В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Букаев: Мы совершили налоговую революцию мирным путем Назад
Геннадий Букаев: Мы совершили налоговую революцию мирным путем
Прошло три месяца нового года, как налогоплательщик живет по новым налоговым законам. Но вопросов до сих пор меньше не становится.
О том, как на практике реализуется `налоговая революция`, как будут взыскиваться налоги с граждан и предприятий, какие их ожидают `подводные камни`, рассказывает главный мытарь страны, министр РФ по налогам и сборам Геннадий Иванович Букаев.

Министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев стал очередным гостем Делового завтрака в `Российской газете`

В нынешнем году налоговики как-то поостыли. Нас никто не агитирует заполнять декларации, не обещает спокойной ночи, если мы заплатим налоги. В чем дело?

- Многое изменилось. Все давно уже знают, что такое налоговая декларация и зачем ее надо заполнять. Надо ли людей лишний раз нервировать и `накачивать`? Законопослушный гражданин придет в инспекцию сам. У нас уже появилась и постоянно расширяется информационная база, по которой мы следим, кто должен заполнить декларацию. Не заполнил - пригласим на разговор. А шумиха нам не нужна. Кстати, декларирование завершается 3 мая. И сегодня, как никогда, народ уже пошел в налоговые инспекции. По итогам 1999 года число `декларантов` увеличилось с 4,5 до 5 миллионов. Ждем и за истекший год не меньшей цифры.

СОЧТЕМ СЕМЕЙНЫЙ ДОХОД

А вы и ваша семья уже заполнили декларацию?

- У меня только одно место работы, поэтому я заполняю декларацию только как государственный служащий. У супруги - тоже одно место работы. Но вопрос правильный. На мой взгляд, пора ввести понятие семейного дохода.

Зачем?

- Сегодня у нас огромное количество граждан (их более 100 миллионов) имеют всякие льготы. А нормально ли это? Льгот `для всех` быть не должно. Нужно перейти к персональной дотации. Это можно будет сделать только, если мы выйдем на семейный доход. Надо четко `высветить` семью, потом - семейный доход и семейный бюджет. И уже на основании этих данных, если дела в семье идут не ахти как, предоставлять дотацию. В результате мы можем сэкономить огромные деньги, которые сегодня идут на общие дотации. Более того, в этом случае появится возможность поднять компенсационные выплаты действительно нуждающимся. К примеру, одинокая бабушка получает минимальную пенсию - 450 рублей. А бабушка, живущая в семье предпринимателя, - такую же. Зачем ей дотация? Надо эту дотацию отдать малоимущей.

Может, стоит вернуться к практике, когда бы высшие чиновники ежегодно публиковали в прессе свои декларации? И таким образом подвигать остальных граждан к открытости?

- Согласен.

Билл Клинтон, переезжая из Белого дома, взял некоторые подарки, полученные им на президентском посту, и заплатил за них налог около 700 тысяч долларов. Мы не слышали подобного о наших губернаторах?

- У нас по закону, если цена подарка превышает 12 минимальных размеров оплат труда, - надо платить налог. Но как это сделать технически? Представьте себе день рождения вашего редактора. К нему идут с коробками, кулькамиЙ Вы что, приглашаете налогового инспектора, чтобы все сосчитать? Это же нереально! Как все это посчитать? Так что этот закон мы пока фактически не используем.

ПОКАЖУТ ЛИ БОГАТЫЕ ДОХОДЫ?

Вопрос о едином социальном налоге. Количество людей, рассчитывающих на регрессивную шкалу (чем больше зарплата, тем меньше налог), мизерно по отношению к общей массе. То есть воспользуются этой льготой единицы. Трудно найти предприятия, которые могут обеспечить 250 тысяч рублей годового заработка, необходимого для существенной скидки. Не сорвется ли его сбор?

- Вы правы. Основная налоговая тяжесть как была на тех, кто мало и средне зарабатывает, так пока и осталась. Сегодня шкала налога - 36,5 процента от фонда оплаты труда, а раньше была - 39 процентов. Есть и регрессия, то есть снижение налога. Он доходит до 5 процентов, если годовой заработок свыше 600 тысяч рублей. Для чего это было сделано? А для того, чтобы богатые начали наконец показывать свои реальные доходы. Ведь психология прежде всего формируется в реальной жизни. Предположения, что мы сорвем поступление соцналога, не оправдались. В январе этого года поступило 28,7 миллиарда рублей в Пенсионный фонд, а в прошлом году - только 20,3 миллиарда за аналогичный период. На 22 февраля задание по мобилизации платежей по социальному налогу уже выполнено, поступило 33347,2 миллиона рублей, что составляет 117,6 процента от плана.

Если налоговые реформаторы считают, что изменения никак не должны ущемлять интересы налогоплательщиков, то как в таком случае толковать ситуацию с покупкой квартиры в 2001 году, если деньги по налоговым льготам можно будет получить через год и без учета 20-процентной инфляции?

- Существуют социальные, имущественные, профессиональные и другие вычеты. Их достаточно много, и льгота на покупку квартиры или дома - одна из них. За год льгот или вычетов набирается много. Но декларацию вы заполняете один раз в год. Если бы ее заполняли ежеквартально, то мы и делали бы ежеквартальные вычеты из подоходного налога.

ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА ШУМА НЕ ЛЮБИТ

Сейчас готовится к принятию закон о финансовом контроле. Уже действуют части кодекса, отслеживающие соответствие крупных расходов и доходов, есть опыт прошлого года. На совещании в Кремле ваш первый заместитель Владимир Гусев сказал, что неплохо бы налоговикам иметь право бесспорно взыскивать налоги с граждан, если их расходы оказываются выше доходов. Правильно ли это? Ведь на крупные покупки многие копили сбережения годами, а историю доходов-расходов каждого россиянина только начали создавать.

- Я против взыскания налогов в бесспорном порядке с физических лиц. Делать это можно только через суд. Сведения по доходам граждан мы имеем от работодателей и от тех ведомств, кто регистрирует сделки. По расходам информации пока немного. Подавать информацию обязаны нотариусы, если они оформляют сделку, риэлтеры, автодилеры. За прошлый год мы имели несколько миллионов единиц переданной нам информации по России. Обработав, сравнив, мы нескольким тысячам наших граждан выслали требование о заполнении спецдекларации. А налогоплательщик говорит: а я занял, нашел, и так далее. В законодательстве этот момент, откуда деньги, не оговорен. Хотя большинство физлиц законопослушны, за небольшим процентом авантюристов.

Законопроект о борьбе с легализацией незаконно нажитых средств практически готов. Наверное, скоро появится и финансовая разведка. Не пострадают ли от нее рядовые граждане?

- Я считаю, что не надо `шуметь` об этом вообще. При слове `разведка` у нас в голове всплывают такие понятия, как `агентура`, `слежка`. Информация, анализ и мозги - вот разведка. Ее делают бесшумно. Такая разведка по идее должна быть в Минфине. Там должны работать аналитики и сравнивать, откуда и как возникли деньги. Будет закон - будем работать.

МЫ ТОЛЬКО ДНЕМ СЧИТАЕМ, А НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК - КРУГЛЫЕ СУТКИ

Распространяется ли действие Налогового кодекса на правоотношения, возникшие до 1 января 2001 года?

- Налоговый кодекс состоит из двух частей. Общая часть введена с 1 января 1999 года и с 2001 года введены четыре новые главы: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог.

Добросовестный налогоплательщик до 1 января рассчитался по старым законам. Теперь же он начинает платить по-новому, часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

С этого года физические лица тоже стали плательщиками НДС, что вы можете сказать по этому вопросу?

- Наш налогоплательщик - личность изощренная. Мы только днем считаем, а он - и днем и ночью! По Налоговому кодексу освобождение от уплаты НДС возникает, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. И вот некоторые фирмы начинают дробиться на части, лишь бы выйти на такой оборот. Такого необлагаемого дохода нет ни в одной стране. Мы думаем, что эту сумму надо бы сделать в 300-400 тысяч рублей.

Вопрос от реального налогоплательщика. Его фирма опоздала с налоговыми платежами. Он заплатил все сполна, включая пени. А вот теперь налоговая полиция возбуждает против него уголовное дело. Вам не кажется, что по сути получаются два наказания за одно нарушение?

- Задача налогоплательщика - платить вовремя налоги. Пени - это наказание за то, что он оказался незаконопослушным. А к уголовным делам, которые ведет налоговая полиция, мы отношения не имеем.

Каков будет подход к предприятиям ВПК, которые задолжали по налогам не по своей воле? Ведь Минфин до сих пор не погасил 30 миллиардов рублей за госзаказ 1996-1999 годов.

- Подход один: мы все делаем только на основании закона. Ведь иначе каждый инспектор, а у нас их ни много ни мало 156 тысяч человек, будет иметь свой `индивидуальный` подход. Тогда все - конец системе и государству. Будем вынуждены по-прежнему штрафовать, наказывать, доводить до судебных дел. А вот Минфин должен думать, как этот вопрос отрегулировать.

ЧТО ОТВЕТИТЬ ВЕРУЮЩИМ?

Поясните, какая сейчас позиция министерства по присвоению гражданам идентификационных номеров налогоплательщика. По этому вопросу есть много возражений, особенно среди верующих. Против ИНН даже церковь.

- Что такое ИНН? Это же не номер конкретного человека. Это лицевой счет налогоплательщика. И он есть у всех, кто имеет доходы, имущество, автотранспортЙ У нас в базе имеются данные уже более чем на 80 миллионов лицевых счетов. Скоро их будет 90 миллионов. Более 40 миллионам мы уже выдали свидетельство о присвоении ИНН. И делаем мы это во благо налогоплательщика, ведь на этот номер стекается вся информация о нем. С 1 января 2002 года нам будут подавать декларации, число декларантов вырастет, и значительно. И вот тут номер будет нужен не столько нам, сколько ему. Подумайте, сколько вы должны собрать справок из разных медучреждений, чековЙ А мы - обработать. За одно лечение налогоплательщик может получить вычетов на 25 тысяч рублей! А ведь есть еще и образование, и приобретение недвижимости. Как с этим массивом информации работать? К примеру, `Ивановых` в компьютерной базе можно искать сутками. А индивидуальный номер компьютер отыщет в течение нескольких секунд.

Если человек не хочет иметь номер - пожалуйста, никого заставлять не будем. Но, помяните мое слово, когда человеку в инспекции скажут: подождите неделю, месяц, мол, не можем разобраться с вашими доходами, не можем рассчитать вычеты, - он сам придет получать ИНН. И при чем тут вера? Масштабный и скандальный характер этой проблеме придали те, у кого проблема с легализацией доходов. Это мое глубокое убеждение, основанное на неоднократных встречах со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II

Значит, гражданин может не брать номер, если не хочет?

- Конечно. И никто не может его заставить. Если мы узнаем, что где-то ИНН присваивают принудительно, поверьте мне, виновный будет наказан. Равно как и в том случае, если работодатель не берет на работу гражданина из-за отсутствия индивидуального номера. В этом он не прав.

Когда верстался номер, стало известно, что Русская православная церковь продолжает переговоры с Министерством по налогам и сборам с целью замены для верующих индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) на номер налогового документа. Об этом Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сообщил на пресс-конференции в греческом посольстве, данной по случаю праздника Торжества Православия.

Патриарх отметил, что верующих смущает необходимость подачи заявления, в котором должна быть отражена просьба о присвоении номера. Верующие считают, что таким образом происходит подмена христианского имени. `Мы достигли договоренности, что заявление о присвоении ИНН будет заменено простой анкетой, а номер будет присваиваться не человеку, а документу`, - пояснил Патриарх. 19-20 февраля в Троице-Сергиевой лавре состоялось заседание Богословской комиссии по этой проблеме.

ДО СУДА - НИ СЛОВА

Что ожидать налогоплательщику? Будет ли снижение налогового бремени? Путин же пообещал

- Раз Президент обещал, будем выполнять.

Есть 40-я статья Налогового кодекса о трансфертных ценах. Когда и как она начнет `работать`?

- Да, согласен, сегодня она не работает. Причина в том, что законодатели ее написали так, что мы просто не можем ее применять. Мы внесли поправки, обсудили в Правительстве. Теперь, слово за Думой, и тогда, может быть, дело пойдет.

Что главное сегодня на нефтяном рынке? Ведь такого рынка как такового нет. Откуда взялись `рыночные` цены? Мы предлагаем ввести понятие `справочные цены` - для экспорта, начиная с Лондонской биржи, транспортных путей, издержек - все можно подсчитать. Налоговый инспектор, используя полученные данные и расчетную формулу, начисляет налоги. Или, взять, к примеру, рынок ГСМ. Ведь цену нефти, идущей на внутреннее потребление, можно определить только с помощью справочных цен. И эту идеологию мы изложили Президенту России.

А нефтяной рынок в России постепенно появится. В прошлом году впервые рост добычи нефти составил свыше 17 миллионов тонн. И сразу же пошли инвестиции, и весьма существенные.

Геннадий Иванович, в последнее время деятельность вашего министерства стала какой-то тихой. Нет громких скандалов с известными на всю страну компаниями: `Газпромом`, `АвтоВАЗом` и т.д. С чем это связано. Что, там нет уже никаких нарушений?

- Связано это с тем, что мы должны переходить на досудебные разбирательства. Ведь что такое на Западе налогоплательщику судиться с налоговым органом? Это - считайте разорение. А у нас громкие скандалы - `ЛУКОЙЛ`, `АвтоВАЗ`Й Зачем? Пока не закончилось разбирательство, не вынесено судебное решение, вообще не надо ни о чем говорить! Информация о налогоплательщике вообще не должна просачиваться никуда, ведь затрагивается его имя.

Мы получаем балансы всех предприятий. Задача нашей системы - эту информацию оберегать. Я уж не говорю о данных по доходам граждан. И, имея такой гигантский объем информации, мы, к сожалению, пока должным образом ее не анализируем. И правильно Президент нас критиковал.

В феврале на заседании Правительства главный судебный пристав РФ Мельников практически легально утвердил за собой право `класть в карман` 7 процентов от стоимости арестованного имущества. А ведь на деле всю работу за него сделали вы - налоговики, выложив `на блюдечке` налогонеплательщика - нарушителя закона. Правильно ли это?

- По идее приставы должны быть заинтересованы дороже продать. Но жизнь доказывает обратное. И я вынужден был поднять эту проблему на заседании Правительства.

Во-первых, приставы получают 7 процентов независимо от того, что будет с остальной суммой - удастся ее взыскать или нет. Это нужно обязательно изменить. Во-вторых, надо изменить и саму оценку имущества. Есть сколько угодно фактов, когда объект стоит миллион, а продают его за сто тысяч.

Как вы собираетесь популяризировать работу министерства? Ведь именно за это вас упрекал премьер-министр на совещании в Кремле.

- Я поставил задачу своим службам - создать в Интернете страницы каждого регионального управления, где будут размещаться все наши документы, и Налоговый кодекс, и Методические рекомендации. Все налогоплательщики, имеющие компьютеры, смогут задать вопрос и получить ответ. Наш сайт называется www. nalog.ru и на нем есть информация, необходимая для налогоплательщика.

В мае в стране ожидается изменение структуры Правительства, и в СМИ обсуждаются различные варианты слияния вашего ведомства с разными структурами Правительства.

- Я хочу заметить, что оценку работе налоговой службы ставит налогоплательщик. И мы делаем все, чтобы ему было удобно и комфортно. Мнение любого ведомства - будь то Минфин или Минэкономразвития - это сугубо субъективная оценка.

Могу лишь отметить, что во многих странах с рыночной экономикой налоговые ведомства существуют обособленно. Руководителя налоговых служб назначает парламент по согласованию с правительством. И налоговики работают отдельно от минфина. И зачем нам что-то изобретать? Ведь нельзя соединять в одном ведомстве и доходы, и расходы одновременно. Вспомните, что было с внебюджетными фондами. Одна из причин того, что законодатель разъединил в фондах доходную и расходную части, - потеря прозрачности. А уж в нашем обществе в первую очередь нужны именно предсказуемость и прозрачность.

Наша задача - обеспечить контроль за поступлением платежей в бюджеты всех уровней. А задача Минфина - разумно распределить и довести каждый рубль до бюджетополучателя. Это не менее сложно, чем добыть его. Поэтому сама идея подчинения нас Минфину или объединения с любым другим ведомством - это вопрос непростой.

Геннадий Иванович, расскажите, пожалуйста, о результатах совместного совещания налоговиков в Кремле в феврале.

- Налоговые органы - это одна из самых молодых рыночных структур России. Она возникла 1 января 1992 года, когда в действие был введен блок налоговых законов, по которым мы работали до 1 января 1999 года. Затем вступила в силу первая часть Налогового кодекса, а с 1 января 2001 года начали действовать первые четыре главы второй части Налогового кодекса.

Что произошло 1 января 2001 года? Я считаю - что налоговая революция: за раз принять и запустить в дело четыре главы! Назовите хотя бы одну страну мира, где могло такое произойти? Там любую поправку обсуждают годами! А мы не только приняли, но и вместе с налогоплательщиками осваиваем четыре главы второй части Налогового кодекса.

При этом хотелось бы отметить, что в материальном плане налоговики ничем не отличаются от других госслужащих: мы получаем такую же зарплату. Но, заметьте, условия нашей работы принципиально другие. Отличительная черта налоговой службы - то, что мы работаем по плану. И измеритель свой есть - поступление средств в бюджет, а не число выпущенных постановлений, решений, совещаний, как у других. Поэтому, на мой взгляд, надо было поддержать людей хотя бы морально. Я попросил об этом премьер-министра Михаила Михайловича Касьянова и администрацию Президента. И вот результат: впервые за 10 лет работы удалось собрать начальников инспекций со всей России, а это ни много ни мало - 2500 человек. Это те, кто ежедневно работает с налогоплательщиками. Именно они испытывают на себе все `прелести` и неудобства действующего налогового законодательства, им налогоплательщики изливают душу. Вот мы и договорились провести Всероссийское совещание. По большому счету, уже по поступившим отзывам можно сказать: разговор удался. Пришел Президент России В. Путин, пришел председатель Правительства М. Касьянов.

Президент особо отметил, что от профессионализма и добросовестности сотрудников налоговых органов зависит не только наполнение бюджета, по нашей службе люди судят о власти в целом. Эти слова для нас ориентир, мы просто обязаны совершенствовать уровень работы. Премьер в своем выступлении прямо сказал, что судьба реформ зависит от работы налоговых органов. И мы все убедились, что не хлебом единым жив человек. Душа еще есть у человека!

Беседу подготовили: Александр ВЕЛИЧЕНКОВ, Татьяна КОНИЩЕВА.


Российская газета, 06.03.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 212382
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 438

  • Букаев Геннадий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``