированного бюджета это снижение стоит примерно 200 млрд руб. Посмотрим, как на это решение отреагирует экономика. Правительство рассчитывает на новый инвестиционный бум.

При этом все льготы по налогу на прибыль отменяются?

- Почти все. Но принципиально изменилась база для исчисления налога. Сняты все ограничения на включение в себестоимость процентов по заемным средствам, расходов на рекламу, обучение персонала, страхование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, введена ускоренная амортизация. Более либеральным становится порядок переноса убытков на будущее, вводится унифицированная ставка, теперь нет повышенных ставок для банков, страховщиков, посредников. Пожалуй, больше всех выигрывает банковский сектор - платил 43% и меньше всех имел льгот.

Остались льготы организациям инвалидов и аграрному сектору. Для инвалидов льготы сокращены, предполагается, что правительство найдет средства на их поддержку в бюджете. Производители сельхозпродукции не платят налог на прибыль. Это положение сохранится до тех пор, пока не будет разработан специальный налоговый режим для этой сферы деятельности.

Что за спецрежим?

- Пока не готов ответить, проблема находится в стадии обсуждения. Может быть, будет вмененный налог, основанный на размере площадей сельхозугодий.


Известия, 08.10.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 212396
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 738

  • Шаталов Сергей Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``